История искусств. Лекции. Лекции по истории искусств к ф. н доц каф культурологии
Скачать 0.84 Mb.
|
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ к.ф. н. доц. каф. культурологии В.С. Новиков ВВЕДЕНИЕ Искусство как феномен культуры «Ars longa - vita brevis» («Искусство вечно - жизнь коротка»). Это латинское выражение говорит о вечной ценности произведений искусства, которые не только принадлежат эпохе, когда они были созданы, но и значении художественного наследия для мировой культуры. Искусство «одевает» культуру в своеобразный праздничный наряд. Эстетика (от греч. «aisthetikos» - «чувствующий, чувственный») изучает формы эстетического сознания, эстетические категории, мировоззренческие проблемы искусства, классификацию видов искусства, проблем художественной критики, развития художественных стилей, специфику творческих процессов и др. Философско-эстетические воззрения на искусство сложились уже в Древней Греции. В средневековой Европе они были подчинены христианской теологии, и только в эпоху Ренессанса, в связи с расцветом искусств, стали формироваться светские эстетические взгляды на красоту человека, природу и искусство. Но, как отдельная наука, эстетика возникла в эпоху Просвещения. В 1735 г. А. Баумгартен, в «Философских размышлениях о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», назвал эстетикой науку о чувственном познании человека, постигающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Он издал труд «Эстетика» в 2-х тт. (1750, 1758 гг.). Искусствоведение зародилось в эпоху Ренессанса (Альберти. «Трактат о живописи», 1436 г.); теория «золотого сечения (Леонардо да Винчи), Вазари («Жизнеописание выдающихся зодчих, художников и ваятелей», 1550 г.). Как особую науку, его обосновал немецкий ученый И. Винкельман. В труде «История искусства древности» он писал, что развитие искусства обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного управления и вызванного ими склада мыслей»). Развитие искусства, по его мнению, проходящее через стадии роста, созревания и увядания, он рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела. В древнегреческом искусстве эти изменения привели к смене четырех стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития античного искусства И. Винкельман считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеалом искусства он назвал порожденное свободой древнегреческое искусство, воплощение «благородной простоты и спокойного величия». В труде «Анализ красоты» английский художник У. Хогарт (1753 г.) выразил замечательную мысль о взаимосвязи теории искусства и собственно художественного творчества. Отметим труды Г. Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766 г.), «Гамбургская драматургия». Французский просветитель Д. Дидро заложил основы художественной критики. В частности, Г. Лессинг и Д. Дидро придавали большое значение воспитательной роли театра. «Лекции по эстетике» (1835, 1838 гг.) Г. Гегеля, посвященные проблемам теории искусства, считающиеся классическими, надолго определили развитие эстетической мысли. А. Баумгартен, И. Винкельман, У. Хогарт, Г. Лессинг, Д. Дидро, Г. Гегель оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейской эстетики и теории искусства. *** Понятие «искусство» и его специфика. В «широком» смысле слова искусством можно назвать любое профессиональное мастерство. Искусством называют творческую деятельность художника, композитора, актера, где мастерство направлено на создание совершенной формы художественной произведений. В этом смысле, искусством называют процесс художественного творчества, произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл. Искусство возникло как способ постижения мира и форма его художественного отражения человеком. Его специфика отличается от других форм культуротворческой деятельности тем, что искусство отражает действительность в художественно-образной форме. Специфика видов искусства является результатом художественного опыта человечества. Произведение искусства может быть воплощено своим творцом в глине, краске, камне, звуках, цвете, слове. Искусство, как форма культуротворческой деятельности, использует не только слово, но и невербальные языки (мимику, движение, цвет, звук и др.), которые получили выразительный смысл и эстетическое значение в культуре. Искусство существует в различных видах и формах, развитие которых зависит как от историко-культурных факторов, так и удовлетворения художественных вкусов его создателей и потребителей. Архитектура и прикладное искусство выражают свою видовую определенность через материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовно-эстетические интересы людей. Изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика) раскрывает