Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • ЛЕКЦИЯ 11. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ: НОВЕЙШИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ

  • Ключевые понятия темы

  • лекции. Конспект лекций по Социологии. Лекция социология в понимании современного мира


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеЛекция социология в понимании современного мира
    Анкорлекции
    Дата18.10.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКонспект лекций по Социологии.pdf
    ТипЛекция
    #739476
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Ключевые понятия темы:
    экономическая система, рынок труда,
    занятость, сектор экономики, глобальное разделение труда, прагматизм,
    рациональность
    ,
    урбанизация, субурбанизация, рурбанизация, агломерация,
    мегаполис, миграция, маятниковая миграция
    Вопросы для самоконтроля
    1. К какому времени относится формирование социологии экономики как
    отрасли социологического знания?
    2. Что является предметом социологии экономики?
    3. Что такое экономическая система?
    4. Какие существуют экономические системы?
    5. Что такое рынок труда?
    6. Как и почему изменяется система занятости в современном мире?
    7. Что такое глобальное разделение труда?
    8. Что является предметом социологии расселения?
    9. Что понимается под урбанизацией?
    10. Что является движущей силой современной урбанизации?
    11. Что понимается под агломерацией и мегаполисом?
    12. Что такое миграция?
    13. Какова связь между урбанизацией и миграцией?
    ЛЕКЦИЯ 11. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ: НОВЕЙШИЕ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ
    Общество не мертвый, застывший, а живой, подвижный социальный организм, неизменно подвергающийся более или менее существенным переменам. Поэтому одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизм и направленность.
    Социальное изменение – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальное
    изменение означает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, а также в их взаимоотношениях друг с другом, в ходе которых изменяется само социальное пространство.
    Выделяют четыре уровня социальных изменений:
    1. глобальный уровень – это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политическая модернизация, экологические проблемы, урбанизация, глобальные миграции, унификация культур);
    2. уровень больших социальных групп – это изменения в социальной структуре общества (социальная мобильность, социальное расслоение);
    3. уровень институтов и организаций – это изменения, происходящие в рамках отдельных социальных институтов, связанные с их реформированием и реорганизацией (переход от регулярной армии к контрактной, принятие новой системы образования, меритократический принцип формирования государственного аппарата);
    4. уровень межличностных отношений – это изменения социальных связей между отдельными индивидами (между супругами, когда в силу различных причин жена становится кормилицей семьи, между родителями и их повзрослевшими детьми).
    Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами. При этом социальные изменения более высокого уровня обычно приводят к изменениям нижестоящего уровня. Например, изменение политической системы общества, радикальные изменения в экономической системе неизбежно приводят к изменениям в социальной структуре общества, в системе ценностей общества и, как следствие, к изменениям социальных связей на уровне межличностных отношений. Возникающие же изменения на низшем уровне (например, между бывшими коллегами, когда один из них стал начальником), как правило, носят локальный характер и не ведут к изменениям на более высоком уровне.
    Сравнивая различные этапы развития человеческого общества по продолжительности и качественным характеристикам, исследователи отмечают, что одной из важных тенденций социальных изменений является их ускорение в социальном времени. Она проявляется в том, что каждая последующая стадия развития общества короче предыдущей и в каждую последующую эпоху изменений происходит в разы больше, чем в предыдущую. Так, история первобытного общества насчитывает несколько сот несколько тысяч лет, рабовладельческого – несколько тысяч лет, феодального – тысячу лет. Особенно ярко процесс ускорения социального виден на примере темпов изменений, произошедших в ХХ веке, когда при жизни одного поколения, например, родившегося в середине ХХ века, сменились несколько видов средств связи: почта, телеграф, стационарный телефон, мобильный телефон, интернет. Следствием технологических
    изменений становятся изменения социальные: появляются новые профессии и виды деятельности, а традиционные становятся невостребованными, изменяется социальная структура общества и критерии социальной дифференциации, элитарная и народная культура заменяются культурой массовой, реальное общение вытесняется виртуальным.
    Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений: стихийные и организованные, имитационные и инновационные, эволюционные и революционные, прогрессивные и регрессивные.
    Стихийные изменения – это изменения, которые вызываются явлениями, не зависящими от деятельности людей. Например, эпидемии, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами) и т.д.
    Организованные изменения являются результатом деятельности человека и направлены на достижение заранее заданного результата (война, индустриализация, урбанизация, информатизация и т.д.).
    Имитационные (от лат. imitatio – подражание) изменения направлены на копирование и воспроизведение уже существовавших или существующих форм социальных отношений. Инновационные изменения имеют целью сознание новых форм социальной жизни. В некоторых случаях имитационные изменения могут копировать какие-либо уже существующие в более развитых странах образцы социальных отношений и преподноситься как инновационные изменения, направленные на модернизацию общества.
    Доминирующее положение в социологии занимает концепция социального эволюционизма, восходящая к трудам О. Конта и Г. Спенсера.
    Она рассматривает процесс развития общества как часть общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли. Сущность социальной эволюции – постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машиной технологией и т.д.
    Социологи ХХ века Т. Парсонс и Р. Мертон акцентировали внимание на том, что в основе эволюционного процесса лежит способность общества как системы через его углубляющуюся дифференциацию адаптироваться к социальным изменениям. Таким образом, с точки зрения концепции социальной эволюции, переход от одной стадии исторического развития человеческого общества на другую происходит в результате длительного процесса накопления количественных изменений, которые постепенно приводят общество к новому качеству.
    Наряду с концепцией социального эволюционизма в конце XIХ-первой половине XX века достаточно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества, основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В соответствии с марксистской концепцией переход от одной общественно-экономической формации, понимаемой как ступень развития общества, к другой осуществляется в результате социальной резолюции. Социальная революция – это коренной переворот и
    слом всей системы общественной жизни. В результате развитие общества и его переход от одного качественного состояния в другое представляется в виде скачка. Рассматривая развитие общества как естественноисторический закономерный процесс, К. Маркс большое значение придавал революциям, называя их «локомотивами истории». Именно социальные революции, по мнению К. Маркса, устраняют преграды с пути общественного развития, служат стимулом ускорения общественного прогресса.
    Следует отметить, что и сторонники эволюционной теории развития общества, и сторонники революционной теории основываются на идее общественного прогресса, в соответствии с которой основной тенденцией развития общества является его усложнение и поступательное движение вперед от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс же, понимаемый как застой, упадок общества и его деградация, может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, в отдельные исторические периоды, но не может носить, по их мнению, глобального характера.
    Признавая сам факт общественного прогресса, исследователи общества расходятся в его критерии. Так, у О. Конта критерием общественного прогресса выступает развитие знания, у Г. Спенсера – усложнение социальной организации общества, переход от однородности к неоднородности, дифференциация и интеграция. В марксизме критерием развития общества выступает рост производительных сил, требующий изменений производственных отношений. В современной социологии (Д.
    Белл, Л. Арон, У. Ростоу) в качестве критерия прогресса общества принимается уровень и характер производства и потребления.
    Наряду с эволюционистскими и революционистскими теориями развития общества, базирующимися на идее прогресса, существуют теории, отрицающие возможность прогрессивного развития. Одной из них является концепция культурно-исторических типов. Она сформировалась в противовес линейной, европоцентристской модели развития общества, в соответствии с которой все историческое развитие осуществляется в рамках единой цивилизации и представляет собой однонаправленный, однолинейный процесс перехода от низших ступеней к высшим. С точки зрения авторов концепции культурно-исторических типов (Н. Данилевский,
    А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин), нельзя говорить о цивилизации вообще, поскольку, например, невозможно объяснить развитие Востока,
    России и многих других регионов с точки зрения европоцентристской концепции развития общества. В теории культурно-исторических типов исторический процесс рассматривается как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ. При этом акцент делается на их своеобразии, выдвигается идея замкнутости и локальности некоторых культур и цивилизаций.
