Лекция №5. Современные и традиционные представления о каналах и. Лекция 5. Современные и традиционные представления о каналах и точках акупунктуры. Традиционные представления
Скачать 93.46 Kb.
|
Лекция №5. Современные и традиционные представления о каналах и точках акупунктуры. Традиционные представления. По мере развития представлений об иглоукалывании точки определенного действия были соединены между собой 14 линиями, получившими в традиционной восточной медицине название "жизненные каналы" (цзин-ло), которые в дальнейшем по терминологии французских авторов (S. de Morant, 1955) были названы меридианами. Классическая теория иглоукалывания признает и описывает 14 каналов. Эти каналы проецируются на кожном покрове головы, лица, туловища и конечностей. Каждый канал имеет свою топографию и состоит из наружной части, проходящей по поверхности тела, и внутренней - проходящей через внутренние органы. Каналы имеют названия внутренних органов. Так, 10 каналов носят название следующих органов: канал легких, толстой кишки, желудка, селезенки - поджелудочной железы, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почек, желчного пузыря, печени. В одних случаях, действительно, имеется соответствие между названием канала и органа. Так, например, ход канала сердца полностью совпадает с иррадиацией болей при стенокардии. Известное сходство имеется также в проекции болей при заболеваниях печени и желчного пузыря с ходом канала желчного пузыря. В других (каналы мочевого пузыря, толстой и тонкой кишки) эта связь совершенно отсутствует. Таким образом, в большинстве случаев речь идет только о названиях, которые чаще всего не имеют анатомического или физиологического обоснования (J. Niboyet, 1970). В связи с этим наименование "канал" следует понимать не в прямом смысле, а чисто символически. Однако, несмотря на свою архаичность, эти названия сохранились. Это связано, во-первых, с исторически сложившейся традицией международного использования этих названий для определения каналов (меридианов), прочно вошедших не только в повседневную практику, но и литературу, а также с затруднением подбора других адекватных названий. Предложения заменить названия арабскими цифрами или латинскими буквами не получили одобрения и поддержки со стороны широких кругов специалистов по акупунктуре. Из общего числа 14 каналов, проходящих по кожному покрову, 12 имеют две симметричные ветви. Первым десяти, как указывалось выше, присвоены названия органов, с которыми они якобы связаны. Два других двойных канала, называемые "управитель сердца" (или канал перикарда) и "тройной обогреватель" или, как его еще называют, "канал трех частей туловища", соответствуют не органам, а функциям. Два последних канала: "передний срединный канал" и "задний срединный канал", соответствуют также не органам, а функциям, являются одинарными и расположены по сагиттальной линии тела. Учение о 14 каналах тесно связано с древней восточной философской теорией о единстве и борьбе двух противоположных жизненных начал - положительного ян и отрицательного инь. Все процессы, протекающие в организме и в окружающей природе, врачи традиционной восточной медицины пытались объяснить с позиций этой теории. Эти два "жизненных начала" находятся постоянно во взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Графическим принципом выражения соотношений ян-инь является китайская монада (рис. 15). В одном круге, разделенном волнообразной чертой, находится светлое положительное ян и темное отрицательное инь, в каждом из которых в зародыше содержится полюс противоположного принципа. Отсюда напрашивается вывод, что один полюс имеет значение только благодаря его отношению к другому. Эти принципы использовались в традиционной медицине как для выявления заболевания, выбора метода лечения, так и для теоретического обоснования его действия. Рис. 15. Китайская монада Среди существующих в организме 14 каналов имеются каналы системы ян и системы инь, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. К системе ян относятся каналы толстой и тонкой кишки, "трех обогревателей", желудка, желчного и мочевого пузыря. К системе инь - каналы легких, сердца, "управителя сердца", печени, почек, селезенки - поджелудочной железы. Обращает на себя внимание, что к системе ян относили полостные органы, а к системе инь - паренхиматозные. Каналы (меридианы) отличаются друг от друга по длине, количеству объединяемых ими точек, направлению. Наиболее длинным является канал мочевого пузыря, на котором расположено 67 точек, а самым коротким - канал сердца и перикарда, которые включают всего по 9 точек. Ход и направление пути каналов также различны. Так, все каналы, проходящие но тыльной поверхности верхних конечностей (толстой, тонкой