Главная страница

Лекция 1 Философия учение о мире и месте человека в нем


Скачать 231.77 Kb.
НазваниеЛекция 1 Философия учение о мире и месте человека в нем
Дата23.01.2019
Размер231.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаAntichnaya_Filosofia (1).docx
ТипЛекция
#64866
страница3 из 5
1   2   3   4   5
Глава 3 «классификация наук»

Классификация наук в современности и у Аристотеля практически совпадает, что не удивительно, потому что эта классификация и заложена Аристотелем. НО само основание этого деления различно: если современные науки строятся объектно, то есть исходят прежде всего из предмета изучения (о природе, об обществе…), то античные науки строятся субъектно, то есть исходят из целей, назначения процесса исследования.

Аристотель выделяет науки, во-первых, отталкиваясь от практики, а во-вторых, исходя из более широких оснований и принципов (фактически принципов культуры, проецируя ее социальное устройство на окружающий мир – природу и общество)

По первому пункту для Аристотеля любая человеческая деятельность включая научную есть род «техне» (то есть практических навыков, умений, ремесла – деятельности по опыту) и по этой причине «эпистеме» (то есть собственно теоретическая деятельность, исследования наука – деятельность по понятию) тоже есть проявление «техне», то есть лишь усовершенствования ремесла.

По второму пункту социокультурное происхождение классификации наук выражается в том, что теоретическая нагруженность деятельности, теоретическая значимость наук определяется тем насколько она удалена от технической деятельности по опыту и приближена к теоретической деятельности по понятию.

Опыт требует только навыка привычки, как это происходит на нижней ступени социальной лестницы полиса – у ремесленников, которые обходятся знанием частности, действуют по опыту, привычке, стереотипу. Ремесленникам наука не нужна. В деятельность же по понятию требует знания общего плана, знания причин, которые выявляются, обосновываются и концентрируются в науке – в среде исследователей, ученых, которые пребывают на высших ступенях социальной лестницы (в античности в сфере управления). «люди оказываются более мудрыми не благодаря умению действовать, а потому что владеют понятиями и причинами (метафизика), в виду этого, например, астрономия — это наука, тогда как кулинарное искусство наукой быть не может.

Соответственно удаленности от нижнего социального этажа, то есть от производственно-ремесленной практики и с другой стороны соответственно приближению к высшему этажу Аристотель и выстраивает свою классификацию наук. Он утверждал, что всякая разумная прежде всего научное мышление носит либо теоретический характер, по поводу природы, либо направленна на активную политическую полисную деятельность общественного порядка, либо связанно с творчеством и соответственно выделяет:

Собственно, теоретические науки где познание осуществляется ради самого познания

Практические науки где формулируются принципы существования общества и жизни человека в нем

Творческие или продуктивные науки, нацеленные на достижение результатов полезных для человека

В средние века эта система претерпела изменения и получила название «категориальный треугольник» вершинами которого были истина блага красота. В современности это выглядит: естествознание социально-гуманитарное знание и искусство. Главную установку классификации наук залает метафизика. Она охватывает все науки, исследуя целостную природу сущего (а тем самым и бытия сущего и мира в целом) в его конечных причинах и началах. Для этого метафизика использует общие понятия чистое умозрение, сугубо теоретические рассуждения методом которых является умозаключение. Человек этим пользуется все время, без этого не было бы мышления. Частные же науки, использующие метод метафизики, изучают лишь часть сущего опираясь лишь на чувственное восприятие «каждая из этих наук приходи к существу своего предмета пытается выводить из него путем доказательства и все остальные свойства оперируя то с меньшей то с большей точностью» (метафизика 1064а).

В группу высших теоретических наук Аристотель включает физику и математику. При этом физику в качестве главной ее части входит учение о материи (вещественной части природы, ее элементарном составе) биологию (описание животных и растений) и психологию (учение о душе), которая в эпоху античности рассматривалась как имеющая природное происхождение. Поэтому учение о материи в принципе совпадает с современной физикой.

В группу практических наук входят этика (учение о нравственности), экономика (ойкономика, ойкос – дом, то есть учение о домашнем хозяйстве, его организации + хремастика – учение о наращивании денег) и политика (учение об управлении полисом, то есть политической жизнью).

В группу творческих наук включается знание связанное с тем ремеслом («техне» знание которое не опирается на теорию)(которое непосредственно воздействует на людей и приносит им пользу), в эту группу входит учение о прекрасном – )и в целом эстетика) и в виде конкретных приемов (риторика поэзия) в совокупности образующих деятельность поэтов драматургов скульпторов и художников, которые рассматриваются в полисе как ремесленники, пробуждающие чувство прекрасного в душах людей через свои создания (произведения искусства как средства), Аристотель фактически утверждал что прекрасное имеет не сверхъестественное происхождение а является результатом человеческой деятельности, творчества людей. Так создаются теоретические резервуары для накопления и сохранения знаний о мире которые наполнялись на протяжении последующих 2500 лет.

Глава 4 физика

Физика у Аристотеля — это вторая философия, учение о природе («физис»), которая складывается из конкретных вещей, первых сущностей, при этом физика Аристотеля не во всем совпадает с современной, поскольку в нее включены биология и психология, а также исключена математика, которая ныне рассматривается как особая наука (формализующий логический инструментарий для естествознания.

Кроме того античная физика в отличие от современной сугубо теоретическая дисциплина, далекая от практики и техники и носящая умозрительный характер, так как в то время техника обходилась без теории, а практика, функционировала на основе обыденного опыта.

Согласно Аристотелю природа это совокупность вещей (первых сущностей) имеющих начало движения (источник активности) в самих себе (метафизика 1015а). в современной физике это во многом иначе: вещи не обладают спонтанной активностью а движутся под влиянием воздействия из вне. В рамках своего понимания природы Аристотель и конкретизирует все разделы (науки) своей физики

Учение о материи – первая из теоретических наук Аристотеля, которая в основном совпадает с нынешней физикой

К раскрытию понятия материя Аристотель идет сложным путем

Прежде всего он как и другие теоретики видит что мир упорядочен, в нем есть некие закономерности (Платон (Тимей)), но при этом совершаются беспрерывные изменения. Первые натурфилософы утверждали по этому поводу либо что «все течет» (Гераклит), либо что «все изменения только видимость, а бытие неизменно» (Парменид), то Аристотель обладая более обширным опытом в связи с открытием новых культур, видов животных, географических явлений и т д, вынужден рассуждать иначе. Он понимает что в мире есть некие закономерности, поддерживающие порядок и в то же время допускающие изменения.

Но откуда они. Они не могут возникать из целостной природы так как в ней нет изменений, а есть только повторения в виде природного круговорота, зарождение и цикл жизни, детство – зрелость – старость – смерть и у растений, и у животных, и даже в атмосфере – времена года. В обоснование изменений Аристотель не может сослаться и на Перводвигатель, так как, во-первых, он неподвижен, а во-вторых, его движение тоже круговое с повторениями. Поэтому появление в мире нового остается для него проблемой (сегодня мы понимаем, что в культуре где мы живем источником изменений, то есть инноваций является человек, который используя свою способность к мышлению ускоряет протекание природных процессов)

Но у Аристотеля человек выключен из сферы рефлексии, то есть из сферы осмысленного рассмотрения и ему остается искать источник движения и изменения в самих вещах, приписывая им самостоятельную целевую (третья идея причины) или двигательную (четвертую) активность. Тевоз это цель и потому в учении Аристотеля о материи присутствует такой принцип как телеологизм, от которого наука нового времени включая современную долго пыталась избавится

Что бы обосновать различную способность вещей к самодвижению из которого складывается движение мира Аристотель вводит понятие дюнамис, которое обозначает способность вещи к переходу из одного состояния в другое. Дюнамис это как бы полоса движения в пределах которой осуществляется переход от многих возможных вариантов состояния вещи в какое-то одно реальное состояние. Это переход от «возможности к действительности». Аристотель различает 4 вида такого перехода (дюнамис):

По сущности (возникновение и уничтожение вещи

По качеству (изменение свойств и функций вещи)

По количеству (рост и убыль)

По месту (перемещение)

Но для осуществление всех этих видов дюнамис обязательно необходима некая единая основа – однородная среда, делающая вообще возможным изменение состояний. Это и есть «материя» - мать всех возможностей» как центральное понятие всей физика Аристотеля, а также основа всех античных, средневековых и частично новоевропейских представлений о мире.

Способность вещей к самодвижению, то есть характер их динамичности, то есть подобия выбора в физике Аристотеля определяется неким внутренним потенциалом активности, который может проявлять себя двояко – либо как энергия, либо как энтелехия. Энергия – это способность существовать и преобразовываться вообще (от камня до человека), а энтелехия способность развиваться согласно внутренней цели, то есть соответственно обладанию качеством одушевленности. Именно наличие энтелехии отделяет неживые предметы, которые ей не обладают от живых существ, которые обладают ею в разной степени (это грибы +растения+животные + люди, причем люди на существ политических, то есть свободных граждан которые наделены энтелехией в разной степени – политики и идиоты, и существ в виде одушевлённых орудий то есть рабов)

Физика

Движение предметов согласно Аристотелю возможно не от того что есть пустое пространство как утверждал Демокрит а потому что тела движутся в круговороте, уступая место друг другу. В настоящее время считается что пустое пространство есть. Время же есть следствие движения, его мера – это последовательность совершающихся изменений предметов, а не какая то внешняя для них объективная закономерность как это выглядит у Ньютона и в новоевропейском естествознании.

В целом материя среди которой зарождаются, возникают и проходят цикл своего развития реальные вещи, включая перводвигатель, приводящий их в движение образуют у Аристотеля два крайних полюса всемирной одушевленности (неподвижное и предельно подвижное). Между этими полюсами располагаются уровни организации реального мира, повторяющие социальную лестницу античного общества: материя – неодушевленные вещи – растения – животные – рабы – свободные граждане полиса – перводвигатель.

2 «биология»

3 «психология»

4 «математика»

Глава 5 «этика. Политика. Экономика.»

Глава 6 «эстетика Аристотеля – учение о прекрасном или теория искусства»

Это часть третьей группы наук в классификации Аристотеля, которая носит название – группа творческих наук (поЙЕтических). В виде эстетики у Аристотеля нет особой науки, но соответствующее ей знание представлено в таких трактатах как риторика и «поэтика», которые в целом подчинены рассмотрению более частных вопросов.

Эстетика как учение о прекрасном (о творчестве=поэзисе) у Аристотеля представляет собой учение о воздействии специально создаваемыми произведениями искусства на человека. Фактически здесь рациональное научное знание сливается с искусством. Согласно Аристотелю, это и есть гуманитарное знание. Такое его понимание отличается от современного, где искусство отделилось от науки (и по предмету: наука изучает природу, искусство занимается человеком, и по методу: наука использует понятия, искусство – образы), тогда как современное гуманитарное знание использует методы науки (естествознание, и поэтому является не строго научным, а описательным.

Искусство как род деятельности у Аристотеля выступает в виде формы производства, точнее набора приемов (техне) по созданию различных предметов (произведений) способных универсализировать человека, выработать в нем новые свойства. Установка на универсализацию человека (свободного гражданина) – главное условие существования полисной культуры и основная предпосылка всех вырабатываемых в ней теоретических и общемировоззренческих представлений (именно по этой причине все творения греков от бытовых предметов до культовых зданий были произведениями искусства).

По Аристотелю сущность человеческой деятельности вне зависимости от ее уровня является подражанием копированием внешнего реального мира. Эту способность человека копировать, воспроизводить (которая возникает в культуре) Аристотель называет «мимесис», то есть умение по-новому использовать материал природы, пере комбинируя его. Если мы понимаем, что для человека это умение первично, то для Аристотеля оно вторично: мимесис это способность человека повторять природу, следовать за ней, не выходя за ее рамки. В признании такой вторичности и выражается ограниченность аристотелевского подхода, соответствующая его несубъектной обстановки, которая отражала традиционный характер античной культуры (хотя это была уникальная традиционность: полис) однако при этом Аристотель в понимании искусства и прекрасного делает шаг вперед по сравнению с Платоном: если Платон, рассуждая о прекрасном учил подражанию прекрасным идеям то Аристотель учил подражанию реальному миру природы

Мемесис это не пассивное копирование, а целенаправленная обработка, выборка, выражаемого в искусстве мира: искусство подражает не единичным явлениям, а неким общим свойствам. Оно способно охватить и понять больше чем обыденный взгляд. Поэтому задача подлинного искусства состоит не в том, чтобы говорить «о том, что было, а о том, что будет» (поэтика 1451б) и даже «о том, что должно быть» (1454б). Соответственно общности такого охвата выстраивается и лестница видов искусства: выше всего музыка и поэзия, ибо они передают движение, потом живопись и скульптура (они дальше от жизни, ибо статичны), потом проза «история», затем риторика (выступления политика), в самом низу – ремесло (изготовление предметов).

