Главная страница

Диалектико-материалистическая концепция сознания. Лекция по теме 4 Диалектикоматериалистическая концепция сознания


Скачать 32.59 Kb.
НазваниеЛекция по теме 4 Диалектикоматериалистическая концепция сознания
АнкорДиалектико-материалистическая концепция сознания
Дата01.09.2022
Размер32.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_lektsia_4.docx
ТипЛекция
#658299

Интерактивная лекция по теме №4 «Диалектико-материалистическая концепция сознания»

План

I. Проблема сознания в философии и науке  

II. Общеприродные и биологический предпосылки возникновения сознания 

1. Общая характеристика 

2. Отражение как атрибут материи 

3. Отражение и информация 

4. Биологическое отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных 

III. Труд, общение и язык - социальные детерминанты сознания 

IV. Общественно - историческая сущность сознания 

1. Общая характеристика 

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания.  Формы общественного сознания 

ЛИТЕРАТУРА 
Вопрос первый: Проблема сознания в философии и науке

- Выяснение природы человеческого сознания важно потому, что разные подходы к вопросу о сущности сознания затрагивают мировоззренческие и методологические установки философии.

Несмотря на разнообразие подходов к данному вопросу возникает единая проблема: анализ сознания с позиции специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Такая форма характеризуется выделением человека, как своеобразной реальности.

Вопрос о природе сознания возникает не только перед философией, но и перед такими науками, как: социология, психология, педагогика, физиология. Однако рассмотрение любого аспекта сознания с точки зрения данных наук всегда опирается на философско -мировоззренческую основу.

Серьёзный философский подход к вопросу сознания вызван активизацией человеческого фактора, проблемой современной общественной практики.

Однако центральный вопрос философии -  это вопрос об отношении сознания к бытию, о возможностях, предоставляемых человеку сознанием, об ответственности, налагаемой сознанием на человека.

Философы определили, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, и специфическим условиям его является сознание. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга).

Сознание есть особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и способам общения.

                Сознание отражает и творит мир:

=  оно является общественным продуктом; возникает и развивается только в совместной деятельности людей;

=  участвуя в процессе труда и общения, у людей вырабатываются определённые нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской и составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Таким образом, сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления человеческой жизни в их единстве и целостности.

Вопрос второй: Общеприродные и биологические предпосылки возникновения сознания

1. Общая характеристика.

 - В изучении вопроса о осознании важное место занимает вопрос о предпосылках возникновения сознания (физиологические , психологические процессы у высших животных и человека).

Необходимые биологические предпосылки возникновения сознания были подготовлены живой природой, эволюционировавшей до уровня высших животных.

Большое значение в изучении этих предпосылок принадлежит биологии и, в частности, разделу о безусловной и условно рефлекторной деятельности мозга ( И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

Учёные биологи дали научное объяснение химической природе нервного возбуждения. Были открыты ДНК и РНК и исследована их роль в наследственности и белковом обмене.

Благодаря созданию новых направлений в биологии таких, как молекулярная биология, молекулярная биофизика, молекулярная генетика и т. д. учёные пришли к выводу, что чувствительность и ощущение являются свойствами лишь части живой материи - общественного бытия, так же, как и биологические предпосылки сознания, есть часть живой материи.

-Биологические предпосылки сознания включают в себя элементарные трудовые операции, совершаемые разными животными (пауком, пчелой и т. д.), но эти операции происходят условно рефлекторно. Например, операции, свойственные данному виду, совершаются неосознанно без существенных изменений на протяжении большого промежутка времени. Таким образом, живой природе существуют лишь предпосылки сознания. А переход предпосылок к самому сознанию – это переход от биологической формы отражения к социальной.

 

2. Отражение как атрибут материи.

 

а) В основе фундамента всей материи лежит свойство всеобщности отражения, которое определяется универсальностью материального взаимодействия:

все объекты, явления, процессы объективно существуют в материальном мире и постоянно взаимодействуют между собой; в результате этого взаимодействия они изменяются;

каждый из взаимодействующих объектов, воздействуя на другие, вызывает в них определённые изменения и оставляет "долю воздействия" в том объекте, на который он влияет и таким образом запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, способность материальных явлений, систем воспроизводить в этих свойствах особенности других явлений и есть всеобщее свойство материи - отражение. Отражение присутствует в любом процессе взаимодействия, а следовательно и всякое взаимодействие включает в себя момент отражения.

б)  Отражение является одной из сторон взаимодействия. Оно является фундаментальным свойством самой материи.

Любые формы и виды отражения сознания возникают в рамках взаимодействия материальных образований и систем разных уровней развития.

- Отражение в гносеологическом смысле есть способность получения адекватных действительности образов. Это способность зарождается у животных и достигает наивысшего проявления у человека. Таким образом, для исследования отражения необходим генетический и исторический подход. Если рассматривать понятие отражения как эффекта материальных взаимодействий, то необходимо обращать внимание на развитие конкретных форм и видов отражения, их совершенствование. Из всеобщего понятия отражения можно вывести конкретные формы отражения материи.

 

3.  Отражение и информация.

 

а)  Отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий называется информационным. Результаты внешних воздействий несут определённую информацию об окружающей среде.

Информацию можно рассматривать, как свойство явлений быть побудителем известных действий в окружающем мире.

Для возникновения информационного отображения необходимо существование материальных систем, активно строящих своё движение во внешнем мире:

возможностью построения движения обладают лишь некоторые виды материальных систем;

эти системы обладают способностью активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для осуществления самодвижения.

В процессе информационного отражения внешнее воздействие оказывает влияние на состояние системы косвенно, в результате приведения в активное состояние программы построения движения, заложенной в материальной системе.

Способность отражающей системы использовать внешние воздействие для ориентации системы определяет информационно - сигнальный характер внешнего воздействия.

б)  Материальные системы, способные к информационному отражению, обладают избирательностью и опережающим характером. Такая система относится к миру избирательно в плане активного построения своих отношений с внешней средой, используя факторы, служащие для её самосохранения и развития, и отталкивая дестабилизирующие факторы:

Свойство избирательности может выступать как генетическая предпосылка оценочной функции сознания при развитии информационного отражения в формах психики и сознания.

Системы, использующие информационное отражение, всегда предваряют результаты событий. Соответственно, они и ведут себя, ориентируясь на эти результаты.

в) Выделяют следующие типы отражения:

- отражение в неживой природе;

- отражение в живой природе;

в неживой природе существует простейшее отражение, связанное с материальными взаимодействиями. А в живой природе оно является предпосылкой видов отражения более высоких уровней.

г) В информационном отражении выделяют следующие виды:

- раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;

- возбудимость нервных тканей;

- психическое отражение.

 

4.  Биологические отражение и его эволюция. Качественное отличие сознания человека от психики животных.

 

 а) Основной формой отражения, характеризующей живую природу, является раздражимость.

-  Раздражимость -  способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определённых раздражителей. (Например, амёба сжимается при воздействии на неё укола).  Реакция организма на раздражение происходит за счет энергии самого организма. В раздражимости присутствует признак информационных воздействий.

Вторым фактором, характеризующим развитие форм отражения, является чувствительность -  способность к ощущению. Чувствительность присуща только животному миру. Она есть способность реагировать как биологически значимые факторы, так и на биологически нейтральные. (Например, если питательные вещества находятся в освещённой части бассейна, то амёба будет двигаться именно туда. Свет - это сигнал, несущий информацию  о пище, он  является ощущением).

-  Важное значение ощущения для организма заключается в мобилизации его возможностей для осуществления адекватного действия.

Таким образом, в механизме отражения возрастает роль отражения внутренней работы организма, и отражение связывается с формирование структуры, ответственной за него - нервной ткани. Отражение на основе нервной системы получило название нейрофизиологического и является дальнейшим этапом развития информационного отражения.

Активность на уровне раздражимости обеспечивает активность организма, направленную на поиск пищи, а нейрофизиологическое отражение дает возможность осуществлять сложные схемы, предусматривающие дифференциацию последовательности действий.

Исходя из научных концепций в процессе взаимодействия с внешней средой организм активно реализует внутреннюю программу. В её основе нейрофизиологические структуры, хранящие «видовой опыт» данного организма.

Нейрофизиологические исследования показывают, что наличие нервной системы позволяет организму строить поведение и осуществлять его с помощью установок, вытекающих из жизненного опыта.

Процесс отражения у существ с нервной системой заключается в активной внутренней работе по формированию схемы повеления.

