Главная страница

Лекция 1 Философия учение о мире и месте человека в нем


Скачать 231.77 Kb.
НазваниеЛекция 1 Философия учение о мире и месте человека в нем
Дата23.01.2019
Размер231.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаAntichnaya_Filosofia (1).docx
ТипЛекция
#64866
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Лекция – 1

Философия – учение о мире и месте человека в нем.

Мир – это окружающая нас действительность (бытие).

Основное свойство мира – развитие, изменение от простого к сложному в результате новизны, закрепилось это в 20в.

Человек выражает это предельно максимальным образом, наиболее интенсивно создавая новое. Любое новое создается как новое сочетание старых элементов (комбинирование). А человек кобинирует наличное наиболее продуктивным образом. Поэтому человек развивается быстрее окружающей его природы. Поэтому смысл существование чел как рода – творчество. Это проявляется всегда и везде: в науке, в обыденности, языке...

Наука – социальный институт, в котором выдвигаются гиппотезы ______.

Абсолютное развитие, способность человека создавать из наличного, получает только философия, которая приходит в эпоху кризиса культуры и показывает каким образом соединить наличные явления (духовные, материальные), чтобы выйти из кризиса.

Философия не наука, а особый вид рационального отношения к миру, такой же как наука, искусство, политика. Поскольку в наши дни завершается научный этап развития общечеловеческой культуры (в смысле того, что наука выполнила свою главную задачу и перестала быть лидером культуры), главной общекультурной проблемой становится поиск продуктивного сочетания научно-технического развития с проблемой выживания человечества. И решение этой проблемы ложится на философию.

В античности Аристотель зародил научное познание и анализ природы. В средневековье познание началось вырываться из-под санкций бога и опираться на человека. С Ньютона и Галилея зарождается наука, которая ставила задачу выживания человеческого рода. В середине 20в наука достигает эту цель, решая основную проблему – голод. Но она породила проблемы и сейчас технокультура вполне способна нанести колоссальный вред человечеству. Задача философии найти способы и решения того, чтобы наработанное наукой не приносила вред.

1 Тема: Назначение философии, понятие предмета философии.

Мир состоит из трех групп предметов и явлений: природы (объекта), общества (субъекта), человека (индивида-homo sapiens).

Определить любой предмет, значит указать его специфику, главное отличительное свойство. Для человека таким свойство является мышление (разум, сознание и т.д.).c:\users\lueberh-fsb\desktop\untitled.png

Поэтому определить положение человека в мире – указать источник его мыслительной способности. Таким источником могут быть природа, бог, культура.

Соответсвуя этому, в истории философия, с момента её возникноения, исторически последовательно возникали следующие формы:

А) Натуральная философия (с древности по 5-6вв н.э., а также с перерывами до наших дней). Когда положение человека мире старались определить через целостное описательное познание природы (натуры) средствами философии.

Б) Религиозная философия в формате христианства (5-15вв н.э.). Источник мыслительной способности исходит из бога.

В) Философия в формате научного познания природы средствами логического анализа и опытного эксперимента (с момента возникновения современной науки 16,17вв по наше время).

Природу нужно не описывать, чтобы познать, а анализировать с научной точки зрения.

Г) Философия решит свою задачу, если будет исследовать культуру как источник мышления человека.

>В 20в определились 3 взгляда на истоки мышления. Спор показал, что мышление – продукт культуры.

1)Представители этой группы теоретиков утверждают, что мышление возникает по принципу «изнутри во вне», т.е. является природным, генно-наследуемым свойством. Так считали представители естествознания, в медицине - Фрейд, в биологии – Лоуренс Конрат, основатель этномологии – дисциплины о поведении животных.c:\users\lueberh-fsb\desktop\untitled.png

2)Этики теоретики представители этой группы утверждают, что мышление – это продукт наложения биологических и социальных закономерностей, а человек – биосоциальное существо.c:\users\lueberh-fsb\desktop\untitled2.png

(Эрих Фромм) Но такая позиция ненаучна, поскольку для нее важно выделить один ведущий принцип в качестве закона.

c:\users\lueberh-fsb\desktop\untitled.png

3)С этой точки срения мышление возникает «извне во внутрь», в процессе усвоения индивидом культуры. Достоверность этого положения доказано двум группами наблюдения и экспериментов: дети-волки и слепоглухонемые дети.

Поэтому философия, исследующая положение человека в мире через раскрыия истоков его мышления, сегодня должна выступать в виде всеобщей теории культуры.

Лекция – 2

Твочество – признак мышления, творчество есть везде.

II.Философия и культура. Природа - это не культура, если природа «растет сама по себе», то есть возникает естественным путем (естесство=природа=натура)., то есть культура создается искусствено при посредстве человека. Культура это то, что вносится в природу людьми.

Культура – это не общество. Если обществом является нечто внешнее для индивида (социальные группы, системы управления, государство и т.д.), то культура становится для индивида внутренним началом в виде усвоенного и освоенного им коллективного опыта. Если в обществе все люди подобны друг другу, одинаковы, то в культуре и благодаря ей каждый из людей уникален и неповторим. Если в обществе люди в основном живут в настоящем времени, в рамках своих жизненных задач, то в культуре их настоящее расширяется до прошлого и будущего.

Культура – это особая реальность, не сводимая ни к обществу, ни к природе.

>Культура – это коллективный опыт, представленный совокупностью материальных и духовных явлений, которые связывают людей друг с другом.



Человек становится разумным в двуедином круговом процессе: в движении культуры к человеку, и от человека к культуре.



Герменевтический круг (Гермес). Специфика философии как формы теоретического мышления состоит в том, что она осознает и осмысляет этот процесс, т.е. рефлексирует по его поводу

III.Философия и наука.

Философия – это не наука. Это особая форма мироотношения и миропонимания наравне с наукой, искусством, религией. Но при этом наука и философия обладают общими чертами: способностью обобщать в теории, плюс - системностью, плюс – рациональностью (опорой на логический и доказательные положения, в отличие от религии).

Отличие философии и науки заключается в том, что: наука обобщает в виде законом, а философия – в виде философских категорий (обобщений предельного порядка, например, развитие, субстанция, количество\качество и т.д.). Наука исключает человек из своей картины мира для достижения четкой предсказуемости и доказательности, когда как философия включает его в свою картину мира как центральное звено.

Плюс наука динамизирует культуру, то есть ускоряет ее развитие, когда как философия ее стабилизирует, соотнося развитие с человеком. Поэтому, не являясь наукой, философия соотносится с ней, но особым образом.

Современная наука, представленная двумя группами научного знания: естествознание в виде фундаментальных наук, плюс – социально-гуманитарные знания в виде множества научных дисциплин (которые носят еще описательный характер, не обладают предсказательной силой, и потому не являются полноценными науками).

На протяжении истории, положение философии по отношение к науке изменялось. В период натурфилософии и религиозной философии она занимала лидирующее положение, пытаясь диктовать наукам свою волю из позиции над наукой.



В период доминирования научной формы философии, выступавшей как «обобщение достижений обществознания», философия оказалась в положении вторичной теории обслуживающей достижения конкретных наук (поднауками).



В 20 и 21 веках филлософия не выступает в виде некоего подобия гуманитарных дисциплин,обслуживая лингвистику, искусствоведение, литературоведение и т.д., утрачивая свою специфику.

Филосфия в современном научном познании занимает центральное положение, поскольку исследуя истоки мышления в культуре, оказывает воздействие на мышление ученых, работающих в конкретнных науках. Тем самым связь мышления ученых с культурой реализуется через философию.

Лекция – 3

Методы философии нацелены на то, чтобы зафиксировать и исследовать мышлени как главное свойство, определяющее положение человека в мире.Это сложно, поскольку мышление - духовный не вещественный феномен.Для этого философское познание использует методы категориальности (философия использует категории, анологичные в законах науки).

Обладать мышлением – уметь обобщать, выделять некие невидимые, но объективно сущестующие связи (между предметами и явлениями), а затем выражать их в словах, например в таких существительных как человек, предмет, животное и т.д. Эти слова, главные образом существительные, являются понятиями. В обыденной жизни мы используем понятия первого уровня обобщения, а философия выходит на более высокий уровень, выделяя сами способы обобщения, то есть используя обобщения обобщений, это и есть философские категории (развитие, количество\качество, форма\содержание, субстанция и т.д.) Категорий немного – максимум 20-30.

Категории возникают и входят в арсенал философского знания истоически, в процессе развития культуры. Поэтому история философии в значительной степени является рассмотрением процесса возникновения и оформления категорий в философском знании. Целостное изучение этого процесса дает наглядную картину развития философии-мышления-человека-культуры.

Поэтому другой способ – историчность.

Философия никогда не была отвлечённым абстрактным знанием. Она всегда отвечала на актуальные жизненные запросы культуры. А не редко философы своими действиями и даже жизнью отстаивали правоту своего учения.

Метод, именуемый «практичность».

Герменевтичность – метод, указывающий, что философия развивается в процессе движения герменевтическому кругу (от культуры к человеку и обратно).

Тема II: Введение в античную философию.

Предпосылки античной культуры и философии.

I.Мифология и религия как предпосылки философии.

Как учение о положении человека в мире выполняет в культуре мировоззренческую функцию. Подобную функцию выполняют другие формы миропонимания: наука, искусство, обыденное сознание (поскольку любое мышление, даже примитивное, предполагает некоторую форму понимания мира, размышления над его устройством). Первыми в человеческой истории были систематизированными формами будут религия и мифология. Эти формы весьма примитивны, поскольку в них, опираясь на их содержание, человек еще не может в достаточной степени осознать свою уникальность, которая выражается в мышлении, и принадлежность к культуре. Мифология – изначальная самая примитивная форма мировоззрения, возникает на основе ограниченного коллективного опыта первобытных родовых общин. Мифология теоретически объединяет в себе все элементы практического опыта, необходимого людям для выживания (зачатки достоверных данных о природе, первые принципы нормальных взаимоотношений, нравственность, элементы примитивного искусства). Поэтому мифология – синтетическое целостное мировоззрение.

Главное свойство мифологии – антропоморфизм. Это значит, что смысл в мифологии через конкретные человекоподобные образы, которые прямо или косвенно воссоздают мир людей в природе: мир родовой общины, родственные связи между людьми переносятся на окружающую их природу, которая в результате обретает человеческие черты, одушевляется и предстает чудесной фантастической. Поэтому первобытный мифологизирующий человек мыслит, осознает себя будучи погружен в сверхъестественный мир, где один предмет может превращаться в другой, мертвое – оживает, животные говорят по-человечески и т.д. По ходу истории практического выявления настоящих подлинных закономерностей мира мифологическое мышление стало покидать сферу человеческого сознания, и в наши дни, когда мышление людей в культуре европейского мира с детства формируется под влиянием науки, мифология отошла в область фантастических преданий и детских сказок.

Религия – более развитая форма мировоззрения, основанная на более обширном коллективном опыте преобразования природы, деятельностью уже многих родовых общин, объединённых в этносы, народы в пределах целых географических регионов. В отличие от мифологии, где представление о мире является целиком фантастическим, в религиозном мировоззрении уже производится разделение фантастического и реального, сверхъестественного и естественного. Поэтому в религии поставляется низший мир реально повседневности – высшему миру божественных сущностей или начал. В первом мире чудес нет, но они могут проникать из второго мира, способного творить чудеса. Для этой цели в религии создается особый ритуал, который выражается как ряд действий священного характера, направленный на установление связи с высшими началами – с божествами, единым Богом.

При этом религиозное мировоззрение все-таки расширяет познание мира человеком, так как опирается на более значительные, чем в мифологии, массивы достоверных знаний. Но все-таки религия предлагает человеку воспринимать мир в целом, опираясь на веру (на восприятие, которое не предполагает критики, основывается на неких общих неподлежащих проверке положениях, догмах). В этом плане религия противоположна науке, основой которой является конкретизированное достоверное, подлежащее проверке и обладающее предсказательной силой, положение. Философия возникает как целостный рационализированный взгляд на мир, в рамках которого в дальнейшем постепенно возникает и вызревает наука.

II.Генезис философии

Генезис – происхождение\возникновение.

Философия возникает одновременно в 7-6 вв до н.э. в Др.Греции (на Западе), в Др.Индии и Китае.

При этом философия везде как бы перерастает в мифологию\религию, которые окончательно оформились не задолго до этого в качестве идеологии, обслуживающий первые государства (период «осевого времени» - 8 в до н.э.).

При этом древнегреческая философия первая стала создавать собственные философские категории (бытие, сущность, изменение).

Возникновение философского мышления означает качественный шаг вперед в развитии культуры и человека – открытие объективных вечных неизменных закономерностей мира, в котором живут люди. Для мифологии\религии никаких закономерностей не существует – их заменяет либо воздействие самостоятельных мифологических сущностей, либо божественный произвол. В результате внешняя окружающая людей природа воспринимается ими как безусловно господствующая сила, ограничивающая их волю. В таких условиях люди способны выживать ориентируясь лишь на проверенные, доказавшие свою эффективность образцы прошлого опыта, когда как будущее остается для них неопределенным. Поэтому мифологическая\религиозная форма мышления являются ретроспективными, обращенная в прошлое.

Философия же возникает через преодоление мифологическо-религиозных представлений, пытается отделить в мире то, что зависит от людей от того, что им не подвластно. Поэтому философское мировоззрение проективно. В наши дни познание мира и проектирование будущего осуществляется в основном на достижения науки (что сегодня порождает определенные противоречия, но в свое время было колоссальным достижением). Главный метод науки – аналитическое изучение действительности с опорой на научный опыт в виде эксперимента. Древние философы еще не знали этого метода. Поэтому они опирались на рациональное суждение из обыденного опыта и логические умозаключения. Здесь же они приходили к выводу, что солнце — это не бог Гелиос, а раскалённый огненный шар; океан не бог морей Нептун, а просто резервуар воды; гром и молнии не Зевс, а атмосферные явления. Таким образом философия формировала четкий и лишенный случайности взгляд на мир в целом, что придавало людям уверенность в их знаниях и, тем самым, укрепляла культуру. Поэтому только те культуры, в составе которых возникла философия, дожили до наших дней.

III.Специфика античной культуры.

Античность – важнейший этап в развитии общечеловеческой культуры, которая проходит здесь 1к лет своего развития в образе цивилизации европейского типа (с 7-6 вв до н.э. до 5 в н.э. окончательное крушение Римской Империи в 476 г н.э.) В круг античной культуры входили, помимо Др.Греции, Др.Рим, Бл.Восток, Зап.Европа, однако главные философские достижения имеют древнегреческий характер. Среди них философия занимает важнейшее место.

Специфика др.гр. философии определяется уникальностью ее культурной основы, главным реальным элементом которой был полис – город-государство, все свободные граждане которого объединялись принципом изономии, т.е. равенством перед законом.

Номос – формальный закон.

Полис – идеальная социальная система, аналогов которой не было никогда, т.к. все иные социальные образования всегда строились и строятся по принципу иерархии – принцип политически закрепленного старшинства, преобладание высших над низшими. Подобное равенство, определяемое как античная демократия, сформировало уникальную форму взаимодействия между людьми и соответствующего этому мировоззрения. Все важные общественные вопросы решались у др. греков не замкнутой группой жрецов или самовластных правителей, а всеми свободными гражданами на открытых собраниях.

Подобная ситуация открывала свободную дорогу дискуссии, критике, обмену опытом с разных точек зрения, что обогащало культуру, позволяло свободно транслировать накопленный ею опыт, в результате личность приобрела уникальные черты: усваивая всю совокупность того опыта, который был в данный момент выработан в полисе, он становился человеком-универсалом. Только в античности возник подобный человеческий тип, примером которого стал герой – Одиссей.

При этом равенство действовало лишь в относительно узком кругу граждан, поскольку античная культура строилась на рабстве и эксплуатации женщин, которые вели исключительно домашнее хозяйство. Однако эти недостатки были неизбежны на том историческом этапе, поскольку в культуре не создались предпосылки для научного постижения природы и создания на этой основе технических устройств, которые могли бы освободить людей от тяжелого физического труда.

Возникновению полисов предшествовало развитие, а потом крушение древних государств, деспотичных и греческих (крито-микенская культура 12-8 вв до н.э.). Предпосылки этого процесса до сих пор не известны, определенным является только то, что на обломках древней культуры возник принципиально новый социальный порядок.

Элейская школа.

Её представители жили на южном побережии Италии, потому их вместе относят к италийской философии.

1.Парменид (540-480 гг) – современник и оппонент Гераклита. Прежде всего Парменид утверждал, что к постижению мира лежат два пути: истинный и ложный, путь мнения и путь знания.

Путь мнения – осмысление мира с точки зрения его внешних проявлений, когда мир воспринимается как наглядно существующее (сущее) и представляется многообразным, подвижным, изменчивым.

Путь знания строится на способности философа, проникнуть за его внешнюю сторону, т.е. понять, каков мир на самом деле в его глубинных устойчивых неизменных характеристиках. Это бытие сущего.

Двигаясь по этому пути, Гераклит в отличие от Сократа, что космос, в его базисных характеристиках (как бытие) является единым, устойчивым и абсолютно неподвижным. Не смотря на внешнюю изменчивость, в космосе нет никаких существенных преобразований, а те, что мы видим – подобны ряби на воде, не отражая бытия сущего.

Доказывая эти взгляды, Парменид выдвинул теорию: бытие есть, небытия – нет.

Он рассуждал следующим образом: если говорят, что небытие есть, значит признают, что оно обладает реальностью, то есть существует и потому является бытием. Выходит, есть только бытие, небытия нет.

Отсюда Парменид делает логические выводы относительно подвижности мира. Всякое движение предполагает изменения, т.е. содержит в себе некие перерывы в неизменности, которые в сущности являются моментами небытия. Но если, как было сказано, что небытия нет, значит нет и подобных перерывов, нет изменений, нет движения. Таким образом мир неделим, однороден, абсолютно неподвижен. А все наблюдаемые нами изменения – иллюзия.

2. Зенон – ученик Парменида в своих апориях (неразрешимое утверждение) наглядно показал, что в том случае, если мышление будет настаивать на делимости, прерывности, изменчивости мира, то оно неизбежно запутается в неразрешимых противоречиях. При утверждении делимости мира на части, придется умозаключать, что летящая стрела в каждый момент своего движения на самом деле не летит, поскольку придется утверждать, что она в делимом пространстве действительно покоится относительно окружающего ее фрагмента этого пространства.

При установке делимость и подвижность мира, быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, ибо расстояние между ними может делиться до бесконечности. Поскольку подобные внешне безупречные выводы противоречат опыту, остается умозаключать, что не верны исходные предпосылки о подвижности, прерывности, делимости мира. И напротив верно обратное: мир однороден и не делим, непрерывен и неподвижен. Смысл апории Зенона с современной точки зрения состоит в том, что логика, логические и математические положения представляют собой выявление лишь одного частного аспекта бытия. Логика не схватывает его подвижности.

3.Школа Пифагора. Учение Пифагора и его школы наглядно демонстрируют, что у самих натурфилософов мир, космос постепенно начинают осмысливаться сквозь призму все более общих абстрактных отвлечённых философских категорий. Первоначало теряют исходный чувственно-вещественный облик.

4.Демокрит. Его учение – вершина античной натурфилософии, поскольку здесь синтезированы все ее + и -.

Все натурфилософы решают главный вопрос философии косвенным путем – через встраивание человека в природу и уравнивание его с ней. Однако это не верно, поскольку, творя культуру, человек развивается интенсивнее природы, хотя это осознается не сразу. В данном направлении Демокрит продвинулся дальше всех. В своем учении он отыскал возможность соединить представления о неизменности мира, его бытии, с представлениями о изменности – бытии, вести эти взгляды в однородное теоретическое единство – бытие. Представлены Демокритом в виде атомов, а небытие – в виде пустоты. Атомы – неизменные частицы разной формы. Душа людей – психе, их разум, тоже состоит из частиц, только мельчайшей формы.

Согласно Демокриту мир в целом все же пребывает в движении, однако оно ограниченное, выраженное как повторение заданной заранее траектории – круговорот. Подобный взгляд способствовал устойчивости полиса в ранние его период, вследствие чего специфика культуры как более динамичного начала по сравнению с природой еще не появилась. Потому то и казалось возможным описывать человека теми же категориями, что и культуру. Однако последующие события., связанные с кризисом полиса показали, что это не так.

IV.Начало классики: софисты и Сократ.

I.Кризис полиса.

Социальными предпосылками становления классического этапа античной философии. Предпосылкой был кризис полиса, радикально изменивший положение человека в культуре и соответствующую ему картину мира

Рассвет полиса продолжался относительно недолго – 100-150 лет. Высшая стадия развития – период Перикла. После наступает сразу кризис полиса. Причиной кризиса была в том, что древнегреческий полис – замкнутая социокультурная система, и потому его дальнейшее развитие вошло в противоречие с прежними социальными рамками, что и породило кризисное явление.

Победа греков в греко-персидских войнах, объединение всех полисов в единый греческий союз, свободное развитие торговли, освоение новых колоний вели к обогащению и расширению культуры. Но этот же фактор осложнил внутреннюю полисную жизнь, прежде всего свободных граждан, появились свои собственные частные интересы, не сводимые к интересам полиса. В результате прежняя изономическая, относительно простая и устойчивая форма полиса, выстроенная на традиции, теперь стала сковывать активность людей и превратилась в предмет критики. Но на этом фоне и возник интерес к проблемам общественной жизни, человеку, мышлению.

В этих условиях выявилась не только несостоятельность мифологических и религиозных форм мировоззрения в силу их ретроспективности и взглядов философских взглядов досократики, исследовавших природу. Главным недостатком их учений было то, что человек (т.е. культура) уравнивались с природой, встраивались в ритм природных процессов, которые в ту эпоху воспринимались как повторяемые и неизменные. У Гераклита все течет, у Демокрита – все повторяется в виде движения одних и тех же атомов по траектории круговорота. Таким образом философия досократиков фактически либо подчиняла человека нормам полисной традиции, либо не могла указать направленность дальнейших изменений.

В самой общественной жизни возник запрос на новые формы философии, которые ориентировались бы не на постижения природы, а на понимания общества и человека в качестве среды и активно действующего ее начала. С возникновением подобных учений и связаны классический этап античной философии.

Содержание классики – обоснование новых путей развития культуры, выходящей за рамки традиции, преодолевающих однозначную ориентацию на прошлое. Такое движение обязательно предполагает критику сложившихся представлений, их пересмотр и их переработку. Но здесь возможны два пути: либо полное отбрасывание опыта прошлого, т.е. его негативное разрушительное начало, либо сознательная взвешенная критика и заимствование наиболее полезных его компонентов, т.е. позитивное продуктивное отрицание. К сожалению, до сегодняшнего времени развитие общечеловеческой культуры идет больше по первому пути, вследствие чего люди начинают объективно рассматривать и оценивать свое прошлое, лишь безвозвратно утратив его и столкнувшись с новыми противоречиями. Именно эту ситуацию Гегель выразил в своем афоризме «Сова Минервы вылетает в полночь».

Теоретические модели этих двух путей были выработаны еще в античности. По первому пути пошли софисты, второму – Сократ.

II.Софисты.

Софисты, называвшие себя «бродячие учителя мудрости», появились в середине 5 в до н.э.

Учение софистов очень быстро стало очень влиятельным, т.к., во-первых, оно отвечало запросу от освобождения от традиций, которые превратились в предрассудки и суеверия. Во-вторых, учение соответствовало росту индивидуализма и взаимной конкуренции, Которые порождались ростом общественного богатства при неравном его распределении. Конкретнее, бурная политическая и экономическая жизнь затребовала от людей умения аргументированно доказывать свою точку зрения в судах и на собраниях, способности четко мыслить, хорошо говорить, убедительно спорить.

Софисты (Sophos- мудрость) брали зарплату, дабы научить любого желающего искусству красноречия, убеждения и, главное, искусству умения доказать сове утверждение, даже самое абсурдное. Их главный примем – подмена реального значения, при использовании теоретических понятий. Позднее такие подмены стали называть софизмами. Аристотель определял их как «мнимое доказательство». Они характеризуются как лингвистическое смещение. Наиболее известный из софистов – Протагор, выдвинул предположение: «человек – мера всех вещей». Это звучит хорошо, но двусмысленно, т.к. люди – разные (умные-глупые, добрые-злые и т.д.), и потому не всякий человек может быть мерой вещей. Если принять это положение без критики, то выходит, что сколько людей – столько и мнений, у каждого своя правда, все человеческие представления относительны (релятивны) и малоценны. Никакой общей истины нет, в обществе должны господствовать индивидуализм и субъективизм, для отстаивания которых человек волен использовать любые средства. Это санкция на распад общества.

Поэтому критика традиций, обоснование необходимости социальных изменений, вся полемика, которую вели софисты с этих позиций, стала обретать опасный и разрушительный характер. Другой софист, Горгий, проводил эту полемику в рамках противопоставления «физис-номос» (природа – закон), утверждая, что, если какой-то человек сильнее или умнее других по природе, он имеет полное право нарушать все законы или даже отбрасывать их. При этом свои утверждения Горгий обосновывал ссылками на мир животных, которому и должны следовать люди.

Таким образом, если учения досократиков натурфилософов выражали объектную «природную» крайность развития античной культуры, то учение софистов выразило субъектную социально-антропологическую крайность и ее историческую траекторию.

III. Сократ (479-399 гг до н.э.)

Сократ классический представитель классической античной философии, который связан с антропологическим поворотом, который представляет собой переход философского знания от изучения природы к изучению человека и общества и одновременно направлен на разрешение назревших в полисе внутренних социальных политических противоречий. При этом философское мышление добилось выдающихся достижений, значимых для всего последующего развития и самой философии, и всей общечеловеческой культуры. Сократ сам не писал своих произведений, мы знаем о его учении из творений его учеников, но своеобразие учения Сократа вырисовывается в них достаточно четко.

Сократ – радикальный противник софистов, он видел, что их философия ведет к распаду полиса, угрожая гибели всей полисной культуре, и потому пытался отыскать некие теоретические принципы, которые могли бы вернуть полис к прежнему рассвету, а общество – к сплочению и подъему времен войны против персов. Сократ стремился сохранить в коллективном опыте наиболее ценные завоевания полисной культуры, в которой нарастали противоречия между новыми условиями жизни и отживающими уходящими в прошлое традициями. Но, если софисты призывали к полному разрыву с традициями, то Сократ напротив стремился сохранить их, однако не путем слепого копирования и поклонения им, а через выработку философского осознанного к ним отношения и продуктивной критики.

Сократ рассуждал так: если разум – это главное свойство, которое отличает людей, разумно устраивающих свою совместную жизнь, от животных, существующих по одиночке или в стаях, где каждый сам за себя, то основа этого разума состоит в общезначимых знаниях, а не в частных субъективных и относительных мнениях, как утверждали софисты. Если, утверждал Сократ, человек узнает, что хорошо, а что плохо, то он не будет поступать дурно. Такое общее знание, по его мнению, присуще при рождение (от природы), но они забывают об этом в жизненной суете в погоне за благами. Задачи философии и философов как раз и заключается в том, чтобы путем диалога посредством наводящих и специально поставленных вопросов помочь человеку вспомнить об этом знании, осуществить анамнезе. Отсюда исходное положение философии Сократа: «познай самого себя».

Метод философских рассуждений Сократа (он сам называл его метод майевтика, т.е. искусство умственного родопоможения. Сократ как акушер мудрости. Метод Сократа представляет собой теоретическое движения от знающего незнания (я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого) – это Диоген Лаэртский, от знающего незнания, от частных поверхностных определений, ко все более общим охватным содержательным понятиям, усвоив кои люди смогут относиться друг к другу и к себе сознательно.

Однако кризис в полисе зашел уже так далеко, что призывать к поиску общезначимых знаний стало опасно, ведь люди, стоявшие на страже традиций, не отличали Сократа от софистов, не поняли ценность его учения, обвинили его в развращении умов молодежи и по приговору суда заставили выпить чашу яда.

IV. Античная философская классика: основные положения учений Платона и Аристотеля.

Платон (427 – 347 г. До н.э.)

Платон – ученик Сократа. В социально-политическом плане Платон, как и Сократ, стремился вернуть полис в прежние времена рассвета, раннего состояния. Но, в отличие от своего учителя, пытался подыскать для этого более прочную основу, чем душа отдельного человека. Платон видел, что людей объединяет не только общепринятое знание, но и реальные задачи, общие практические дела, в решении которых люди опираются на образцы коллективного опыта. Но при этом Платону было не известно само понятие культуры, поскольку древние греки, во-первых, понимали мир в основном как природу (не отделяли природу и культуру), а во-вторых, практическую деятельность осуществляли преимущественно рабы, которые не считались с людьми, не включались в разумную жизнь общества, культуру. Тем самым связь между моделями культуры и жизнью людей не могла быть в то время осознана адекватно. Поэтому Платон и утверждал, что образцы культуры не вытекают из человеческой деятельности, а имеют сверхъестественное происхождение, внеземное, существуя как некий чисто духовный и идеальный мир, противоположный реальному миру, в котором живут люди. В результате Платон разделяет мир на два уровня: уровень вечных высших духовных прообразов, всех вещей, входящих в культуру («мир идей» - эйдосы), и уровень реальных материальных земных предметов («мир вещей»). Мир идей существует сам по себе, пребывая в Занебесье, затем спускаются вниз на землю, входят в материю (вещество) и воплощаются в конкретных вещах. Человек тоже происходит из двух видов идей: идея души и тела.

Это выглядит на первый взгляд необычно, однако в своей концепции идей Платон делает важнейшее эпохальное открытие: оказывается, что человек сначала может работать не с самими вещами, а с их теоретическими моделями, и только потом переходить к практической деятельности с ними, воздействуя на них целенаправленно и более продуктивно, нежели путем неосмысленного манипулирования по принципу проб и ошибок. Платон теоретическое моделирование, которое стало основой формирования рационально-теоретического знания и научного познания вообще. На этой основе в античности интенсивно развивается математика, геометрия (начало «Евклида»), все античное естествознание александрийского и римского периода. Самому же Платону его идея нужна для политических целей – для сохранения и укрепления полиса. В русле теории идей Платон рисует образ идеального государства. Главное достоинство благо, которое заключается в полной неизменности. Платон видел, что всякое развитие связано с накоплением новизны, что ведет к разложению сложившихся порядков, в данном случае – устойчивости полиса. Наиболее эффективный способ бороться с новизной – это разделить ее, что в проекции на социально-политическое устройство приводит к идее кастовости общества и вытекающей отсюда иерархии. Поэтому идеальное государство у Платона уподобляется пирамиде, каждую из которых занимают люди исходя из их способности их души воспринимать идеи.

Касты: а) философы-правители, души которых подобны воску, т.е. наиболее восприимчивы к вмещению идей, б) воины-стражи, обладающие более твердой душой, в) земледельцы, ремесленники, торговцы, душа которых тверда настолько, что они не восприимчивы к идеям, а способны лишь трудиться и торговать. Платон дважды пытался воплотить свое государство, но безрезультатно, однако его теория стала основой последующего развития и античной культуры, и всей западной цивилизации вплоть до современности. Есть еще одно обстоятельство: Платон и Сократ – первый пример великих консерваторов человечества. Передовые мыслители в обоснование своей цели до сих пор обращались к пошлому.

V. Аристотель (384 -322 г до н.э.)

Эпоха Аристотеля – эпоха эллинизм, когда греческая культура двинулась на Восток, и в Азии под руководством греков стали создаваться крупные монархические государства, включившие в себя прежние независимые полисы. Отсюда все особенности учения Аристотеля. Он, в отличие от Платона, стал рассматривать философию уже не как средство укрепления полиса, а как способ исследования природы и описания мира.

Конкретнее, в своем движении на Восток, греки столкнулись с таким многообразием природных и общественных явлений, что оно уже не описывалось платоновской версией теоретического моделирования. В социальном плане у греков, создававших новые полисы на Востоке, возник запрос для такой модели трансляции знаний, которая обеспечивала бы их знаний и их точную инвариантную передачу. Версия Платона этого не давала. Поэтому Аристотель создал свою оригинальную модификацию классической философии: философия Аристотеля – это уже не любовь к мудрости как у досократиков и Сократа, и Платона, а учение о причинах и началах в природе – метафизика. Для этого Аристотель прежде всего преобразовал теорию Платона, заявив, что идеи располагаются не на небесах и в Занебесье, а присутствуют в реальных вещах.

Каждой из вещей свойственны четыре вида идей или причин, что Аристотель поясняет на примере глиняного кувшина: материальная причина – глина, формальная причина, форма кувшина, целевая причина, двигательная причина. На самом деле это модель практики, деятельности человека в культуре, но Аристотель выводит человека из поле зрения, предписывает эти аспекты внешней природе. Но в целом через 4 причины можно описать любую вещь и создать рациональную модель мира, его протонаучную теорию. У Аристотеля эта теория складывается из двух групп наук: физика – учение о природе, из которого в дальнейшем развивается все естествознание+метафизика, Аристотелевская философия, наука о причинах и началах, из которой возникло знание об обществе и человеке. У самого Аристотеля учение о человеке, которое он называл «политическое животное», считая его природным существом, возникло в рамках физики. Он считал людей существами, которые в отличие от животных обладают инстинктом к совместной полисной политической жизни. Поэтому он делил людей на политиков и идиотов, не участвующих в жизни полиса. Рабов же он не считал людьми, называя их говорящие орудия. Но самого Аристотеля нельзя считать идеологом рабовладения, поскольку в то время рабство было неизбежно в силу слабого развития техники: рабы выполняли роль современных автоматов.

Для сохранения коллективного опыта, достижений культуры Аристотель впервые создал специальный социальный институт универсализирующего образования – лицей. Если прежде свободный грек мог получать знания в самой жизненной среде путем неформализованного общения, то в новых условиях прирастания полезного знания все представители социальной верхушки должны были учиться систематизированным образом (достаточно длительно, усваивая различные дисциплины). То, что именовалось школами было узкоспециализированным профессиональным обучением, а лицей – учреждение универсализации индивида. Благодаря Аристотелю античная культура обрела второе дыхание и просуществовала еще 800 лет.

5. Творчество Платона: периодизация и принципы.

I.Платон происходил из знатного афинского аристократического рода. Дальний родственник Перикла, получил хорошее воспитание. В 407 г до н.э., в возрасте 20 лет познакомился с Сократом, стал его ближайшим учеником. Суд над Сократом, его смерть глубоко потрясли Платона, он решил продолжить дело учителя – удержать полис от распада. После этого Платон стал формировать собственную философию, писать свои труды, формировать школу. В результате все его творчество разделяется на четыре периода:

Ранний, отмеченный влиянием Сократа («Апология Сократа», «Хармид», «Ион»).

Период критики софистов (Протагор, Горгий, Менон).

Период развития теории идей (Федон, Федр, Пир).

Развитие концепции идеального государства (Тимей, Государство, Законы)

Достигнуть свою цель (сохранить культуру полиса), Платон стремится, решая три задачи (как они видятся с точки зрения современности):

Обосновать, приобщение индивида к обществу, культуре. Отсюда теория идей.

Закрепить достижения полисной изономической (равенство перед законом) культуры. Отсюда концепция идеального государства.

Выработать четкий формализованный метод решения этих задач. Отсюда диалектика Платона.

Все вместе это складывается в философское учение Платона, содержание, суть которого – теоретическое моделирование: наибольшая эффективность практического действия с вещами достигается тогда, когда осуществляется предварительная теоретическая работа с образцами, моделями этих вещей. В перспективе открывается возможность создания целостной и сжатой модели культуры, опираясь на которую, люди могли бы эффективно развивать культуру на практике, а при необходимости – гибко и бескризисно перестраивать ее. Но такое понимание вырисовывается только в наше время, а Платон вырабатывал его косвенным путем.

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта