Лекции по курсу биоэтика
Скачать 441.69 Kb.
|
ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ «БИОЭТИКА» ЛЕКЦИЯ 1: МОРАЛЬ. ЭТИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (2 ч.) 1.Мораль как предмет этики. 2. Особенность моральных норм как части социальных норм. 3.Профессиональная этика и ее основные теоретические концепции. Литература. 1.Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. – Собр.соч., т. 3. М.: Русская книга, 1994., С. 68-75. 2.Фаулер Марша. Этика и сестринское дело. М., 1997. С.12,48. 3. Гусейнов А.А. О прикладной этике вообще и эвтаназии в частности // Философские науки. 1996. № 6. С. 80-84. 4. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М., 1990. С.191-200. 1).Слово «мораль» - от латинского слова «mos /mores/», означающего обычаи, нравы, поведение. В древнегреческом имеется аналогичное слово «этос» - обычай, темперамент, характер, образ мыслей. Русское слово "нравственность" образовано от слова «нрав», означающего совокупность душевных качеств человека. В настоящее время слова «мораль» и «нравственность», в основном, употребляются как синонимы. Слово «этика» впервые встречается в 4-м веке до н.э. у древнегреческого философа Аристотеля, и означает оно философскую науку о морали. Этика как наука исследует вопрос о природе и сущности морали. Чаще всего, мораль определяют как особую форму общественного сознания, особый способ регуляции поведения людей в обществе. Понятия морали: добро, зло, долг, ответственность и т.д. - это особое знание, которое следует отличать от знания о вещах. Природу наших знаний о вещах мы покажем на примерах научных знаний. Возьмем научные истины. В области анатомии - сердце человека состоит из 4-х камер, из области химии - распад углеводов, жиров и белков в организме подчиняется циклу Кребса. Во-первых, истинность научных знаний заключается в их соответствии эмпирической, фактической стороне нашего опыта, как анатомических вскрытий или химических опытов. Проверка научных знаний опытом называется верификацией. Во-вторых, в той степени, в какой вещная природа дана нам в опыте многообразием своих отдельных частей, как множества стихий, минералов, растений, животных и т. д., наше знание о ней всегда конкретно, предметно-определенно, как физическое, химическое, биологическое и т.д. В-третьих, научное знание имеет логически строгую, логически развернутую систематическую форму. Иными словами, научное знание имеет дискурсивный характер. В-четвертых, истинное знание о вещной природе имеет объективный характер, то есть нейтральный по отношению к человеческим интересам и пристрастиям. Понятия морали, возьмем основополагающие из этих понятий - добро и зло,- это знание, так сказать, пристрастное. Если в знании о вещной природе, как было сказано выше, существенными моментами являются объективность, верифицируемость, предметная определенность и дискурсивность, то сущностью знания о добре и зле является нормативность. Мораль - это нормативное сознание. Что это значит? Понятия добра и зла - это нормы и оценки, образцы поведения людей, а не дискурсивное описание пространственных связей и отношений (сердце состоит из 4-х камер) или временных связей (цикл Кребса). Добро - это нравственно-позитивное, нравственно-подобающее в нашем поведении, а зло - нравственно-негативное, нравственно-неподобающее. Мораль - это знание о нормах, определяющих мотивацию нашего разумного поведения, которое всегда должно стремиться к добру и избегать зла. В плане этого рассуждения можно сказать: наука - это знание по преимуществу объективное, мораль- знание по преимуществу субъективное. 2).Трактуя сущность морали как нормативного сознания, как совокупности норм поведения человека, необходимо иметь в виду, что моральные нормы - это только часть социальных норм, к которым относятся также обычаи, ритуально- этикетные, организационно-административные, технические, религиозные и правовые нормы. В чем же отличие морали от обычаев? Существует древний обычай приветствовать человека, подавая ему руку. В прошлые времена один человек демонстрировал таким образом другому, что он миролюбив, настроен доброжелательно, ибо его рука без оружия. В настоящее время это ритуально-этикетный обычай, как бы социальный инстинкт, следуя которому мы не задумываемся, почему в качестве приветствия мы протягиваем руку. Следование же моральным нормам - это в высшей степени сознательная акция. Моральное сознание - это не просто знание о неких социальных нормах поведения человека в обществе, но это знание нравственных ценностей. В философском понятии «ценность» есть очень важный для исследования сущности морали смысл – «социальная установка». Нравственные ценности - это высшие социальные ценности, так как они обеспечивают высшую устойчивость и солидарность человеческому сообществу. Добро - это высшее благо. Смысл нравственных ценностей в том, что через них человек осознает свою общественную природу, свое предназначение в мире. Моральные нормы и оценки универсальны для всего общества. Как социальные предписания они могут различаться в разных культурах, однако гуманистическое