Главная страница
Навигация по странице:

  • ГОСУДАРСТВО КРИМИНАЛЬНОЕ

  • ГОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ

  • ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ)

  • ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ

  • ДЕМОКРАТИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ

  • ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ

  • ДИСКРИМИНАЦИЯ

  • ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

  • ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ

  • ИССЛЕДОВАНИЕ

  • КАТЕГОРИИ

  • КОМПРОМИСС

  • КОНСЕРВАТИЗМ (НЕОКОНСЕРВАТИЗМ)

  • Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекции по политологии учебное пособие
    АнкорЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    Дата05.12.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    ТипЛекции
    #10691
    страница22 из 31
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31

    ГЕНОЦИД (гр. genos род + лат. саеdеге убивать) – политика государства или другие организованные действия, направленные на истребление тех тли иных групп населения по национальным, расовым или религиозным признакам.
    ГЕОПОЛИТИКА (гр. ge Земля + politika искусство управления общественными делами) – теория и политическая практика в основе которых лежит идея географической обусловленности отношений между государствами и другими субъектами (этносами, цивилизациями) международной политики. Современная геополитика есть дисциплина, изучающая отношения между субъектами международных отношений по поводу распределения и перераспределения мирового пространства. Геополитика служит одним из теоретических обоснований политики государств как внутри общества, так и на международной арене.
    ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, внешне выраженная в специальном аппарате управления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.
    ГОСУДАРСТВО КРИМИНАЛЬНОЕ – особый тип государства, характеризующийся определяющим влиянием преступных кругов на политику, криминализацией общественной жизни, использованием преступных элементов в качестве социальной опоры власти.
    ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ – государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, признающее и призванное охранять основополагающие права личности. «Россия есть ... правовое государство» (см. Конституция РФ Ст. 1).
    ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости и примерно равных стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности. «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (см. Конституция РФ Ст. 7).
    ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ – отличается устройством, характеризующимся единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны.
    ГОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ – форма государственного устройства, в которой входящие в состав государства территориальные единицы (штаты, земли, провинции и т.п.) обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью. «Российская Федерация – Россия есть ... федеративное государство» (см. Конституция РФ Ст. 1).
    ГРАЖДАНИН – человек, имеющий гражданство, удостоверяющее его принадлежность к определённому государству. «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (см. Конституция РФ Ст. 6).
    ГРАЖДАНСТВО – правовая принадлежность лица к данному государству, выступающая как система взаимоотношений (прав и обязанностей) государства и лиц, находящихся под его властью. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (см. Конституция РФ Ст. 6).
     ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов, ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В XVII-XVIII вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод.
    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ – внешние по отношению к власти организованные группы, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Являются разновидностью групп интересов.
    ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ – организованные объединения (ассоциации, союзы, фонды), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Они не являющихся политическими партиями, создаются для реализации интересов конкретных социальных групп. Среди них выделяются политические (группы давления) и неполитические группы интересов.
    ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos – народ и...кратия) – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии – власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).
    ДЕМОКРАТИЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ – народовластие, при котором власть большинства и полномочия государства ограничиваются конституцией, провозглашающей важнейшей задачей защиту свободы, прав человека и меньшинств.
    ДЕМОКРАТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) – предполагает прямое участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Была широко распространена в древнегреческих городах полисах, в средневековых республиках. В настоящее время функционирует главным образом на уровне местного самоуправления, в организации жизнедеятельности небольших коллективов. К формам прямой демократии относятся референдумы и выборы.
    ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ (лат. plebs простой народ, plebiscitum решение народа) – предоставляет гражданам право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другие решения.
    ДЕМОКРАТИЯ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ – распространённая концепция, в которой демократия понимается как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе компромиссные решения, выражающие баланс интересов.
    ДЕМОКРАТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ – предполагает опосредованное участие граждан в принятии решений: выбор ими своих представителей в органы власти, которые, принимая решения самостоятельно, призваны выражать и защищать интересы своих избирателей. Такая форма демократии необходима в государствах с большой территорией.
    ДЕМОКРАТИЯ ЦЕНЗОВАЯ – разновидность представительной демократии, в рамках которой избирательное право (как основное право, гарантирующее участие в политическом процессе) принадлежит ограниченному кругу граждан.
    ДИКТАТУРА (лат. dictatura неограниченная власть) – власть, не ограниченная правом или другими институтами и в своих действиях непосредственно опирающаяся на вооружённое насилие.
    ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение или ограничение прав определенных групп граждан по национальному, религиозному, расовому и другим признакам.
    ДОКТРИНА (лат. doctrina) – учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
    ИДЕОЛОГИЯ (от идея и...логия) – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.
    ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – систематизированная форма идей и взглядов тех или иных социальных групп, отражающая их интересы по поводу общественно-политического устройства и направленная на приобретение и использование власти с целью реализации этого устройства. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (см. Конституция РФ Ст. 13).
    ИДЕЯ (греч. idea) – первоначально «то, что видно», «видимое», затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи – понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте; мысль, представление; намерение, план.
    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
    ИМПЕРИЯ (от лат. imperium – власть) – монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора; империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (например, Британская империя).
    ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций – от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.
    ИНСТИТУТ – 1) учреждение, установление; 2) совокупность норм права, регулирующих определенную группу общественных отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.
    ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА – среди функций, характеризующих гражданское общество, можно выделить следующие: продуцирование норм и ценностей, которые государство затем закрепляет своей санкцией; образование среды, в которой формируется социальный индивид; всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование; обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики; осуществление широкого самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни.
    ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
    ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ – международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.
    ИССЛЕДОВАНИЕ – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.
    ИСТЕБЛИШМЕНТ – слои общества, имеющие привилегированное положение и являющиеся опорой данного общественного строя.
    КАПИТАЛИЗМ – тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма – как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.
    КАТЕГОРИИ – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
    КЛАСС – относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в XIX в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества. В современном обществе в процессе социальной дифференциации и интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.

    КЛУБ (англ. club) – общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.

    КОАЛИЦИЯ (от средневекового лат. coalitio – союз) – политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросах международных отношений; соглашение нескольких политических партий об образовании правительства из представителей этих партий (т. н. коалиционное правительство).

    КОММУНИЗМ (от лат. communis – общий) – общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) – низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

    КОМПРОМИСС(от лат. compromissum) – соглашение на основе взаимных уступок.

    КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ – согласование, достижение общих взглядов и сходных позиций между двумя или более субъектами в отношении наиболее значимых аспектов политической жизни (политический курс, пути и способы реализации политики и т. д.). При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно предполагать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач.

    Сама степень согласия при консенсусе политическом может быть различна. Полный консенсус политический (согласно исследователю этой проблемы Шилзу) оказывается практически невозможным для всех «больших обществ вследствие органической недостаточности» коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. Тем не менее, обычно все общества располагают «достаточным» консенсусом политическим в течение длительного периода, характеризующегося отсутствием гражданских войн и революций. В любом случае достигается согласие значительного большинства участников или наиболее влиятельных сил общества.

    Достижение консенсуса политического возможно при соблюдении следующих условий. Во-первых, естественная готовность большинства населения следовать действующим законам, установлениям. Во-вторых, признание институтов, призванных претворять законы и нормы в жизнь. В-третьих, осознание принадлежности к некоей общности (к нации, например), что способствует определенному нивелированию различий (социальных, региональных и т. п.). Консенсус политический широко применяется при решении спорных международных вопросов.

    Во внутриполитической жизни для достижения консенсуса политического используются «круглые столы», движения согласия и т. д.

    Консенсус политический – одно из основных средств предупреждения и разрешения политических и социальных конфликтов.
    КОНСЕРВАТИЗМ (НЕОКОНСЕРВАТИЗМ) – одно из влиятельнейших направлений общественной мысли и политической практики в современном мире. Консерватизм родился как реакция феодалов и аристократии на Великую Французскую революцию. Первым манифестом, в котором заявило о себе консервативное мировоззрение, считается книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» (1790 г.). Вслед за Берком все видные представители этой традиции в Новое время: Р. Шатобриан, Ф. Шлегель, Ж. де Местр, А. Токвиль и др. – развивали одну из центральных идей консерватизма об ограниченных возможностях человеческого разума в осознании мира, сомнение в его преобразующих потенциях. Одна из центральных идей консерватизма – подчинение индивида государству. Консерватизм ориентируется на сохранение и поддержание исторически сложившихся и жизнеспособных форм общественной жизни, прежде всего семьи, морали, религии, частной собственности, рынка, демократии, государства.

    Социальная философия консерватизма исходит из несовершенства природы человека, естественного неравенства физических и умственных способностей людей, необходимости классов и групп и бессмысленности уравнительности с помощью силы закона. Так же, как и либералы, консерваторы признают исключительную роль частной собственности в достижении личной свободы. В то же время консерваторы отдают предпочтение не равенству, а свободе, что отличает их от либералов. Ответом на кардинально изменившуюся картину мира в XX в. стало появление неоконсерватизма.

    Неоконсерватизм – наиболее влиятельная и распространенная разновидность консервативной идеи в современных условиях. В его позициях и установках выявилось много сходного с неолиберализмом вследствие их сближения и взаимодействия. Неоконсерватизм воспринял либеральную идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека и т. д. Антиэтатизм неоконсерватизма уже не столь последователен: выступая против вмешательства государства в экономическую жизнь, неоконсерватизм за самое сильное вмешательство в политику. Неоконсерваторы обвиняют либералов в том, что те лишь паразитируют на политических проблемах, выдвигая декларативные, неосуществимые лозунги. Неоконсерваторы – сторонники концепции «ограниченной демократии». По их мнению, ввиду плюралистичности общества, многообразия политических культур политическое единство стало невозможно, общественное мнение перестало быть его гарантом, поэтому значительную часть политических решений следует передать из сферы демократии властным структурам. Неоконсерватизм зиждется на политической философии, а оппонирующая ему социал-демократия – на социальной. Душа и смысл неоконсерватизма – внутренняя и внешняя политика безопасности, а также национальное самоутверждение. Следует отметить, что нет оснований противопоставлять консерватизм реформаторству. Более того, истоки его влияния – в способности отобрать из старых ценностей практики самые жизнеспособные и для новых условий.

    Ставка пришедших к власти неоконсервативных партий на деэтатизацию и дебюрократизацию, на предпринимательскую инициативу, мелкую частную собственность имела последствием выход буржуазного общества из глубокого кризиса, сокращение численности госаппарата, повышение его эффективности, а также широкое участие трудящихся, управленческого персонала в распределении акций, в принятии управленческих решений. Тем самым практика неоконсерватизма доказала новую возможность эволюционного преобразования общества через систему ротации политических партий у власти.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


    написать администратору сайта