Отражение есть диалектическое единство противоположностей -  воздействие внешней среды и реализация внутренних целей при построении адекватной системы поведения.

Такая диалектика находит полное проявление на стадии психического отражения, которая присуща только развитым живым существам со сложной нервной системой. То есть, психика есть только там, где есть нервная система.

б) Процесс отражения у живых организмов с нервной системой осуществляется в ситуациях двух различных типов:

- у живого организма ресурсы отражения внешней действительности достаточны для решения задач; в этом случае отражение заключается в мобилизации уже существующих программ действий;

у живого организма ресурсы отражения внешней действительности недостаточны для решения задач; эта ситуация встречается гораздо чаще первой; в ней субъект задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации:

            = она активно мобилизует все имеющиеся ресурсы отражения;

            = эта внутренняя работа направляется обследованием ситуаций, предполагающих ориентировку. Такая ориентировка является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.

в) Каждый субъект в процессе осуществления ориентировочной деятельности всегда опирается на прошлые навыки, автоматизмы, но для построения психического образа необходимо реальное ориентировочное движение в действительности.

г) Субъект устанавливает, прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями и строит образ, как результат психического отражения действительности. Следовательно, психический образ нельзя сводить к нейродинамической модели, являющейся физиологической основой этого образа.

Итак, образ есть способность живого существа как субъекта поведения, и эта способность является отличием между живым существом, выработавшим данный образ, и живым существом, не имеющим его. Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии схем организации поведения.

Вопрос третий. Труд, общение и язык – социальные детерминанты сознания

а) Универсальной, всеохватывающей материальной формой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.

Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.

Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.

История материального производства – это история развития сознания в вещественной форме.

б) Процесс развития сознания как социокультурного явления тесно связан с развитием языка. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для нас самих действительное сознание».

Однако вместе с разговорным языком сознание может выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую функцию.

- Материальное явление выполняет знаковую функцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление приобретает смысл.

Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культуры будет восприниматься как обычный.

Различной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, на в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающей определенное содержание сознания, носит идеальный характер.

- Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в этой области и воплотить в реальность.

Идеальность образов имеет специфическое значение, выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.

Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания

1. Общая характеристика.

На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.

- Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

- При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.

Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.

2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.

б) Индивидуальное сознание включает самосознание – процесс осознания человеком самого себя.

в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.

Главным объектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.

- Общественное сознание заключает в себе различные формы:

            = мораль;

            = искусство;

            = философию;

            = религию;

            = науки.

            NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;

в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;

общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;

общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.

План

I. Индивидуальное сознание, его структура

1. Общая характеристика

2. Сознательное и бессознательное

3. Самосознание, его предметность и рефлексивность

4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания

II. Творческая активность сознания

1. Общая характеристика

2. Виды творчества

III. Идеальное и материальное

            1. Общая характеристика

            2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема

            3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга:

            а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам

            б) Моделирование функций мозга

IV. Регуляторная функция сознания

1. Функциональные системы (по П.К. Анохину)

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия

Вопрос первый: Индивидуальное сознание, его структура

1. Общая характеристика

 

                а) Сознание – это высшая функция мозга человека, заключающаяся в обобщенном, оценочном, целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидением их результатов.

            - Сознание (по А.Г.Спиркину) – способность идеального (психического) отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

            - Сознание проявляется в эмоциональной оценке действительности.

            - Сознание – не только образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, направленная на проявление и преобразование действительности.

           

2. Сознательное и бессознательное.

 

а) Сознательное – сформированный в результате обучения и социализации личности слой психики.

- Сознательное включает:

            = знание;

            = мировоззрение;

            = нравственность;

 

 

Сознание

Общественное

Индивидуальное

-Общечеловеческое;

-Национальное;

-Групповое.

-Знание;

-Личный жизненный опыт;

-Мышление и разум;

-Интересы и духовные;

-Ценности и убеждения.

 

Ценностно-мотивационная компонента

- фантазии;

- продуктивное воображение;

- интуиция.

 

 

                                                                      IV

Логико-понятийная

- общие понятия;

- аналитико-синтетические мыслительные операции;

- логические доказательства.

 

II

 

                                                                      III

 

Эмоциональная компонента сознания

-инстинктивно-аффектные состояния;

-эмоции;

-чувства.

 

 I

 

Телесно-перцептивные способности

-ощущения;

-восприятия;

-представления.

Схема «поля» сознания.

 

Структура сознания

Бессознательное

Сознательное

Самосознание

 

                                = политико-правовые взгляды;

                        = эстетические взгляды;

                        = социально-коммуникативные потребности;

                        = цели и интересы;

                        = эмоции и чувства.

 

б) Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся в данный момент контролю сознания.

- Бессознательное включает:

                               = сновидения;

                        = гипнотические состояния;

                        = сомнабулизм;

                        = состояния невменяемости.

 

Бессознательное

Индивидуальное

Коллективное

 

- Индивидуальное и коллективное бессознательное вместе влияют на наследственную передачу стереотипных реакций, обеспечивающих самосохранение индивида.

в) В генезе психики человека бессознательное является первым этапом ее формирования и развития, а социальное - вторым.

Бессознательное и сознательное – две относительно самостоятельные стороны единой психики человека.

Между бессознательным и сознательным часто возникают конфликты, но эти две стороны психики взаимосвязаны.

 

3. Самосознание, его предметность и рефлексивность.

 

а) Самосознание – системообразующая основа духовного мира личности, субъективное мировоззрение через основные психологические установки и мотивы, витальные переживания и волю.

Самосознание объединяет и перерабатывает части социального знания через призму витальных переживаний и биологических потребностей индивида.

Самосознание является структурой индивидуального сознания.

- Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка (А.Г.Спиркин).

Социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания.

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и определяет свое отношение к нему.

В процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как субъект практической деятельности.

Благодаря самосознанию субъект делает объектом самого себя, а объектом анализа – собственные представления, мысли и чувства.

Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в философской литературе.

 

4. Витальные переживания и ценности в структуре самосознания.

 

Решающим моментом в самосознании являются витальные переживания (страх смерти, одиночества, покинутости и т.д.)

Витальные переживания приводят к формированию основных психологических установок и мотивов поведения личности.

Витальные переживания определяют состояние психики (оптимистическое, пессимистическое, тревожное и т.д.).

Скрытыми мотивами поведения личности являются: стремление к славе, власти, богатству.

Самосознание строит свое «Я» и разрушение этого «Я» приводит к деградации личности, нарушению психики.


Вопрос второй: Творческая активность сознания

1. Общая характеристика

 

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.

- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.

В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

 

2. Виды творчества.

 

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.

 - Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:

            = общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;

            = социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.

б) Также встречаются следующие виды творчества:

- производственно – технические;

- изобретательские;

- научные;

- политические;

- организаторские и т.д.

Вопрос третий. Идеальное и материальное

1. Общая характеристика

 

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма – форма вещи, существующая вне этой вещи, в сознании человека.

Идеальное – это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Идеальное есть способность личности иметь «информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции.

б) Материальное.

- В отличие от объективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Выводится за пределы идеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

 

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.

Самым трудным остается вопрос взаимосвязи материи и сознания, в частности – психофизиологическая проблема.

- В советский период сущность сознания раскрывалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание – функция мозга» (материалистический монизм).

- Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг – нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субъективных переживаний; физиология изучает мозг с помощью экспериментальных наблюдений.

Для расширенного и углубленного изучения связи «сознание - мозг» больше подходит психофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить эти понятия.

- На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между нейродинамическими процессами и актами сознания.

Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеракционизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) - Дж. Экклс, К.Поппер.

 

3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.

 

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам.

- Мозг – макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

На сознание и состояние психики влияет условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.

Согласно натуралистическому направлению исследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для сытого.

То есть один из факторов, влияющий на характер восприятия мира есть физиологическое и химико-биологическое состояние мозга.

- Ошибка натуралистического направления заключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности и вещественности сознания.

Философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания – это отношение органа, материального субстрата и его функции.

б) Моделирование функций мозга.

- Источником сознания является и космическое информационно-смысловое поле.

В настоящее время выдвинута гипотеза и волновой квантово-механической природе мозга.

- Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии».

«Мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, во всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».

Вывод: Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Вопрос четвертый. Регуляторная функция сознания

1. Функциональные системы (по П.К.Анохину).

 

П.К.Анохин предложил «модель функциональной системы», то есть модель организации и регуляции поведенческого акта, в котором формируются все психические процессы и состояния.

Этапы модели поведения:

- пусковой стимул должен быть воспринят, т.е. пройти через ощущения и восприятия;

- затем через соприкосновение с памятью формируется образ;

- это осознается и приводит к принятию решения;

- в центральной нервной системе (ЦНС) результат представлен в виде своеобразной нервной модели («акцептора результата действия»);

- ценность концепции П.К.Анохина: ученый считал, что и физиологические, и психологические процессы играют одинаковую роль в совместной регуляции поведения.

 

2. Психосоматическая проблема в медицине. Психогенные факторы в этиологии заболеваний и психотерапия.

а) Психосоматическая проблема является одним из важных вопросов изучения сознания и материи.

б) Изучая психосоматическую проблему ученые ищут ответы на вопросы:

- какое влияние оказывают психические состояния на жизнедеятельность организма?

- какие изменения жизнедеятельности организма оказывают обратное влияние на психику человека?

в) Эти вопросы можно изучить на основе принципа нервизма (И.М. Сеченов, И.П.Павлов) и психоанализа (З.Фрейд, Г.Адлер).

г) Принцип нервизма:

- Жизнедеятельность организма контролируется нервной системой и многие сдвиги происходят в результате нарушения этого контроля.

- Этот контроль является главным свойством нервной системы, как высшего регулятора деятельности организма.

- Велика роль второй сигнальной системы. Сильные словесные раздражители (стрессы) вызывают потрясения психики с последующими соматическими нарушениями (астма, истерия и т.д.).

- Мнительность, самовнушение, «невроз ожидания» также приводят к расстройствам.

- Нарушения психики вызывают ятрогенные заболевания (неосторожное слово врача вызывает патологический синдром).

д) Другой аспект психосоматической проблемы – обратное воздействие соматических расстройств на психику:

- Большинство заболеваний затрагивают несколько органов и систем и это тоже влияет на психику.

На первый план выступает сосредоточенность внимания больного на болезни (у больного возникает чувство тревоги, страха, апатии и т.д.), что влияет на работоспособность и жизнедеятельность пациента.

Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские общеметодологические проблемы сознания.

Расстройство сознания.

Сознание есть высшая форма отражения действительности; сознание – это способ отношения к объективным закономерностям.

Базовые характеристики сознания:

-воображение;

- отражение (рефлексия).

Сознание человека оценивается на основе осознания себя (собственной личности) – идентификации, осознания пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

          NBхарактеристика расстройства или патологии сознания исходит именно из данной характеристики.

Многие психические расстройства и заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тону, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности или осознает себя «множественным».

Признаки самосознания (в норме):

- чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа;

- осознание собственного единства в каждый момент времени;

- осознание собственной идентичности;

- осознание того, что свое «Я» отличается от остального мира, от всего, что не является моим «Я».

Расстройства сознания:

- выключенное сознание;

- расстроенное сознание.

            NB: выключенное сознание:

            = обнубиляция;

            = сопор;

            = кома.

            NB: расстроенное сознание:

            = делирий;

            = аменция;

            = онейроид;

            = сумеречное состояние сознания.

- при заболеваниях: неврозах и расстройствах личности;

            NB: неврозы: нарушения процессов самосознания и самооценки.

            NB: расстройства личности:

= нарушения в структуре их самооценки и личностно-смыслового уровня (больные могут ставить слишком далекие, нереальные, заведомо оторванные от жизни цели);

= в другой ситуации, в конкретной и повседневной деятельности они обычно движимы мотивацией избегания неудач, боязнью риска.

NBТипичным является прямое следование случайно возникшей ситуации, под непосредственным влиянием внешних условий без учета соответствующего вероятностного прогноза.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1). Александровская В.Н. Философия. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк: Норд-Комплект.-2009.-420с.

2). Александровская В.Н., Клевец Л.Н. Основы общей психологии. Учебное пособие для студентов вузов. – Донецк: Норд-Комплект, 2009.- 128с.

3).Сержантов В.Ф., Корольков А.А. Философия и медицина. – Л.: Изд-во лен. ун-та, 1986.-213с.

 4). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с.

 5). Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.-199с.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы


написать администратору сайта