видение мира с помощью пластических и колористических материалов (красок, мрамора, глины и др.); Искусство слова включает в себя литературу, театр и другие формы словесного художественного творчества; Музыкальное искусство отражает действительность в звуках: человеческим голосом, тембрами различных музыкальных инструментов и различными техническими возможностями их воспроизведения. Художественный образ - сущность любого произведения искусства. Созданный художественный образ возникает у творца не столько как внешнее сходство с действительностью, а как эстетическое отношение к ней. Художественный образ – это чувственное отражение жизни с субъективных позиций автора. Стихотворение М. Лермонтова «Белеет парус одинокий» отражает не только зримую картину, но мысли и чувства автора. Художественный образ воплощает культуру эпохи и стремлений человеческого духа в сюжете, композиции, он может стать архитектурной, скульптурной композицией, музыкальным произведением, картиной, художника, романом у литератора, фильмом, спектаклем и т. д. В творческом процессе художник синтезирует свои впечатления, события действительности, и создает новую реальность бытия - мир искусства. Виды искусства - исторически сложившиеся и развивающиеся формы культуротворческой деятельности человека, различающиеся по способам его художественного воплощения. Система видов искусств функционируют в различных культурах по-разному. В культурно-историческом процессе система видов и жанров искусства постоянно изменялась и изменяла свои границы. - из древнего синкретического мифологически-обрядового «праискусства» произошла дифференциация различных его видов; - в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр и др.); - влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых синкретических видов искусства (кинематограф, телевидение и др.). При классификации видов искусств обычно выделяют: - пространственные виды искусств (архитектура, изобразительное искусство и др.); - временные (литература, музыка и др.); - пространственно-временные (театр, кино и др.). Возможны и другие классификации, например, выделяя зрелищные и незрелищные виды искусств, синтетические и синкретические виды и др. В ХХ в. проблемы для «классификаторов» искусства создали фигурное катание, танцы на льду, художественная гимнастика, спортивные танцы, дизайн и др. Возникли и телевизионные формы искусства - телесериалы, теле-шоу и др. Звукозапись, видеозапись, телевидение, студийные записи музыки, компьютерный монтаж фильмов и т. п. создали новые возможности для развития всей сферы искусства. В современной культуре обозначились две тенденции взаимодействия видов искусств. Первая - сохранение самостоятельности каждого вида искусства; вторая - тяготение к синтезу различных искусств. Обе тенденции плодотворны, так как ведут не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению художественной культуры. *** Историческое развитие искусства. Художественная деятельность возникла в первобытной культуре вместе с развитием мифа, магии и обрядовой деятельности. Пещерная живопись (изображения животных) возникла 25-15 тыс. лет назад. Антропологи и языковеды считают, что в это время возникли и сами словесные названия животных. Каменные орудия охоты люди украшали магическими рисунками с изображением животных. Но постепенно у людей появилось и осознание красоты, как таковой. Это связано с развитием ремесел, металлургии. Археологи часто находят бусы, подвески, кольца, браслеты, по которым определяют принадлежность к той или иной культуре. Украшения-обереги размещали на висках, шее, пояснице, бедрах, руках, ногах, плечах и с ними отправляли и в мир «иной». Символические изображения и орнаменты на одежде выполняли не только магические функции, но возникли так же из стремления к украшениям. Из мифов и художественно-обрядового синкретизма, где слово, танец-пантомима и пение сливались воедино, постепенно выделились сказки, песни, танцы, игры, которые стали исполняться и вне обрядов, став формой проведения досуга - фольклором. В Древней Греции слово «хор» («chorus») у древних греков означало поначалу хоровод с пением. Ведущим в художественном синкретизме народных «дионисийских» праздников был танец, неразрывно связанный с музыкой и словом. В классическую эпоху (V-IV вв.) возник театр (трагедия и комедия), процветала поэзия, музыка, изобразительное искусство и архитектура. Слова «искусство» у древних греков не было, а «техне» означало и мастерство, и искусство, и знание. «Техне» древних греков известно по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела, храмам и скульптурам, парусным кораблям и пр. Греческий мастер выступал в роли творца идеи, художника, создающего в воображении образ предмета и ремесленника, воплощающего свой замысел в материале. Его результат оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. Часто оставшись безымянными, они сохранили индивидуальность автора, стиля, композиции. Древнегреческие философы обсуждали проблемы прекрасного, разрабатывали понятия «катарсис», «калокагатия» (синтез прекрасного и добра), «мимесис» (что поначалу означало подражание актера природе). В «Поэтике» Аристотель рассматривал понятие «катарсис», достижение которого считал одной из целей и следствий древнегреческой трагедии. Катарсис - это эмоциональная разгрузка, мистическое «очищение» души человека от «грязи» чувственности и телесности возбуждением сострадания и страха. В средневековой Западной Европе искусство было дифференцировано на народные виды прикладного художественного творчества и фольклор, церковно-религиозное искусство (музыка, иконопись, архитектура и др.) и зарождающееся светское искусство рыцарских замков (поэзия бардов, баллады миннезингеров, рыцарский эпос и др.). Эпоха Ренессанса сформировала новые художественные интересы и потребности масс, наполнила их духом гуманизма. Возник интерес к античному искусству, и в конце XVI в., как подражание древнегреческой трагедии, возникла опера. Для западноевропейской культуры Нового времени характерно: - повышение уровня грамотности, интерес массового читателя к светской литературе, появление романа. - оформление стилей зданий особого функционального назначения - вокзал, биржа, музей, банк, выставочный зал, торговые ряды и пр.; - градостроительство и архитектура - появление городских ансамблей; - расцвет садово-паркового искусства; - развитие жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая картина; - развитие искусства графики, особенно в связи с книгопечатанием; - в музыкальном искусстве широко развивались такие светские жанры, как опера, балет, симфония, соната, появились концертирующие певцы, инструменталисты и др. - появление художественных стилей: барокко, классицизма, романтизма, реализма, импрессионизма и др. П. Сорокин («Социальная и культурная динамика») показал неуклонное снижение в Новое время доли религиозного и увеличение доли светского искусства (XVII в. - религиозное 50,2 %, светское 49,2 %; XIX в. - религиозное 24,1 %, светское 75,9 %; XIX в. - религиозное 10,0 %, светское 90,0 %). Светское искусство утверждает ведущую роль личного начала, показывает интерес человека к окружающему миру - во всех его проявлениях - от быта до героики. В изобразительном искусстве это находит прямое выражение в развитии портрета и пейзажа, а также бытового и исторического жанров (с XVII по XIX вв. доля пейзажа возросла с 2,9 до 15,4 %; портрета-с 17,8 до 18,9 %; жанра-с 14,9 до 35,9 %). В ХХ в. произошло расширение сферы искусства, возникли разнообразные направления: от абстракционизма до поп-арта. Что такое поп-арт? В поп-арте объектом искусства становятся обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания. Это: - «хепенинг» («происшествие») - оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре; - «концептуальное искусство» - создание художественных идей (концептов) в сознании зрителя с помощью надписей, схем, графиков и пр. В ХХ веке произошло явное разделение искусства на «элитарное» и «массовое». Х. Ортега-и-Гассет писал: «Новое искусство» должно отчуждать людей от реальной жизни. Новое искусство разделяет общество на «элиту» - художников и тех, кто «обладает особым органом восприятия», понимает его, и «массу» - толпу, кому оно недоступно и не нужно» («Дегуманизация искусства», 1925 г.). «Массовой» аудитории кинематограф и TW сегодня предлагают упрощенные, но профессионально «сработанные» жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер и др. Стержнем развития сюжета в телесериалах становится «тайна». В ХХ в. в культуре доминируют визуальные виды искусства, дизайн, по сравнению с «классикой», предельно возрос «удельный вес» прикладной музыки в рекламе, шоу-программах, кардинально изменилась бытовая танцевальная культура, связанная с афро-американским влиянием. Таким образом, произошли большие изменения в художественных вкусах массовой аудитории, как на Западе, так и в России. *** Влияние технического прогресса на развитие искусства. В 1837-1839 гг. французы Ж. Ньепс и Л. Дагер изобрели фотографию. В 1891 г. Г. Лиман изобрел цветную фотографию. Развитие науки и техники привело от фотографии к изобретению движущегося изображения. В декабре 1896 г. братья Люмьер продемонстрировали в Париже черно-белое «немое» кино. Первые фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Приближение поезда к вокзалу», кинокомедия «Политый поливальщик» были просто аттракционами. Американские изобретатели осваивали запись и воспроизведение звука. В США Т. Эдисон изобрел фонограф (1877 г.), Э. Берлингер - граммофон (1888 г.). Вскоре, для его производства основана французская фирма «Пате» (отсюда – патефон). Поначалу было непризнание за новшествами какой-либо художественной ценности, мнения о вытеснении ими того или иного вида искусства, критики спорили об их месте в искусстве. Но фотография не вытеснила живопись, кино не заменило театр, граммофон и радиопередачи не заменили концертов «живых» певцов и музыкантов. Технические средства не только успешно входили в мир искусства, но и изменяли систему его видов и жанров. Русский инженер А. Попов (1895 г.), и итальянец Г. Маркони (1897 г.) изобрели радио. В Лос-Анджелосе (США) в 1908 г. был основан Голливуд (так начались натурные съемки фильма «Граф Монте-Кристо»). В 1906 г. англичанин Ю. Ласт запатентовал звуковое кино, но кино пока оставалось «немым». В 1920-30 гг. по миру началось победное шествие американского джаза и в 1927 г. в США был показан первый звуковой фильм «Певец джаза». В 1929 г. Американская Академия киноискусства учредила премию «Оскар». В 1921 г. русский физик и музыкант Л.С. Термен изобрел «терменвокс», став родоначальником электронной музыки. В США, в 1965 г. - первое концертное использование электрогитары (Боб Дилан). Без электронных инструментов сегодня невозможно представить сферу шоу-искусства, рок-оперу и др. В 1907 г. русский инженер Б. Л. Розинг впервые передал изображение на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки. Идея была подхвачена на Западе. В 1928 г. с продажи в США первых телевизоров началась «эпоха» телевидения. В СССР экспериментальные передачи начались в 1932 г., с 1955 г. - ежедневные черно-белые передачи, с 1967 г. - появилось цветное телевидение. В 1957 г. Национальная академия грамзаписи в США учредила премию «Грэмми» - самую престижную зарубежную награду в мире музыки. Электропроигрыватель и магнитофон в эти годы стали обычными в каждой квартире, как технические средства воспроизведения музыки. В США (1980 г.) появилось видео и видеокассеты. Сейчас произведения искусства тиражируют и создают и с помощью компьютера. Через Интернет возможно распространение и трансляция произведений искусства, посещение музеев и библиотек. Под влиянием новых технических средств развитие искусства и его функции в культуре ХХ века существенно изменились. МИФЫ И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Античные мифы и исторические легенды, начиная с эпохи Ренессанса и на протяжении XVII-XIX веков, оказали существенное воздействие на формирование западноевропейского искусства. Античная эпоха имела блестящую культуру — философию, литературу, театр, архитектуру, скульптуру и др. Благодаря художественной обработке античных поэтов и драматургов: Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и других, мы знаем хорошо античную мифологию. Проблемы эстетики отражены у Платона, Аристотеля и др. Последним античным философом, известным и трактатом о музыке, был Боэций, живший на закате античного мира. Ставшее гос. религией христианство утверждало новые эстетические ценности. С крушением Западной Римской империи (Византия как государство устояло) и распространением с 1-го в. н. э. христианства, принятия его гос. религией при Константине Великом (315 г. н.э.) прежние культурные ценности стали восприниматься массами как чуждые и потому изображения античных богов и посвященные им храмы уничтожались. Но античное искусство и мифология пережили «темные века» средневекового забвения. Уже с конца XIII века в Италии начинает формироваться мировоззрение, характерное для новой эпохи — Ренессанса (Возрождения). С этого времени искусство постепенно начинает утрачивать свою неразрывную связь с церковью. Даже картины на библейские темы стали носить более светский и свободный характер. Эпоха Ренессанса (14-16 века) наиболее ярко раскрылась в Италии. Это была эпоха возрождения античности с ее любовью к человеку, его красоте, мудрости и совершенству. В 1506 г. в Риме была найдена скульптурная группа «Лаокоон» (в наст. время находиться в Ватикане). Существуют многочисленные повторения этой работы, созданные итальянскими мастерами. В Эрмитаже мы видим не только произведения античных мастеров, но и картины на античные темы, созданные в эпоху Возрождения: «Даная» Тициана, «Рождение Афины» и «Спор Афины с Посейдоном» А. Ломбардо и др. К героическим образам и темам из античной истории обращались и художники эпохи классицизма. Слово «классицизм» образовано от лат. classicus — «образцовый». Родина классицизма — Франция XVII в. Среди произведений, экспонируемых в Эрмитаже, немало таких, темы которых заимствованы из древней истории (см. напр., картину П. Миньяра «Великодушие Александра Македонского»). Прежде в гимназиях всеобщую (мировую) историю в значительной степени изучали по искусству и произведениям греческих и латинских авторов. Тогда посетителям музеев было понятно, к каким эпизодам истории обращается художник, изображая героев античных мифов и легенд. Наиболее известным исследователем античной эстетики является наш великий ученый А.