Главная страница
Навигация по странице:

  • Выводы по теме

  • Вопросы для обсуждения

  • Практические задания

  • Контрольные вопросы

  • Древневосточная цивилизация Цель лекции

  • Требования к компетентности

  • Владеть

  • курс. Лекции по ИГИПЗС. Лекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс


    Скачать 1.1 Mb.
    НазваниеЛекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс
    Дата27.05.2022
    Размер1.1 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции по ИГИПЗС.docx
    ТипЛекция
    #552820
    страница3 из 41
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

    3. Основные ступени развития рабовладельческого государства и права.
    Рабовладельческая общественно-экономическая формация явилась исходной ступенью в развитии классового общества. Деление на свободных и рабов стало первым в истории классово-антагонистическим делением людей.

    Для рабовладельческого общества характерны самые разнообразные виды рабской зависимости. Они необязательно имели своим следствием то, что рабовладельцы чинили над рабами произвол, заставляли их бесплатно работать, лишали их возможности иметь семью и имущество, наказывали и казнили их по своей прихоти. Суть рабства заключается прежде всего в экспроприации личности, в низведении ее до уровня средств производства, в превращении ее в чужую собственность. Рабы навсегда находились в частной собственности отдельных рабовладельцев, широкое распространение имели и различные формы коллективной рабовладельческой собственности (государства, храмов, общин и т.д.). Но политически рабы стояли вне гражданского общества и вообще не имели право субъективности или же наделялись низшим по сравнению со свободными людьми правовым статусом.

    Рабство даже в тех случаях, когда число рабов было сравнительно незначительным, оказывало большое воздействие, прямое или косвенное, на положение многих групп свободного населения, например, на статус подвластных членов семьи (домашнее рабство), должников (кабальное рабство), даже крестьян-общинников, рабочей силой которых в целом ряде стран могло распоряжаться государство. Рабство оставило глубокий след в идеологии, в политическом и правовом сознании древнего общества. Возникавшие в этих исторических условиях государства, даже если процесс классообразования в них носил незавершенный характер, а общество выступало как раннеклассовое и многоукладное, представлял в своей совокупности рабовладельческий тип государства.

    Рабовладельческое государство и право делали возможными становление и развитие общественной системы, включавшей рабство в качестве своего составного элемента и построенной, прежде всего на внеэкономических методах принуждения к труду, которое распространялось не только на рабов в собственном смысле слова, но и на другие слои населения. Поэтому во многих странах экономической основой рабовладельческого государства был не только рабовладельческий, но и общинный уклад, когда потребности самого производства (ирригационное хозяйство и т.п.) делали необходимым централизованное государственное распоряжение значительной частью рабочей силы. Рабовладельческое государство на всех этапах своей истории выполняло важнейшую функцию – держать рабов в повиновении. Но его появление и развитие отражало также и происходящее в обществе дальнейшее углубление разделения труда, выделение особой функции – политического руководства обществом, расколовшимся на антагонистические классы. Сама возможность участвовать в государственном управлении была той привилегией, тесно связанной с другими социальными и правовыми привилегиями (имущественными, религиозными, сословными, кастовыми и т.д.), которая четко отделяла политически господствующий класс от подавляемых, угнетаемых и управляемых народных масс. Вся политическая и военная мощь рабовладельческого государства была направлена на воспроизводство деления людей на свободных и рабов, имущих и нищих, эксплуататоров и эксплуатируемых, на правящее меньшинство и отстраненное от участия в государственной жизни большинство населения.

    Рабовладельческое общество, государство и право охватывают огромную эпоху, исчисляемую несколькими тысячелетиями (IV–III тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.). Однако не все народы земного шара прошли через длинную историю и стадию классового общества и государства. На большей части нашей планеты в эту эпоху продолжал еще сохраняться родоплеменной строй, но рабовладельческие государства в течение всей своей истории оказывали огромное воздействие на окружающую их первобытнообщинную периферию, ускоряя здесь процессы классообразования.

    Известные науке древнейшие рабовладельческие государства возникли в ряде стран Азии и Африки, где существовали наиболее благоприятные по тем временам условия для развития производственной деятельности и существования самих людей (плодородные почвы, теплый климат и т.п.), где при сравнительно низком уровне развития производительных сил имелась возможность получать значительный прибавочный продукт. Так, в IVIII тыс. до н.э. в долине реки Нил сложились сначала небольшие номовые государства, а затем образовалось единое древнеегипетское государство, просуществовавшее с перерывами (Древнее, Среднее и другие царства) до 30 г. н.э. Примерно в это же время возникают небольшие города-государства в долине рек Тигр и Евфрат (Двуречье): Эруду, Ур, Урук, Лагаш, Киш и др. В XXIV в. до н.э. Двуречье оказалось под властью царей Аккада, а в XVIII в. до н.э. здесь сложилось одно из крупнейших государств древности – Вавилонское царство.

    На рубеже III и II тыс. до н.э. средней части реки Тигр возникло рабовладельческое государство Ашшур, к XV в. до н.э. здесь возвышается могущественная рабовладельческая держава – Ассирийское царство. В первой половине II тыс. до н.э. крупное рабовладельческое государство возникло и в Малой Азии – Хеттское царство. К концу III тыс. до н.э. небольшие рабовладельческие государства образовались в северной части восточного побережья Средиземного моря.

    К началу III тыс. до н.э. рабовладельческие государства возникают на острове Крит и на юге Греции (Микенское царство). Еще в III–II тыс. до н.э. раннеклассовое общество и государственность сформировались на территории Индии (Харапская цивилизация), во II тыс. до н.э. раннеклассовые государства были известны уже и Китаю (Шань-Инь в XV–XI вв. до н.э.).

    В I тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие рабовладения вширь и вглубь. Рабовладельческие государства образовались в Южной Аравии (Минеское и Собейское царства), в Палестине (израильское и Иудейское царства), в Сирии (Хамат, Дамаск) и т.д. Но наибольший расцвет рабовладельческих отношений и государственности приходится в это время на Грецию и Италию. Это прежде всего греческие полисы (города-государ­ст­ва): Афины, Спарта, Фивы, Мегары и др., а позднее Македонское царство и так называемые эллинистические государства (царство Селевкидов и т.д.). В Италии в конце VI в. до н.э. возникла Римская республика, а в I в. до н.э. – Римская империя, которая отражала уже начавшийся распад рабовладельческого строя, включала в себя огромные территории за пределами Апеннинского полуострова и стала крупнейшей рабовладельческой державой древности. Падение западной Римской империи в 476 г. н.э. ознаменовало собой крушение всего античного мира, крах рабовладельческого общества и государства во всемирно-историческом масштабе.

    В истории рабовладельческого государства и права прослеживаются две основные стадии развития: древневосточные и так называемые античные государства.

    Стадиально древневосточные государства, где преобладало главным образом патриархальное рабство, присущее натуральному хозяйству, представляли собой первую ступень рабовладельческой государственности. Возникновение классового общества здесь произошло значительно раньше, чем в странах античного мира, и при существенно более низком уровне развития производительных сил. Застойный характер экономической жизни в большинстве этих государств обусловил длительное существование и сохранение многоукладности и традиционных социальных структур, прежде всего целой системы сельских общин, существование которых сдерживало развитие рабства. Рабовладельческая эксплуатация здесь не всегда была четко выражена.

    Политическая организация древнего общества и формы государства отличались значительным разнообразием. Они определялись различным соотношением сил между группировками самого господствующего класса (военная, религиозная, бюрократическая верхушка), разной степенью участия в производстве рабов и свободных, соотношение общинно-частного, храмового и государственного секторов экономики, влиянием сословно-кастовых перегородок и т. д.

    В ряде древневосточных государств длительное время сохранялись республиканские формы правления с пережитками военно-демократических институтов, с доминированием племенной аристократии или касты жрецов (в редких случаях – торгово-ростовщической верхушки). Своеобразной формой рабовладельческого государства, в которой отразились типичные черты древневосточного общества, была деспотия (особая разновидность сравнительно централизованной монархии), которая органически вырастала из замкнутости и малоподвижности общинной жизни.

    В странах античного мира, где становление рабовладельческого общества происходило значительно позднее и на более высоком уровне развития орудий труда и производственной деятельности в целом, социальные и политические процессы протекали более быстрыми темпами, а классовая борьба приобретала более отчетливые формы.

    В целом в античных государствах рабовладельческие отношения (как экономические, так и политические) дают более яркие образцы завершенности и четкости. Само рабство получило здесь классическое выражение. Развитие частного товарного производства (особенно в Риме) проявилось не только в том, что рабы стали товаром, но и сами использовались для производства товаров на рынок.

    Античная форма рабства, связанная с быстроразвивающимся товарным производством, способствовала переходу на более высокую ступень политической активности и политической организации самого класса рабовладельцев. В древневосточном же обществе неразвитость социальных отношений отразилась и в том, что решающее влияние на правовое сознание и на процесс правообразования в рабовладельческом обществе оказывали религиозные представления и жесткие моральные предписания.

