Лекции сд. Лекция 1 История развития сестринского дела в России
Скачать 381.84 Kb.
|
Сестринская этика – составная часть общей этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности среднего медицинского работника. Медицинская сестра, разделяющая философию сестринского дела, принимает этические обязательства, ценности, добродетели.Особенности сестринской этики:Сочувствие к пациенту (эмпатия)ДоброжелательностьЧестность с пациентами и коллегами, критичность к себе и окружающимУважение прав пациента (м/с объясняет ему его права и обязанности)Ответственность за свой трудПостоянное самосовершенствование (личностное и профессиональное)Сохранение профессиональной тайныСвобода выбора (выбирать должен не только пациент)Принцип информированного согласия (максимально полно информировать пациента о состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать оптимальные ему советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении)Уважение законаНепричинение вредаСвершение благодеяний.Этика неразрывно связана с деонтологией (от греч. «deontos» – должное, надлежащее, «logos» – учение). Термин был введен английским философом, правоведом Джерми Бентамом (1748 – 1832).Д. Бентам определил понятие «деонтология» как науку о должном профессиональном поведении человека. В России этот термин впервые ввел Николай Николаевич Петров (1876 – 1964) – хирург-онколог (20-30 годы 20-го столетия), считая главным этико-деонтологическим принципом – не причини вреда.Медицинская деонтология регулирует правовые отношения. В медицинском понимании – это учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Все установленные принципы поведения направлены на максимальное повышение эффективности лечения пациентов. Основой медицинской деонтологии являются административно-регламентирующие формы (приказы, инструкции, указания) нормы должного поведения и должностных обязанностей. Деонтология не изменяет и не подменяет этику, а базируется на ней. Различают деонтологию общую и частную. Общая деонтология – это основные правила и нормы поведения для всех медицинских работников независимо от места работы и характера заболевания пациентов. Частная деонтология – это правила и требования поведения в конкретной ситуации, с определенной группой пациентов (терапевтического, хирургического, психиатрического, акушерско-гинекологического профиля, в педиатрии и т.д.). Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики. Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются: гуманность (любовь, забот, сострадание) милосердие 3) исключение должностных преступлений 4) справедливость (равенство пациентов) 5) правдивость (открытые взаимоотношения между пациентом и лечебным учреждением, информированность). 6) сохранение профессиональной тайны 7) не причинение вреда. Итак, медицинская этика определяет моральные отношения, а медицинская деонтология – профессиональные отношения в рамках между медиками, пациентами и родственниками Основы медицинской этики были заложены еще в медицине древнего мира, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы медицинской деонтологии имели характерные особенности. Но общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, заключающиеся в стремлении облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались неизменными. Современное научное, технологическое и социальное развитие вызвало быстрые изменения в биологических науках и в здравоохранении, среди которых следует отметить бурный рост новых технологий и процедур (например, трансплантация органов, технология рекомбинации ДНК), беспокойство общественности по поводу жестокого обращения с людьми (например, зверства нацистской медицины). Эти изменения в биологических науках, здравоохранении и в обществе подвергли сомнению многие традиционные концепции моральных обязательств медиков и общества. Медицинской этической проблемой является обучение студента на живых людях. Студенты, по своему неумению, могут нечаянно причинить боль пациенту, что противоречит медицинской этике. Однако как можно подготовить высококвалифицированного специалиста без практики на живых людях?! Ни муляжи, ни практика на трупах не смогут подготовить специалиста так, как работа с человеком. Эта этическая проблема неразрешима. С одной стороны вполне понятно, что молодому специалисту надо практиковаться на людях, но мало кто согласится предоставить себя «для опытов». Встает другой вопрос: этично ли воспользоваться материальными затруднениями людей? Неразрешимым остается вопрос о клинических экспериментах на животных. Сотни и тысячи животных погибают при экспериментах, чтобы впоследствии спасти жизнь человеку. Без таких экспериментов, которые влекут за собой огромные жертвы, нельзя опробовать новую методику или лекарство на людях. Это еще одна медицинская этическая проблема. В настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской этики и деонтологии. Принцип «медицинская сестра – больной» заменяется принципом «медицинская сестра – прибор – больной», а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, не уменьшилась, а еще более увеличилась. |