Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Современный взгляд на композицию.

  • Лекция 7. Элокуция (словесное выражение). Риторические тропы и фигуры План

  • Слитность и прерывность выражения мысли.

  • Прогрессия – переход к новому.

  • Моноцентричность и полицентричность.

  • 3. Риторические тропы.

  • Риторика. Лекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками


    Скачать 431.5 Kb.
    НазваниеЛекция Предмет и основные понятия риторики. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками
    АнкорРиторика.doc
    Дата27.04.2018
    Размер431.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРиторика.doc
    ТипЛекция
    #18554
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Заключение речи представляет собой истолкование смысла высказывания. Заключение может содержать краткое резюме или так называемую концовку, либо и то, и другое. В резюме подводится итог содержанию речи, в концовке получает оформление сам выход из речевой коммуникации. Стандартной формулой концовки было знаменитое Dixi, т.е. “Я сказал”. Источник этого оборота – Библия. Более полно формула звучит так: «Я сказал и тем облегчил свою душу».


    5. Современный взгляд на композицию. Линейно развертываемый текст несет определенную информацию. На некоторые его части приходятся информационные сгустки, на некоторые – пустоты, когда нам не сообщается ничего нового. Человеческий мозг отдыхает на пустотах и «штурмует» информационные пики.

    Наиболее информативны начало и конец (как слова, так и предложения, так и текста).

    Принцип выдвижения, который был выработан стилистикой на материале художественных произведений, заключается в следующем: наиболее содержательные, наиболее важные стороны текста должны быть особым образом помечены для облегчения восприятия. Чем яснее будет высвечена главная мысль, тем эффективнее окажется текст.

    Начало, конец, заголовок. Однако этих позиций явно мало. Было сформулировано понятие схемы выдвижения (способы намеренного выделения того или иного компонента речи).

    • Графическое выделение в письменном тексте.

    • Повтор.

    • Конвергенция – сосредоточение в одном фрагменте текста ярких выразительных приемов, благодаря чему этот фрагмент выделяется среди других.

    • Сцепление – повтор сходных элементов в сходных позициях. Если конвергенция выделяет фрагмент на фоне текста, то сцепление выделяет некую цепочку фрагментов.

    • Градация – построение высказываний по принципу усиления или ослабления какого-то признака.

    • Обманутое ожидание.


    Лекция 7. Элокуция (словесное выражение). Риторические тропы и фигуры

    План

    1. Понятие стиля и слога.

    2. Выбор слов и построение фразы

    3. Риторические тропы.

    4. Риторические фигуры.


    1. Элокуцией называется третий этап риторического канона. В этом разделе риторики рассматриваются средства словесного выражения замысла. На этом этапе риторического построения происходит превращение замысла речи, ее изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст. В «Риторике» М.В.Ломоносова этот раздел называется «Украшение»: «Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в великолепии и силе оного…».

    Слово элокуция происходит из латинского языка и означает: выражение, речь; способ изложения, стиль, слог. Данное слово нельзя смешивать со словом элоквенция – красноречие, дар слова. Элокуция и элоквенция происходят от латинского глагола eloquor – высказывать, говорить, произносить речь.
    Понятие элокуции тесно связано с понятием стиля, поскольку стиль – система целесообразно отобранных и согласованных языковых средств, которые используются для выражения определенных смыслов.

    Качества стиля проявляются в слоге. Стиль и слог необходимо различать: с помощью стиля создается образ реальности, в стиль включаются и предмет речи, и оратор, и аудитория. Слог – способ словесного выражения; слог создает только образ речи; слог входит составной частью в понятие стиль.

    Характер слога, которым пользуется оратор, может быть различным, и авторский стиль часто строится игрой, сложным сочетанием различных типов слога.