Цель предмет и критерий искусства — это человек. Поэтому прекрасное это такое явление, которое гармонично сочетает в себе количественные определения (порядок величина масштаб) с качественными (обозримость, понятность, доступность), то есть с критериями, которые соответствуют способности человека к восприятию. Универсализирующая функция искусства таким образом нацелена на создание совершенного человека, который сочетает в себе качество ума (metos) доброты (agatos) и красоты (kalos). Сочетание этих свойств и составляет высшую добродетель человека, которая реализуется и в его поведении, и в создаваемых им вещах. Это «калокагатия», которая выступает как человеческое измерение прекрасного.

Целью же и одновременно средством выработки у людей таких высших качеств является способность произведения искусства вызывать катарсис, то есть согласно Аристотелю очищение души человека от негативных переживаний, чувств, (аффектов) по средством замены их положительными через вытеснение негативных чувств (страха) аффектом сострадания, сопереживания, подражания героям действующим на сцене. Фактически катарсис это процесс и результат универсализации, которая достигается при общении человека и с искусством. У греков катарсис наиболее наглядно наблюдается в трагедии в сфере поэтики и литературы

Разрыв непосредственности и разрыв индивида к людям и к миру в целом. Это изменило контекст трансляции опыта, выдвинув в качестве средства осуществление этой трансляции не столько словесную речь, сколько письменное изложение, и затребовало и соответствующих способов трансляции, гарантирующих её достоверность и надёжность. Таким образом инвариантность (точность, достоверность) знаний вышла в культуре на первый план. Аристотель первым осознал, что в новых условиях нужно мыслить особенно строго и чётко, а для этого надо выработать правила, благодаря которым содержание транслируемых знаний не могло бы прочитываться двойственно, двусмысленно. Для этого он и выдвинул чёткие принципы в виде форм правильного мышления, независимого от содержания – законы формальной логики. Эти законы определяются следующими потребностями. Прежде всего необходимо выделять всякий нужный предмет описания или обсуждения по неким постоянным, характерным для него признакам.

Эти законы определяются следующими потребностями. Прежде всего необходимо выделять всякий нужный предмет описания или обсуждения по неким постоянным характерным для него признакам (закон тождества), недопустимо делать взаимоотрицающие противоречащие друг другу суждения об одном предмете (закон запрета противоречия). Понятия (описания предмета или суждения о нем) должны быть доведены до такой степени четкости, которая создавала бы уверенность в правильности определения или описания этого предмета, а также в надежности избранного способа действия с ним (закон исключения третьего): «либо так, либо иначе – третьего не дано»

В результате трансляция опыта становится трансляцией по правилам, отличным от норм повседневного общения, что затрагивает и область передачи опыта от старших поколений к младшим. Следовательно, в среде античного общения людей выделяется особая сфера где жта трансляция и освоение ее правил реализуется в полной мере – сфера обучения, отделенная от производственной и повседневной жизни.

Вместе с этим возникает и соответствующий социальный институт обучения (лицей) который становится основой воспроизводства всего накопленного опыта, как основа существования всей европейской культуры. Центральное звено этого воспроизводящихся в данное время универсализация индивида, «вмещение» в него всей полноты имею через те резервуары накопления и трансляции который выработал Аристотель. Если школы профессионального обучения и были на востоке, то они затрагивали только небольшую группу высшего социального слоя восточных деспотий, тогда как в полисе процесс не только профессионального, но и универсализирующего обучения затрагивал всех свободных граждан или по крайней мере большую их часть. В результате был создан универсальный способ специфичный для европейского пути развития. Два других способа коллективно-именной и профессионально-семейный) для Европы остались в прошлом. Вместе с данным способом радикально изменилась картина мира: в ней не осталось непостижимых мифологических сущностей, тогда как мир предстал как совокупность взаимодействий предметов и сил доступных рациональному пониманию.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта