Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 13 ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ

  • 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии

  • 2. Либерализм и неолиберализм

  • 3. Консерватизм и неоконсерватизм

  • 4. Социал-демократическая идеология

  • Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекции по политологии учебное пособие
    АнкорЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    Дата05.12.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    ТипЛекции
    #10691
    страница20 из 31
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31

    Вопросы для самоконтроля


    1. Дать определения: «политический маркетинг», «коммерческий банк», «биржа», «акционерное общество», «валютный рынок» (в экономической сфере) и «политический рынок», «политический товар», «многопартийность», «выборы на альтернативной основе».

    2. Раскрыть сущность понятий «политический рынок» и «политический маркетинг».

    3. Показать отличие рынка экономического и маркетинга в экономической сфере.

    4. Приведите примеры «избирательного маркетинга» (то есть связанного с избирательными кампаниями), который является частью (при этом важнейшей) маркетинга политического.

    5. Назовите основные этапы политического маркетинга.

    6. Определите какую роль играет реклама в политическом маркетинге.


    Лекция 13
    ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ
    Содержание:

    1. Понятие, сущность и функции политической идеологии

    2. Либерализм и неолиберализм

    3. Консерватизм и неоконсерватизм

    4. Социал-демократическая идеология

    5. Идеологическое обеспечение реформ в России
    В предыдущих лекциях был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся политической сферы общества, а также ее взаимодействия с экономической системой. Однако общая картина будет неполной, если не дать анализа тех идеологических доктрин, которые составляют теоретическую базу осуществляемых в обществе крупномасштабных политических и экономических мероприятий (смена политического курса, реализация государственных экономических и политических программ, новые направления в развитии общества и т.д.).

    В данной, заключительной, лекции речь пойдет об основных идеологиях современности, лежащих в основе проводимой политики во многих странах мира. К ним относятся либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социал-демократическая идеология. Конечно, есть и другие политические идеологии, но не они определяют общественное развитие, да и рамки одной главы не позволяют остановиться на всем многообразии политических идей современности.
    1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
    Идеология представляет собой одну из форм общественного сознания наряду с искусством, наукой, религией и др. Это система взглядов, идей относительно общественного развития, разделяемая теми или иными индивидами, социальными группами, народом.

    Политическая идеология – выраженное в обобщенной теоретической форме политическое сознание определенных индивидов, социальных групп; совокупность идей политического характера, на основе которых складываются политические отношения и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения.

    Какова роль политической идеологии в политической системе общества? Эта роль неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу, политические идеологии представляют собой коллективную политическую мысль групп, партий, наций, народа.

    По мнению испанского политолога Л. Санистебана, политические идеологии имеют две функции: познавательную (описание и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в собственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание иногда не соответствует политической действительности, и в этом проявляется различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией – определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идеологами.

    В свою очередь, политическая оппозиция имеет свой интерес к смене существующей элиты и замене ее новой, как правило, с помощью собственной политической идеологии.

    Таким образом, в демократической политической системе может одновременно сосуществовать несколько политических идеологий, и это нормальное явление. Для тоталитарного общества характерно наличие лишь одной политической идеологии.

    Идеология помогает каждой заинтересованной группе не только теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий.

    Как правило, носителем политической идеологии в современном обществе выступает политическая партия. И если партии представляют различные идеологии, то между ними будет происходить борьба, соперничество. Характер борьбы зависит от поляризованности политических сил. Если в обществе достигнут консенсус в отношении существующего политического строя, так называемый умеренный, или ограниченный, плюрализм, то борьба не будет очень острой, ибо она затрагивает вопросы тактики, а не стратегии. Очевидно, что и методы борьбы будут цивилизованными: диалог, дискуссия, выработка оптимального пути развития. Если же общество крайне поляризовано, борьба может ожесточиться и вылиться в социальные, а порой и в вооруженные конфликты между идейными противниками. Не случайно идеологии иногда называют оружием в политической борьбе.

    В рамках одной политической партии идеология выполняет интегративную функцию, объединяя и сплачивая членов данной партии. В масштабах всего общества идеологии раздел я ют люде и на группы и партии и выполняют функцию идейного размежевания. Главная же их функция – это либо оправдание существующей политической системы общества, либо требование ее изменения.

    Любая партия, получив доступ к власти, стремится распространить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, средства массовой информации, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет мобилизующую функцию.

    Политическая идеология – неотъемлемая составная часть политической системы общества. Она образует его политико-идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы невозможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые черты. Политическая идеология – обязательный компонент политической культуры общества, и в этом проявляется ее культурно-воспитательная функция.

    Создание политической идеологии – дело сложное, требующее огромных интеллектуальных усилий. Многие создатели политических идеологий вошли в историю: их теории и концепции изучаются, сравниваются, используются в политических программах современных партий. Заметим здесь, что слабость политических партий современной России объясняется во многом недостаточной разработанностью теоретических, идейных основ их программ.

    Итак, мы рассмотрели понятие, сущность и функции политической идеологии в обществе. Перейдем к характеристике основных политических идеологий современности: либерализма, консерватизма, социал-демократизма.
    2. Либерализм и неолиберализм
    Основные политические идеологии современности окончательно сложились к середине XIX в., хотя истоки их следует относить к эпохе Просвещения. Большой вклад в развитие идей либерализма внесли такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Ж. Руссо и др. Основателем классического либерализма считается Дж. Локк (1632-1704).

    Несмотря на различия идей и концепций разных авторов, подходов в изложении либеральных ценностей, можно выделить несколько основополагающих, ведущих идей и принципов классического либерализма. Прежде всего, это индивидуализм, самоценность личности, независимость ее прав и свобод. Далее следует частная собственность как основа индивидуальной свободы и независимости граждан от общества. Только обладание собственностью ведет к истинной независимости и формирует индивидуализм. Свободные личности создают общество, а общество – государство. Согласно теории классического либерализма общество первично, а государство – вторично, и возникает оно на основе теории «общественного договора». Соответственно роль государства минимизировалась и сводилась к концепции «государства – ночного сторожа». Отсюда вытекала недостаточная разработанность функций государства в области экономики и социальной жизни.

    Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти (Дж. Локк, Ш. Монтескье), а также идеи равенства граждан, но не социально-экономического, а правового, то есть равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.

    В области экономической жизни сторонники либерализма отстаивали идеи свободного рынка, конкуренции и частного предпринимательства, свободу от вмешательства государства в экономическую частную жизнь граждан.

    Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что все либеральные ценности тесно увязаны и обусловливают друг друга, но все же приоритет в их иерархии отдается свободе в разных областях – в экономике, политике, духовной жизни. Само название либерализма происходит от латинского «liberalis», что означает свободный.

    Либерализм XIX в. стал идеологией буржуазии, которая хотела получить полную свободу действий в экономической области и одновременно с помощью государства закрепить свое политическое господство

    Следует заметить, что либеральная идеология сыграла свою положительную роль в становлении демократии в развитых странах Запада Либерализм и демократия развивались здесь, взаимодополняя друг друга. Первой партией, опиравшейся в своей практической деятельности на идеи либерализма, была партия вигов (либералов) в Великобритании. В США такой партией стала Демократическая

    В конце XIX–начале XX в представители либеральных течении начали ощущать кризис идей классического либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и распространением социалистических идей. В этих условиях появились новые течения в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный либерализм» В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что на государство возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. Это должно было смягчить конфликт между трудом и капиталом. То есть у государства появились социальные функции «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства.

    В ходе дальнейшей эволюции идеи либерализма постепенно трансформировались в неолиберализм, включавший основные ценности - свободу, равенство, братство, справедливость, человеческое достоинство, признание права на собственность, рыночное хозяйство, свободу частного предпринимательства. Но главное, в чем отличались неолибералы от своих предшественников, заключалось в их отношении к государству. Неолибералы не отрицали необходимость участия государства в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, в то же время они говорили об ограничении этого вмешательства.

    Либерализм сыграл свою положительную роль в возникновении и развитии демократии, в утверждении общечеловеческих ценностей в обществе. Идеи либерализма обогатили другие современные идеологии – консерватизм и социал-демократию. Однако политических партий, базирующихся только на идеях либерализма, осталось очень мало. Они утратили свои былые позиции, хотя по-прежнему сохраняются в современной политической жизни многих государств. Так, в Европарламенте, насчитывающем 526 депутатов, либералы имеют в течение последних десяти лет неизменное количество (42–43) мест. Партия либералов сохранилась в Великобритании, в Германии она называется Свободной демократической партией, существуют Итальянская либеральная партия. Либеральная партия Швейцарии, Народная партия Швеции и др.

    По существу, современный либерализм занимает промежуточное положение между неоконсерватизмом и социал-демократией, помогая партиям данной ориентации приходить к власти, создавая с ними коалиции
    3. Консерватизм и неоконсерватизм
    По сравнению с либерализмом идеология консерватизма возникла несколько позднее, в конце XVIII в , как реакция на Великую французскую революцию Родоначальниками консерватизма считаются английский консерватор Э. Берк и французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд.

    В «Размышлениях о революции во Франции» Э. Берк сформулировал основные ценности консерватизма, которые были противопоставлены им либеральным идеям.

    Во-первых, он выступил с критикой идеи естественных прав и свобод личности, индивидуализма.

    Во-вторых, показал, что государство создается не гражданами, а представляет собой продукт эволюционного развития общества.

    Главное же в его идеях – это взгляд на общество как на целостную органическую систему, где первенство отдается сложившимся структурам и ценностям. Никакие реформы нельзя начинать с разрушения существующих политических институтов. Надо реформировать эти институты постепенно и осторожно, в рамках существующих в данном обществе традиций.

    Особое внимание Э. Берк уделял сохранению традиции в обществе. В его представлении традиция – это бережное отношение и развитие всего ценного, что было накоплено в прошлой истории тем или иным народом. Традиции не должны разрушаться, они должны передаваться будущим поколениям. В этом смысле главную функцию государства Э.Берк видел в охране порядка, закона, традиции в обществе. Сохранение традиции включало в себя также защиту моральных устоев общества и религии. В целом взгляды консерваторов отражают необходимость сохранения жизнеспособных традиций и ценностей, без которых не может быть будущего.

    Консерватизм был идейно-политическим течением, отражавшим первоначально интересы дворянства, которое боролось за сохранение своих привилегий с нарождающейся и крепнущей буржуазией. Затем он стал выражать интересы аристократической части буржуазии. Позднее консерватизм стали поддерживать средние и мелкие предприниматели, которые боялись будущего из-за его неопределенности.

    Сравнительно недавно (70–80-е годы) идеи консерватизма эволюционировали в сторону его трансформации в неоконсерватизм. Это было как ответная реакция на изменения в либерализме и социализме. Вообще консерватизм проявил свою исключительную способность приспосабливаться к изменениям в общественной жизни. Неоконсерваторы уловили настроения широких масс, требующих перемен в области экономики, социальной жизни, и предложили свои программы борьбы с инфляцией, безработицей, выхода из кризиса.

    Подъем неоконсервативной волны связан с пересмотром основных положений классического консерватизма и принятием новых программ консервативными партиями ведущих стран с рыночной экономикой, включающих конкретные меры по выходу этих стран из экономического кризиса, по подъему экономики. М. Тэтчер, Р. Рейган успешно реализовали в своих программах идеи неоконсерватизма. Эти идеи сводились к тому, что экономика свободного рынка должна быть свободна от государственного вмешательства, правительственного контроля. Свобода предпринимательства не должна ничем ограничиваться. Они выступили против национализированных отраслей экономики, против государственной собственности, за сокращение государственных расходов. С помощью налоговой системы проводилось содействие мелкому и среднему бизнесу. Роль профсоюзов ограничивалась. В итоге М. Тэтчер и Р. Рейган не только вывели свои страны из кризиса, но и способствовали экономическому подъему в них.

    Защита права собственности есть один из основных принципов неоконсерватизма, как и классического консерватизма. Из всех прав и свобод главным считается именно это право. Что касается равенства и свободы, то консерваторы исключают идею социального равенства, считают его несовместимым с понятием свободы, отстаивают в своих трудах неизбежность неравенства. Но они не исключают в то же время равенство возможностей.

    В области духовной жизни неоконсерваторы взамен роста вседозволенности, разрушения семейных традиций предлагают идеи укрепления порядка и дисциплины, культ нравственности, семьи, культурных ценностей. Опору они ищут в религии, национальной и патриотической идее. А государство призвано защищать не только закон, но и мораль. Эти идеи находят поддержку у населения.

    В отношении глобальных проблем современности: научно-технического прогресса, проблем экологии и других – неоконсерваторы проявляют здравый смысл, прагматизм, занимаются их решением, но постепенно и с осторожностью.

    При сопоставлении интересов государства и личности на первое место неоконсерваторы ставят интересы государства, которое призвано защищать права и свободы индивида. Государство должно быть сильным, только в этом случае оно сможет поддерживать стабильность в обществе на основе законности и правопорядка.

    Что касается отношения к демократии, то неоконсерваторы связывают ее лишь с наличием свободного рынка и свободной конкуренции. В политической сфере они предлагают идею органического сочетания демократии и элитизма, считая элиты одним из условий успешного функционирования демократии.

    Конечно, неоконсерватизм не стал «панацеей от всех бед», но он дал относительно целостную программу жизнедеятельности в условиях постиндустриального общества, позаимствовав многие идеи у либерализма и даже социализма.

    К крупным политическим партиям, придерживающимся неоконсервативной ориентации, относятся Консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США и др.
    4. Социал-демократическая идеология
    Социализм в качестве течения общественно-политической мысли утвердился, как и другие идеологии, в середине XIX в., хотя предпосылки его были подготовлены идеями социалистов-утопистов еще в XVI–XVIII вв. Теоретическое обоснование социализма осуществили К. Маркс и Ф. Энгельс в условиях обострения всех противоречий капитализма. Основными политическими идеями марксизма являются: классовая борьба как движущая сила развития общества и обоснование ведущей роли рабочего класса в этой борьбе; победа пролетариата в борьбе против буржуазии в ходе пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата; слом старой буржуазной государственной машины и создание нового государства; средства производства принадлежат всему обществу; постепенное отмирание классов и установление общества без классов и без государства, то есть коммунизма.

    Слабыми сторонами марксистского учения стали: выдвижение на первый план классовых (коллективных) интересов в ущерб развитию индивидуализма, подчинение личных интересов общественным; отведение чрезмерной роли государству в установлении принципов социального равенства и справедливости и др.

    В конце XIX – начале XX в. под влиянием изменяющейся социальной действительности марксизм раскололся на два течения – ленинизм и социал-реформизм.

    Осуществление на практике марксистско-ленинских идей в бывшем СССР и ряде стран Восточной Европы показало, что эти страны в итоге построили тоталитарные общества «равенства в бедности», значительно отстав по уровню жизни от ведущих капиталистических стран. Не вдаваясь подробно в причины этого, отметим, что идеи марксизма были сильно подорваны не только в бывшем СССР, но и во всем мире. Коммунистические партии вынуждены были во многом пересмотреть свои идеологические установки.

    Социал-реформистское направление в марксизме возглавили Э. Бернштейн, К. Каутский, А. Бебель и др. Они поставили под сомнение некоторые постулаты марксизма в связи с тем, что предсказания К. Маркса и Ф. Энгельса о грядущей пролетарской революции не соответствовали реальной экономической и политической действительности. Развитие капитализма свидетельствовало скорее о его стабилизации, чем о кризисе.

    Социал-реформисты видели свою задачу в том, чтобы социалистическое переустройство общества осуществлялось постепенно, эволюционно, без революций и потрясений, путем социализации частной собственности, демократизации политических институтов, расширения политических прав трудящихся. Именно эти моменты легли в основу концепции «демократического социализма», ставшей идеологической и политической доктриной современной социал-демократии. Социал-реформизм стал принципом ее политической деятельности.

    Социал-демократическое движение пережило несколько кризисов – в 1914 г., в 30-е годы. А в послевоенный период значительно укрепило свои позиции, чему способствовали два обстоятельства:

    во-первых, резко возросло стремление народных масс к справедливости;

    во-вторых, появилась потребность экономики в более основательном государственном вмешательстве.

    В послевоенное время социал-демократы отстаивали идеи демократического, правового и социального государства, которые вошли в конституции ряда европейских стран (Германия и др.), где социал-демократические партии оказались очень влиятельными.

    Позиции социал-демократов были сильны в Западной Европе в 60–70-е годы. Они выступали за усиление роли государства в экономике, социальной жизни, охране окружающей среды и культуре.

    В области организации экономической жизни социал-демократы считали, что государство в условиях демократии способно осуществить постепенное преобразование общественных структур в направлении демократического социализма. Государство должно реализовать функции регулирования экономики, заботиться о материальном благосостоянии граждан, предоставлять нуждающимся медицинскую помощь, обеспечивать высокий уровень пособий по безработице, а также другие формы социального обеспечения.

    В тех странах, где социал-демократы были у власти (Швеция, Великобритания 70-х годов), они национализировали некоторые отрасли экономики – транспорт, телекоммуникации, ряд отраслей тяжелой индустрии. Шведская социал-демократия использовала налоговую политику для перераспределения доходов, государственного регулирования занятости, решения вопросов цен и заработков посредством компромиссов «социальных партнеров». Но даже в Швеции общество зашло в тупик. И социал-демократы уступили место неоконсерваторам.

    В конце 80-х годов была выработана обновленная социал-демократическая концепция государства. В ней в качестве основных задач демократического государства выдвигались гарантии и соблюдение основных прав и свобод граждан, осуществление демократии и социальной справедливости в обществе, контроль со стороны граждан над государством. В итоге гражданское общество должно было развиваться в наиболее благоприятных условиях.

    В политической сфере социал-демократы руководствуются идеями правового государства и представительной (парламентской) демократии, которая дополняется непосредственным волеизъявлением граждан.

    В области культуры выдвигается идея новой культуры совместной жизни и совместных действий, а демократическое, правовое и социальное государство видится как составная часть этой новой культуры. Культура в представлении социал-демократов также относится к компетенции государства, однако государство должно лишь обеспечивать культурное многообразие (но не мелочно опекать культуру), давая простор для развития.

    Обновленная социал-демократическая модель государства предполагает сокращение государственного вмешательства в экономику, усиление роли рынка, решение экологических проблем.

    Современная программа социал-демократов свидетельствует о том, что ими заимствуются некоторые идеи из других политических идеологий – неолиберализма и неоконсерватизма. Программа приспосабливается к изменяющейся реальности. В итоге социал-демократы сегодня признали идею свободного рынка, а неоконсерваторы – необходимость некоторого регулирования рынка со стороны государства.

    Социал-демократические партии широко распространены в Европе, так как именно здесь зародились основные идеи социализма. В США социалистические идеи не получили поддержки в обществе, в итоге левые партии оказались очень слабыми. В Европе весьма влиятельными являются социал-демократы Германии, Австрии, Швеции и др.

    Первоначально социалистические и социал-демократические партии должны были отражать интересы рабочего класса и всех трудящихся. Сегодня социальная база социал-демократов значительно расширилась, они прочно занимают места в парламентах своих стран, а также в Европарламенте. В России социал-демократическое движение еще не нашло себя.

    Значение идей социализма трудно переоценить. Именно социализм выступил в защиту людей труда, попытался внести социальные аспекты во все сферы жизни общества, отстоять возвышенный взгляд на человека.

    В заключение отметим, что в современных условиях идет активный процесс взаимодействия различных политических идей, взаимное обогащение ценностями и традициями каждой идеологии. Поэтому такого четкого различия между идеологиями, какое было в XIX в., сегодня нет, соответственно уменьшается значение идеологического фактора для всех политических партий.

    Кроме тех идеологий, которые рассмотрены в данной главе, есть и другие – национальные, христианские, анархистские, фашистские. Однако определяющими являются все же три, так как правящими партиями в большинстве стран становятся то неолибералы, то неоконсерваторы, то социал-демократы.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


    написать администратору сайта