лекции. Конспект лекций по Социологии. Лекция социология в понимании современного мира
Скачать 0.73 Mb.
|
Ключевые понятия темы: социальные нормы, девиантное поведение, делинквентное поведение, социальный контроль, социальные санкции, социальная аномия,человек, индивид, личность, социализация, агенты социализации, первичная и вторичная социализация, ролевая теория личности, социальная роль, социальные нормы, социальные санкции, ролевое ожидание, ролевое исполнение, ролевая идентификация, дистанцирование от роли, ролевой конфликт Вопросы для самоконтроля 1. Что означает понятие «социальная норма»? 2. Что такое социальный контроль? Каковы его виды? 3. Кем и как осуществляется социальный контроль в обществе? 4. Что такое социальная девиация? 5. Что такое делинквентное поведение? 6. Каковы основные виды девиации? 7. Причины девиации в биологических концепциях? 8. Причины девиации в социологических концепциях? 9. Причины девиации в культурологических концепциях? 10. Причины девиации в психологических концепциях? 11. Что такое «личность»? 12. Какие черты характеризуют личность? Как называется процесс формирования личности? 13. В какие временные рамки осуществляется социализация личности? 14. Что такое первичная и вторичная социализация? 15. Кто выступает агентами первичной и агентами вторичной социализации? 16. Какие основные стадии выделяются в социализации и их характеристика? 17. Как ролевая теория личности объясняет механизм поведения человека в обществе? 18. Какова структура социальной роли? 19. Что выступает основным регулятором поведения людей в обществе, исходя из ролевой теории личности? 20. Что понимается под социальными санкциями, каковы их основные виды и последствия? 21. Как теория «зеркального Я» объясняет механизм поведения человека в обществе? 22. Как психологическая теория личности объясняет механизм поведения человека в обществе? ЛЕКЦИЯ 6. СЕМЬЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. Семья является одним из древнейших социальных институтов, который начал формироваться уже на ранних этапах возникновения человеческого общества. Существуют различные подходы к определению семьи. Несмотря на некоторую особенность, их объединяет представление о семье как о малой группе людей, связанных брачными и родственными отношениями. Первоначально не было разделения понятий семья и брак, а семейные отношения строились на основе обычаев и традиций, принятых в конкретном сообществе, а также религиозных представлений, которые на протяжении тысячелетий играли главную роль в регулировании семейно-брачных отношений. В светских государствах, когда религия была отделена от государства, институт брака приобрел юридическую (правовую) форму регулирования отношений между мужчиной и женщиной, их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Так, в Кодексе РК «О браке (супружестве) и семье» брак определен как «равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные права и обязанности между супругами», а семья – как «круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание…». Таким образом, современное отличие семьи от брака заключается в том, что семья более широкое понятие, чем брак: семья может состоять из супругов, их детей, бабушек и дедушек, других родственников и свойственников, в то время как брак регулирует отношения только между супругами. Изучение различных форм и типов семьи начинается во второй половине XIX века. Одним из первых к этой проблеме обратился американский ученый Л. Морган. Исследовав семейно-родственные отношения, существовавшие в ряде племен североамериканских индейцев, он в своей работе «Древнее общество» сделал вывод о том, что на протяжении истории человечества семья как социальный институт прошла путь от группового кровнородственного брака (стадия дикости, соответствующая обществу собирателей и охотников) через парный брак (стадия варварства, соответствующая переходу к производящему обществу земледельцев и скотоводов) к моногамии (стадия цивилизации, начинающееся с образования государства). На стадии варварства родство, как общность людей, связанных общим предком, начинает определяться по отцовской линии. Исследования Л. Моргана впоследствии были использованы Ф. Энгельсом в его книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В ней он проанализировал эволюцию семейно-брачных отношений с позиций марксистской теории, в соответствии с которой важнейшую роль в этом процессе сыграли экономические причины, и, прежде всего, возникновение частной собственности. Это, по мнению Ф. Энгельса, позволило определять круг родства по мужской линии и стало главным фактором перехода от матриархата к