начало моральных систем всех цивилизованных народов свидетельствует о том, что нравственные ценности выявляют самое глубокое родство (равенство) абсолютно всех людей В моральном сознании человек, оставаясь индивидом, возвышается до отождествления себя со всем человечеством. Ориентируясь на нравственные ценности, человек приобретает подлинную целостность и открывает для себя возможность достичь совершенства. Подлинное человеческое достоинство - это осознание в своем лице достоинства всего человечества. Но в том-то и дело, что всякий другой человек является носителем такого же достоинства, а отсюда субъектом всех человеческих и гражданских прав. Ценностная природа понятий морали еще резче подчёркивает их отличие от научных истин. Дискурсивный характер научных истин означает, что человек, не имеющий понятия о химических элементах, простых и сложных, органических и неорганических химических веществах, химических формулах и т.д., не в состоянии понять, что такое цикл Кребса. Каждый студент может вспомнить, что именно при изучении биохимии он логически постиг этот путь распада в организме углеводов, жиров и белков и таким образом стал владеть понятием «цикл Кребса». В то же время, очень трудно указать, когда человек узнает, что, например, ложь - это зло. Нормативно-ценностные понятия морали - это как бы самоговорящее знание. Простые нормы нравственности человек усваивает по мере того, как вообще начинает мыслить, потому что эти нормы есть обязательное условие всех процессов общественной коммуникации - игры, семейных отношений, учебной и трудовой деятельности. На вопрос: «А почему ложь - зло?» неискушенный в этической науке человек ответит: потому, что это дурно, безнравственно. Как видим, собственно логического смысла, в чем сила научного дискурса, в таком тавтологическом объяснении очень мало. Однако, это обстоятельство совсем не подвергает сомнению огромный нравственный, социальный смысл в моральном запрете на ложь во взаимоотношениях людей. Смысл нравственных ценностей – это как бы естественный свет разума, что делает каждого человека за исключением случаев глубоких психических расстройств, независимо от образования, социального положения и т.д., морально вменяемым и, стало быть, ответственным за свои поступки. Смысл нравственных ценностей понятен каждому - как быть, как стать, как оставаться везде и всегда человеком соответствовать этому понятию. Система нравственных ценностей имеет два полюса: с одной стороны, моральные усилия личности направлены на утверждение, охрану, защиту своего человеческого достоинства. С другой стороны, мораль требует от каждого из нас альтруизма в отношении к другим людям. Нравственное воспитание - это всегда двунаправленный процесс, это одновременно и школа самоуважения, и школа человечности, гуманности. Мораль - это важнейший фактор не только социализации, но и сапиентации человека. В свое время Бертран Рассел известнейший английский философ 20 века сказал, что человек, называя себя «человеком разумным», позволяет себе несколько высокомерное заявление. В самом деле, чтобы стать в полном смысле homo sapiens, человек непременно должен быть homo moralis. Исходно, человек - биологическое существо, наделенное биологическими потребностями и инстинктами. В животном мире есть только зачатки солидарности (стадной, семейной), а в материнском инстинкте биологически закреплена забота о детенышах, не исключающая в некоторых случаях даже самопожертвования. Элементы солидарности, альтруизма в животном мире вплетены в биологические отношения между особями и актуализируются как продолжение действия конкретных физических и физиологических факторов (запахов, тактильных воздействий и т.д.). Мораль относится всецело к сфере духовной связи человеческой личности со всем человеческим родом. Мораль трансформирует биологическую природу в человеке и превращает эту частичную характеристику поведения высших животных в универсальную характеристику человеческого существования. Самодостаточность существования биологической особи как отдельного организма становится в человеке сознанием и чувством личного достоинства, а стадная солидарность или внутрисемейная забота у животных проявляющаяся у них лишь в каких-то ситуациях, лишь временно превращается в универсальную характеристику природы человека. Как homo moralis человек должен быть принципиальным антиэгоистом, и одновременно преисполнен личного достоинства. Элементарные нормы нравственности прививаются человеческому индивиду самой организацией и течением общественной жизни. Однако, будучи посеянными, в разумной человеческой душе, эти «семена нравственности» прорастают в соответствии со своей духовной природой. Нравственная сила личности почти целиком зависит от самовоспитания, глубины духовной жизни этой личности. И если продолжать сравнение научных истин и нравственных ценностей, то необходимо заметить, что ученые занятия - это умственный труд, но не духовная жизнь по большому счету. Личность вступает в пору нравственной зрелости, когда осознает приоритетную роль морали в регуляции общественных отношений, когда без иллюзий отдает себе отчет в весьма частом несовпадении эгоистических влечений и склонностей в каждом из нас, а также требований социальных обстоятельств, с одной стороны, и императивов морали - с другой. Вступая в пору нравственной зрелости, человек обречен далее до конца своей жизни осознавать и переживать названное противоречие. Данное противоречие знакомо каждому как муки совести. Совесть - это заложенные в человеческой природе санкции за нарушение личностью моральных норм. Правда, в морали как социальном феномене есть и другой механизм контроля поведения человека - воздействие общественного мнения через присущее нам чувство стыда. Однако, возможности этого механизма ограничены, так как большая часть поступков человека недоступна внешнему контролю и санкциям со стороны общественного мнения. Механизм совести, укоры совести контролируют не только все наши поступки, но и побуждения к ним, мотивацию нашего поведения. Итак, мораль как особая форма общественного сознания, особый способ регуляции поведения человека в обществе. Это значит, что человек как член общества, как субъект сознания осваивает, осознает вырабатываемые в процессе общественной жизни моральные нормы, конкретные нравственные ценности - представления о добре и зле. В качестве нравственного сознания личности эти нормы и ценности становятся ее моральными убеждениями. Мораль как особый механизм регуляции поведения человека в обществе действует почти целиком через его личность. В сфере моральных отношений каждая человеческая личность суверенна и автономна, то есть обладает полной свободой и безусловным правом на самоопределение. Механизм моральной регуляции нашего поведения оказывается механизмом саморегуляции, механизмом «самопринуждения личности к добру». Мораль - это такой способ регуляции нашего поведения в обществе, который иными словами называется «моральный выбор». Именно сам человек и только он один должен определить, что в рассматриваемой им жизненной ситуации будет добром, а что - злом, и далее должен иметь достаточно «доброй воли», чтобы совершить нравственный поступок. Моральный выбор - это самопринуждение личности, но одновременно это и есть свобода человека. Такая свобода, с одной стороны, «оплачивается» ответственностью личности за все свои решения и поступки, а с другой – «вознаграждается» сознанием и чувством подлинного человеческого достоинства. Поскольку моральные нормы - это только часть социальных норм, и выше мы уже рассмотрели различие моральных норм и обычаев, то теперь коротко осветим отличия моральных норм от норм религиозных и правовых. Как отмечал один из виднейших русских философов И.А.Ильин, нормы религии и морали функционально близки друг к другу, так как они регулируют преимущественно внутренний мир человека, определяют его душевные состояния. В то же время между религиозными и моральными нормами есть существенные различия. В религиозной вере Бог открывает человеку свою сущность и волю. Вступая в союз с Богом, человек делает Его волю нормами своей жизни. Религиозные нормы определяют как внутреннее душевное состояние, поведение человека, например, в молитве, так и его внешнее поведение, что проявляется в исполнении религиозных обрядов. Религиозные нормы имеют и свои санкции - это страх верующего человека перед Божьим гневом. В отличии от религиозных правил человек соблюдая мораль предоставлен исключительно себе. Сравнивая моральные и правовые нормы, И.А.Ильин подчеркивал, что между ними еще больше различий. Нормы права устанавливаются внешним авторитетом, aвторитетом государственной власти. Правовые нормы предписывают нам должное поведение независимо от нашего мнения. В правовых нормах всегда есть составная внешнего принуждения. 3). В этике как науке выделяют ненормативную этику, к которой относятся метаэтика и дескриптивная (описательная) этика, и нормативную этику, частью которой является прикладная этика, а разновидностью последней является биомедицинская этика. Метаэтика исследует гносеологические, логические, семантичеекие и др. проблемы этики и представляет интерес, по преимуществу, для профессионалов-философов. Дескриптивная этика - это применение конкретно-научных методов исследования исторических, антропологических, психологических, конкретно-социологических и др. к проблемам морали и нравственного поведения. Эти направления этических исследований оформились только в 20-м веке, а их ненормативный характер означает, что их целью не является предписание должного поведения, что здесь не обосновываются нравственные ценности и те или иные определения добра и зла. Нормативная же этика как раз занимается обоснованием, систематизацией, оправданием морального идеала, моральных норм и стандартов. Она вырабатывает точные оценочные суждения, строгие определения нравственных ценностей и обязательств. Профессиональная этика решает названные задачи различных профессий. Какие теоретические концепции нормативной этики имеют особенно большое значение при освещении, анализе конкретных проблем биомедицинской этики? В современных руководствах и учебниках по биомедицинской этике, прежде всего, рассматриваются утилитаристские и деонтологические теории. Виднейшим представителем утилитаризма (от лат.