Риторика. Лекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками
Скачать 431.5 Kb.
|
Лисий был известен своей речью против Эратосфена, одного из Тридцати тиранов, которого Лисий считал виновником смерти брата. Это была первая судебная речь Лисия, и она сделала его знаменитым в Афинах, так что в последующие 20-25 лет своей жизни он написал громадное количество речей – более 400, тогда как ни у одного из других греческих ораторов число речей не превышает 100. Логографы пользовались большим уважением в Афинах. Главным делом логографа было написать речь, которую клиент выучивал наизусть и произносил на суде. Искусство древнего логографа составлять речь так, чтобы она казалась сочиненной самим клиентом, обозначается термином «этопея». Трудность составления речи увеличивалась еще тем, что при кажущейся ее простоте она должна была содержать толкование закона. Кроме того, речи составлялись за очень короткое время. Главное достоинство речей Лисия – это уже упомянутая «этопея», т.е. его речи по характеру, форме, выбору слов строго соответствовали умственному развитию и социальному положению клиента. Надо отметить также мягкий тон, которым проникнуты его речи. В речах Лисия отсутствуют или очень умеренно употребляются риторические украшения, однако его речи отличаются чистотой языка. Помимо художественных достоинств, речи Лисия представляют для современного читателя большой исторический и культурно-бытовой интерес. Читая Лисия, мы знакомимся с юридическим строем Древних Афин, правовыми отношениями, этикой, частной жизнью. 2. Сократ (470 – 399 гг. до н.э.) вошел в историю как гениальный собеседник, проницательный спорщик и диалектик, вечный ученик, который черпал знания даже от людей малообразованных, ироничный остряк, любитель правды, своими невинными вопросами разоблачавший неправду и ложь. Речей Сократа не сохранилось, его образ и его взгляды известны нам по диалогам Платона. Сократ считал нахождение истины основной задачей общения. Сократ отошел от монологической формы и всю свою сознательную жизнь общался в пространстве диалога. Диалог позволял задавать вопросы и получать на них ответы. Сократ активно использовал иронию и майевтику. Блестяще владея искусством спора, Сократ противопоставлял свой метод ведения спора, который он называл диалектическим, эристике софистов. В ходе диалектических бесед человек, по мысли Сократа, восстанавливает знания доставшейся ему бессмертной души, другими словами, духовно возрождается. Поэтому свою роль собеседника, посредством диалектики помогающего возрождению знания и его закреплению, Сократ по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи называл майевтикой, т.е. повивальным искусством (подобно тому, как повивальное искусство помогает человеку появиться на свет, искусство диалектики помогает родиться /возродиться человеческой душе). Важную роль в становлении риторики сыграл ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Платон негативно относился к софистам и софистической риторике, противопоставляя ей диалектику – особое средство поиска истины. Платон всегда подчеркивал нравственную цель искусства слова: «Если кто решил овладеть красноречием по-настоящему, он должен быть человеком справедливым и сведущим в делах справедливости…» Чтобы наставить слушателей на истинный путь, оратор должен сам знать, что истинно, что ложно, что справедливо и что несправедливо, а это знание доступно только философу. Трудности понимания философии и риторики Платона состоят в отсутствии систематического изложения его взглядов. Платон известен своими диалогами («Федр», «Горгий», «Апология Сократа»), в которых он изложил философские и, в частности, риторические взгляды. В диалогах Платон создал образ Сократа и привел образцы сократического диалога – диалога, в котором участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину. Платон сравнивал речь с живым организмом: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому». Таким образом, риторике софистов, которую Платон не считал наукой, он противопоставил подлинное красноречие, основанное на знании истины, а потому доступное лишь философу. Эта теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр, в котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром». Ценное в теории Платона – это идея воздействия речи на душу: задача оратора – «отыскивать вид речи, соответствующий каждому характеру, и таким образом строить и упорядочивать свою речь; к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми». Классический период греческой риторики завершается деятельностью Демосфена и Аристотеля. Демосфен (385 – 322 гг. до н.