кишки, "трех обогревателей"), начинаются у кончиков пальцев и идут центростремительно по направлению к голове. Каналы, расположенные на ладонной поверхности верхних конечностей, легких, сердца и. перикарда, идут в центробежном направлении от груди к кончикам пальцев рук. Все каналы, проходящие по внутренней поверхности нижних конечностей (почек, селезенки - поджелудочной железы, печени), являются центростремительными. Каналы - желудка, желчного пузыря и мочевого пузыря берут свое начало в области лица, имеют центробежное направление и заканчиваются у кончиков пальцев стоп. Что касается переднего и заднего срединных каналов, то они начинаются в нижней части туловища, идут в центростремительном направлении и заканчиваются в области лица. Чэн Тань-ань (1958) дает следующее описание хода каналов: сеть каналов (цзин-ло) разветвляется по четырем направлениям: три пары каналов идут из грудной клетки в пальцы рук; три пары - из пальцев рук в верхнюю часть лица и головы; три пары из верхней части головы и лица в ноги и еще три пары - из ног в грудную клетку. Эти 12 пар каналов имеют закономерный порядок, соединяясь, они являются одновременно концом и началом канала; они распространяются из внутренней части кнаружи, из наружной - внутрь, сверху - вниз, снизу - вверх. Все каналы тесно взаимосвязаны между собой и, переходя один в другой, создают возможность непрерывной циркуляции "жизненной энергии" (рис. 16). Рис. 16. Схема взаимосвязи 12 основных меридианов (каналов), расположенных на теле человека По данным традиционной восточной медицины, необходимым условием для эффективного применения метода иглоукалывания в лечебной практике является представление о сущности теории "энергии" и путях ее циркуляции. Остановимся коротко на изложении этой теории. Каналы являются путями движения циркулирующего в организме некоего "нематериального потока", необходимого для нормальной жизнедеятельности организма, названного термином "энергия" (S. de Morant, 1965). Эта жизненная "энергия", циркулируя по организму, последовательно проходит по всем органам тела, совершая полный кругооборот в течение суток. Безостановочно циркулируя по организму, она, как указывает J. Niboyet (1970), в процессе своего перемещения сама претерпевает качественную эволюцию, которая обусловливает состояние равновесия, соответствующее здоровью. Нарушение равновесия, связанное с различными внешними и внутренними факторами и стрессовыми состояниями, ведет к возникновению заболевания. В древности различали две разновидности энергии, которые условно можно было бы назвать "физической энергией" инь и "нервной энергией" ян. Основой жизненного тонуса организма является взаимодействие и борьба противоположностей, или "полярность" сил. Один из этих полюсов инь, другой - ян. Для диагностики, характера и локализации энергетических нарушений, возникающих в определенных каналах, пользуются специально разработанным еще в древние времена методом так называемой китайской пульсовой диагностики. С помощью пульсовой диагностики устанавливают канал, в котором произошло нарушение, определяют характер возникших нарушений и, используя соответствующие точки, производят воздействие методом иглоукалывания и прижигания. Однако в связи с тем, что овладение методом пульсовой диагностики представляет большие трудности, так как требует длительного времени обучения, большого навыка и опыта для правильной оценки имеющихся нарушений, то для большинства современных специалистов указанный метод малодоступен. Поэтому в лечебной практике используются существующие в традиционной восточной медицине правила, основанные на принципе взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия, существующие между определенными каналами, которые сводятся к следующему: для устранения нарушения равновесия, лежащего в основе заболевания, следует оказывать воздействие не только на пораженный меридиан, но и на взаимодействующие соседние: Так, для усиления возбуждающего действия воздействие должно быть оказано на предшествующий пораженному канал, а для оказания тормозного действия - на последующий. В соответствии с традиционными представлениями эти правила имеют символические наименования: правило "муж-жена", "мать-сын", "полдень-полночь". Эти правила, кажущиеся на первый взгляд, весьма архаичными, используются, однако, и в настоящее время, как в теории, так и в практике сторонниками традиционной восточной медицины (A. Chamfrault, 1959; Nguyen Van Hghi et al., 1975; Kespi, 1975, и др.). В последние годы для изучения функционального состояния каналов и последующего выбора метода иглотерапии пользуются методом измерения электрокожного сопротивления. Наиболее известны методы диагностики, предложенные А. И. Нечушкиным с соавт. (1974), J. Bratu с соавт. (1965), R. Voll (1973). Современные воззрения на сущность каналов (меридианов). Современные воззрения на сущность каналов (меридианов) и протекающей в них "жизненной энергии" крайне разноречивы. Наиболее критическую позицию в отношении данных о существовании меридианов занимает Е. Stiefvater (1956), который, рассматривая меридиан, как символический носитель умозрительной идеи (китайской натурфилософии), считает, что система меридианов для современной биологии слишком примитивна. Противоположную позицию в этом вопросе занимает W. Lang (1957), который считает, что данные о наличии на теле человека меридианов, установленные опытным путем, нельзя рассматривать как умозрительные, а ощущение хода меридиана по его мнению, обусловлено деятельностью мозга, вызванной стимуляцией соответствующих мозговых клеток. Всестороннее обсуждение этого вопроса позволило автору выдвинуть предположение, что меридианы, по всей вероятности, являются интраспинальными "соединительными путями в форме цепочки нейронов" т е. что "коренные клетки" меридианов лежат в спинном мозге, куда раздражение с периферии передается по их периферическим нейронам и распространяется по восходящим, преимущественно симпатическим путям в верхние этажи центральной нервной системы. Аналогичную точку зрения на вопрос о меридианах еще в 30-х годах высказывал и Nguyen Van Quan (1930), который рассматривал их как "вполне реальные, а не воображаемые линии, хотя они и не вполне соответствуют таким анатомическим образованиям, как нервы, сосуды и т. д.". В своих лекциях в Институте китайской медицины в Нанкине Чэнь-Тань-ань рассматривает каналы, как чисто функциональную систему, не связанную с каким-либо морфологическим субстратом. Другой точки зрения придерживается Rokura Fuyta (1958), который считает, что меридианы не воображаемые, а вполне ощутимые линии, совпадающие с линиями контрактации мышц. Свои выводы он основывает на наблюдениях, свидетельствующих, что болезненные точки располагаются, как правило, по ходу меридианов, а при заболеваниях внутренних органов по ходу соответствующих меридианов в подкожной клетчатке возникают участки уплотнения. На этом принципе и базируется применяемый в Японии своеобразный диагностический метод определения пораженного органа путем продольной пальпации - "прессации", или щипкового раздражения кожи по ходу меридиана. Другие японские авторы В. Shirota (1974), S. Yanagia, (1956) считают, что "линии с точками" (цзинь-сюе) являются рефлекторными зонами кожи с заложенными в них рецепторными аппаратами. Эти реактивные участки соответствуют, по их мнению, в полной мере зонам Захарьина-Геда или месту выхода нервов из мышц. На значительное сходство хода отдельных меридианов с расположенными на них точками с зонами Захарьина-Геда указывает также А. Р. Киричинский (1959). И. И. Русецкий (1959) рассматривает непарные срединные каналы - передний, именуемый французскими авторами "каналом зарождения", и задний - "каналом управления", как своего рода "периферическое мозолистое тело", вызывающее нервные импульсы в обеих половинах тела. Ряд европейских и восточных ученых считают, что каналы (меридианы) являются в известной степени аналогами периферических нервов и сосудов. Так, по мнению S. de Morant (1955), одни меридианы соответствуют ходу нервных стволов, другие - ходу сосудов с их нервными сплетениями. Японский физиолог Т. Jshikawa (1962), отмечая "удивительную близость хода каналов в топографии нервных стволов и сосудисто-нервных образований", рассматривает их как истинные и анатомические формации. При этом одни авторы, в частности F. Hubotter (1929), рассматривают каналы системы ян как нервные стволы, а системы инь как сосудисто-нервные сплетения, другие авторы считают, что каналы это комбинированная функция кровеносных сосудов нервов. В. Г. Вогралик (1961), подходя к оценке сущности каналов с точки зрения современной медицины, полагает, что "это нервные проводники, идущие в покровах тела, оплетающие лимфатические и кровеносные сосуды, мышцы, переходящие затем в нервные сплетения, спинной и головной мозг, а затем в нервы, идущие к органам". J. Hu (1975) в работе "Неврологические основы меридианов и точек" пишет: "Простое сравнение между распределением дерматомов и меридианов показывает, что ход меридианов соответствует ходу дерматомов". Ряд авторов проводят сопоставление системы меридианов с вегетативной нервной системой и ее различными отделами. Так. W. Lang (1957) относит меридианы ян к афферентным, а меридианы инь к эфферентным путям симпатической нервной системы. Заслуживают внимания и данные, приводимые Н. Goux (1955), который сравнивает систему меридианов с вегетативной нервной системой и ее адренергическим и холинергическим механизмами. Значительный интерес в этом плане представляют соображения, выдвигаемые F. Mann (1973), который считает, что если допустить, что поток "жизненной энергии меридиана является волной электрической деполяризации, идущей по волокнам вегетативной нервной системы, то меридиан можно рассматривать как волокно "вегетативной нервной системы". По данным некоторых современных восточных авторов, канал - это пучок электродов, протекающих между внутренними органами и кожей человеческого тела, источником которого является электрический ток, рожденный деятельностью внутренних органов. Исследования J. Niboyet (1963) по изучению электрических свойств точек, начатые им с 1953 г., и установленные им факты о наличии изменений электрокожного сопротивления (ЭКС) в области точек и меридианов положили начало новому направлению в изучении этой (проблемы. Исследования J. Niboyet, проведенные совместно с А. Mery (1958), позволили авторам прийти к выводу, что меридианы объективно существуют и проходят преимущественно в подкожной клетчатке, подтверждением чего является наличие специфических электрических характеристик кожного покрова в местах, соответствующих ходу меридианов, в виде снижения электрокожного сопротивления ЭКС и ЭКП (J. Niboyet, 1963, 1970, 1973). Это нашло подтверждение и в многочисленных работах ряда авторов различных стран (В. Г. Вогралик, Г. М. Покалев, 1961; Т. Ishikava, 1962; I. F Dumitrescu, 1967; J. Borsarello, 1969; G. Cantoni, 1970; W. Melhardt, 1975; M. Kespi, R. Savigny, 1975). А. И. Нечушкин с соавт. (1974) и Р. Voll (1973) также обнаружили наименьшее сопротивление кожи в области каналов, причем именно в конечной и начальной их части, которые, по данным традиционной восточной медицины, обладают "наибольшей энергетической активностью". Однако правомерность использования феномена ЭКС и электрического потенциала для изучения каналов (меридианов), так же как и точек отдельными исследователями (A. Nordengraaf, D. Silage, 1973) ставится под сомнение, так как сам метод электрокожного сопротивления зависит от ряда методических условий и физиологических особенностей кожи, что делает его недостаточно надежным объективным тестом для решения этих вопросов. По определению A. Lebarbier (1975), "меридиан - это линия электромагнитных волн, тип нематериальных каналов, не определяемых анатомически, но прекрасно обнаруживаемых с помощью современной электроники". F. Kraemer (1962, 1963) на основе экспериментальных исследований также приходит к выводу, что меридианам соответствует специфическая "биоэлектрическая структура", характеризующаяся тем, что ее поляризационное сопротивление ниже, а поляризационная емкость выше, чем на соседних участках кожи. Исходя из того что между поляризационной емкостью и парасимпатической системой имеется определенная корреляция, F. Kraemer (1962, 1963) полагает, что меридиан можно рассматривать, как "функциональный путь вегетативной нервной системы". Однако в связи с тем что гистологически в меридианах не обнаружена какая-либо специфическая клеточная структура, то с позиции биофизики характерные для меридианов электрические свойства являются проявлением специфических для них межмолекулярных связей. Близкой к этому является и точка зрения Ditmar (цит. по F. Kraemer), который считает, что "передача энергии по меридиану" осуществляется на основе формирования молекулярной цепочки. По мнению А. Т. Качана (1972), возможно, что основное положение традиционной восточной медицины о меридианах как системе, обеспечивающей динамическое равновесие органов и систем, соответствует современному представлению о гомеостазе. В литературе, отражающей современное состояние вопроса о сущности каналов (меридианов), различные авторы рассматривают их в основном в нейрофизиологическом и биоэлектрическом аспектах и на основе этого приходят к выводу, что меридианы являются по существу аналогами структуры и функции различных отделов нервной и особенно вегетативной системы. Все это создает предпосылки для обоснования их рефлекторных связей с внутренними органами и различными системами организма, но не дает окончательного разрешения основного вопроса - существует ли специальная самостоятельная система меридианов. А между тем решение этого вопроса имеет принципиально важное значение как для современного теоретического обоснования метода иглотерапии, так и практического его применения, поскольку сторонники меридианной системы придают ей и протекающей "жизненной энергии" особое значение в отношении осуществления связей между кожей, внутренними органами и различными системами, отличное от наших представлений о рефлекторных связях, являющихся основой регуляции жизнедеятельности организма и осуществляемых нервной системой. |