- utilitas – польза) является британский юрист и мыслитель Иеремия Бентам (первая треть 19-го века). В основе его этической теории лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом - насколько они доставляют нам удовольствие, насколько выгодны и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов, а, в конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой» - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания, проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий». Следует особо подчеркнуть, что боль здесь негативное явление, причем важна ее интенсивность. В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей, с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию (активную или пассивную), считают оправданным использование их органов для трансплантации и т.д. Современная медицинская практика, поскольку она сопряжена с расчетом степени риска медицинских вмешательств, соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда), подчиняется логике этики утилитаризма. Интересно заметить, что одно из основных сочинений Бентама называется, «Деонтология, или наука о морали» (1834). Сам термин «деонтология» (от греч.deontos - должное и logos – учение) впервые ввел Бентам, однако в современной этике в целом и медицинской этике в частности деонтологические теории во многом противоположны утилитаризму. Наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века). Канту принадлежит заслуга в более строгом обосновании сферы морали как таковой. Моральная мотивация наших поступков - это и не внешняя целесообразность, например, выгода, польза, и не склонность нашего индивидуального характера, но нечто более высокое в природе человека - автономное и свободное следование сознанию долга. Кант дает чеканную формулу нравственного закона, который он назвал категорический императив: поступай всегда согласно такой максиме (правилу), которую ты хотел бы сделать обязательной для всех людей. В этом самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство, как осознание в своем лице достоинства всего человечества. Исключительно важную роль в современной биомедицинской этике имеет следующее этическое требование Канта: никогда нельзя относиться к человеку просто как к средству, но следует относиться как к цели самой по себе, в особенности оно важно в плане этического контроля биомедицинских исследований на людях. Профессиональная этика - это прикладная нормативная этика. Содержание профессиональной этики составляет определение, обоснование миссии, целей профессиональной группы, системы нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям. Общепризнанно, что профессиональная этика особенно важна в медицине, в профессиональной деятельности юристов, педагогов, социальных работников, журналистов, ученых, дипломатов, в практике оказания психологической помощи людям. Почему же выделяются, прежде всего, эти профессии? Потому, что межличностное общение в названных профессиях затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия - жизнь, здоровье, права человека и т.д. Медико-этический принцип «Не навреди», по сути дела, актуален и в педагогике, и в юриспруденции, и в журналистике и т.д. Этическая некомпетентность медика, как и представителей всех вышеназванных профессий неизбежно становится и профессиональной некомпетентностью. Несмотря на то, что в словосочетании «профессиональная этика» используется термин «этика», во всех профессиях, кроме, медицинской, профессиональная этика не является наукой. Если говорить о профессиональной этике в целом, то она существует как живая традиция поддержания высокого уровня этических стандартов данной профессии.. Во всех названных профессиях их представители постоянно сталкиваются с очень трудными морально-этическими коллизиями для разрешения которых недостаточно обыденного житейского опыта, и именно профессиональная этика есть тот коллективный моральный опыт, та коллективная нравственная мудрость, которые помогают рядовым членам профессии избегать ошибок при принятии этических решений. В связи с этим, невозможно переоценить роль подлинных учителей в таких профессиях, персонифицирующих саму эту живую традицию: «Клятва Гиппократа», «Клятва» Флоренс Найтингейл, как и теоретические построения этической науки (этика И.Канта, этика А.Швейцера). В зрелом виде профессиональная этика - это упорядоченные систематизированные морально-этические принципы и нормы, которые излагаются в форме этического кодекса. Этический кодекс, регулирует практику. Медицинская этика резко выделяется, если ее сравнивать с профессиональной этикой юристов, журналистов, педагогов и т.д. Во-первых, ни в какой другой профессии, кроме медицинской, нет столь авторитетной и отчетливой исторической традиции, знакомство с которой есть первая ступень освоения профессиональной этики врача. Во-вторых, в последние десятилетия именно в медицине профессиональная этика стала также и теоретической дисциплиной, получившей название «биомедицинская этика» или «биоэтика». ЛЕКЦИЯ 2. |