Главная страница
Навигация по странице:

  • Англо-Саксонская правовая семья

  • Романо-Германская

  • Религиозно-традиционная

  • Социалистическая правовая система.

  • Социальные нормы по способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права

  • Лекция Определение государства. 11


    Скачать 254.48 Kb.
    НазваниеЛекция Определение государства. 11
    Дата03.11.2021
    Размер254.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtgp_otvety_ekzamen.docx
    ТипЛекция
    #262439
    страница22 из 47
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   47

    34.Основные правовые семьи народов мира


    Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии; позволяет анализировать право в целом. В настоящее время существует около 200-от правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи

    Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития.

    Есть такое понятие, как национальная правовая система. То есть правовая система конкретного государства. Каждое государство имеет свою национальную правовую систему.

    Российская правовая система – это национальная правовая система. Болгарская, Германская национальная правовая система. Все эти национальные правовые системы группируют или делят на правовые семьи. Иногда говорят на правовые круги и т.д. Чаще говорят, всё таки, о правовых семьях.

    Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей, выделяют такие три основные правовые семьи:

    1. Англо-Саксонская правовая семья. (Англо-Американская правовая семья). Там видную роль в становлении правовой семьи сыграл такой источник права, как судебный прецедент.Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо-германской семье. В Англии, действительно, как шёл процесс становления права? Человек приходил в суд с просьбой признать за ним какое-то право. Если судья признавал за ним это право, судебное решение превращалось в источник права.

    2. Романо-Германская или семья континентальной Европы. (Континентальная Романо-Германская семья) Возникла в Центральной Европе, но основе заимствований из римского права (глоссаторы) /рецепция Римского права, с восприятием его положений/. Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Она, прежде всего, появлялась в Германии, Франции, Италии. Говорят, что она в своём развитии была связана с. Здесь главным источником права стал ни прецедент, а нормативный правовой акт(следовательно, в большинстве своём законы). Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика. Наша Российская правовая система тяготеет к Романо-Германской правовой семье. У нас нормативно-правовой акт является основным, господствующим источником права.

    3.Религиозно-традиционная правовая семья. (Семья религиозно-традиционного права).

    Исламские государства знают мусульманское правоМусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.

    Есть индусское право в Индии. Ватикан христианское государство, у них главный источник – Библия. Но а традиционное право, главный источник - обычай. Сейчас он является главным источником в некоторых странах Африки, особенно Тропической Африки. Ни нормативно правовой акт, ни судебный прецедент, а именно обычай.

    Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско-ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

    35.Виды социальных норм


    Есть социальные, и есть технические нормы. Технические нормы регулируют отношения между человеком и техникой.

    В наши дни стало много появляться технико-юридических норм, т.е. технико-социальных норм. Причина этого в том, что техника стремительно развиваясь, оказывает колоссальное социальное воздействие. Поэтому технические правила стали превращаться в социальные (юридические). Например: Правила техники безопасности, Правила дорожного движения, СНиПы.

    Социальные нормы - это правила поведения людей в обществе, которые носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

    Социальные нормы по способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы праванормы моралинормы общественных организаций (корпоративные нормы). Иногда сюда включают религиозные нормы, которые не являются правовыми, политические нормы.

    Чем отличаются право и мораль?

    Право –это внешний регулятор поступков людей: законодатель (один) принимает закон и распространяют на всех людей. Мораль – это внутренний регулятор поступков людей, она живет в сознании людей.

    Право оценивает поступки людей как правомерное и противоправное, мораль оценивает поступки людей с точки зрения добра, зла, чести, достоинства, т.е. главный критерии – добро и зло. Мораль предъявляет более высокие требования к поступкам людей, чем право. Можно совершить правомерный поступок, а мораль будет осуждать.

    Мораль обеспечивается, прежде всего, совестью человека, общественным мнением (воздействием), а право обеспечивается государственным принуждением.

    Право всегда в стране одно (двух, трех и более быть не может), а мораль может быть разной в одной стране, в зависимости от слоев общества, религиозных представлений и пр.

    Есть общечеловеческая мораль – она выражена во многих писаниях – Коране, Библии, но это не международное право.

    Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) регулируют отношения внутри этих организаций, обеспечиваются самими организациями, своими инструментами. Например, если член партии нарушает ее устав, то его могут исключить из партии.

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   47


    написать администратору сайта