    Во всех рабовладельческих государствах право не сразу выделилось из общего механизма социальной регуляции, который в течение длительного времени (это особенно свойственно древневосточным странам) отличался синкретизмом (внутренней нерасчлененностью). Тесная связь раннерабовладельческого нрава с религиозно-ритуальной символикой и обрядностью предопределяла такое его характерное свойство (качество), как формализм, который выражался в особой юридической и магической значимости сакраментальных судебных и правовых форм. Но с развитием рабовладельческих отношений и ростом классовых антагонизмов все более глубокие изменения происходят в самом содержании права. Они получили свое выражение в постепенном отмирании, а также в отмене самим законодателем тех традиционных норм права, в частности, правовых обычаев, которые сохранили в себе еще представления о коллективизме и равенстве.

    По мере развития и укрепления рабовладельческих порядков они все в большей степени обуславливают сложившийся в древнейших государствах правопорядок, который является лишь отражением реально складывающегося под воздействием роста частной собственности имущественного и социального неравенства. Право все более отчетливо становится инструментом, закрепляющим привилегии класса рабовладельцев, его жреческой, военной, государственной верхушки, инструментом эксплуатации и угнетения, хотя и претендует на выражение некой абстрактной и вечной «справедливости».

    С постепенным развитием в рабовладельческих государствах товарно-денежных отношений, их правовые системы проявляют большую способность к изменению и приспособлению к потребностям товаропроизводителей. Особенно высокого уровня рабовладельческое право достигает в Древнем Риме с утверждением античной формы рабства и бурным ростом частной собственности.

    В классической римской юриспруденции, где были детально разработаны отношения граждан как частных собственников, выступающих в качестве участников имущественного, товарного оборота, впервые произошло соединение специальных юридических знаний с правовой техникой, которое позволило перевести на язык права всю жизнедеятельность общества, основанного на частной собственности.

    При всех различиях в уровне развития правовых систем древневосточных государств и государств античного мира они относятся к одному рабовладельческому типу права. Утверждения некоторых ученых о том, что Запад и Восток в своем государственном и правовом развитии качественно отличались и противостояли друг другу, не имеют под собой научных оснований.

    Выводы по теме:

    1. Род - составляет основную и наиболее характерную ячейку первобытнообщинной формации, отражает расцвет ее хозяйственных и общественных отношений.

    2. По мере дальнейшего углубления имущественного и социального неравенства, распада общества на эксплуататоров и эксплуатируемых с противоположными классовыми интересами на смену родоплеменной системе управления, которая уже не может нормально функционировать в новых условиях, приходит политическая организация – государство.

    3. Рабовладельческое общество, государство и право охватывают огромную эпоху, исчисляемую несколькими тысячелетиями (4–3-е тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. н.э.). В истории рабовладельческого государства и права прослеживаются две основные стадии развития: древневосточные и так называемые античные государства.

    Стадиально древневосточные государства, где преобладало главным образом патриархальное рабство, присущее натуральному хозяйству, представляли собой первую ступень рабовладельческой государственности. Возникновение классового общества здесь произошло значительно раньше, чем в странах античного мира, и при существенно более низком уровне развития производительных сил. Застойный характер экономической жизни в большинстве этих государств обусловил длительное существование и сохранение многоукладности и традиционных социальных структур, прежде всего целой системы сельских общин, существование которых сдерживало развитие рабства.

    В античных государствах рабовладельческие отношения (как экономические, так и политические) дают более яркие образцы завершенности и четкости. Само рабство получило здесь классическое выражение.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Разложение родоплеменного строя.

    2. Влияние общественного разделения труда, дифференциации социальных функций на формирование политической (государственной) власти и становление государства и права древневосточной и греко-римской античной цивилизаций.

    Практические задания:

      • Сделайте доклад на темы: "Родовая община", "Первобытная соседская община".

      • Напишите реферат на тему: "Сущность государства и права"

      • Найдите в источниках, какие есть теории происхождения государства. Законспектируйте их.

      • Составьте сравнительную таблицу между "полисами" и "номовыми государствами".



    Контрольные вопросы:
    1. Основные стадии развития первобытнообщинного строя.

    2. Догосударственные формы социальной организации первобытного общества.

    3. Основные стадии развития рабовладельческого общества: страны Древнего Востока и античного мира.

    Тесты:
    Что из перечисленных не является признаком государства:

    • Демократия

    Территория

    Суверенитет

    Специальный аппарат принуждения
    Что из перечисленных является признаком государства:

    Демократия

    Аристократия

    Монархия

    • Специальный аппарат принуждения


    Что из перечисленных не является признаком права:

    Нормативная выраженность

    Формально-определенный характер

    • Обеспеченность привычкой или силой общественного мнения

    Государственное принуждение
    Что из перечисленных является признаком права:

    Обеспеченность привычкой

    Обеспеченность силой общественного мнения

    Возникает раньше государства

    • Системность норм


    В зависимости от предписаний нормы права подразделяются на:

    Управомочивающие (нормы-разрешения)

    Обязывающие (нормы, определяющие меру должного пове­дения)

    Запрещающие (нормы-запреты)

    • Свободные (нормы, предоставляющие выбор любого поведения)


    Норма права это:

    Стандартная инструкция

    • Общеобязательное правило поведения

    Некая часть определенных возможностей

    Ни одна из перечисленных
    Монархия это:

    Тип государства

    • Форма правления

    Признак государства

    Ни одна из перечисленных

    Виды монархий:

    Неограниченная

    Ограниченная

    Абсолютная

    • Все перечисленное относится к видам монархий


    Причины возникновения государства:

    Экономические

    Социальные

    • Экономические и социальные вместе

    Политические
    Какая последовательность социальных причин привела к возникновению государства:

    • Разложение рода и появление семьи; Появление антагонизмов; Раскол общества на классы

    Разложение рода и появление семьи; Раскол общества на классы; Появление антагонизмов

    Появление антагонизмов; Раскол общества на классы; Разложение рода и появление семьи

    Раскол общества на классы; Разложение рода и появление семьи; Появление антагонизмов


    Древневосточная цивилизация

    Цель лекции: Понять исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточных государств; Показать деспотию как политическую систему древневосточных государств; Создание необходимых условий и предпосылок для лучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, и других юридических дисциплин (цивилистики, уголовного права и процесса).

    Требования к компетентности:

    Знать: Периодизацию истории государства в Древнем Египте, становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае, первые государственные образования династии Шань-Инь, создание первого централизованного государства Цинь, реформы Шань-Яна, Централизованная империя Хань.

    Уметь: разграничивать периодизацию древневосточных государств; составлять сравнительные таблицы и схемы по древневосточным цивилизациям; выделять самые важные моменты по данной теме; применять изученный материал в различных фактических ситуациях;

    Владеть: Навыками ведения дискуссии и аргументирования спора по данной теме, навыками анализа права и государства в древневосточных государствах;
    Вопросы лекции:

    1. Древний Египет.

    2. Древний Вавилон.

    3. Древняя Индия.

    4. Древний Китай.

    1. Древний Египет.

    Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил, где сельское хозяйство было связано с ежегодными разливами Нила и строительством ирригационных сооружений и использованием труда военнопленных рабов. Классовое общество в Египте сложилось в первой половине IV тыс. до н.э., а государство образовалось во второй половине этого тысячелетия. Оно называлось государством номов, возникшем на Верхнем Египте, которое затем завоевывает весь Египет.

    История Древнего Египта делится на ряд периодов:

    Раннее царство (3100–2800 гг. до н.э.);

    Древнее или Старое царство (около 2800–2250 гг. до н.э.);

    Среднее царство (около 2250–1700 гг. до н.э.);

    Новое царство (около 1580–1070 гг. до н.э.);

    Позднее царство (VII в до н.э. –VI в до н.э.).

    Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства – первая в истории мировая держава, завоевавшая соседние народы. В ее состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и др. богатые области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян.

    Общественный строй: Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте была сельская община, внутри которой происходило расслоение общества, интенсификация сельского хозяйства, присвоение прибавочного продукта сначала общинной верхушкой, затем централизованным государством.

    Социальная структура в Древнем Египте не оставалась неизмененной на протяжении многих тысячелетий его истории. Образование основных классов усилилось в конце IV тыс. до н.э. В это время формируется господствующий социальный слой в составе родоплеменной аристократии, жрецов, зажиточных общинников-крестьян. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, из которого образуется аристократическая верхушка крестьян.

    Она постепенно забирает функцию управления сложной ирригационной системой, способствует созданию единого централизованного государства. Её экономическая и политическая мощь растет. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

    В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц: рабы-военнопленные, соплеменники, "слуги царя". Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом и брали часть урожая. Практиковалась и самопродажа египтян за долги, превращение в рабов преступников.

    В период Среднего царства происходит развитие торговли с Сирией, Нубией, рост городов, расширение сельхозпроизводства. Это привело к росту царского хозяйства и укреплению позиций частного рабовладельческого хозяйства, превращению сельских общин в податные единицы. Среди общинников-крестьян, называвшихся неджес (маленькие), выделяются сильные неджес, располагающие правами частных землевладельцев. Рабы, неполноправная беднота, разорившиеся общинники-крестьяне, беднейшие слои городского населения составляли рабочую силу царско-храмовых хозяйств, египетской аристократии, зажиточных общинников и богатых ремесленников.

    Усиление эксплуатации свободных общинников-крестьян и различных категорий неполноправной бедноты города и деревни, рабов приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства, которое выразилось в крупном восстании трудовых масс против существующего строя. Это свидетельствует о противоречии между рабовладельческим государством и основной эксплуатируемой им массой свободных крестьян.

    Социальная структура Древнего Египта еще больше усложняется в Новом царстве, когда Египет превращается в огромную державу – империю, возглавляемую всевластным фараоном-деспотом. Меняется положение господствующего класса в зависимости от его занимаемой должностной иерархии и нахождения близко к фараону и его двору. С усилением неограниченной власти фараонов еще в Среднем царстве складывается система перераспределения рабочей силы. Эта система укрепляется в Новом царстве путем переписи населения с целью определения налога, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Архитектора, ювелира, художника относили к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность.

    Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было лупить или продать как рабов.

    Государственный строй: Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов его распада. Еще в Древнем царстве проявляются черты восточной деспотии, складывается централизованный бюрократический аппарат, на который опирается фараон. Фараону присваивается священный титул "сына бога Солнца", вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строятся знаменитые пирамиды, которые подавляют воображение людей, внушают им священный страх и почтение перед троном.

    Наибольшего могущества Древний Египет достигает в период Нового царства, когда окончательно складывается теократическая деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью подчинившего себе управление общинами.

    Власть фараона в Древнем Египте передавалась по наследству. Фараон считался первосвященником и богом, от которого зависели якобы урожай, справедливость и безопасность. Всякий социальный протест против царя считался преступлением против религии. Фараон как носитель высшей государственной власти обладал правом на земельный фонд государства. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам и пр. Фараон возглавлял централизованный административный аппарат, назначал всех высших чиновников, даровал им земли, титулы. Чиновники одновременно могли заниматься хозяйственной, религиозной, военной и судебной деятельностью.

    Особую роль в управлении государством играл царский двор. О развитии функции госаппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона – джати. Джати – сначала жрец города – резиденции правителя, вместе с тем начальник царского дворца, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. Со временем джати осуществляет контроль за всем управлением в стране в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения, сосредоточивает высшую военную власть, осуществляет высшие судебные функции. Обо всем докладывает царю.

    В древнем Египте существовал еще т.н. институт "послушных призыву", куда входили крупные сановники, свободные и рабы, каждый в свою группу. "Послушные призыву" – это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнять приказ своего господина.

    В системе органов управления особую роль играла группа "больших послушных призыву царя" - придворных, крупных вельмож, государственных деятелей, телохранителей царя. Они возглавляли все высшие ведомства в государстве, в которых служили их "послушные призыву". Они ведали тремя ведомствами – военным, налоговым и ведомством общественных работ.

    Местное управление: Древнее царство - это объединение небольших сельских общин во главе с общинными старостами и общинными советами – джаджаты. Общинные советы, состоящие из представителей зажиточных крестьян, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земель, наблюдали за состоянием сети искусственного орошения, за развитием земледелия. В Среднем царстве, в связи с усилением центрального аппарата как общинные советы, так и номархи – представители небольших государств – теряли свою самостоятельность, в Новом царстве страна делилась на области и на два большие округа – Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники.

    Армия: В Древнем царстве регулярной армии не существовало. Армия создавалась па случай проведения военных операций для захвата рабов, скота, другого имущества из ополченцев по всей стране. Участие в таких военных походах было делом прибыльным. Кадрового офицерства не было.

    Развитие внешней торговли, расширение границ государства за счет соседних территорий потребовали строительства пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота, а вместе с тем и регулярной армии. Очень рано в Египте было создано специальное военное ведомство – "дом оружия", ведавшее вооружением армии, постройкой крепостей, сооружением кораблей. За особую доблесть и заслуги воины награждались земельными наделами, рабами, скотом. В Египте стало рано формироваться кадровое офицерство, царская гвардия – личная охрана царя. В Новом царстве в связи с активной внешней политикой создается большая боеспособная армия, проводятся специальные военные учения и тренировки воинов, создается наряду с конницей и пехотой такой род войск, как боевая колесница. Армия сначала выполняла также и полицейскую функцию. В эпоху Нового царства ее стали выполнять специальные полицейские отряды.

    Судоустройство: Суд на всех этапах развития египетского общества не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в основном в общинных органах самоуправления, которые решают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини истины". Высшие надзорные функции над деятельностью царских судей осуществлял сам фараон или джати. Он возглавлял высший суд "шести палат" в столице, а в Новом царстве – коллегию из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для расследования тайных дел, связанных с государственными преступниками, заговорами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царскими чиновниками.

    2. Древний Вавилон.
    Возникновению во II тыс. до н.э. древневавилонского государства предшествовала длительная история становления классового общества и государства в Месопотамии, где еще в IV тыс. до н.э. начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ.

    Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV начале III тыс. до н.э. на месте постоянных поселений землевладельцев. Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских городов, четко наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, сложилось царско-храмовое хозяйство, основанное на присвоении общинной земли.

    В городах развивается простейший аппарат управления, занимающийся вопросами орошения, учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами, который затем становится аппаратом города-государства с новыми функциями.

    Классовое расслоение затронуло, прежде всего, две племенные группы, населяющие Двуречье: шумеров и аккадян, с которыми слились различные другие племенные группы, сохранив названия основных его частей – Шумера на Юге и Аккада на Севере.

    Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов, основанных семитами был Аккад, расположенный на берегу Евфрата, при царстве Саргона в конце XXIV в. до н.э., ставший центром первого политического объединения северной и южной частей Двуречья. Создав относительно обширную централизованную аккадско-шумерскую державу, Саргон принял титул "царя Шумера и Аккада", "царя четырех стран света". В XXII–XX вв. до н.э. его заменяет новошумерская династия Ура.

    Особое место в истории страны принадлежит древневавилонскому царству, достигшему своего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), границы которого простирались от персидского залива до Сирии. Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, каждый раз восставал из руин, но в III в. до н.э. фактически прекращает свое существование.

    Правовое положение отдельных групп населения: Социальная структура Вавилона отличалась особой сложностью, которая была связана с многоукладным характером его экономики, с незавершенностью классового образования и относительно высоким уровнем товарно-денежных отношений.

    Наиболее четкие социальные границы, неприкрытые формы классово-антагонистических противоречий проявились здесь между рабами и рабовладельцами. Рабство накладывало свой отпечаток на социальные отношения, идеологию, психологию, право Вавилона. Вместе с тем рабский труд в Вавилоне никогда не преобладал ни в одной из отраслей производства. Он был одним из типов принудительного труда.

    В нововавилонском царстве раб все чаще выступал в качестве землевладельца-арендатора. Некоторые рабы вели свое хозяйство как свободные, имели семью, владели землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брали и давали ссуду, продавали и покупали рабов и нанимали для работы свободных, выступали в суде. Ведя свое хозяйство, раб был обязан ежемесячно платить своеобразный оброк своему господину.

    Кроме того, в Вавилоне существовали еще две обособленные группы: авилумы, занимавшие высшее положение и мушкенумы, служащие царю и пользующиеся особой правовой защитой.

    Среди свободных выделялась эксплуататорская верхушка (царские и храмовые чиновники, купцы, ростовщики), которая не участвовала в производстве, но обогащалась за счет зависимых арендаторов и общинников-крестьян путем аренды земли, найма других. Распространенной формой зависимости была долговая кабала, иногда приводившая должников в рабство.

    В законах Хаммурапи фигурирует купец-тамкар. Он включал в себя не только купцов, но и ростовщиков и кредиторов, Находясь на царской службе, тамкары совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации, банковские дома.

    Ремесленники (кузнецы, плотники, пивовары и др.) пользовались некоторой самостоятельностью. Независимостью пользовались организации некоторых "ученых" профессий, таких, как специалисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы.

    Государственный строй: В Месопотамии, наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель – царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин, избиравшие правителей и низвергавшие их, определявшие их полномочия.

    Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые, судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

    Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и др. общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.

    При царе Саргоне и его приемниках усилилась центральная власть во главе с самим царем. Власть царя стала наследственной и божественной. Наибольшей степени концентрации царская власть достигла в древневавилонском царстве. Хаммурапи пользовался уже формально неограниченной законодательной властью. Он выступал главой большого управленческого аппарата. В его руках сосредоточивались огромные хозяйственные, политические и военные функции. Однако продолжали существовать и общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходки с урезанными административными, финансовыми, судебными функциями, функцией по поддержанию общественного порядка.

    Некоторые самые древние города в Вавилоне (Нипур, Сиппар, Вавилон) имели особый юридический статус, жители их могли освобождаться от налогов, трудовой повинности, военной службы.

    Судебное устройство: В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место принадлежало храмовым и общинным судам, их советам или собраниям.

    Этим судам не были подсудны царские люди. При Хаммурапи были введены во всех больших городах царские суды, которые рассматривали дела царских людей. Здесь не было вообще судебных инстанций.

    Наряду с профессиональными судами царя, существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Судебные полномочия имели и храмы, игравшие важную роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок и пр. В храмовый совет включались представители народных собраний.

    Армия: Усилению царской власти в шумерских городах – государствах способствовало наличие у их правителей определенной военной силы, создание постоянной армии.

    Превращению царя Саргона во властителя могучего государства в значительной мере способствовало создание им регулярного войска из числа малоземельных землевладельцев-общинников, получающих дополнительный надел за свою службу из царских земель.

    При Хаммурапи происходит окончательный отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин (редум, баирум) получает надел царской земли, обеспечивающий его и его семью. Воинские наделы исключались из всякого оборота, всякая сделка воина относительно земли считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял за собой право на земельный надел, часть участка сохранялась для его малолетнего сына. За нарушение дисциплины и разглашение тайны воины жестоко карались. Служба воинов считалась "вечной".

    Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты были также отряды колесниц. За воинскую доблесть командиры вознаграждались землями, освобождались от налогов и несения других повинностей.

    3. Древняя Индия.
    Одной из древних и самобытных цивилизаций в мире является высокоразвитая культура в долине Инда, сложившаяся более IV тыс. лет тому назад с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. здесь существовали крупные города-центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. До нас дошли литературные памятники религиозного содержания – веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса (вторая половина II тыс. до н.э. – середина I тыс. до н.э.). По ведическому периоду более полно характеризуется возникновение и развитие классового общества в долине Ганга, проникновение на территорию Индии с северо-запада различных индоарийских племен.

    Более многочисленны и разнообразны исторические сведения, относящиеся к так называемому магадхско-маурийскому периоду (вторая половина I тыс. до н.э. – I в. н.э.) – периоду складывания и существования самого крупного на всем Древнем Востоке государственного образования – империи Маурьев (IV в. до н.э. – II в. н.э.). Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнейший политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев, Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр и дхармашастр, наиболее известных под названием "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

    Процесс классового расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племен общин, что привело к выделению более сильных родов, захватывавших бразды правления, военной охраны и жреческие обязанности, превращению племенной верхушки в родовую аристократию, развитию социального и имущественного неравенства.

    Рост социально-классовых различий в Древней Индии привел к складыванию особых сословных групп-варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (землевладельцев, ремесленников) и шудр (слуг, рабов). Их складыванию способствовали различные обстоятельства – знание и монополизация отправления религиозных церемоний, ведических гимнов, завоевательские войны и т.д. Брахманы и кшатрии представлялись как более полноправными, полновластными и на их содержание регулярно отчислялось от сельхозпродукта доли, получившие название бали (налог), все возрастающие и ставшие формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян. Примитивные племенные государственные образования складывались в Древней Индии в I тыс. до н.э. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых органы племенного управления перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, где главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, где верховодила военная сила кшатриев.

    Земли завоеванных племен стали главным источником формирования и развития государственной собственности, часть которой составляла царскую землю, обрабатываемую рабами, зависимыми арендаторами, другая часть передавалась знати, лицам управленческого аппарата в виде служебных временных пожалований в «кормление».

    Эксплуатировали общинников-крестьян, рабов и неполноправных жителей общин господствующий класс и общинная верхушка.

    Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

    Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которая могла продавать, дарить, давать в аренду. Полноправный общинник – землевладелец сам мог быть эксплуататором рабов, безземельных наемных работников. Однако рабский труд во всей Древней Индии не был преобладающим.

    Правовое положение отдельных групп населения: Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченную форму. Это выражалось в социальном, религиозном и правовом положении представителей отдельных варн. Шудры считались "единождырожденными" и устранялись от религиозных обрядов жертвоприношений. Брахманы, кшатрии и вайшьи как "дваждырожденные" имели привилегированные права. Тяжесть наказания тоже определялась в зависимости от принадлежности к той или иной варне и касте.

    Особое место в социальном делении древнеиндийского общества занимали рабы. В законах Ману указаны семь разрядов рабов и семь источников рабства: захваченный (военнопленный), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раба продавали, закладывали, сдавали в наем и пр.

    В Законах Ману упоминаются кшатрии, вайшьи, брахманы-пастухи, брахманы-ремесленники, актеры, слуги, которые занимали различное социальное положение.

    Государственный строй: Первые крупные государства на территории Индии стали складываться в VI–IV вв. до н.э. Победа в IV в. до н.э. Магадхи в северо-восточной части страны постепенно привела к созданию обширной империи Маурьев. Ее границы простирались от Кашимира и Гималаев на Севере до Майсура на Юге, от областей современного Афганистана на Западе до Бенгальского залива на Востоке.

    Империя Маурьев складывалась в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами. Эта централизация держалась на военной силе и гибкой политике объединения страны. В составе империи находились и полуавтономные государства, сохранившие свои органы управления, обычаи. Это вассальные княжества и республиканские государства-общины, ганы и сингхи.

    В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. В силу этого центральный военно-админис­тра­тив­ный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Даже в монархических государствах Индии власть древнеиндийских царей не была деспотической в полном смысле этого слова. Религия, например, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность ведийского права. Веды могли толковаться только мудрецами. Лишь при сильном царе Ашоке правительственный указ стал включаться в число источников права. «Богоугодному» царю религия пред писывала особую обязанность (дхарму) – защищать народ и, защищая народ, его заставить платить бали (налог). Царь осуществлял правосудие, возглавлял административный аппарат, мог быть опекуном малолетних, вдов, больных, бороться со стихийным бедствием, голодом.

    Царские чиновники делились на высших сановников (мантрины, махоматры), работников царского хозяйства и казны, чиновников по военным и морским делам, снабжению армии, главного судьи, советников царя, по воспитанию его детей и др. Должность чиновников была наследственной, что проистекало из кастовой системы.

    Система местного управления: включала в себя 5 крупных провинций, возглавляемых царевичами, пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи, округа, возглавляемые окружными начальниками.

    Сельские области делились на 4 вида: состоящие из 800, 400, 200 и 10 селений, возглавляемых соответствующими управителями. В их обязанность входили: сбор налогов, наблюдение за порядком, проведение сельскохозяйственных ирригационных работ и некоторые другие.

    Суд: В Индии существовали две системы судов – царские и внутриобщинные.

    Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь с брахманами и "опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия из трех брахманов, назначаемых царем.

    Во всех административных единицах назначалась судебная коллегия из трех судейских чинов. Специальные суды рассматривали уголовные преступления. Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами, которые сохранились до настоящего времени.

    Армия: Она играла огромную роль в грабеже других народов, захвате чужих земель и увеличении богатства царя, который сам возглавлял наступающее войско.

    Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников и лиц, поставляемых торговцами, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. Она выступала как защитница общественного порядка и государственной безопасности.



    1. Древний Китай.


    Древнекитайское общество отличалось ранним развитием феодальных отношений. В истории Древнего Китая выделяются периоды по имени царствовавших династий:

    период Шан (Инь) (XVIII–XII вв. до н.э.),

    период Чжоу (XII– 221 г. до н.э.),

    период Цинь (221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.),

    период Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

    Эти периоды отличаются друг от друга различным уровнем социального, экономического и политического развития, различной степенью разложения родоплеменного строя и ростом землевладения, товарно-денежных отношений, они сопровождались долголетними, непрекращающимися войнами между различными частями Китая, ослабившими страну и приведшими к осознанию необходимости объединения народов Китая, мира для них. К объединению страны призывала и конфуцианская религия, ставшая в V в. до н.э. политической идеологией объединенной единой империи Китая.

    Таким образом, в последние века до н.э. в Китае происходит противоборство двух тенденций в развитии общества: развивающейся крупной частной собственности на землю и внеэкономическая форма эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов, с другой – формировавшегося широкого слоя податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития страны. Но она выбирает второй путь, носителем которого выступает царство Цинь, создавшее единое централизованное государство. Этому способствовали и реформы философа и государственного деятеля Шан-Яна, которыми была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю, проведено четкое административно-территори­аль­ное деление, запрещена кровная месть, введены единые меры и вес и др.

    Государственные порядки, основы общественного государственного устройства циньского Китая затем были перенесены в Ханьскую Империю, которые фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной революции 1911 – 1913 гг.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


    написать администратору сайта