Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Риторические фигуры (фигуры речи)

  • Анафора

  • Инверсия

  • Риторический вопрос

  • Риторика. Лекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками


    Скачать 431.5 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками
    АнкорРиторика.doc
    Дата27.04.2018
    Размер431.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРиторика.doc
    ТипЛекция
    #18554
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    Ирония является риторическим тропом, однако следует отметить, что ирония в риторике имеет иное значение, чем в эстетике. Ирония в эстетике – это вид комического; скрытая насмешка, предполагающая превосходство, снисхождение или скептицизм, а в риторике ирония одновременно вызывает и удерживает в сознании говорящего и адресата два значения слова / выражения: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому). Простейший вид иронии – антифраз (когда слабого человека называют Геркулесом, бедняка – Крезом).

    Сила иронии как риторического средства известна и по достоинству оценена с древности. Прославился своей иронией Сократ. Речей Сократа до нас не дошло, но его риторические приемы описаны в диалогах Платона. Ирония Сократа, наряду с его майевтикой (буквально: «искусство повивальной бабки» – искусство помочь истине родиться в споре), была «могучим и гибким инструментом философии Сократа» (А.Ф.Лосев).

    Ирония нередко осуществляется посредством парадокса – изречения, которое, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу, но таит в себе более глубокое значение. Сам термин парадокс (греч. para – против, doxa –мнение) возник в Древней Греции: так называли оригинальное, самобытное мнение. Таким образом, парадокс можно определить как неожиданное, необычное, странное высказывание, резко расходящееся с общепринятым мнением. Парадокс – великолепное риторическое средство, придающее речи блеск, вызывающее у слушателя удовольствие. Хороший парадокс четок, краток, логически завершен.

    В Древнем Риме законы формулировались не только лаконично, но иногда и парадоксально, например: «Высшее право – высшее бесправие» или «Кто доказывает слишком много, тот ничего не доказывает». Это объясняется тем, что первоначально законы передавались устно в форме установок и советов. Еще примеры: «Чего нет в документах, того нет на свете», «Один свидетель – не свидетель».

    Целый философский трактат под названием «Парадокс» принадлежит выдающемуся древнеримскому оратору Цицерону. Богатыми и яркими были парадоксы, использованные Цицероном в его знаменитых речах. Например, в одном из парадоксов Цицерон раскрывает сущность понятия свободы и его связь с законом: «Мы рабы законов, чтобы быть свободными».

    Намек – средство непрямого (косвенного) информирования. Адресат получает сообщение, которое может понять и буквально, но должен и расширить, дополнить, развить его смысл работой собственной мысли, т.е. категория намека подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего.

    В книге П.Сергеича «Искусство речи на суде» есть глава, которая так и называется «О недоговоренном». Автор пишет: «Оратор должен … не только сам быть умен, но и возбуждать ум в других». По мнению П.Сергеича, у каждого человека есть «потребность дополнить чужую мысль или возразить ей». Эта потребность «бывает особенно сильна, когда возражение подсказывается знанием, жизненным опытом и , еще более, самолюбием».

    «Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести на нее, не высказываясь до конца» – это связано с тем, что чужая мысль не так привлекательна, как своя. «Додумав» мысль оратора, выполнив работу по «разгадыванию» намека, слушатели – уже «не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственной проницательностью. Мысль так же заразительна, как и чувство». П.Сергеич приводит в своей книге отличный парадокс – рекомендацию оратору: «Надо запомнить, что половина больше целого». «Недоговоренная мысль всегда интереснее высказанной до конца; кроме того, она дает простор воображению слушателей; они дополняют слова оратора каждый по-своему: половина больше целого!» «Не договаривайте, когда факты говорят сами за себя», – дает П.Сергеич совет судебному оратору.

    Наиболее широкая и естественная сфера для намека, для «недоговоренного» в речи – это сфера похвалы и порицания (В.Шекспир: «Хочешь воздать должное Цезарю – скажи: Цезарь»).
    4. Риторические фигуры (фигуры речи) – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается изобразительность и выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата. За две с половиной тысячи лет существования риторики неоднократно предпринимались попытки классифицировать фигуры речи (причем самих фигур насчитывается около сотни). Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации фигур по соответствующим каждой из них процедурам преобразования. Таким образом, различаются: (1) фигуры прибавления, (2) фигуры убавления, (3) фигуры размещения.

    (1) Фигуры прибавления – самые многочисленные. Сущность фигур прибавления заключается в повторе тех или иных компонентов высказывания. Чаще всего повторяются: слова (значимые и служебные), словосочетания.

    Фигуры прибавления можно разделить на две группы:

    • фигуры неупорядоченного повтора (повтор полнозначных слов, полисиндетон (многосоюзие), синтаксический параллелизм, период и др.);

    • фигуры упорядоченного повтора (анафора, эпифора, стык, кольцо, хиазм).

    Пример стыка (анадиплозиса):

    Повалился он на холодный снег,

    На ходолный снег, словно сосенка.

    Словно сосенка во сыром бору,

    Под смолистый под корень подрубленная. (Лермонтов)
    Широко известен следующий хиазм: Мы живем не для того, что есть, но едим для того, чтобы жить.

    (2) В основе фигур убавления лежит пропуск компонента высказывания. Фигур убавления гораздо меньше, чем фигур прибавления.

    Самые распространенные фигуры убавления:

    • эллипсис и его разновидности: Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну. (Лермонтов);

    • асиндетон (бессоюзие): Но, наконец, все-таки беспокойство возбуждается, смотрят в щелку, видят ноги, думают, что с ним дурно, посылают за доктором, отворяют дверь и находят, что он мертв, убит.

    (из речи А.Ф.Кони по делу об убийстве отца Иллариона);

    • апосиопезис (умолчание, фигура умолчания): Власть уже столько своих обещаний не выполнила…

    (3) В фигурах размещения коммуникативные эффекты достигаются за счет того, что компоненты высказывания располагаются в необычном, неестественном порядке.

    Фигуры размещения принято делить на две группы:

    • фигуры перестановки (различные виды инверсии);

    • фигуры разрыва, к которым относится парентеза (вставка) и парцелляция.

    Пример парцелляции:

    И снова иду среди воя собак

    Своей. Привычной. Поступью. Тигра. (И.Сельвинский)

    Анафора – повторение одинаковых слов (слова) в начале предложения. Повторяющееся слово может быть самостоятельным или служебным.

    Эпифора – повторение слова в конце предложения.

    Клянусь я первым днем творенья,

    Клянусь его последним днем,

    Клянусь позором преступленья…

    (Лермонтов)

    Струится нетихнущий дождь,

    Томительный дождь.

    Антитеза – противопоставление. В основе антитезы лежит пара (или несколько пар) антонимов, языковых или контекстных. Обе части противопоставления выделяют одна другую.

    Они сошлись: волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой…

    (Пушкин)

    Оксюморон – сочетание противо-положных по значению слов.

    Звонкая тишина.

    Красноречивое молчание.

    Инверсия – изменение обычного (прямого порядка слов).

    Ведь он друг был мне.

    Градация (восходящая или нисходящая) – расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

    Не жалею, не зову, не плачу…

    (Есенин)

    Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание слушателей.

    Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Сколько долго ярость твоя будет нас преследовать?


    Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение традиционно называют фигурами, хотя применительно к ним само наименование «фигура» условно; точнее они могут быть названы риторическими приемами (А.А.Волков). Эти приемы служат задаче установления активного взаимодействия оратора и адресата, задаче диалогизации речи (создания эффекта диалога в монологической речи), поэтому их называют фигурами диалогизации (А.К.Михальская).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта