лекции. Конспект лекций по Социологии. Лекция социология в понимании современного мира
Скачать 0.73 Mb.
|
Ключевые понятия темы: религия, культура, глобализация, модернизация общественного сознания, национальная идентичность, национальный код, семья, брак, моногамия, полигамия, полигения, полиандрия, нуклеарная семья, расширенная семья, полная семья Вопросы для самоконтроля 1. К какому времени относится формирование социологии семьи и брака как отрасли социологического знания? 2. Что такое семья? 3. Что такое брак? 4. Какие выделяют исторические формы семьи? 5. Каковы основные функции семьи? 6. Как ученые оценивают перспективу семьи как социального института? 7. К какому времени относится формирование социологии семьи и брака как отрасли социологического знания? 8. Что такое семья? 9. Что такое брак? 10. Какие выделяют исторические формы семьи? 11. Каковы основные функции семьи? 12. Как ученые оценивают перспективу семьи как социального института? 13. Что такое религия? 14. Какие функции выполняет религия? 15. Каковы основные направления исследований социологии религии? 16. Что такое культура? 17. К какому времени относится формирование социологии культуры как отрасли социологического знания? 18. Кто ввел понятие «социология культуры» в социологическую науку? 19. Каковы основные направления исследований социологии культуры? 20. Каковы цели модернизации общественного сознания? ЛЕКЦИЯ 7. МАСС-МЕДИА, ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО Коммуникация (от лат communicatio – сообщение, передача) – это социальный процесс, в ходе которого происходит обмен той или иной информацией, социальным опытом, навыками взаимодействия. В основе механизма, обеспечивающего данный процесс, лежат четыре взаимодействующих элемента: 1) источник информации (коммуникатор); 2) средство передачи информации; 3) содержание информации и 4) потребитель (получатель) информации. С древнейших времен люди использовали различные способы передачи и распространения необходимой для жизни информации. Барабаны, костры, разжигаемые на возвышенностях, – эти и другие доступные средства должны были предупредить о приближающейся опасности либо возвестить о радостном событии. Новые возможности для коммуникации открылись с появлением письменности, которая позволила не только передавать информацию, но и сохранять ее для последующих поколений. Однако на протяжении длительного времени (веков и даже тысячелетий) скорость распространения информации была низкой, а в силу неграмотности большинства людей ее возможности оставались ограниченными. Важным этапом в развитии коммуникации стало изобретение телеграфа (от греческого «теле» – далеко, «графо» – пишу), что значительно ускорило передачу информации по различным каналам связи и расширило возможности коммуникации. Сначала это был свет (гелиограф), затем электричество (проводной телеграф). В 1858 году был проложен первый трансатлантический кабель, установивший телеграфную связь между Европой и Америкой. И хотя скорость передачи информации была очень низкой (приветствие королевы Виктории, состоявшее из 103 слов, передавалось в течение 14 часов), и прослужил трансатлантический кабель всего около месяца, это событие способствовало развитию техники подводных кабелей. Так, к 1900 году было проложено уже 1750 подводных телеграфных линий протяженностью около 300 тысяч километров. Начало формирования массовой коммуникации связано с изобретением русским ученым А.С. Поповым в 1895 году беспроводного телеграфа, ставшего первым в мире радиоприемным устройством. В 1901 году итальянец Г. Маркони, зарегистрировавший на это изобретение патент, впервые добился устойчивой передачи радиосигнала через Атлантику. Изобретение радио открыло новую эпоху коммуникации, создав невиданные ранее возможности для передачи и распространения информации. Последующие изобретения – черно-белое, цветное, кабельное, спутниковое телевидение, телетайпная и факсимильная связь, спутники связи, а также производство компьютеров, появление модемной связи, информационных сетей – сделали ХХ век столетием массовой коммуникации. Массовая коммуникация представляет собой процесс, в ходе которого различная информация передается и распространяется на большие рассредоточенные массы людей с помощью специальных средств коммуникации. Сегодня средства массовой коммуникации, зачастую, называют масс-медиа (от латинского medium – средний, посредник), так как они выступают в качестве своеобразного посредника между информацией и ее потребителем. Систему современных масс-медиа составляют печатная продукция (газеты, журналы, плакаты, рекламные издания), радио, телевидение, а также интернет. С конца ХХ века интернет становится доминирующим средством коммуникации, расширяя электронное медийное пространство и активно вытесняя печатную продукцию электронными газетами, журналами, особенностью которых является возможность внесения в них актуальных изменений. Создание глобального интернета обеспечило эффективную коммуникацию людей, находящихся в любом месте планеты, через социальные сети, дало им широкий неограниченный доступ к мировым информационным и образовательным ресурсам, повлияло на изменение рынка труда, увеличив число людей, занятых информационными технологиями и производством информационных услуг. Для системы современных средств массовой коммуникации характерны некоторые специфические признаки, а именно: высокая степень частоты и регулярности подачи и передачи информации, доступность и оперативность