    В современной социологии достаточно большое распространение получили идеи глобализма. С позиций глобализма современное человечество рассматривается не как простая сумма более или менее обособленных стран и народов, а как единое целое, как принципиально новая социальная
    суперсистема, все структурные элементы которой находятся в тесной, неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости. Глобализация проявляется в возрастающей интеграции экономических, политических, культурных отношений и процессов, в результате чего достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны, каждого народа оказывается в прямой зависимости от состояния и изменения мира в целом.
    Действительно, глобализация становится доминирующей тенденцией современной цивилизации. Вызываемые ею изменения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, глобализация дает государствам, вовлеченным в этот процесс, возможность доступа к новым технологиям и информационным ресурсам. Тем самым, появляется возможность для выравнивания и сокращения разрыва в уровнях экономического развития.
    Принятие общих стандартов производства упрощает сертификацию готовой продукции в других странах, а наличие единой международной денежной единицы облегчает торговые отношения. Глобализация создает качественно новые возможности каждому человеку, имеющему доступ в интернет, для
    «образования без границ» и качественно нового уровня коммуникации.
    Этому способствует также знание английского языка, ставшего языком международного общения.
    Все перечисленные выше факторы свидетельствуют о положительных последствиях глобализации. С другой стороны, следствием глобализации становится усиливающаяся унификация и гомогенезация современных обществ.
    Унификация (от лат. unus – один, facio – делать) – это процесс упрощения и устранения излишнего многообразия. В техническом производстве унификация позволяет стандартизировать операции, сократить излишние элементы, удешевив и ускорив, тем самым, производственный процесс. Применительно к обществу унификация проявляется в упрощении социальных систем и социальных отношений за счет привития им сходных социальных характеристик и сокращения их разнообразия. Так, например, показателем упрощения социальной структуры в развитых странах является тот факт, что от 60 до 80% их населения составляет так называемый средний класс. Внутри него, конечно же, существуют различия по уровню доходов, роду деятельности, однако они не носят антагонистический (непримиримый) характер. Таким образом, унификация социальной структуры сглаживает социальные противоречия в экономической сфере. Это можно рассматривать как позитивное последствие унификации.
    Однако в современных условиях унификация приобретает глобальный характер, в результате чего усиливается гомогенезация (т.е. однородность) современных обществ. Следствием этого становится формирование некоего усредненного общества с усредненными обезличенными людьми, поведение которых все более определяется не традициями и принципами, а модой, различного рода влияниями, осуществляемыми через социальные сети. Так, сегодня массовая культура как следствие нового уровня коммуникации и информатизации, не просто распространяется по всему миру, делая
    доступными ее образцы в любой точке мира. Она формирует универсальные ценности, единые образцы поведения, жизненные ориентиры, вытесняя и замещая традиционные ценности и нормы, характерные для того или иного общества.
    Расширение сферы применения английского языка как языка международного общениясужает сферу применения этнических языков, постепенно замещая их. Утрата же народом языка будет означать и его утрату своей национальной идентичности. Таким образом, глобализация и сопровождающие ее унификация и гомогенезация социальных систем, социальных отношений, социальных норм объективно способствуют растворению многообразия и уникальности отдельных обществ, их культур и традиций в однородном усредненном человеческом обществе.
    Ключевые понятия темы: социальные изменения, социальное
    развитие, социальная эволюция, социальная революция, теория культурно-
    исторических типов, глобализм, глобализация, гомогенизация, унификация
    Вопросы для самоконтроля:
    1. Что такое социальный процесс? Основные виды социальных процессов.
    2. Как объясняет развитие общества теория социальной эволюции?
    3. Как объясняет развитие общества теория социальной революции?
    4. Кем была разработана концепция культурно-исторических типов?
    5. Как представляется развитие общества в концепциях культурно-
    исторических типов?
    6. Что такое глобализация и каковые ее последствия?
    7. Что такое гомогенезация и унификация
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта