Лекция 1 Особенности курса История стран Азии и Африки в новейшее время (19182000)
Скачать 3.39 Mb.
|
Часть лидеров ИНК были склонны согласиться даже на такой вариант, например Банерджи в Бенгалии намерения Англии одобрил, он основал Либеральную федерацию, выйдя из состава Конгресса. Но в целом ИНК на своем ежегодном конгрессе в Бомбее в августе 1918 г. отверг проект Монтегю—Челмсфорда. Однако что-либо противопоставить английским властям не смог. Закон «Об управлении Индией» был принят парламентом в 1919 г. 19 марта 1919 г. в Индии были введены в действие законы Роулет-та. Они должны были заменить законы военного времени, которые могли действовать после окончания войны не более шести месяцев. Согласно законам Роулетта, административные власти в Индии получили право на разгон митингов и демонстраций протеста, отменялся суд присяжных по политическим делам, вводилось право на аресты и ссылки без суда, запрещались любые организации и органы прессы, устанавливалась строгая цензура. Разумеется, подобные меры не могли стать популярными в Индии, но англичане надеялись на отсутствие действенной тактики у ИНК, его организационную слабость. В самом деле, что мог противопоставить Конгресс, кроме заявлений протеста. Но ситуация к тому времени изменилась. II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920) Начало политической деятельности М.К. Ганди Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Карамчанд Ганди. Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы индийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на родине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели. Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах. Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое производство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из национальной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом. Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психологии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди неоднократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.). 6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пенджабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал. Движение халифатистов и позиция ИНК В годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в состоянии войны со своим религиозным вождем — турецким султаном, который носил титул халифа — главы мусульман-суннитов всего мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в Индии. Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общины, что халифат в любом случае будет сохранен как религиозный институт. Однако уже в 1919 г. на этот счет возникли серьезные сомнения, так как события вокруг Турции развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца 1919 г. развернулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех индийцев поддержать это требование. Начался период небывалого единения мусульман и индусов: проводились совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али. В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комитету свою программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председателем Халифатистского комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой кампании. Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот английских товаров и различных учреждений. В нем участвовали как мусульмане, так и индусы, а английские власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не прибегали к насилию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с помощью силы. Принятие ИНК программы и тактики М.К. Ганди Лидерам Индийского национального конгресса — а это были представители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, получившие английское образование и воспитание, — нелегко было решиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заведения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — возможности в будущем занять достойное место в обществе. Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к достаточно скромной касте сельских ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его тактика? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно. В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в сентябре — в Калькутте и в декабре — в Нагпуре. На них были приняты исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия становилась массовой, уже в конце 1920 г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная структура, провинциальные организации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет. Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизматического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздействие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотливую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировавшей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно — денег никогда не было в наличии. Организации ИНК проводили большую работу на местах по созданию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности возникали крестьянские комитеты — сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления контактов с профсоюзным движением. М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политической организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстрируя тем самым массовый характер партии. III. Второй этап кампании (1921—1922) Ослабление индо-мусулъманского единства в августе 1921 г. К сожалению, период единства двух религиозных общин был непродолжительным, хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в своих поездках по стране призывали воздерживаться от всего, что могло оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел мусульманский праздник Бакрид, хотя раньше именно во время этого праздника происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров мусульманами. Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к единоверцам с фетвой (письменным распоряжением, имеющим для мусульман силу закона), в которой содержался призыв бороться с колониальными властями вплоть до сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди обратился ко всем индийцам, в том числе и индусам, с призывом открыто нарушить этот запрет и требовать от властей наказания по закону, т. е. тюремного заключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции, зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить многочисленные аресты среди населения практически невозможно. Англичане оказались в затруднительном положении. Здесь необходимо учитывать такую тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их выполнения, за таковую не считается — таков менталитет населения. Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи — он считал необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев. Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, произошедшие в августе 1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там вспыхнуло восстание мопла. Крестьяне-мусульмане народности малаяли выступили против землевладельцев-индусов. Это был конфликт на социальной почве (известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла, чтобы разрядить обстановку, но власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон единству двух общин. К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче. Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского — наследника английского престола, т. е. представителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры Конгресса понимали, что оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на общественное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представление о политике английского правительства и, возможно, отразится на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров. 17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием. Английские власти обвинили в провокации беспорядков молодежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону. Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в газетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать. Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать. Сатьяграха в феврале 1922 г. и ее исход В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампанию продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объявить бойкот налогам. Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К. Ганди. Он получил право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда приостановить кампанию. 1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление, Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Деятельность колониальных властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался. 4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорбный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатьяграхи — ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что Ганди оказался прав. Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не прошло бесследно, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с непредсказуемыми последствиями. Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: продолжить вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Тилака, организовывать на селе панчаяты, отделы социального обслуживания (оказание помощи неимущим, при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы, бороться с неприкасаемостью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но дух участников движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль. К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее значение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое. Выводы /. После Первой мировой войны в Индии начался новый этап антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними причинами и недальновидной политикой английских властей.
ЛЕКЦИЯ 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг. I. Новый подъем антибританского движения Ситуация в ИНК (1923-1927) После неожиданного прекращения сатьяграхи в 1922 г. численность ИНК резко сократилась, из партии выходили многие, прежде всего мусульмане. Ведущие лидеры ИНК находились в тюрьмах, многие из них осуждали Ганди за принятое решение. Наметились три группировки в ИНК:
|