Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по теме

  • Вопросы для обсуждения

  • Практические задания

  • Лекция №4 Тема 4

  • Требования к компетентности

  • Владеть

  • курс. Лекции по ИГИПЗС. Лекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс
    Дата27.05.2022
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по ИГИПЗС.docx
    ТипЛекция
    #552820
    страница4 из 41
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

    Основные черты общественного строя Древнего Китая: Древний Китай Шаньско-Иньского (XVIII–XII вв. до н.э.) и раннечжоусского периодов (XI–X вв. до н.э.) характеризовался переходом от общинно-родового к классовому обществу и наличием трех социальных слоев:


    1. правящей родовой аристократии с верховным правителем, с его родственниками и приближенными, местными правителями, с их родственниками и приближенными, главами родовых и большесемейных объединений;

    2. свободных крестьян-общинников;

    3. бесправных рабов.

    Земля принадлежала общине. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. В дальнейшем происходит разложение общинной собственности на землю и классообразование (к III в. до н.э.). Основная эксплуатируемая масса состояла из безземельных или малоземельных свободных крестьян, арендаторов-издольщиков, рабов, крепостных, наемных работников, ремесленников.

    Эксплуататорский класс был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из рангированного чиновничества и знатных крупных землевладельцев и купцов.

    Эти классы занимали различное положение в Китае.

    Государственный строй: Деспотические черты правления складывались еще в Иньском Китае, где практиковали престолонаследие и наследие должности.

    В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Он несет титул "сына неба", "отца и матери" своих подданных. Ван - первосвященник. Центром управления был дворец вана. Близко к вану стояли цзай – управитель дворцовых ремесленников, храмов предков вана; шаньфу, обслуживающие личные нужды вана, чжоухоу – удельные управители.

    В циньско-ханьском Китае складывались централизованные империи типа восточной деспотии во главе с монархом (императором). В его руках сосредоточивалась полнота военной, законодательной, исполнительной и судебной власти, назначение всех высших чиновников центрального и местного аппаратов.

    Центральный аппарат империи включал ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, обрядов, сельское хозяйство, ведомство императорского дворца, дворцовой стражи. Каждое ведомство выполняло свои функции в пределах своих полномочий и обязанностей.

    Например, ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом, служило социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Верховный жрец контролировал деятельность созданной в 124 г. до н.э. имперской академии, готовящей высокопоставленных чиновников. Тем самым он выступал в роли "министра образования".

    Местное управление: Государственные формы эксплуатации податного крестьянства требовали четкого административно-территориального деления. Еще в середине IX в. до н.э. появились первые элементы территориального деления. Были введены округа, являющиеся налоговыми и военными единицами.

    Циньско-Ханьский Китай делился на области или округа, те на уезды, уезды на волости, а волости на общины – низшие административно-территориальные единицы. Во главе областей стояли губернаторы, уездов и волостей – чиновники, городского самоуправления – Совет старейшин, общин - староста ("отцы старейшин").

    Военно-бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки контроля, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины до высших чиновников. Цензорные органы были "глазами и ушами" императора.

    Армия: Она играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями. Источники сообщают о 14 армиях, находящихся в распоряжении вана. Должность командующих группой армий передавалась по наследству. Армия размещалась в военных поселениях и лагерях, которым отводились земельные угодья как хозяйственная база. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет. Они проходили годичную подготовку, обязывались нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

    На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие свободу, за долги заложники, бродячие торговцы и только в последнюю очередь свободные землевладельцы. Постепенно формировалась и постоянная армия, численность которой в 140 г. н.э. доходила до 20 тысяч человек и которая содержалась за счет казны. На армию возлагались также функции полиции.

    Суд: В империи Цинь существовали специальные судебные ведомства и провинциальные суды, функции которых четко не выделялись, касаясь прежде всего уголовных преступлений. Кроме того, судебной властью обладали все административные органы. Низшим судом считалась уездная администрация, второй инстанцией – губернатор провинции, в качестве последней инстанции – сам император.

    Выводы по теме:

    1. Древний Египет: Периоды истории государства Древнего Египта - Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. В Древнем Египте (особенно в период Нового царства) складывается теократическая деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью подчинившего себе управление общинами. Социальная структура Древнего Египта еще больше усложняется в Новом царстве, когда Египет превращается в огромную державу – империю, возглавляемую всевластным фараоном-деспотом.

    2. Основанный семитами Вавилон, политическое и культурное значение которого росло, начиная со II тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией. Являясь рабовладельческим государством оно закрепляло общественное неравенство. Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи.

    3. Особое место в истории Индии занимает магадско-маурийский период (IV-III вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.

    С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

    1. Древний Китай: Периоды истории государства Древнего Китая - Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань. Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна –сановника: В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа, и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

    Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань. Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. Наибольшую известность получили реформы Ван Мана. Захватившего власть в результате государственного переворота. Его реформы запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.

    Был увеличен аппарат государственных чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

    Но предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Древний Египет: Периодизация истории государства в Древнем Египте, деспотическо - теократический характер государственной власти.

    2. Древняя Индия: Формирование сословно-варнового деления, империя Маурьев.

    3. Древний Китай: Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае, первые государственные образования династии Шань-Инь, создание первого централизованного государства Цинь, реформы Шан-Яна, централизованная империя Хань.

    Практические задания:

      • Напишите реферат на одну из тем: "Особенности развития древневосточного общества", "Сословно-варновая структура древнеиндийского общества"

      • Составьте сравнительную таблицу Древневосточных государств:

    Государство

    Древний Египет

    Древний Вавилон

    Древняя Индия

    Древний Китай

    Государственный строй













    Общественный строй













    Местное управление













    Армия













    Судоустройство














    Тесты:
    Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?:

    • Империя Маурьев

    Империя Юстиниана

    Империя Александра Македонского

    Империя Хаммурапи
    Какие новые формы регулирования общественных отношений используют возникающие государства?:

    Мораль

    Религию

    • Право

    Традиции
    Вина человека совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежал к варне:

    брахманов

    кшатриев

    • шудр

    вайшьев
    В Древнем Китае "колодезными полями" называли:

    Земли, находящиеся в частной собственности

    Орошаемые земли

    Земли, находящиеся под контролем государственных чиновников

    • Систему общинного землепользования


    Назовите территории, где впервые возникли государства:

    Китай и Юго-Восточная Азия

    Западная Европа

    Восточная Европа

    • Передняя Азия и Северо-восточная Африка


    Какое наименование носили государства Древнего Египта?:

    Полиснаты

    • Номы

    Полисы

    Номархии
    По какому принципу делилось общество в Древней Индии:

    По административно - территориальному

    • По принципу сословно - варновому

    Существовало лишь два крупных объединения - рабы и рабовладельцы

    Все члены общества обладали равные правами и обязанностей

    Периодизация истории Древнего Египта:

    Периоды Раннего, Древнего, Среднего и Позднего царства

    Периоды Древнего, Раннего, Среднего и Позднего царства

    Периоды Раннего, Среднего, Древнего и Позднего царства

    • Периоды Раннего, Древнего, Среднего, Нового и Позднего царства


    В Древней Индии высшее сословие, якобы рожденное из уст бога Кришны:

    шудры

    вайшьи

    кшатрии

    • брахманы


    Как назывался титул царя в Древнем Китае:

    • Ван

    Фараон

    Лугаль

    Раджа


    Лекция №4

    Тема 4:
    Право Древневосточных цивилизаций

    Цель лекции: Ознакомить со специфическим характером правовых систем и источников права в странах Древнего Востока; Объяснить роль религиозной идеологии и традиций в древневосточном праве;

    Требования к компетентности:

    Знать: Законы Ману в Древней Индии, основные черты права Древнего Вавилона

    Уметь: выделять самые важные моменты по данной теме, применять изученный материал в различных фактических ситуациях;

    Владеть: Навыками выявления взаимосвязи между древневосточным цивилизациями, навыками запоминания и воспроизведения изученного материала

    Вопросы лекции:
    1. Право Древнего Египта.

    2. Основные черты права Древнего Вавилона.

    3. Основные черты права Древней Индии.

    4. Основные черты права Древнего Китая.

    1. Право Древнего Египта.
    Источником права: в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки.

    Право собственности: в Египте существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по наследству.

    В частной собственности было и движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.

    Обязательства: Существовали несколько видов договоров - договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

    Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату, вступление во владение, а также и действия религиозного характера.

    Брачно-семейные отношения: Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

    Уголовное право и процесс: Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство; 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

    Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

    Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

    2. Основные черты права Древнего Вавилона.
    Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.

    Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

    Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

    Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

    Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента.

    Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

    Право собственности: Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

    Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество "илку").

    Обязательства: В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети, урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

    Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества.

    Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

    Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество "илку"), считалась недействительной.

    Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

    Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.

    Брачно-семейные отношения: Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна.

    Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми.

    Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Тем не менее, закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.

    Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

    Уголовное право и процесс: Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

    Среди преступлений против личности Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.

    К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.

    Среди преступлений, подрывающих устои семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишается руки).

    Виды наказаний, предусмотренные Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; штрафы, изгнание.

    Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам, Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично "исследовать дело". Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


    написать администратору сайта