    Выделяются общие и частные качества стиля. Общие качества стиля (качества речи): правильность, ясность, точность, уместность и т.д. О качествах речи размышляли еще древние авторы. Впервые учение о качествах речи сформулировал Теофраст в своем сочинении «О стиле». Впоследствии это учение было развито Аристотелем, Цицероном и Квинтиллианом. Так, Квинтиллиан (представитель поздней, римской риторики), вслед за Теофрастом, различал четыре основных качества речи: правильность, ясность, красоту и уместность. Правильность речи противопоставлялась всем остальным ее качествам: Квинтиллиан характеризовал грамматику как «науку говорить правильно», а риторику – как «науку говорить хорошо» и «искусство говорить хорошо». Аристотель считал ясность первым, важнейшим качеством речи, т.к. если речь не ясна слушателю, она не достигает своей цели, а следовательно, не нужна. В наши дни учение о качествах речи разрабатывается культурой речи – наукой, возникшей в России в 20-30 гг. ХХ века. В работах различных современных лингвистов рассматриваются около десятка качеств речи: правильность, ясность, точность, логичность, изобразительность, выразительность, уместность, чистота, богатство и необходимое разноообразие, благозвучие, краткость, полнота высказывания и др. Кроме вышеперечисленных качеств, традиционная риторика рассматривает такие специфические именно для риторики качества стиля, как:

    • легкость слога (достигается простейшим способом выражения; легкая речь не осложнена лишними словами, громоздкими оборотами, неестественным порядком слов);

    • живость слога (соответствие речи движению мысли; достигается быстрой сменой образов, автор задерживается на каждой мысли ровно столько, сколько это необходимо для ее уяснения; последующие мысли вытекают из предыдущих);

    • гармоничность слога (соответствие планов содержания и выражения ритмической мере, которая соотносит объемы целого и частей фразы или произведения.).

    Ярким примером легкого, живого, гармоничного слога является стиль и слог прозы А.С.Пушкина. Легкость, живость, гармоничность слога являются в риторике общими качествами стиля.

    Частные качества стиля (стиль аргументации, стиль отдельного произведения) связаны с понятиями высокого, умеренного и простого слога.

    Работая над словесным воплощением своего замысла, автор риторического произведения решает следующие задачи:

    1. выбор уместных лексических средств;

    2. построение фразы;

    3. оформление отдельных мыслей высказывания;

    4. создание словесной конструкции текста и его частей.

    2. Лексические средства. Ритор выбирает слова и словосочетания из лексических ресурсов языка, поэтому ему важно знать:

    1) языковой статус избираемых им средств: относятся они к общелитературной, специальной или нелитературной лексике;

    2) характер употребления слова в современном языке, его отношение к истории языка;

    3) смысловые отношения слов в системе языка, отношения между словами.

    Построение фразы. Стиль риторического построения связан с характером движения мысли в речи. Автору необходимо подать свою мысль таким образом, чтобы аудитория могла следовать мысли автора и формировать собственные мысли на основе сказанного.

    Риторическое построение может быть равномерным и неравномерным. Равномерность означает, что синтаксические конструкции примерно равны по объему и степени сложности. Главное достоинство равномерного построения в том, что одни фразы не выделяются по сравнению с другими. Равномерное построение разрежает эмоцию и позволяет сосредоточиться на содержании мысли и связи суждений. Недостаток равномерного построения – монотонность речи, которая быстро утомляет слушателя. Поэтому даже если слог в целом равномерен, автору приходится варьировать средние объемы фраз.

    Неравномерный слог обладает противоположными достоинствами и недостатками. Достоинство – в том, что, комбинируя объемы предложений, автор добивается усиления внимания и интереса слушателей. Комбинацией длинных и коротких предложений создается впечатление напряженности мысли. Однако подобная игра объемами фраз может утомлять и раздражать.

    Слитность и прерывность выражения мысли. В традиционной риторике были очень популярны периоды. Период представляет собой организованное фонетически, логически, лексически и синтаксически выражение отдельной мысли автора. С помощью периода автор стремился представить мысль в максимально слитной форме – как единый познавательный образ, который разработан интенсивно, вовнутрь. Построение периода требовало тщательного отбора слов и применения особых фигур речи.

