Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • ГЛОССАРИЙ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ» АВТОРИТАРИЗМ

  • АНТИСЕМИТИЗМ

  • ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ)

  • ВЛАСТЬ (КАК ВЛАСТНОЕ МОГУЩЕСТВО ВООБЩЕ)

  • Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекции по политологии учебное пособие
    АнкорЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    Дата05.12.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    ТипЛекции
    #10691
    страница21 из 31
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31

    5. Идеологическое обеспечение реформ в России
    Проведение экономических и политических реформ в России выявило очень много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.

    • Является ли необходимым идеологическое обеспечение реформ?

    • Возможна ли в России государственная идеология?

    • Какая идеология предпочтительнее?

    • На какую социальную базу опирается то или иное идеологическое течение в России?

    Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обеспечения. Идеология дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке господствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостряется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологических направлений.

    Что касается второго вопроса, то на него не может быть однозначного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология – коммунистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и привить какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объединить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.

    Однако одновременно возник следующий вопрос: какую же идеологию избрать в качестве государственной? В этой связи ученые выдвигают различные точки зрения.

    Одни предлагают патриотическую идеологию, обосновывая её национальной сплачивающей идеей, необходимой обществу в период модернизации.

    Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилизация. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня.

    Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка обновленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную рыночную экономику.

    Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант политической идеологии и практики.

    Имеются сторонники возрождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.

    Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеологический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.

    Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повышение материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.

    Невозможность создания единой, универсальной государственной идеологии подтверждается и тем, что ни один из представленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы.

    Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс, у нас же этот класс пока составляет не более 10–12% общества, тогда как в США и Великобритании – более 70%.

    Консервативную идеологию на Западе поддерживают предприниматели и академическая элита. В России слой национальных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений – от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.

    Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, работающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропагандирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они активно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.

    Коммунистический вариант социалистической идеи поддерживают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы отвергают этот вариант, как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу–95 и 99: коммунисты получили большинство голосов вследствие нестабильной социально-экономической ситуации в стране.

    Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и распространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жизни, повышении материального благосостояния всего народа.
    Вопросы для самоконтроля


    1. Раскрыть понятие, сущность и функции политической идеологии.

    2. Сущность либерализма и неолиберализма.

    3. Общее и частное между консерватизмом и неоконсерватизмом.

    4. Социал-демократическая идеология.

    5. Идеологическое обеспечение реформ в России.

    6. Направления развития основных идеологий современности.


    ГЛОССАРИЙ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
    АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.
    АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – власть, влияние) – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти.
    АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio – управление) – совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления; должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия.
    АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ – лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия и осуществления решений в данной политической системе. В политике субъект действия (политический актор), как в театре, «играет роль» (actor – актер. – прим. автора). Хотя исполнителями действия являются только люди, в политическом анализе способностью к исполнению действия часто наделяются корпоративные субъекты, такие, как государство. Описывать, анализировать, объяснять и прогнозировать политическое поведение действующих лиц (акторов) можно применительно к политическим системам на всех уровнях: местном, государственном, национальном и международном, а также применительно к различным типам самих действующих лиц, к таким, например, как государство, или какое-либо из высших должностных лиц, в чью компетенцию входит принятие важных решений, или национальный парламент, или административный орган.

    Чаще всего понятием «актор» обозначают роль, которую играют государства и отдельные личности в международной политической системе. При подходе к международной политике с позиций исследования процесса принятия решений важное значение придается анализу поведения ключевых фигур или элитных групп, поскольку их действиями по выработке линии поведения определяются действия государства. Те, кто считает неправомерным говорить об «индивидуальном акторе», подчеркивают, что действия государства складываются под влиянием физической, политической, экономической, социальной и психологической среды, в которой принимаются государственные решения, а не просто из конкретных актов индивидуальных политиков. При других подходах в центре внимания оказывается в качестве актора государство в целом, взаимодействующее в рамках международной системы с другими государствами.
    АНАРХИЗМ (от греч. anarhia – безвластие) – общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в XIX в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 гг. и, особенно в годы Гражданской войны.
    АНТИСЕМИТИЗМ – разновидность националистической идеологии и практики, проповедующих нетерпимость и преследование людей еврейской национальности.
    АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos – лучший и...кратия) – форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати; в рабовладельческом и феодальном государстве – наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.
    БЮРОКРАТИЯ (франц. bureau – бюро, канцелярия и...кратия) – первоначально – власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем – обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.
    ВЛАСТЬ – в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.
    ВЛАСТЬ (КАК АВТОРИТЕТНО-ВЛАСТНОЕ ПОЛНОМОЧИЕ) – влияние, проистекающее из признания другими, по их собственной воле, чьего-либо права вводить нормативные установления или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно характеризовать как влияние, основанное на легитимности: А располагает авторитетным полномочием власти в отношении В ( а потому и влиянием), поскольку В рассматривает притязания А в отношении себя как легитимные (законные) или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на использовании материальных ресурсов или физическом принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается на доброй воле: данное лицо добровольно повинуется, ибо так – правильно, так подобает поступить. Авторитетное полномочие власти в какой-либо политической системе означает, что люди готовы следовать нормативным установлениям, принимать результаты такими, каковы они есть, и исполнять указания должностных лиц, осуществляющих управление. Источниками авторитетного полномочия власти в той или иной политической системе, согласно типологии Макса Вебера, на которую часто ссылаются, служат традиция, закон и харизматические качества политических лидеров.

    Различение авторитетно-властного полномочия среди других форм влияния – ключ к пониманию характера, какой носят в данной политической системе политика и отправление власти. Политические системы могут существенно различаться между собой по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением или другими стимулами, чтобы обеспечить подчинение распоряжениям. Всякое правительство стремится к усилению своей авторитетной полномочности, с тем, чтобы уменьшить издержки, ценою которых удается добиваться повиновения, а также способствовать порядку и стабильности внутри системы. Постоянная широкая неудовлетворенность функционированием какой-либо системы может вести к упадку правительственного авторитетного полномочия и даже к насилию или революции, если недовольство достаточно велико. У политических же систем, выдерживающих испытание временем, обычно в активе оказывается авторитет традиции и законности.
    ВЛАСТЬ (КАК ВЛАСТНОЕ МОГУЩЕСТВО ВООБЩЕ) – способность каким-либо желаемым образом воздействовать на поведение других. Стало быть, «власть», при широком определении, представляет собой синоним «влияния» и охватывает весь ряд механизмов влияния – от убеждения (влияние, успешно оказываемое без обещания вознаграждения или угрозы наказания со стороны обладающего властью) до умеренного давления или сделки (обещание вознаграждения, угроза наказания) и далее вплоть до крайне жесткого давления, применения силы, или принуждения (угроза сурового наказания или лишения [каких-либо благ]). Хотя «власть» и «влияние» часто выступают синонимами, многие аналитики рассматривают влияние как более широкое понятие, а властное могущество трактуют как форму влияния, производную от угрозы сурового наказания за неповиновение и претендующую на более высокую вероятность повиновения.

    Понятие власти и связанное с ним понятие влияния относятся к числу основных в политологических трудах. Об изучении политики было сказано, что ее предметом является «влияние и его носители» (Гарольд Лассуэл – H. Lasswell) или осуществление «власти, господства (rule) либо авторитетно-властного полномочия» (Роберт Даль – Dahl). Определения политики как процесса принятия решений или как «полномочно-властного распределения благ» (Дэвид Истон – Easton) суть в значительной степени вариации на тему власти. В области международной политики реалистическая школа, связанная с именами Ханса Моргентау (H. Morgenthau) и других, недвусмысленно использовала понятие власти в качестве важнейшего организующего понятия. Отыскивая инстанцию (locus) власти на местном уровне в ходе изучения проблемы власти в локальных сообществах, исследователи пытались усмотреть ее в таких системах, где известная роль принадлежит разного рода элитам. Вряд ли понятие власти, учитывая его широкую употребительность в качестве общеописательного понятия, исчезнет из концептуального арсенала политологии. Вместе с тем его полезность как инструмента анализа ограничена ввиду его нечеткости, а также ввиду затруднительности отыскания общеприемлемых мер для определения степени властного могущества. Оно даже описательно не намечает адекватным образом границ поля своего значения, ибо политическими отношениями охватывается нечто большее, чем само по себе отправление власти или оказание влияния, а властные отношения обнаруживаются во всех областях человеческой деятельности.
    ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ – одна из ветвей власти государства, издающая законы. В современных демократиях непосредственным носителем законодательной власти является парламент. Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание «является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (см. Конституция РФ. Ст. 94).
    ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ – одна из ветвей власти государства, призванная обеспечивать выполнение законов, управление обществом. Носитель исполнительной власти – правительство во главе с премьер-министром или президентом (в президентских республиках). «Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации» (см. Конституция РФ Ст. 110).
    ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании государственных институтов (президент, правительство, парламент, суд).
    ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ – одна из ветвей власти государства, устанавливающая факты нарушения конституции и закона и определяющая на основе закона санкции за их нарушение. В Российской Федерации «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (см. Конституция РФ Ст. 118).
    ВЛИЯНИЕ – способность политического действующего лица (политического актора) желательным для него самого образом воздействовать на поведение других. Успешное употребление влияния может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении. Способность действующих лиц влиять на других зависит от многих факторов: от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; от характера и степени искомого влияния; от того, в какой области функционируют те, кто может стать объектом усилий по оказанию влияния; от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; и от степени повиновения, какой хотят добиться. Максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду издержек, какие ему, будь это отдельное лицо или корпоративный субъект, скорее всего, принесет задействование всех его политических возможностей.

    Понятие влияния, как и понятие власти, является одним из основных в изучении политики. Несмотря на его чрезвычайно важную роль в политическом анализе, в вопросе о его определении нет общего согласия. Например, некоторые аналитики, проводя различие между понятиями влияния и власти, при описании сводят значение первого из них к применению косвенных или нематериальных средств добиться изменений в поведении. Другие рассматривают власть как такую форму влияния, которая содержит угрозу суровых лишений за неповиновение. Хотя понятие влияния не получило развернутого определения, им широко пользуются в политическом анализе всех видов: бихевиоральном, историческом, правовом, философском, дескриптивном и нормативном. Достижение в полной мере общего согласия относительно того, как его применять в описании и анализе, является маловероятным, т. к. им описывается огромное разнообразие политических отношений.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   31


    написать администратору сайта