Лекции по политологии (Синчук Ю. В.). Лекции по политологии (Синчук Ю. В. Лекции по политологии учебное пособие
Скачать 0.53 Mb.
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ – это статичный, верифицированный политический образ. Основной функцией мифа является упорядочивание восприятия сложной политической реальности, создание основы для однозначной интерпретации противоречивых фактов и событий. Миф более рационален по сравнению с символом или стереотипом. Он ориентирован на структурирование политического опыта, несет рационально воспринимаемую информацию. Однако его воздействие на политическое поведение человека, в действительности, также является сугубо психологическим. Миф воспроизводит фундаментальность веры – опирается на допущения, не требующие их проверки и независим от их истинности. Поэтому мифологическое сознание лишь опосредовано отражает реальную практику общественных отношений. Миф выстраивает собственный мир и собственную систему фактов и причинно-следственных связей. Наиболее распространенные схемы политического мифотворчества – темы заговора, «золотого века», героя (спасителя), единства. В любом случае миф служит прежде всего для адаптации сознания определенной части общества к новым политическим реалиям, не находящим рационального, логичного объяснения. Часто миф является способом бегства от непонятной и неподконтрольной реальности. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – термин «политический процесс» давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако пока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т. д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс – форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т. е. способ функционирования всей политической системы общества, особая политическая атмосфера, которая создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми другими политическими силами и институтами гражданского общества. В узком смысле под политическим режимом можно иметь в виду государственный режим, т. е. совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Политический режим может почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом, либо в большей степени зависеть от деятельности институтов гражданского общества. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК – риск инвестирования в страну, политическая ситуация в которой не отличается стабильностью, или в государство, которое не в состоянии исполнить обязательства перед акционерами, владельцами облигаций или партнерами по совместному предприятию. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ – это знак, выполняющий коммуникативную функцию между личностью и властью. Особенностью политической символики является ее образный характер. Та рациональная информация, которая отражена в символе (например, значение используемого цвета или элементов герба), не является принципиально важной с точки зрения политической коммуникации. Смысл символа должен быть понятен множеству индивидов интуитивно. Символ ориентирован на эмоциональное восприятие, психологическую мобилизацию индивида. К политическим символам можно отнести флаг, герб и гимн государства, лозунги, памятные даты, политические ритуалы (демонстрации, митинги, торжественные собрания и т. п.). ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – это схематичное ценностно-ориентированное представление о политике. В отличие от политических символов стереотипы суммируют опыт лишь какой-либо отдельной группы, причем в упрощенной и деформированной форме. В обыденном сознании стереотипы выполняют функцию первичной политической ориентации, создают определенный код политического поведения, независимый от рационального анализа окружающего мира. Стереотипы отличаются сильной эмоциональной окрашенностью. Они ориентированы на иррациональное восприятие и активное отторжение любой противоречащей стереотипу информации. Характерной чертой стереотипов также является их персонифицированность – приближенность к личному опыту индивида, ориентация на восприятие и интерпретацию событий с точки зрения выбора индивидуальных поведенческих моделей. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – всякое поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и осуществления решений. Ответ на действия, совершаемые другими, есть реакция. В ходе исследования действия в социальных науках исследователь вводит в изучаемый процесс, в качестве его элемента, свои собственные действия. Таким путем получают возможность наблюдать воздействие своего поведения на взаимодействия внутри обследуемой группы. Теория действия – комплекс идей, связываемый со структурно-функциональным анализом в его парсонианской (по имени Т. Парсонса. – прим. автора) форме, где простейшими элементами анализа выступают социальные действия, т. е. преднамеренные или мотивированные действия индивидов. Понятие действия в политическом смысле обычно относят: к поведению людей, стремящихся занять положение или приобрести влияние в государственном управлении; к выработке и проведению в жизнь государственной политики; или к поведению государств на международной арене. Некоторые виды действий становятся типичными и регулярно повторяются. Анализ таких типовых действий может подводить исследователя к пониманию политических решений и в некоторых случаях давать основу для прогноза. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ – человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления. Политическое поведение включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста, лоббирование, проведение собраний, кампаний). В самом широком смысле поведение, являющееся «политическим», может обнаруживать себя в любой институциональной обстановке (семья, бизнес, церковь и т. п.), однако термин обычно употребляется в применении к деятельности, развертываемой в рамках или через посредство институциональной обстановки государства. Термин «политическое поведение» используется и для обозначения того подхода к политологии, при котором первичным элементом анализа выступает индивидуальное действующее лицо. Внимание в таком исследовании может быть сосредоточено на поведении групп, однако при этом предполагается, что группы представляют собой коллективные взаимодействия индивидов. Исследования законодательного, судебно-правового, административного или даже международного поведения отличаются этим от правового, институционального или исторического подходов к изучению политики. «Политическое поведение» служит также формулой, обозначающей ту часть предмета политологии, в круг интересов которой входят политическая личность, политические установки и общественное мнение, электоральное поведение, политические партии и группы интересов, политическая социализация, политическая культура, изучение элит, власть в сообществах. Как показывает это перечисление, сам круг интересов политической психологии и политической социологии входит в предметную область исследования политического поведения. Политическое поведение как научный предмет иногда, в весьма общем смысле, выступает синонимом бихевиорального исследования политики. Политическое поведение составляет предметное содержание политологии. Даже политические институты можно рассматривать просто как типовое поведение. Подход к политическим исследованиям, состоящий в изучении поведения индивидов и групп, обогатил политологию важным предметным измерением и помог утвердиться такому способу видения, который проник затем во все области данной сферы исследований. Он содействовал также принятию на вооружение количественных методов и дал стимул использованию исследовательской методики, ассоциирующейся с научностью и аналитической строгостью. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – рост и изменения внутри политических систем или же процесс смены одной системы другою, обычно в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляющимися к ней требованиями. Политическое развитие иногда приравнивали к росту демократических институтов и практики. В большей мере все же принято было до сих пор связывать его с возрастающей сложностью, специализацией и дифференциацией политических институтов данного общества независимо от того, носят ли последние демократический или авторитарный характер. В качестве синонима политического развития употребляют иногда понятие политической модернизации. Развитие, как общее понятие, охватывает экономические и социальные, а также и политические изменения. Для обозначения обществ, находящихся на различных стадиях политического, экономического и социального развития, обычно используют термины: традиционное, переходное и современное. В досовременном обществе политическое развитие типичным образом сопряжено с процессом социализации, направленным на формирование нарастающей массовой поддержки для складывающейся национальной политической системы, а также на создание институтов, содействующих расширению политического участия. По мере того как процесс развития продвигается вперед, правительство обретает новый имидж и берет на себя новые обязанности в виде функций руководства и обслуживания, в прошлом данному обществу неведомых. Правительство начинает также содействовать продвижению в научно-технической области, приступает к внедрению государственной системы всеобщего образования и к реализации других программ экономической и социальной модернизации. Для обеспечения эффективного проведения в жизнь правительственной политики рекрутируется и обучается современным методам управления корпус администраторов. Теории политического развития помогают объяснять данный процесс и предлагают средства достижения целей, связанных с развитием. Изучение политического развития стимулировалось усилившимся вниманием к незападным и вновь возникшим государствам со стороны тех, кто занимается сравнительными политическими исследованиями. Дальнейшее повышение интереса к теме было вызвано возросшим вниманием политиков и ученых к политическим предпосылкам экономического развития. Ученые попытались выделить стадии развития, установить типы политических систем, соответствующие различным стадиям экономического развития, выявить закономерности и движущие факторы процесса развития и оценить жизнеспособность демократических институтов при различных уровнях развития. Если одни исследователи сосредоточиваются на изучении политических систем в их целостности, то другие – на конкретных переменных, таких как бюрократия, военные, политическая культура и политические партии. Кроме того, некоторые авторы пытаются условия развития и модернизации поставить в связь с природой международной системы, в частности с военным бременем. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО – общественная группа, характеризующаяся признаваемой общностью интересов, наличием определенных средств для того, чтобы сдерживать разрушительное насилие, а также учреждений и институтов для принятия и проведения в жизнь совместных решений. Политическое сообщество может своими границами совпадать с нацией-государством, или с одной из его политических составных частей. В пределах данного общества могут существовать многие сообщества, порой одно внутри другого, как, например, город, входящий в провинцию, входящую в государство. На международном уровне термин «политическое сообщество» иногда употребляется применительно ко всякой группе из двух или более государств, имеющих общие интересы, устойчивую взаимную убежденность в том, что разногласия между ними будут находить ненасильственное разрешение, и располагающих дипломатическими или иными механизмами для того, чтобы заниматься проблемами, составляющими предмет общей заботы. Без политического сообщества, в определенном смысле этого термина, нет упорядоченной политической жизни, поскольку термином подразумевается как чувство «мы», подкрепляющее коллективное действие, так и самое усилие такого действия. Это понятие вошло в употребление через свою связь с исследованиями политической интеграции на национальном, субнациональном и международном уровнях. Во многих интерпретациях политическое сообщество рассматривается как состояние, характеризующее интегрированную группу людей, или как результат интеграционного процесса. Полезность термина как аналитической категории, однако, ограничена из-за отсутствия консенсуса по формулировке его определения. Некоторые исследователи применяют термин почти ко всякой общественной группе, имеющей сознание общности интересов и взаимозависимости. Другие же, на противоположном полюсе, утверждают, что в политическом сообществе следует видеть средоточие политической лояльности, инстанцию авторитетно-властного принятия решений и главного носителя принуждающего властного могущества. ПОЛИТИЯ – политическая организация того или иного общества. Полития может означать либо данное государство, всю совокупность граждан конкретной страны, либо совокупность институциональных форм и процессов, посредством которых осуществляется управление данной страной. Понятие политии может быть отнесено и к высокоорганизованной государственности, как Соединенные Штаты, и к весьма примитивному обществу, где едва обозначились контуры признанной политической власти. В широком смысле полития – другое наименование политической системы. Термин «полития» может во многих контекстах употребляться – по принципу взаимозаменяемости – наряду с терминами «политическая система» или «государство». Его обычно используют, когда хотят дать обозначение политической организации того или иного общества, свободное от аналитических коннотаций термина «система» или от метафизических, правовых или территориальных коннотаций термина «государство». Он часто фигурирует в дискуссиях о формах или типологиях политических систем, в особенности когда преследуется цель классифицировать политические системы в их целостности, а не конкретные институты, группы или политические подсистемы внутри того или иного общества. ПОЛИТОЛОГИЯ – отрасль знаний о политике во всех её проявлениях и взаимосвязях с другими областями общественной жизни. Изучает отношения социальных, этнических, религиозных и др. групп по поводу власти, политические институты, политическое сознание и культуру, субъектов политики, внутригосударственные и межгосударственные политические процессы. В центр традиционно выносятся проблемы власти, государства, социального господства, войны и мира. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы) и получать определенные блага (права). «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина ...» (см. Конституция РФ Ст. 17). ПРАВИТЕЛЬСТВО – государственный институт, система управления, обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории данной страны. «Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров» (см. Конституция РФ Ст. 110). ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – разновидность социальной системы, которая тесно связана с другими системами и включает в себя комплекс юридических явлений, с помощью которых воздействует на поведение человека. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – в политико-юридической теории – государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство – неотъемлемый элемент демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом. ПРАЙМЕРИЗ – пробные выборы. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ– предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА– сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» – верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти. Это предполагает: безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы; распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства); прорегатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы); осуществление государством сборов налогов, эмиссии; единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность; невмешательство во внутренние дела государства. Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и нации. Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти – т. е. о суверенитете Бога, обеспечивающим неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществление народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе. Суверенитет нации является правовым принципом, предполагающим полновластие нации (в этническом смысле этого термина). В соответствии с принципом суверенитета каждая нация обладает правом свободного выбора форм своей жизни, в том числе и государственности. Это означает право нации на политическое самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства. Принцип национального суверенитета подчеркивает роль нации как важнейшего конституирующего элемента государственности. Однако при прямом прочтении он вступает в противоречие с принципом неприкосновенности, целостности государственной территории – второго конституирующего элемента. Эта проблема решается современным международным и конституционным правом, как правило, в пользу принципа целостности государственной территории. Право нации на самоопределение находит свою реализацию в иных формах (территориальной автономии, культурной автономии и т. д.) Но возможны и исключения – например, в случае распада или образования федеративных государств. |