    Прерывность слога означает включение в речь нескольких смысловых планов, что разрежает смысл и позволяет подавать информацию небольшими порциями, которые воспринимаются слушателем (читателем) с меньшим напряжением, чем при слитном построении.

    Прогрессия – переход к новому. При прогрессии автор развертывает содержание речи последовательно, не останавливаясь на сказанном и не возвращаясь к старому. Прогрессия создает динамику речи, делает ее интересной.

    Остановить или замедлить прогрессию можно репризами или амплификациями (реприза – пауза, остановка; амплификация – усложнение, развертывание речи).

    Связанность речи. Единая логико-смысловая конструкция высказывания создается применением специальных слов-связок, обозначающих смысловые отношения между частями конструкции (вводные слова, наречия и деепричастные обороты с временным значением и т.п.). Однако связанность речи может сознательно нарушаться автором (например, в художественной литературе или философской прозе).

    Объемность речи – это представление предмета во многих планах и перспективах. Объемность речи очень важна при создании художественного образа: смысловая многомерность изображения создает единый зрительный образ.

    Моноцентричность и полицентричность. Фраза, особенно сложная объединяется смысловыми центрами, относительно которых развертывается остальное содержание. Если во фразе только один центр, речь моноцентрична, если их несколько – полицентрична. Моноцентричность, как и одномерность, облегчает восприятие речи. Типичный пример построения моноцентричной речи – когда сначала говорится общее, а затем перечисляются части или виды общего.

    Таким образом, различные качества слога связаны с задачей, которую ставит перед собой автор. Ему приходится выбирать между равномерностью / неравномерностью, слитностью / прерывностью речи, быстрой / медленной прогрессией, объемностью и одномерностью, моно- и полицентричностью. Индивидуальный слог зависит от того, насколько устойчивы и гибки приемы построения речевого произведения, применяемые автором.
    3. Риторические тропы. Тропами называются слова и выражения, употребленные в переносном значении. (Не смешивать с термином топ: греч. слово topos – «место»; греч. tropos – «поворот»). Риторические тропы – это не все случаи переносного употребления слов и выражений, а только те, которые сохраняют образность и выразительность.

    Тропы выполняют в нашей речи очень важные функции.

    1. Тропы являются средством познания мира и освоения его мыслью и словом. Познавая окружающий мир, человек обнаруживает в нем сходные предметы и явления. Группируя их по сходству, называет одним словом – рождается метафора. Если же группировать предметы по их смежности, близости – метонимия.

    2. Тропы, выражая субъективный взгляд человека на мир, оценки, эмоции, обеспечивают реализацию третьего закона общей риторики – закона эмоциональности речи.

    3. Тропы (и фигуры, о которых пойдет речь далее) дают возможность слушателю получить удовольствие от обращенной к нему речи, т.к. тропы и фигуры – это творческая игра со словом, в которую включается и адресат речи. Тропы делают речь приятной, привлекательной, а значит, служат выполнению четвертого закона общей риторики – закона удовольствия.

    4. Тропы, обладая смысловой емкостью, помогают кратко передать весьма сложное содержание.

    5. Образный оборот, как правило, нагляден, а значит, лучше и легче воспринимается, надолго остается в памяти.

    Вспомните тропы, которые вы изучали в школе.

    Эпитет – образное определение предмета или действия

    Неутомимая жажда знаний; феноменальная память

    Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений, имеющих общий признак

    Березы стоят, как большие свечки. Улица, будто рана сквозная, так болит и стонет так (Маяковский).

    Метафора – перенесение признака с одного предмета на другой по сходству

    Стальные нервы. Теплая атмосфера. Железный характер.

    Метонимия – перенесение признака с одного предмета на другой по смежности

    Съел три тарелки.

    Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин).

    Синекдоха – название части вместо целого, множественного числа вместо единств., единственного числа – вместо множеств.

    И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов).

    Гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение

    В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

    Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)

    Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия

    И звезда с звездою говорит (Лермонтов). Гордые молчаливые горы. Задумчивые леса.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта