курс. Лекции по ИГИПЗС. Лекция 1 Тема 1 Введение в курс игпзс
Скачать 1.1 Mb.
|
3. Основные черты права Древней Индии. Законы Ману: В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Право собственности: В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь. В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров, прежде всего, учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. Обязательства: Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакры, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве - 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени. Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения: Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо "женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают "взаимную верность до смерти", муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Но скорее всего брахман мог жениться на шудрянке, что доказывает существование касты чандалов. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Уголовное право и процесс: Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что является характерной чертой для всех древних кодификаций. Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу, как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже отрезали два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей - смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины. Законы Ману определяют наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени сознательности его. Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире". Вместе с тем, при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных вариантах: сажание на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др. Членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это - неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад). Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли быть свидетелями женщины, "вследствие непостоянства женского ума". При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие. 4. Основные черты права Древнего Китая. Право Древнего Китая складывалось под значительным влиянием философско-этического учения конфуцианства, проповедовавшего гуманизм и ставшего в Ханьской империи государственной религией, философско-правовой школы легистов (сторонников единства страны). Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на иерархию преступлений, систему наказаний, содержание отдельных правовых институтов и норм, на понимание самого права. Более того, оно определило содержание основных этапов развития права в древнекитайском обществе. В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. В шаньскоиньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю – вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, преклонении перед знатью, на преданности вану. Морально-этические нормы получают воплощение в конфуцианстве, в котором правовым нормам отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами морали. Принижая роль права, конфуцианцы отождествляли его с уголовным, и более того, с наказанием за нарушение общественного порядка. С этим было связано и само понимание уголовного права, которое якобы не навязывает обязательного наказания, а служит мерилом правильного поведения, не требующим обязательного наказания и исполнения судебного решения. «Даже если есть решение суда, – говорил Конфуций, - не следует приводить его в исполнение». Нормы конфуцианской морали нашли отражение прежде всего в сочинениях и последующих законоположениях: например, в правилах об установленных сроках ношения траура, правиле о «восьми снисхождениях», смягчающих наказание в отношении представителей знати, которые в основных чертах сохранялись до 1912 г. На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго, усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Роль права повышается по мере укрепления политических позиций легистов. Легисты требовали четкого установления закона, обязательного для всех подданных независимо от их социального положения. Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, неотвратимость наказания за совершенные преступления, они стремились лишать знать, чиновников различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной централизованной власти. Незадолго до новой эры начинается третий этап развития древнекитайского права, этап его «новой» конфуцианизации, вследствие слияния конфуцианства и легизма. Итогом такого слияния было признание слитных морально-правовых норм, предписывающих выполнение нравственных правил (ли) и запретительных норм с применением кары (фа) по формуле, где не достает «ли», там применяется «фа». Источники права: Согласно исторической традиции, первые законы в Китае появились в государстве Шань, а уже в X в. до н.э. в Чжоу якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий около 3 тысяч статей. Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI–V вв. до н.э. и связано с классово-сословной дифференциацией общества. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго также было вызвано для стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой. В «Обозрении законов», написанном в I в. до н.э., говорится о бронзовом треножнике, на котором были отлиты тексты законов в царстве Чжен. На рубеже V–IV вв. до н. э. появился один из первых кодексов – "Книга законов царства Вэй". Этот сборник положил начало последующей практике разработки сводов законов, принятых в ханьском Китае в 193 г. до н.э. В ханьском Китае к источникам права относили также нормы обычного права, регулирующего многие стороны общественных отношений и конкретные распоряжения императора, а также одобренные императором судебные решения. Регулирование имущественных отношений: Верховная государственная собственность на землю существовала в Древнем Китае наряду с общинным и частным землевладением крестьян. И с середины IV в. до н.э. законодательно были уничтожены общинные пашни и закреплялось частное землевладение. Однако община как сторона могла вступать в договорные отношения, а присутствие ее представителя явилось непременным условием при заключении земельных сделок. Согласно источникам I в. до н.э. заключать договоры купли-продажи могли и женщины и государственные рабы. Распространялись также договоры аренды земли, заклада земли ростовщикам, долговое рабство и наемный труд, заклад детей за долги до трех лет и превращение их в рабов, если до трех лет они не были выкуплены. Частные рабы могли быть проданы государству. В первой половине I в. до н.э. императором Уди был издан рескрипт об освобождении государственных рабов и рабынь, а также рабов, продавшихся из-за голода и насильно проданных в рабство, женщин, отданных в наложницы, запрещено клеймение рабов. Преступления и наказания: Уголовное право было наиболее развитой частью правовой системы Древнего Китая. Самобытная, рано сложившаяся правовая культура Китая развивалась главным образом в ходе выработки общих принципов уголовной ответственности и системы наказаний за противоправные действия. Китайскому уголовному праву были известны такие понятия, как соучастия, обстоятельства, отягчающие вину (сговор), рецидив; форма вины и др. Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение их тяжести зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или других правовых концепций конфуцианства или легизма. Уже чжоусскому законодательству были известны более 500 видов преступлений. Среди них самыми тяжкими считались государственные преступления – измена императору, бунт, кража имущества храма, предметов культа, нанесение ранений, дезертирство из армии и др. Более стабильный характер имела традиционная шкала наказаний: татуирование, отрезание носа, обрубание ног, кастрация, смертная казнь и др. В период шаньско-иньской империи эти традиционные наказания заменялись так называемыми символическими наказаниями: татуировка – черной повязкой, отрезание носа – раскраской одежды в красно-бурый цвет, отрезание ног – покраской тушью колена, а смертная казнь – ношением холщевой рубашки без ворота. Этим самым общество пыталось перевоспитать преступников, выставляя их на всеобщее осуждение и презрение. В V–IV вв. до н.э. традиционная система наказания была окончательно утверждена и дополнялась сакральной цифрой "пять" - преступников татуировали, затем отрезали нос, отрубали конечности, кастрировали, затем забивали палками. В III в. до н.э. эту меру наказания еще более ужесточили. За государственные преступления вместе с преступниками подлежали наказанию смертной казнью три поколения его родственников – по линии отца, матери его жены. Эти наказания применялись легистами в период централизации управления и носили сугубо устрашающий характер. На третьем этапе развития под влиянием конфуцианизации права произошло некоторое смягчение наказаний – невиновные родственники освобождались от наказания, не наказывались и родственники за укрывательство близких, совершивших преступление. Наказание носило сословно-классовый характер. Брак и семья: В раннеклассовом шаньско-иньском Китае допускались браки между родственниками, многоженство. Семья носила патриархальный характер и отличалась большесемейной прочностью, где управлял дед, в древности он имел право жизни и смерти над детьми. Правда, с развитием частной собственности на землю большесемейные связи и традиции несколько ослабевали, но сохранились. Право наследования большесемейной собственности имели все ее члены: сыновья, вдовы, незамужние дочери. Наказывались сыновья за раздел имущества при жизни отца, за самовольное распоряжение семейным имуществом и пр. Родственные отношения, положение старших и младших в семье оказывали влияние на тяжесть наказания, как за семейные, так и другие преступления. Так, смягчалось наказание отцу, убившему сына за неповиновение. Кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже при наличии преступления, строго наказывался. Судебный процесс: Состязательный процесс сопровождался элементами розыскного процесса, который со временем окончательно утвердился. Расследование в Древнем Китае поручалось специальному чиновнику (ланьши). Расследование начиналось по жалобе потерпевшего или по доносу третьего лица. Донос всемерно поощрялся, за подтвердившийся донос вознаграждали в зависимости от тяжести преступления. По доносу наказывались и рабы. По доносу представить в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он сам наказывался. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов вплоть до применения смерти. Одним из важных доказательств считалась клятва. Допускалась пытка, если преступник был изобличен, но он отказывался или менял показания. Тела или головы преступников, подвергавшихся смертной казни, выставлялись на поле или на рынке для публичного обозрения. Выводы по теме: В Древнем Египте источником права вначале был обычай, с формированием государства законотворчество фараонов, (были и кодификации). Виды права землевладения: государственные, храмовые, частные и общинные. С которыми совершались различные сделки: дарение, наследование, купля-продажа. Другие объекты собственности: рабы, рабочий скот, инвентарь и пр. Обязательства вытекали из договоров: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Брачно-семейные отношения: характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак заключался по договору, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось у нее, можно передать жене все имущество. Развод свободный. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена. Уголовное право и процесс: виды преступлений: 1) государственные; 2) религиозные; 3) против личности; 4) против собственности; 5) преступления против чести и достоинства. Виды наказаний: денежные штрафы, заключение в тюрьму, различные телесные и членовредительские наказания, отдача в рабство, смертная казнь. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. Законы царя Хаммурапи – один из древнейших памятников права Двуречья – составляли основу правовой жизни древневавилонского царства. Законы представляют собой запись норм обычного права, судебной практики, непосредственно царских узаконений Хаммурапи. Законы Хаммурапи – первый в истории правовой документ, последовательно отражающий сословно-классовое деление общества, суровое наказание посягательства на частную собственность, особенно на рабов. Положения Законов направлены на правовое закрепление и регулирование царско-храмовых отношений, обычаев родового строя, предусматривающих коллективную ответственность общины за преступления, совершенные на ее территории, самосуд и прочие. Для Законов Хаммурапи характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, их формализм, тесная связь с ритуалом, с символической процедурой. В Законах Хаммурапи содержится ряд норм, характерных для древневосточного права вообще: о прямом государственном вмешательстве в хозяйственную деятельность, установлении ставок за труд врача, строителя, корабельщика: размере платы при найме ремесленника, скота, судов; уровне процентных ставок ростовщиков, цен на хлеб. 3. Специфические черты права, отразившие особенности социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились в Законах Ману - сборник религиозно-правовых предписаний, правил (дхарм). По своему классовому содержанию Законы Ману выражали волю эксплуататорской верхушки древнеиндийского общества – брахманов и кшатриев, закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Несмотря на свою бессистемность, Законы Ману закрепляют сословно-варновое деление общества, его наследственность – брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр и особое место брахманов, могущих занимать высшее положение. В Законах Ману нашли свое отражение различные стороны жизнедеятельности древнеиндийского общества, стойкость общинных, кастовых, патриархально-большесемейных связей. 4. Правовая система Древнего Китая сформировалась под влиянием двух противоборствующих идеологий – легизма и конфуцианства. Противоборство этих двух учений оказало непосредственное влияние на иерархию преступлений, систему наказаний, содержание отдельных правовых институтов и норм, на понимание самого права. Развитие древнекитайского права прошло три этапа: В шань-иньском и раннечжоуском Китае в регулировании общественных отношений важную роль играли этические нормы (ли). Правовые нормы в это время еще не вычленились из общей массы религиозно-этических норм. В этот период формируется конфуцианство. Начиная с периода Чжаньго (V-III тыс. до н.э.) усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Создано легистское учение об управлении народом. Обострение противоборства двух идеологий, давшего новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права (вторая половина III тыс. до н.э.), когда идеология легизма становится официальной идеологией империи Цинь (221-207 гг. до н.э.). В период династии Хань (формальной победы конфуцианства) происходит слияние легтзма и конфуцианства в новое учение – ортодоксальное конфуцианство, главное назначение которого – утверждение существовавших социально-экономических порядков отвечающих интересам сохранения древнекитайского общества. Ортодоксальное конфуцианство предполагало взаимодействие строгости и снисхождения, считая, что мораль и право едины. Нормы "ли" в этот период приобретают большую обязательность и формализм. Вопросы для семинара: Судебник вавилонского царя Хаммурапи: а) общая характеристика; б) правовое положение населения; в) имущественные отношения; г) преступления и наказания, система доказательств. 2. Законы Ману в Древней Индии: а) общая характеристика; б) кастовое деление общества; в) имущественные отношения; г) преступления и наказания, система доказательств; Практические задания: Сделайте доклад на темы: " Суд и судебный процесс в Древнем Египте" Напишите реферат на тему: "Сходство и различие Законов: Хаммурапи и Ману". Тесты: Убийство кошки в Древнем Египте: Рассматривалось как преступление религиозного характера Не считалось преступным деянием характера Причинение имущественного вреда Мелкий проступок Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал: Устрашение Перевоспитание Обращение за милостью к богам. Принцип возмещения ущерба (возмездие) Вайшьи, обругав брахмана, подлежит согласно законам Ману: Телесному наказанию Смертной казни Штрафу в две с половиной сотни (паи) Штрафу в сотню (паи) По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае: В случае длительного безвестного отсутствия В случае неверности мужа В случае неспособности содержать семью Такого права она не имеет Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона: «Книга законов» Законы Ману Законы XII таблиц Законы царя Хаммурапи Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора, а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?: Отец девушки должен вернуть все в тройном размере Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить себе Отец девушки должен вернуть все в двойном размере Отец девушки должен вернуть задаток и выкупную плату Кшатрии, обругав брахмана, подлежит согласно. Законам Ману: Штрафу в две с половиной сотни (паи) Штрафу в сотню (паи) Телесному наказанию Смертной казни Защищая женщину от нападения, охранник жертвенных даров убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману: Такое лицо должно внести царю штраф Такое лицо должно быть предано смерти Такое лицо совершает тяжкий грех и должно быть подвергнуто суровому наказанию с лишением свободы Такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит Ростовщик Тарба заключил договор с 12-летней Саггой о продаже ему дорогого браслета, подаренного той родителями. Родители Сагги потребовали возвращения браслета, но ростовщик отказался. Как разрешается этот спор согласно законам Ману: Родители не имеют право требовать назад проданную вещь Родители имеют право выкупить браслет Договор признается недействительным, браслет должен быть возвращен Родители могут требовать возвращения браслета, только в случае, если Сага заключала договор без их согласия Строитель, построив дом, продал его. Но дом был построен непрочно, вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы Хаммурапи: Строителя должны убить Он должен возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию Строитель должен восстановить дом за свой счет Он должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб Если человек попал за долги в кабалу, то, через какое время он может вернуть себе свободу в Древнем Вавилоне: Он работает на заимодавца 3 года, а на - четвертый получает свободу Он работает на заимодавца 2 года и на 3 - и получает свободу Он работает на заимодавца 5 лет и на 6 - и год получает свободу Он остается в долговом рабстве пожизненно Какие из перечисленных видов наследования отмечены в Законах Хаммурапи?: Наследование по праву (закону) Наследование по праву (закону) и завещанию Наследование по жребию Наследование по завещанию Если в драке человек сломает другому человеку руку, то по законам Хаммурапи: Ему так же должны сломать руку Он должен оплатить врача и подвергнуться тюремному заключению Должен заплатить штраф и вызвать врача Он должен заплатить штраф Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем изменил свое решение в пользу другой стороны и был в этом изобличен. Какая ответственность предусматривалась для судьи по Законам царя Хаммурапи?: Телесное наказание и уплата суммы в 3 – кратном размере Продажа его в рабство и уплата суммы иска Отстранялся от должности и выплачивал сумму иска в 12 - кратном размере Смертная казнь В каком случае брак считался официально заключенным по законам царя Хаммурапи?: В случае внесения выкупной платы отцу невесты При совершении религиозного обряда В случае фактического совместного проживания При наличии письменного договора Какое наказание согласно законам Хаммурапи, ждет человека, который объявлен вором за то, что купил из руки сына человека осла без договора свидетелей: Он может отдать стоимость покупки 12 - кратном размере Его должны убить Он может отдать стоимость покупки 30 - кратном размере Он может отдать стоимость покупки 20 - кратном размере На чем основывалось содержание Законов Ману: На законах царей На обычае На моральных нормах На записях решений судов Корабельщик построил корабль по заказу одного купца. Но оказалось, что непрочно и вскоре оно затонуло вместе со всем товаром. Купец потребовал от корабельщика возместить ущерб. Как должен разрешиться спор по Законам царя Хаммурапи?: Корабельщик должен возместить деньги, уплаченные ему за корабль Корабельщик должен за свой счет предоставить новый корабль и возместить стоимость погибшего товара Корабельщик не несет никакой ответственности Корабельщик должен заплатить штраф Вор, совершающий кражу ночью, проломив дыру в стене дома по Законам Ману должен быть: Возместить ущерб и быть подвергнутым телесному наказанию Казнен Степень наказания определяется его происхождением Заплатить штраф и возместить причиненный ущерб Брахман, оскорбивший шудру, подвергается наказанию: Штрафу в 12 паи. Наказанию не подвергается. Телесному наказанию. Штрафу в 50 паи Лекция № 5 |