информации в силу ее одновременной передачи по различным каналам коммуникации, одновременность воздействия на различные массовые аудитории, которые рассредоточены в пространстве, универсальность содержания сообщений, использование разнообразных технических средств, а также наличие специальных организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением информации. Среди основных функций масс-медиа можно выделить коммуникативную (взаимодействие субъектов массовой коммуникации), информационную (производство социальной информации, воздействие на массовое сознание), интегрирующую (формирование единого информационного пространства), социокультурную (хранение и распространение социального опыта, подержание образцов социальных ценностей), рекреативную (создание условий для отдыха и развлечений), прогностическую (конструированияе модели будущего), а также образовательную и познавательную (предоставление пользователям возможности получения не только информации в различных сферах, но и образования по дистанционным программам). Реальность современного общества такова, что масс-медиа, объединенные в мировые информационно-коммуникационные сети, оказывают значительное влияние на жизнь людей. С одной стороны, информация становится тем социальным ресурсом, через который каждый человек может получить необходимый именно для него продукт, созданный средствами массовой коммуникации (знания, образование, работу, общение с друзьями и т.д.). С другой стороны, масс-медиа эффективно манипулируют общественным мнением, формируя массовое сознание, отражением которого становится индивидуальное сознание. С их помощью в сознание людей внедряются определенные ценности, идеалы, модели образа жизни, стереотипы поведения, которые воспроизводятся ими в реальной жизни. В результате человек полагает, что его отношение к той или иной ситуации, а также его поведение являются результатом собственных убеждений, желаний, интересов. В реальности же они предопределяются массовым сознанием, сформированным масс-медиа, которые вполне оправданно называют «четвертой властью» (по аналогии с тремя ветвями государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной). Доминирующей тенденцией первых десятилетий XXI века стала цифровизация, которая представляет собой повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизнедеятельности общества: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание и т.д. Вследствие этого процесса в развитых странах изменилась структура экономики, повысилась ее эффективность, новые критерии приобрело качество жизни. Все это открыло перед человечеством вообще и каждым государством в отдельности новые возможности развития своего потенциала. В этой связи актуальным становится вопрос технологического равенства, под которым понимается уровень вовлеченности общества в мир цифровых технологий и, следовательно, в мировой информационный процесс. Те государства, которые не смогут своевременно и эффективно принять технологические инновации и вписаться в мировое медиапространство, неизбежно окажутся в ситуации технологического неравенства. Государственной программой «Цифровой Казахстан», принятой 12 декабря 2017г. и рассчитанной на 2018-2022 годы, интеграция в мировое информационное общество и развитие информационной инфраструктуры внутри страны было определено как стратегическая задача казахстанского общества. Программа включает пять основных направлений технологической модернизации казахстанского общества: 1) преобразование традиционных отраслей экономики РК с использованием прорывных технологий и возможностей, которые повысят производительность труда и приведут к росту капитализации; 2) преобразование функций государства как инфраструктуры предоставления услуг населению и бизнесу; 3) развитие высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных; 4) создание креативного общества для перехода к новым реалиям – экономике знаний; 5) развитие технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и государством. Реализация этих задач призвана обеспечить ускорение темпов развития экономики РК и улучшение качества жизни населения. Помимо положительных последствий, развитие цифровых технологий создало и ряд проблем. Одна из них связана с ростом киберпреступности, в том числе международной. Она может принимать форму кражи или уничтожения информации, программ и технических ресурсов, внедрения вирусных программ распространения вредоносного контента, цифрового мошенничества, пиратства, несанкционированного доступа к государственным и военным секретам, банковской и личной информации. Разновидностью преступлений в глобальных нформационных сетях является кибертерроризм. Этот термин был предложен еще в 80-х годах ХХ века. Под кибертерроризмом понимается осуществление отдельными лицами или группами различных действий с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые могут иметь общественно опасные последствия. К таким действиям можно отнести распространение слухов, запугивание и дезинформация населения, террористические угрозы, распространяемые электронными средствами связи, пропаганда террористической идеологии и т.д. В этих условиях важной проблемой становится защита личных (персональных) данных человека, к которым относятся его фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, индивидуальный идентификационный номер, сведения о месте жительства, семейное положение, имущественное состояние и другая информация. В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных в мае 2013г. в Казахстане был принят Закон «О персональных данных и их защите». Он определил принципы сбора, обработки и защиты информации, условия сбора, порядок дачи согласия на сбор и обработку персональных данных, условия конфиденциальности процесса и ответственность за его нарушения. Государственная защита права казахстанцев на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, сведений о состоянии здоровья и иных биометрических данных не исключает ответственность каждого за несанкционированное использование его личных данных. Она предполагает, что пользователь социальных сетей должен помнить о потенциальной угрозе и оставлять в интернете как можно меньше информации, позволяющей идентифицировать его личность. Закономерности массовых информационных процессов и деятельность социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию изучает социология массовых коммуникаций. Считается, что ее начало было положено М. Вебером, который еще в 1910г. обосновал необходимость социологии прессы, очертил круг ее проблем: ориентация прессы на различные группы, вклад ее в формирование человека, социальные требования к журналисту, методы анализа прессы. В трудах социологов В. Парето и особенно К. Мангейма наметилась тенденция к изучению идеологического манипулирования общественным сознанием посредством средств массовой коммуникации. Важную роль в развитии социологии массовых коммуникаций сыграли работы таких исследователей, как П. Лазерфельд, Г. Лассуэл, Р. Мертон, Г. Олпорт и т.д. Толчком к ее формированию в рамках социологии стало развитие в 20-х годах ХХ века радиовещания. Это явление вызвало потребность знания размеров и состава аудитории радиопередач с целью определения эффективности осуществляемой через радиовещание пропаганды и контрпропаганды. Главным направлением исследований в области социологии массовых коммуникаций является изучение эффективности массовой информационной деятельности, поиск научно и практически обоснованных путей ее повышения. При этом исследуются как субъект деятельности по производству, распространению массовой информации, так и субъект ее восприятия и потребления, а также органы массовой информации как специализированные социальные институты и сама массовая информация как совокупность знаний, ценностей и норм. Социология массовых коммуникаций изучает также информированность населения в целом и различных его групп о тех или иных процессах, явлениях, фактах, определяет уровень этой информированности, способы формирования массового сознания и управления социальным поведением, выявляет совпадение или несовпадение характера и содержания информации с различными типами суждений и решений, выявляет каналы дезинформации и т.п. В начале XXI века актуальным направлением социологии массовых коммуникаций становятся исследования влияния социальных сетей на коммуникации между людьми, в том числе причины, механизм и последствия вовлечения их в виртуальный мир. Основными методами социологического изучения массовой коммуникации являются анкетные опросы населения в целом и аудитории отдельных каналов, опросы коммуникаторов, работников редакций, авторов и внештатных корреспондентов, представителей издающих органов. Широкое применение находит и контент-анализ сообщений. В исследовании эффективности массовой коммуникации используются также экспериментальные методы. Ключевые понятия темы: массовая информация,массовые коммуникации, масс-медиа, массовое сознание, цифровизация, технологическое неравенство, кибертерроризм Вопросы для самоконтроля 1. К какому времени относится формирование социологии массовой коммуникации как отрасли социологического знания? 2. Что является предметом социологии массовой коммуникации? Каковы функции социологии массовой коммуникации? 3. Что такое массовая коммуникация? 4. В чем специфика средств массовой коммуникации? 5. Какие проблемы исследует социология массовой коммуникации? ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИОЛОГИЯ ЭТНИЧНОСТИ И НАЦИЯ Этносоциология представляет собой отрасль социологического знания, предметом которой является этносоциологическое изучение общества, а именно – исследование особенностей развития социальных процессов в этнических группах, в том числе влияние обычаев и традиций на этносоциальное поведение, особенность языковой коммуникации и специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах, социальные составляющие этнической и национальной идентичности. Актуальными задачами этносоциологии являются исследование динамики социокультурных изменений в условиях глобализации, а также изучение причин возникновения и специфики межэтнических конфликтов. Как самостоятельная отрасль социологического знания этносоциология начинает оформляться в 20-30 годах ХХ века в Западной Европе и США. Начало формирования этносоциологии связывают с именами У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые в 1918-1920 г.г. подготовили и опубликовали работу «Польский крестьянин в Европе и Америке». Сложность этносоциологического изучения общества связана, с одной стороны, с неоднозначностью основных понятий, используемых для характеристики этносоциальных процессов, а с другой – с субъективной оценки исследователями этих явлений и процессов. Так, например, широко используемые понятия «этнос» и «нация» восходят соответственно корнями в древнегреческий и латинский языки и имеют в них одинаковое значение – племя, народ. В то же время в научных исследованиях эти понятия могут различаться. В современном научном понимании этнос, этническая общность – это группа людей, связанная между собой общностью происхождения, языка, традиций, культуры. Важной основой этноса является этническое самосознание, выработанное в ходе длительного совместного сосуществования людей на общей территории. Оно проявляется в осознании ими своего единства и своего отличия от других этносов. Исторически первой формой этноса считается род, представляющий собой группу людей, связанных кровным родством и ведущих свое происхождение от общего предка по материнской (матриархат) или отцовской (патриархат) линии. Членов рода связывали общий язык, зачатки культуры, обычаи и традиции, на основе которых регулировались отношения между людьми в родовой общине. В процессе эволюции отдельные родовые общины объединились в более крупную форму этнической общности – племена, в которых сохранились родовые связи и усилились связи социальные. Племя отличалось от других племен тем, что имело самоназвание (этноним), на основе которого стало формироваться племенное этническое самосознание. Род и племя – формы этносов, характерные для древнейшей стадии развития человеческого общества, совпадающей с первобытнообщинным строем. С разложением родоплеменного общества и образованием государства связано возникновение народности как новой формы этнической общности. Народность – это более крупная по сравнению с племенем или союзом племен исторически сложившаяся этническая общность. Она характеризуется всеми общими признаками этноса: общность территории, языка, культуры, традиций, а также некоторая хозяйственно-экономическая общность. Народность как форма этноса является доминирующей на стадии доиндустриального общества. Формирование нации как этнической общности, по мнению большинства исследователей, связано с образованием централизованных государств и началом индустриальной стадии развития общества. На основе общности территории, оформленной в границах государства, стало складываться единое экономическое пространство с единым рынком. Это придало основным признакам этноса новое содержание. Из разговорных языков отдельных народностей складывается национальный язык, на котором разговаривает большинство этноса и который становится основой литературного языка нации. На основе общности культуры, традиций, нравственных ценностей, религиозных верований формируется особый духовный склад нации, который сегодня обозначают понятием «менталитет нации». Все эти факторы, а также осознание общности исторического прошлого обеспечило формирование национального самосознания. Таким образом, нация – это социокультурная общность людей, которые связаны между собой общностью территории, экономики, культуры, истории, языка, традиций, обычаев, менталитета. Особенность духовного склада, позволяющая отличить одну нацию от другой, проявляется в сходном отношении представителей нации к тем или иным социальным явлениям, в сходном поведении в тех или иных ситуациях, а также в сходной их оценке. Следует обратить внимание на то, что в современном мире понятие «нация» имеет не только этническое, но и политическое значение. Так, самая крупная международная организация, в которую входят 195 государств, называется Организация Объединенных Наций. В данном случае слово «Нация» является синонимом суверенного государства, т.е ООН представляет собой организацию объединенных суверенных государств, признанных международным сообществом. Другим политическим значением слова «нация» может быть организация людей, связанных между собой по признаку политической принадлежности людей к государству (гражданству). Так, например, в паспортах, выдаваемых в Республике Казахстан, в графе гражданство указано: «Азаматтығы (гражданство) – Nationality (национальность): Kazakhstan». Идентификация человеком себя с государством, гражданином которого он является, образует его национальную идентичность. Политическая нация может быть моноэтничной, то есть состоящей из одной этнической группы. Таких государств в современном мире немного. Большинство государств являются полиэтничными, а значит, политическая нация, их составляющая, состоит из различных этнических групп. В качестве примера можно указать США, где все граждане– американцы (политическая нация), которые имеют определенное этническое происхождение (американцы итальянского, американцы французского, американцы русского, американцы казахского и т.д. происхождения). В Республике Казахстан политическая нация определяется как «казахстанцы», «народ Казахстана» без указания на этнический признак. При этом народ Казахстана составляют казахи, русские, узбеки, украинцы и другие представители этнических групп, населяющих республику. Отождествление человеком себя с конкретной этнической группой называется этнической идентичностью. Она отражается таким понятием, как национальность. Это понятие характеризует этническое самосознание человека, т.е. осознание им своей общности с конкретной этнической группой, ее языком, культурой, историей и своей принадлежности к ней. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности человека. Она начинается в детстве и осуществляется в процессе социализации. Значительная роль в процессе этнической идентичности принадлежит этничности родителей. От них ребенок усваивает обычаи, традиции, ценности этнической группы и, конечно же, родной язык, который во многих языках отождествляется с языком матери (например, в казахском языке – ана тiлi, в немецком – Muttersprache). Поэтому если родители принадлежат к одной этнической группе, то в процессе социализации ребенок идентифицирует себя именно с ней. Если же родители принадлежат к разным этническим группам, то человек может как отождествлять себя с этничностью одного из родителей, так и в определенной степени ощущать себя частью обеих этнических общностей. В условиях современного открытого общества, когда человек получает возможность в течение жизни менять страны проживания, имеет место такое явление, как отрицание им значимости этнической идентичности. Такие люди о себе говорят: «Я гражданин мира». Место рождения оказывает относительное влияние на этническую идентичность: человек может иметь несколько предшествующих поколений, родившихся и проживших на какой-то территории, в пределах какого-либо государства, но при этом тяготеть к культуре исторической родины, идентифицируя себя с ней в этническом плане. Социальное явление, в котором одна этническая группа не просто противопоставляет себя другим этносам, но и заявляет о приоритете своих ценностей и прав, называется национализм. Национализм характеризуется претензией на более высокое положение этноса и крайней нетерпимостью к другим этническим группам, делением общества по этническому признаку на «своих» и «чужих». Как правило, национализм является следствием неудовлетворенности той или иной этнической группой своим местом в обществе, вызванным как внутренними, так и внешними факторами. В современном мире в качестве внешнего фактора, провоцирующего национализм, можно назвать глобализацию, объективным следствием которой становится унификация ценностей, культуры, образа жизни и угроза утраты этнической самобытности. Крайней формой национализма является шовинизм. Он представляет собой идеологию исключительности и превосходства одной нации по отношению к другой, в силу которого за этой нацией признается право на дискриминацию других народов. Следствием проявления шовинизма и национализма могут стать межэтнические конфликты, причинами которых могут стать неудовлетворенность этнической группы своим местом в обществе, осознанием невозможности изменения ситуации. Чаще всего глубинные причины конфликта находятся в экономической и политической сфере общества. Однако в условиях полиэтничного государства такая неудовлетворенность может обратиться против другой (чужой) этнической группы. Отличительной особенностью межэтнических конфликтов является высокий уровень эмоциональной составляющей. Она проявляется в нетерпимости одной этнической группы к другой или другим, восприятии их как врагов, которые мешают реализации справедливых потребностей и интересов неудовлетворенной группы. На первых порах становления суверенного Казахстана многие международные эксперты предрекали республике масштабные социально- политические потрясения, связанные с острыми конфликтами, прежде всего, на межэтнической основе. Однако Казахстану, в котором проживают представители 130 этнических групп, в отличие от многих постсоветстких республик удалось избежать глубоких социальных потрясений и раскола общества по этническим признакам. Это стало возможным потому, что с самого начала межэтническое и межконфессиональное согласие были определены базовыми компонентами успешного развития страны. Для поддержания межэтнического согласия в Казахстане разработана и успешно осуществляется взвешенная государственная политика возрождения и самосохранения этнических диаспор, развития национально-культурного многообразия и единства. В основе национальной политики лежит учет и разумное сочетание интересов всех этносов Казахстана, сохранение и развитие их культурно-языкового пространства. Реализация этих принципов обеспечила бесконфликтное развитие межнациональных отношений на протяжении всего периода существования суверенной республики. Одним из базовых элементов национальной политики государства является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. Продуманной и дальновидной является и языковая политика в республике. Казахстан идет по пути постепенного повышения статуса государственного языка, расширяя его функции и одновременно прилагая усилия к созданию возможностей развития языков других этносов как части самобытной общенациональной культуры. Только в области национального образования в Казахстане работает более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. Восемнадцать национальных языков изучаются в школах республики как родные. Государство поддерживает деятельность девятнадцати республиканских и региональных национальных газет, радио- и телепрограмм, шести национальных театров. Ежегодно выходит в свет несколько десятков книг на языках этнических групп. Уникальным и эффективным механизмом реализации национальной политики стала образованная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана. Ее деятельность направлена на решение следующих задач: содействие сохранению в республике межэтнического и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана; обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Ассамблея народа Казахстана, объединившая 471 национально- культурный центр, стала масштабной диалоговой площадкой, демократическим регулятором межэтнических отношений, гарантом соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана. Благодаря поддержке Ассамблеи были созданы дополнительные условия обеспечения стабильности в обществе и задан мощный импульс масштабным реформам, на годы вперед определившим логику развития Казахстана. |