э.) был и судебным, и политическим оратором. Демосфен, не обладая природными ораторскими способностями, стал выдающимся оратором. Поскольку он всегда произносил речи на животрепещущие темы и должен был сразу же привлечь внимание слушателей, вступление в его речах было кратким и энергичным. Главной частью речей Демосфена было повествование – изложение существа дела. Строилось оно необычайно искусно, динамично. Здесь были и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Греции, и красочные описания, и воображаемый диалог с противником. Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Демосфен первый ввел в обычай сопровождать речи жестикуляцией; когда его однажды спросили, что необходимо для хорошего оратора, он ответил: «Жесты, жесты и жесты». 3. Основоположником риторики считается Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, логик и ритор, которого называли универсальным гением античности. Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Был учеником Платона; провел в его Академии 20 лет, а в последние годы жизни основал в Афинах собственную школу, которую назвал Ликей. Утром там занимались философией, вечером – риторикой, что неслучайно: со времен античности философия и риторика составляют основу гуманитарного образования. Аристотель, обобщив опыт греческой риторики, в своих трудах создал общую теорию красноречия и тем самым положил начало традиции европейского риторического искусства. Аристотель считается основоположником риторики как науки и отцом логики. Аристотелевское учение о стиле стало основой европейских теорий литературы и эстетики. Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика», «О софистических опровержениях». «Риторика» Аристотеля состоит из трех книг:
«Риторика» Аристотеля начинается фразой: «Риторика – искусство, соответствующее диалектике…» Диалектикой называли в античности философию. Риторика соответствует философии, так как обе они имеют всеобщий характер (не относятся к области какой-либо одной науки) и поэтому необходимы каждому. Аристотель определял риторику «как способность находить возможны способы убеждения относительно каждого данного предмета» (в то время как другие науки могут учить и убеждать только относительно того, что принадлежит к их области). По Аристотелю, риторика – наука и мастерство прежде всего доказательной (убеждающей) речи. Свою систему риторики Аристотель изложил по триадам. 1. Три элемента, из которых слагается речь. Аристотель первым предложил трехчастную модель речевой коммуникации. Он утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего» Тем самым Аристотель подчеркивал приоритетность позиции слушателя в речевом общении: ведь если речь не ясна слушателю, она не достигает своей цели и, следовательно, не нужна. 2. Три рода слушателей: 1) «простой зритель», обращающий внимание только на дарование оратора; 2) «судья того, что может совершиться» (например, член народного собрания); 3) «судья того, что уже совершилось» (судья). Отсюда естественно вытекают – 3. Три рода риторических речей («у каждого из этих родов речей различная цель», отмечает Аристотель): 1) эпидейктические (показательные, торжественные) речи; 2) совещательные; 3) судебные. Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Здесь представляется наиболее важным настоящее время. Цель – показать, что прекрасно, а что постыдно. «Дело речей совещательных – склонять или отклонять». Цель – склонять к полезному, побуждать к хорошему и отклонять от вредного, худшего. Время – будущее. «Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать». Время – прошедшее. Цель – показать, что справедливо, а что несправедливо. 4. Три способа убеждения в речах: 1) зависящие от характера говорящего – надо произнести речь так, чтобы внушить доверие к себе как к человеку честному, знающему, обладающему многими добродетелями (впоследствии эти доводы были названы этическими, или доводами к этосу); 2) зависящие от самой речи, когда истина выводится на основании логических доводов, доводов к логосу; 3) зависящие от настроения слушателей – надо повлиять на людей так, чтобы возбудить в них чувства удовольствия или неудовольствия (доводы к пафосу, пафос – в переводе с греч. «страсть, чувство»). 5. Три условия, придающие речи характер убедительности: 1) демонстрация определенного склада личности оратора (впоследствии стал использоваться термин – образ оратора и были описаны ораторские нравы); 2) доказательность; 3) возбуждение доверия. Третья книга «Риторики» посвящена стилю. Аристотель полагал, что главное достоинство стиля заключается в ясности: «доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». «Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление». В Древней Греции было известно множество прекрасных ораторов, слава которых дошла до наших дней, а многие принципы и технологии античных ораторов мы используем в своей речи, зачастую не зная ничего об их создателях. Во II веке до н.э. появился канон десяти лучших аттических (древнегреческих) ораторов. Среди них: Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Ликург, Демосфен, Гиперид и другие. Именно благодаря их ораторской деятельности был разработан риторический канон – пятиэтапная система подготовки и произнесения публичного высказывания, которая применятся и сейчас. 4. Усвоение риторики римской культурой было закономерным, тем более что Рим в первые века своего существования был республикой. Риторика проникает в Рим во II – I вв. до н.э. в условиях обострения политической борьбы. Ораторское искусство, тесно связанное с политической жизнью, положенное в основу воспитания римского гражданина, наиболее полно воплотило в себе римский национальный характер. Политика и право были римлянину ближе, чем литература и искусство. Ораторское искусство в античном Риме обладало огромной силой: «Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора» (Цицерон). Римские ораторы в большей мере, чем греческие ориентировались на практическую сторону общения. Так, известен афоризм Катона, обращенный к начинающему оратору: «Придерживайся сути дела, слова найдутся». В римской риторике была усовершенствована композиция выступления, которая стала шестичленной: вступление, изложение, разделение, обоснование, опровержение и заключение. Были сформулированы требования к технике речи, которые фиксировали необходимость обладания оратором сильного голоса, способного меняться в соответствии с ситуацией высказывания. Была усовершенствована и классификация риторических фигур. Крупным оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.). Славу мастера судебного искусства приобрел Гальба, кторый обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать доказательства в речи. Знаменитым судебным оратором был Гай Попирий Карбон ( умер в 82 г. до н.э.), блестяще показавший себя во многих процессах по гражданским и уголовным делам. Можно также назвать имена таких известных римских адвокатов, как Марк Антоний (143 -87 гг. до н.э.), Красс и Квинт Гортензий Гортал. Но все лучшее, чего достигло древнеримское ораторское искусство, сконцентрировано в деятельности Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), знаменитого оратора, писателя, поэта, философа, политического деятеля Древнего Рима. Жизнь и деятельность Цицерона – яркое доказательство силы и значения ораторского искусства в республиканском Риме. Помимо большого количества речей, которые до настоящего времени могут служить прекрасными образцами для других ораторов, до нас дошли и теоретические сочинения Цицерона, посвященные ораторскому искусству; среди 19 трактатов по риторике самыми известными являются три: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов». В «Бруте» излагается история римского красноречия – от истоков до времени самого Цицерона. Автор скорбит об упадке красноречия в Риме в связи с началом гражданской войны, причем именно тогда, когда оно достигло своего наивысшего развития. Рисуется идеал оратора и выдвигается требование универсального образования, т.е. основательного знакомства с философией, правом, историей. Более всех наук Цицерона с детства привлекала философия. В «Бруте» он называет ее матерью всего, что хорошо сделано и сказано; по мнению Цицерона, философия – это «сгущенное и сжатое красноречие». Идеал оратора рассматривается также и в трактате «Оратор». Здесь же подробно анализируются три типа, или стиля ораторского искусства: «простой», «средний» и «высокий» – и утверждается, что истинный мастер красноречия должен в равной мере владеть всеми тремя стилями. Цицерон так сформулировал слагаемые ораторского мастерства: «Красноречивым можно считать того, кто, говоря и на форуме, и в суде, умеет доказывать, очаровывать и убеждать. Доказывать необходимо, очаровывать приятно, убеждать – верный путь к победе; именно это свойство важно, если хочешь выиграть дело… доказывать надо тонко, очаровывать – в меру, убеждать горячо; во всем этом и заключается сила оратора. Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о незначительных вещах просто, о возвышенных с достоинством, о тех, что как бы лежат посредине, с должной умеренностью». В трактате «Оратор» рассматриваются и теоретические вопросы ораторского искусства: подбор и расположение материала, способы выражения, построение периодов, проблемы ритма и метра. В сочинениях Цицерона впервые встречается термин «гуманитарный», что в переводе с латинского языка означает «человеческий, свойственный человеку». Цицерон писал, что «быстрый язык, звучный голос, сильные легкие, крепкое телосложение, склад и облик всего лица и тела», дарованные природой, еще не делают человека человеком. «Полнота человечности», по Цицерону, – это свобода и достоинство личности: совесть, честь, долг, доброта и любовь к людям, образованность, учтивость, изысканность манер и речи. Для воспитания настоящего человека необходимы риторика, философия и право – эти науки Цицерон и назвал гуманитарными. Самые известные речи Цицерона (всего сохранилось 58 судебных и политических речей Цицерона.).
Постепенное превращение Рима в империю, в которой император обладал неограниченной властью, оказало огромное влияние на риторику: появилось новое понимание риторики – риторика стала рассматриваться не как искусство убеждать, а как искусство хорошо говорить. Наиболее ярко такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана (36-100 гг. н. э.). Перу Квинтилиана принадлежит трактат «Образование оратора. 12 книг риторических наставлений», в котором обобщен опыт классической риторики и опыт самого Квинтилиана как преподавателя риторики и судебного оратора. Труд Квинтилиана – вершина исследования римского ораторского искусства. Сначала Квинтилиан рисует образ идеального оратора: «Итак, да будет оратор таков, чтобы его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершенен во нравах, но совершенен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия». В первой книге Квинтилиан рассказывает о первоначальном воспитании будущего оратора в семье;
Таким образом, если для греков в риторике главным было искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средние века риторика становится искусством украшения речи. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVII –XIX веках. корень вет-, означающий говорение (ср. современные слова: привет, совет, ответ, завет и т.д.). В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра: дидактическое, учительное слово – «Поучение» – и торжественное панегирическое хвалебное «Слово». Оба жанра представлены уже в XI веке. Первым древнерусским дидактическим сочинением было «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (умер в 1059/1060 г.), а «Слово о законе и благодати» 1049 г., автором которого является Илларион Киевский – первый и долгие годы единственный русский (не поставленный из Византии) киевский митрополит. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей: 1 – о Ветхом и Новом завете, которые названы соответственно законом и благодатью, 2 – о князе Владимире и 3 – посвящена Ярославу Мудрому. В третьей части Илларион достигает вершины ораторского искусства, используя целую систему повторов. Золотым веком русского красноречия называют XII век. Он отмечен двумя вершинами «Словом о полку Игореве» и ораторскими произведениями Кирилла Туровского. Для «Слов» Кирилла характерен излюбленный в средние века прием – истолкование притчи. Кирилл блестяще владел византийской риторической традицией, ее сложными формами. В его произведениях повторы играют двойную роль: придают речи ритмичность и образуют своеобразный путеводитель по тексту, обозначая главные темы в виде ключевых слов. К XII веку относится также и «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.). В этом памятнике, написанном великим Киевским князем, отразилась государственная мораль и политическая концепция Древней Руси. Основная идея «Поучения» – идея сильной княжеской власти. Многие современные исследователи русского красноречия отмечают его консолидирующий характер. Важнейшая цель слова в Древней Руси – это объединение русских земель и русских людей в целостный «русский мир». Древнерусское красноречие развивалось на основе взаимодействия устной народно-поэтической традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов. Древнерусский риторический идеал, глубоко нравственный и житейски разумный, базируется на следующих принципах:
3. До XVII века красноречие на Руси не носило собственно риторического характера и теоретических сочинений по риторике отмечено не было. Предшественником риторик XVII века ученые считают трактат «Об образах», входивший в Изборник Святослава 1073 г., где и появляется впервые на Руси само слово «риторика». «Об образах» представляет собой переработанный перевод с греческого языка статьи Георгия Хировоска. Георгий Хировоск (буквально «свинопас», подобные уничижительные имена выбирались из смирения) – константинопольский профессор и библиотекарь, точные годы жизни которого неизвестны (VI – IX вв.). В греческом оригинале статья называется «О поэтических тропах». В трактате толкуется 27 тропов, автор перевел древнегреческие термины на русский язык (аллегория – «инословие», метафора – «перевод», троп – «образ»), определения тропов очень просты. «Об образах» – свидетельство высокой культуры слова в Древней Руси, трактат носит не только риторический, но и филологический характер, что говорит о высоком уровне развития письменной, книжной культуры. Первые ставшие известными истории занятия риторикой были сосредоточены в монастырях. В.П. Вомперский в книге «Риторики в России XVII – XVIII вв.» (М., 1988) констатирует формирование четырех ареалов, в которых создавались ранние русские риторики:
|