Ф. Лосев, создавший большое количество трудов, изданных в основном в конце его длинной и многотрудной жизни (1990-е гг.). *** Термин «antiques» (античность) по латыни означает «древний», возник в Италии в эпоху Ренессанса и относится к культуре Древней Греции и Рима (II тыс. до н.э.-I тыс. до н. э.- V век н.э.). Религия древних греков, как и римлян - политеизм (многобожие), как воплощение силы богов в природе, существовала в форме мифов. Oт самых древних мифов («хтонических»), отражавших страх людей перед природными стихиями, у др. греков происходил переход к мифам о богах Олимпа, в которых отражена гармония между человеком и окружающей его природой. Связью с древними культами объясняется, что у древних греков каждый бог имел посвященное ему животное, которое было спутником бога (орел часто изображался сидящим у ног Зевса, сова была птицей Афины, волк был спутником Аполлона и др.). У олимпийских богов символическая связь с животными сохранялась в их атрибутах или неожиданных литературных эпитетах: «совоокая Афина», «волоокая Гера», «Аполлон волчий». В мифах были и низшие божества, имевшие животный или полуживотный облик: козлоногий Пан, сатиры с козлиными ногами, сирены (полуженщины-полурыбы, очаровывавшие неземным пением мореплавателей), кентавры (люди с туловищами коней), грифоны с львиными туловищами, головами и крыльями птиц, тритоны с рыбьими хвостами. Воспоминания о культах почитания животных сохранились и в «метаморфозах» (от греч. — «превращения»), где боги и смертные люди принимали образы различных животных и растений. Зевс, обратившись в белого быка, похитил прекрасную девушку Европу, в образе орла унес Ганимеда. Дафна становится лавром, сестры Фаэтона проливают слезы-янтарь; на «метаморфозах» основаны мифы о Кипарисе, Нарциссе, Гиацинте. Римский поэт Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.) описал эти и многие другие превращения в поэме «Метаморфозы». В эпоху расцвета греческой демократии появилась почва для возникновения образа человека, совершенного и физически, и духовно, а представления о богах стало ассоциироваться с представлениями о гармоническом, идеально прекрасном человеке. Древние греки говорили: «Наши боги прекрасны, как наипрекраснейшие из людей». Тогда и родился тот идеал, который оказал большое влияние на развитие западноевропейского искусства. В отличие от Греции, римская мифология поначалу была развита слабее, не развита была и скульптура. Существовали самобытные мифы римлян, известные по произведениям римских поэтов: Вергилия, Овидия, Горация и др. Со времени покорения Греции, Рим впал в обаяние греческой культуры. Боги у римлян имели свои собственные имена, но под культурным влиянием греков, они совместили их «божественные» функции и заимствовали их скульптурные изображения. В Рим перешла и греческая мифология. Многие римские боги приняли образы древнегреческих богов: римского Юпитера стали представлять в виде Зевса, Минерву – Афиной, Венеру – Афродитой, Ареса – Марсом, Юнону — в виде Геры и т. д. Мифология определяет основные измерения духовной культуры, пронизывает искусство, литературу, обычаи и т. д. Они верили в существование множества богов, которые живут на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Им посвящались Олимпийские игры. Греки были уверены, что побеждает тот, кому помогают боги, и дают клятву сражаться честно. В настоящее время Олимпия (место обитания богов) - национальная святыня Греции. На Пелопоннесе до наших дней сохранились руины храма Зевса (V в. до н. э), стадион, мастерские Фидия и храм Геры (VII в. до н. э.). В 1000 г. до н. э. здесь было главное святилище Зевса, а с 776 г до н.э., каждые 4 года, проводился общеэллинский спортивно-религиозный праздник, с которого началось у др. греков историческое летоисчисление. Он стал прообразом современных Олимпийских игр. Последние Олимпийские игры прошли в 392 г. н. э. (ведь они посвящались олимпийским богам, а в Византии государственной религией уже стало христианство). О древнегреческих богах мы, прежде всего, узнаем из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (созданных в 9 в. до н.э.) и Гесиода (8 в. до н.э.) «Труды и дни», а в поэме «Теогония» мы видим упорядоченный Гесиодом круг богов Олимпа, мифов о них и генеалогию их родства. |