Главная страница
Навигация по странице:

  • КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

  • КОРРУПЦИЯ

  • КРАТКАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ЭЛИТ В. ПАРЕТО, Г. МОСКА, Р. МИХЕЛЬСА

  • ЛЕГАЛЬНЫЙ

  • МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

  • МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

  • Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие


    Скачать 0.53 Mb.
    НазваниеЛекции по политологии учебное пособие
    АнкорЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    Дата05.12.2017
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по политологии (Синчук Ю. В.).docx
    ТипЛекции
    #10691
    страница23 из 31
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31

    КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

    КОНФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. confoederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.

    КОНФЛИКТ – в широком смысле конфликт – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон. Конфликт как социальное явление впервые рассмотрен в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). По мнению классика политэкономии, поддержанному впоследствии Гегелем в его «Очерках философии права» (1821 г.), в основе конфликта лежит деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники и наемные рабочие) и экономическое соперничество между ними. Последним была высказана мысль о полезных функциях конфликта в развитии общества. Они препятствуют окостенению социальной системы, открывают дорогу инновациям. Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила еще в конце XIX начале XX вв., прежде всего в трудах Г. Спенсера (считал социальный конфликт неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного прогресса), М. Вебера, разделявшего позиции своего английского предшественника, и Г. Зиммеля, который первым использовал «социологию конфликта».

    Конфликтология различает конфликты агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые); по отношению к последствиям для исторического прогресса конфликты могут быть продуктивными и деструктивными. Исходы конфликтов квалифицируются по двум признакам: по завершенности разрешения (полностью или частично разрешенный), по характеру результата (успех, компромисс, выход из конфликта и поражение).

    Политические конфликты, являясь разновидностью социальных, специфичны прежде всего столкновением политических интересов и целей между субъектами этих интересов, государствами, классами, социальными и этническими группами, политическими партиями и движениями, а также отдельными личностями. Политические конфликты делятся на внутриполитические и внешнеполитические.

    Важнейшим видом внутриполитических конфликтов является межклассовая борьба, имеющая широкий спектр форм от предпарламентской борьбы в избирательных кампаниях до революций и гражданских войн. Вопрос о власти здесь основной. Особо следует выделить борьбу политических партий в связи с выбором ближайших и перспективных путей развития общества; формы борьбы в этих случаях, как правило, не выходят за рамки конституционных норм. Внутриполитический конфликт нередко проявляет себя на уровне индивидов в их борьбе за лидерство в партиях и движениях. К наиболее опасным, крайним разновидностям внутренних конфликтов относятся межнациональные столкновения. Внешнеполитические конфликты предстают как: международные, порождаемые попытками подавить борьбу народа (народов) за свою независимость и внутриблоковые, отражающие противоречия и борьбу внутри той или иной системы или блока государств. Источниками конфликтов являются реальные или мнимые различия интересов, перерастающие в противостояние. Наиболее эффективными способами разрешения конфликтов являются переговоры, компромиссы, посредничество.

    Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур: взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, планах и очередных шагах участников конфликта; сознательное взаимное воздержание от применения или угрозы применения силы; объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликты; подключение арбитров, в объективности которых не сомневаются конфликтующие стороны; использование правовых норм и административных процедур для сближения участников конфликта; создание и поддержание атмосферы партнерства, а затем и доверительности отношений. Типология конфликтов основывается на следующих принципах: по природе и характеру конфликта; по масштабам и длительности; по применяемым средствам в ходе конфликта и т. д.
    КОНФОРМИЗМ(от позднелат. conformis – подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

    КОНФРОНТАЦИЯ – столкновение социально-политических систем, групп, людей, их убеждений и т.п., основанное на противоположных, несовместимых принципах.

    КОНЦЕПЦИЯ(от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

    КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО – одна из форм авторитарного политического режима. Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции. Наиболее последовательно идея корпоративного государства была проведена при режиме Франко в Испании.

    КОРРУПЦИЯ – подкуп, продажность общественных и политических деятелей. Криминализация сферы власти и управления.

    КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites – космополит, гражданин мира) – идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

    КРАТКАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ЭЛИТ В. ПАРЕТО, Г. МОСКА, Р. МИХЕЛЬСА– В. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, являющихся наиболее продуктивными или наиболее способными, имеющими наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по его мнению, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, динамизм, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности неэлитарного происхождения «элитарными качествами» и устранялись из нее личности с качествами неэлитарными. Но этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии, стараются передать их по наследству. Одновременно растет контрэлита, готовая вытеснить властвующую элиту и самой стать господствующей. Со временем, когда наступает процесс ухудшения состава правящей элиты происходит количественный рост контрэлиты, который приобретает широкие масштабы, контрэлита при поддержке масс (или даже без нее) свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство. История воспринимается как смена социальных циклов. «Циркуляция элит» осуществляется с помощью насильственных методов, свержений, революций, которые, по мнению Парето, в целом полезны для общества.

    Г. Моска, в свою очередь, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как «класс, который правит», или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используют способы более или менее легальные, более или менее произвольные и насильственные, но которые обеспечивают первому классу материальные возможности для существования, жизненно необходимы средства для функционирования политического организма.

    Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс. Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т. п.). Функционирование же организаций протекает по особым законам. Развитие любого института связано с формирование иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархии», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.
    КРИЗИС (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (например, духовный кризис); острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение.

    КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ – неспособность политической системы или её элементов к изменению в соответствии с новыми формами политического участия и социально-экономическими требованиями населения.

    КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ – совокупность типичных для данного общества форм поведения, закрепляющих нормы и образцы взаимоотношения граждан с государством и другими институтами власти.

    КУРС ПОЛИТИЧЕСКИЙ – долговременное направление деятельности политических институтов по реализации одной или нескольких стратегических задач. Курс политический оформляется в виде политических деклараций, политических платформ, программных документов, конституций в качестве основы политической деятельности государства и его политических партий и иных политических институтов.

    Определение и выработка курса политического государства обусловливаются характером политической системы, особенностями государственных структур, количеством партий в стране. При однопартийной системе Курс политический правящей партии становится государственным курсом политическим. В условиях реальной многопартийности курс политический страны определяется партией, победившей на выборах, или партиями – участниками коалиционного соглашения.

    Курс политический отражает потребности общественного прогресса, общий уровень политической культуры общества, место и роль политического института в масштабе политической власти и отношений, характер политической власти и состояние политического процесса.

    ЛЕГАЛЬНЫЙ (лат. legalis законный) – юридически законный, разрешаемый законом.

    ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ – узаконивание, придание чему-то официального статуса.

    ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus законный) – качество власти, определяемое опорой на согласие масс. Легитимная власть – власть, опирающаяся на доверие масс.

    ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis свободный) – политическая идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничения сферы деятельности государства.

    ЛИДЕР (от англ. leader – ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе; участник спортивного состязания, идущий впереди.

    ЛИЧНОСТЬ – человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

    Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

    ЛОЯЛЬНОСТЬ(от франц. или англ. loyal – верный) – верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя); корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо.

    ЛОББИЗМ (англ. lobby кулуары) – деятельность отдельных лиц или группировок с целью оказать давление в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление государственными органами власти законодательных актов и административных решений.

    ЛЮМПЕН (от нем. Lumpen – лохмотья) – термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). «Люмпенизация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

    МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. marginalis находящийся на краю) – промежуточность положения людей по отношению к крупным социальным группам, накладывающая свой отпечаток на их психику и политическое поведение.

    МЕНТАЛИТЕТ (лат. ум, мышление, образ мыслей) – особый духовный склад, способ видения мира, отражающий устойчивые стандарты и стереотипы восприятия действительности на уровне не только сознательного, но и бессознательного.

    МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть, букв. – власть наиболее одаренных) – термин введен английским социологом М. Янгом в книге «Возвышение меритократии». Концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.

    МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ– в целом, методология представляет собой комплекс правил и критериев интерпретации фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т. д. Очевидно, что методология тесно связана с теорией, которая в свою очередь является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы. Методологию нередко связывают с конкретными течениями политико-философской и идейно-политической мысли, полагая, что каждое из них имеет собственную методологию. Например, говорят о марксистской, позитивисткой, неопозитивистской, структурно-функциональной и т. д. методологиях. Но, тем не менее, каждая научная дисциплина, в том числе политическая наука, имеет собственную методологию и инструментарий анализа, без соблюдения которых, независимо от идейно-политических позиций исследователя, нельзя говорить о действительно объективном изучении предмета этой дисциплины.

    МИГРАЦИЯ (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещение, переселение. Миграция населения – перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года). Различают внешнюю (за пределы страны) и внутреннюю миграцию; к внешней относятся эмиграция, иммиграция; к внутренней – движение из села в город, межрайонные переселения и др. Иногда к миграции относят т. н. маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).
    МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность государств и наций, действующих на глобальном международном уровне.
    МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕсовокупность массовых представлений о мире, обществе и различных его сферах – экономике, политике, культуре, о проблемах, фактах социальной действительности.
    МОНАРХИЯ (греч. monos один + arhos правитель) – форма правления, в которой формальным и/или фактическим источником государственной власти является одно лицо, получающее её по наследству.
    НАРОДНОСТЬ – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации.
    НАСИЛИЕ – применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Господствующие классы и другие социальные группы для сохранения своих привилегий применяют все средства насилия, вплоть до массового террора; они прибегают к насилию и в межгосударственных отношениях. Применение насилия, террора по отношению к народу – характерная черта тоталитарных режимов. В праве – физическое (телесные повреждения, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого. В российском праве преступления, связанные с применением насилия, влекут повышенную уголовную ответственность.
    НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
    НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика в национальном вопросе, основа которых – трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В XIX-XX вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
    НАЦИЯ (от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31


    написать администратору сайта