патриархальной форме семейных отношений. В современном обществе доминирующей формой брака является моногамия (единобрачие), при которой брак связывает одного мужчину и одну женщину. Однако имеет место и полигамия, существующая в двух основных формах: полигения и полиандрия. Полигения (многожество) как форма брака имеет распространение преимущественно в исламских странах, где религия допускает право мужчины иметь до четырех жен. Менее распространенной формой брака является полиандрия (многомужество), которая существует у отдельных племен Африки, у алеутов и эскимосов, а также в таких регионах, как Тибет, Непал, Шри-Ланка и др. Хотя некоторые исследователи рассматривают полиандрию, скорее, как сохранение традиции, причинами ее могут стать такие факторы, как низкое число женщин относительно мужчин, а также ограниченность земли. Например, в Тибете, чтобы не делить земельный участок, старший брат выбирает себе жену и ее мужьями автоматически становятся все его братья. В зависимости от состава современные семьи можно классифицировать на следующие типы: расширенная (сложная), нуклеарная (простая) и неполная. Расширенная семья включает в свой состав представителей, как минимум, трех поколений: супруги, их дети, а также родители одного из супругов. В состав расширенной семьи могут входить и другие родственники (братья, сестры и т.д.), связанные ведением совместного хозяйства. Такой тип семьи уходит в прошлое и в настоящее время доминирующим становится нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей, которые по достижении определенного возраста покидают родителей и создают свою семью. Нуклеарная семья является полной семьей, так как в ней присутствуют оба супруга, образующие ее своеобразное ядро. В случае, если отсутствует один из супругов (в силу смерти или развода), то семья становится неполной вне зависимости от количества в ней детей и вне зависимости от того, участвует ли другой родитель в их содержании и воспитании. В зависимости от количества детей выделяются семьи бездетные (т.е. не имеющие детей), однодетные, малодетные и многодетные. Как правило, к последним относятся семьи, имеющие трех детей. В Казахстане многодетными считаются семьи, имеющие от четырех детей и более. Как и любой социальный институт, созданный людьми для удовлетворения их потребностей, семья выполняет следующие функции: - репродуктивная функция. Она направлена на воспроизводство населения и продолжение рода; - воспитательная функция. Ее целью является первичная социализация детей, передача им нравственных ценностей и привитие норм поведения в обществе. Эта функция обеспечивает преемственность поколений, сохранение духовных и культурных традиций, способствует удержанию уникального образа общества; - хозяйственно-экономическая функция. Она сводится к ведению совместного хозяйства, формированию семейного бюджета, разделению обязанностей по дому; - психологическая функция. Эта функция обеспечивает удовлетворение потребности человека в духовном общении, дает ему поддержку и психологическую защиту от окружающего мира и его проблем. Особенностью института семьи является то, что он, с одной стороны, отражает состояние общества, а с другой – оказывает ответное влияние на него. Так, изменения в обществе влекут за собой изменения и в семье. В то же время, закрепившиеся устойчивые изменения семейных отношений оказывают влияние на процессы изменения в обществе. На протяжении предшествующей исторической эпохи общество стояло на страже традиционных ценностей и соответствующих им социальных норм, в том числе в сфере семейно-брачных отношений. Их нарушение имело негативные последствия, проявляющиеся в форме как правовых, так и моральных санкций. Так, всего полвека назад женщина, родившая вне брака, становилась предметом осуждения, а в некоторых культурах воспринималась как позор семьи. Осуждению со стороны общества подвергались разведенные женщины, а также люди, проживающие совместно без регистрации брака. Например, в СССР они не могли быть заселены в один номер гостиницы. Тем самым, рассматривая семью как первичную свою ячейку, общество стремилось сохранить свои ценности и свою целостность. Конец ХХ – начало XXI века ознаменовался глобализацией не только экономики и политики. В процесс глобализации были вовлечены и культурная, и духовная сферы обществ, что привело к формированию наднациональных ценностей и, одновременно, размыванию ценностей традиционных, в том числе и семейных. Следствием этого стали глубокие изменения в семейно-брачных отношениях, в том числе увеличилось число разводов, инициаторами которых все чаще выступают женщины, снижается количество заключенных браков и увеличивается число пар, живущих в так называемом гражданском браке, а точнее – в сожительстве, уменьшается количество детей в семье и увеличивается число семей, выбравших бездетный брак (childfree), увеличивается число женщин, имеющих внебрачных детей. Объективно этому способствовало то, что женщины, получив образование и работу, с одной стороны, приобрели материальную независимость от мужчины, а с другой стороны, изменили свои жизненные приоритеты с создания семьи и рождения детей на самореализацию и самоутверждение. Некоторые исследователи считают, что в настоящее время традиционная семья как социальный институт находится в состоянии кризиса. Все больше становится неполных семей, когда супруги состоят в разводе. Так, например, даже в Казахстане, где традиционно были многодетные семьи, а семейные ценности особо почитались, в среднем каждый третий брак распадается. Что касается крупных городов, то статистика выглядит еще более угрожающе, так как там распадается каждый второй брак. Такие функции семьи, как репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая уже сейчас осуществляются и без создания семьи. Все чаще функцию воспроизводства населения осуществляют незамужние женщины, которые либо берут на себя содержание детей, либо разделяют эту обязанность с отцом ребенка на добровольной основе или по решению суда. Воспитательная функция возлагается обществом не только на семью, но и на организации образования. Показатель кризиса традиционной семьи видится и в появлении альтернативных форм семьи и брака. Наиболее распространенной является сожительство. Его часто называют гражданским браком, хотя он таковым не является, так как гражданский брак – это брак, регистрируемый государством. Кроме того, альтернативными формами семьи и брака являются пробный брак, который не связывает партнеров обязательствами и имеет целью выяснить, подходят ли они друг другу, гостевой брак, при котором супруги проживают в отдельных квартирах и даже в разных городах и странах, а также открытый брак, допускающий полную свободу в отношениях супругов, вплоть до права на других сексуальных партнеров. Крайней формой толерантности общества в вопросах брака и семьи выступает признание в некоторых странах однополых браков не только фактически, но и юридически. Несмотря на все перечисленные выше негативные тенденции, характеризующие современное состояние семейно-брачных отношений, существует и оптимистичный взгляд на их перспективу. Его сторонники полагают, что, являясь древнейшим социальным институтом, семья на разных исторических этапах неоднократно претерпевала изменения. В настоящее время происходит очередная модернизация семьи, в ходе которой традиционные функции семьи сохранятся в том или ином виде. Но главной функцией семьи станет функция психологическая, поскольку в информационном мире, где, с одной стороны, коммуникация вышла на качественно новый уровень, а с другой – появилась проблема отчуждения и одиночества, только семья сможет дать человеку необходимые ему поддержку, опору и защиту. Семья является объектом исследования многих общественных наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Так, в центре внимания экономики находится семья или домохозяйство как экономическая, главным образом, потребительская ячейка. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения. Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с разными этническими характеристиками. Психология и педагогика исследуют проблемы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, вопросы воспитания детей и создания здорового социально-психологического климата в семье. Социология семьи, как специальная отрасль социологического знания, исследует семью как социальный феномен, имеющий существенные черты социального института, выполняющего определенные социальные функции, и малой социальной группы людей, связанных родством и объединенных общностью быта. При исследовании семьи как социального института обычно рассматриваются такие вопросы, как связь семьи с другими социальными институтами, функции семьи и их соответствие общественным потребностям, доминирующий тип семьи и уровень ее сплоченности, образцы семейного поведения (ролей), характерные для тех или иных социальных групп или для определенного типа культуры. При анализе таких проблем, как, например, выбор брачного партнера, принятие решения о рождении первого и последующего детей, мотивов и причин семейных конфликтов, выполнение основных функций семьи, отношений между родителями и детьми, семья рассматривается как малая социальная группа, представляющая собой ячейку общества. Таким образом, социология семьи и брака – это область социологического знания, предметом которой является исследование формирования, развития и функционирования семьи как социального института и малой группы в конкретных культурных и социально- экономических условиях. Наиболее распространенным методом сбора данных по социологии семьи является опрос. Наличие информации интимного характера вызывает необходимость разрабатывать специальные методики опроса. В некоторых случаях применяются методы анализа документов (школьных сочинений, публикаций в печати по проблемам семьи, исследование читательских писем). Наблюдение применяется чаще всего в ходе лабораторных экспериментов при анализе взаимодействия и взаимоотношений супругов. Термин религия связывают с латинским словом « religio», что означает набожность, святость, святыня, благочестие. В силу того, что в мире существуют различные религии и верования, нет единого определения содержания религии. Однако при этом можно выделить нечто общее в понимании религии, а именно то, что религия представляет собой особую форму отражения бытия, основой которого выступает вера в существование сверхъестественного, неподвластного человеку и недоступного его пониманию, вера в божественное происхождение мира, общественных отношений и самого человека. В социологическом понимании религия представляет собой систему верований и соответствующих ей ритуалов, основанных на вере в сверхъестественное, которые связывают отдельных индивидов, социальные группы, иные общности людей и реализуются через обычаи, социальные нормы, предписания, стандарты поведения. Религия характеризуется определенными чертами, в том числе наличием системы символов, ритуалов, обрядов, ритуальных действий и религиозных церемоний. В той или иной форме религия обнаруживается на самых ранних этапах существования общества. Так, по мнению ученых, зачатки религиозной духовности появляются уже в период верхнего палеолита. В пользу этого свидетельствуют, например, наскальные рисунки, а также обнаруженные археологами захоронения, при проведении которых уже соблюдался определенный ритуал. При всем многообразии концепций, объясняющих причину возникновения религии как социального явления, все их можно разделить на две основные группы: теологические (религиозные) и эволюционные (атеистические). С точки зрения теологических концепций, человек и религия возникли одновременно, поскольку человек создан Богом и Богом же человеку даны религиозные сознание, ценности и представления. Эволюционная теория объясняет появление религии бессилием и страхом человека перед природой, неспособностью понять и объяснить ее, что, в свою очередь, породило веру в богов и духов, обожествление в той или иной форме окружающего мира. Как социальный институт, религия выполняет ряд функций. Важнейшей из них является функция мировоззренческая. Она формирует для верующего человека картину мира, определяет его место в нем, дает ему утешение и надежду, обоснование смысла жизни и смерти. В свою очередь, основанное на определенной системе ценностей религиозное мировоззрение устанавливает правила поведения и его допустимые границы в рамках конкретной религии как для отдельного человека, так и для социальных групп и общества в целом, выполняя, тем самым, регулирующую функцию. Являясь частью человеческой культуры, религия обеспечивает сохранение и развитие культурного наследия общества (культурная функция). Объективно выступая носителем определенных духовных и нравственных ценностей, религия выполняет функцию социальной солидарности и социальной сплоченности (коммуникативная функция). Она связывает людей, разделяющих эти ценности, в единую общность, и противопоставляет их тем, кто эти ценности не разделяет. На протяжении тысячелетий религия оказывала и продолжает сегодня оказывать огромное влияние на жизнь людей. При этом нельзя однозначно оценить это влияние на развитие общества. В том случае, когда религиозные установки жестко требовали сохранения неизменными традиционных ценностей и ритуалов, а их нарушение сопровождалось наказанием, религия могла стать тормозом развития общества. Однако в определенных условиях те же религиозные убеждения могли стать фактором сплочения и мобилизации общества на совершение перемен, обеспечивающих его развитие. Так, даже в древних обществах религиозные культы, совместное исполнение религиозных ритуалов и обрядов объективно способствовали укреплению общественных отношений. Как социальное явление религия является объектом исследования целого ряда общественных наук. Предметом исследования в каждой из них становятся те или иные ее стороны, формы и способы взаимосвязи и взаимодействия с человеком и обществом. Так, философию религия интересует как форма общественного сознания, как особый вид мировоззрения и способ познания бытия. История исследует конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях на тех или иных этапах развития человеческого общества, в тех или иных странах или регионах мира. Культурология исследуют религию как составляющую мировой культуры, духовного наследия человечества. Специальной отраслью социологического знания является социология религии. Ее предметом выступает исследование механизма взаимодействия религии и общества, а также роли религии в функционировании социальных процессов. Предпосылки возникновения социологии религии были заложены еще в эпоху французского Просвещения, представители которого достаточно критически относились к религии, рассматривая ее как способ обмана людей, как ненужное суеверие. Методологическая основа анализа религии была заложена позитивизмом О. Конта и рационалистической гносеологией И. Канта. С именем О. Конта связано начало формирования эволюционистского направления в социологии религии. В соответствии с его учением о трех стадиях развития общества первая стадия имела теологический (религиозный) характер. На этой стадии все вещи рассматриваются как результат воздействия неких сверхъестественных сил, вследствие чего религия выступает как необходимый компонент общества, дающий людям понимание окружающей действительности, формирующий чувство идентичности и обеспечивающий единство социальной жизни. Однако эволюция общества, по мнению О. Конта, неизбежно ведет и к изменению роли и места в нем религии. Представляя собой неотъемлемую часть жизни человеческого общества на ранней стадии развития, религия в ходе накопления знаний постепенно вытесняется на второй стадии абстрактными понятиями и наукой на третьей стадии. Начало собственно социологических исследований религии связывают с именами Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля. Э. Дюркгейм внес в социологию религии ее понимание как силы, интегрирующей общество. Он исходил из того, что религия встречается во всех известных обществах и в этом смысле представляет собой универсальный социальный феномен, что позволяет предположить выполнение религией в обществе некой необходимой для его существования функции, каковой является функция сплочения общества на основе приверженности общим верованиям и ценностям. Отсюда Э. Дюркгейм делает вывод о том, что для понимания общества в целом необходим социологический анализ религии. Кроме того, он отмечал огромное значение религиозной деятельности для стимулирования позитивного участия индивида в социальной жизни. Как социальный феномен, выполняющий определенные функции, предстает религия в трудах К. Маркса, считавшего, что религии не просто включена в систему общественных отношений (прежде всего – экономических), но и порождена ими. В условиях общества, основанного на частной собственности, религия выполняет две основные функции, призванные обеспечить поддержание порядка в интересах господствующего класса и противодействовать революционному переустройству общества. Это функция идеологическая (оправдание и узаконивание существующих общественных порядков как созданных Богом) и функция компенсаторная (страдания в этом мире будут вознаграждены обретением царства Божьего). Значительную роль в социологию религии внес М. Вебер, который разработал ее понятийный аппарат, используемый и современными исследователями. М. Вебер исходил из того, что все общественные институты, структуры, формы поведения основываются и регулируются тем смыслом, который в них вкладывают люди. Главная функция религии - функция смыслополагания, обеспечивающая рационализацию человеческой деятельности. Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на человеческую деятельность, каким бы ни было ее направление. Рассматривая религию как фактор социального изменения, М. Вебер видит в ней составную часть социального процесса. На основе сравнительно- исторического анализа мировых религий он выделяет три самых общих ее типа как три способа отношения к миру: 1) религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм); 2) религии бегства от мира (индуизм, буддизм); 3) религии овладения миром (иудаизм, христианство). Упадок религии в XIX - начале ХХ вв. представлялся многим как триумф человеческого разума, результат просвещающего и освобождающего действия современной науки. Однако М. Вебер видит в этом симптом духовного заболевания общества, вызванного «рациональностью». Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс рассматривает религию как важнейший фактор стабильности и жизнеспособности общества, поскольку именно она выполняет задачу интеграции общества через удержание его культурного и нравственного образца. Без религии, полагал Т. Парсонс, общество всегда стояло бы перед угрозой дезинтеграции и единственным средством поддержания порядка и стабильности оставалось бы только насилие. В современной социологии религии доминирующим является функционалистское направление (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Н. Лукман), рассматривающее религию в точки зрения выполнения ею различных функций: от функции обеспечения эмоционально- психологического равновесия индивида (Б. Малиновский) до функции удовлетворения интересов общества и упрочения его интеграции (А.Р. Рэдклифф-Браун). В процессе эволюции человеческого общества религия оказала большое влияние на развитие культуры. Термин культура восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание, обрабатывание. Существуют различные подходы к определению понятия «культура», которые вместе с таким вопросами, как структура культуры, ее элементы и т.д., будут рассматриваться в рамках дисциплины «Культурология». Наиболее общим является подход, согласно которому культура – это совокупность всех видов деятельности людей (в том числе и материальной, и духовной), направленная на преобразование природы и общества. Отраслью социологического знания, изучающего социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой, является социология культуры. Впервые понятие социологии культуры было введено в социологическую науку М. Адлером, который под предметом социологии культуры понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение человека. Сформировавшаяся в ФРГ и Франции в 70-е годы ХХ века, социология культуры опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Поскольку культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: в труде, в быту, в политике, в здравоохранении и т.д., постольку в широком смысле социология культуры охватывает всю проблематику общественной жизни под специфическим углом зрения. Она изучает основные тенденции культурного развития общества, выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследует социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения, фиксирует изменение национальных, духовных, семейных, бытовых отношений, вызванное распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и рядом других факторов. При социологическом изучении культуры особое значение имеет исследование ее аксиологического (ценностного) аспекта, а именно, внимание акцентируется не просто на уровне развития общества, но и на целях, ради которых применяются достижения, созданные человеческим умом и руками, то есть применяются ли они в гуманистических целях, служат ли развитию личности и т.д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура как мера гуманизации и гармонизации общества и личности. В настоящее время одной из актуальных проблем социологии культуры является исследование вопроса о возможности сохранения культурного многообразия в условиях глобализации как доминирующей тенденции в развитии человечества в XXI веке. Глобализация представляет собой интеграцию экономик, политик, культур различных стран, в ходе которой, по мнению многих исследователей, человечество превращается в единую суперсистему. Этот процесс объективно имеет два последствия. С одной стороны, интеграция потенциально открывает для всех стран доступ к мировым научно-техническим достижениям, создает возможности для ускорения экономической модернизации. Глобальные сети формируют единое информационное пространство, обеспечивающее не просто качественно иной уровень коммуникации, но и новые образовательные возможности. С другой стороны, глобализация усиливает взаимопроникновение государств, в ходе которого образуется мировая система с взаимозависимой политикой, экономикой, финансовой системой, культурой. Результатом этого становится формирование универсальных представлений о системе ценностей и возникновение реальной угрозы утраты культурного многообразия современного мира. В этих условиях перед Казахстаном, являющимся частью мирового сообщества, стоит задача сохранения своей культурно-исторической уникальности и национальной идентичности. Пути решения этой задачи были определены Первым Президентом страны Н.А. Назарбаевым в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В ней отмечается, что условием эффективной экономической и политической модернизации казахстанского общества должна стать модернизация общественного сознания на основе принципов реализма и прагматизма. Это означает, что для осуществления долгосрочных программ развития общества необходимо отказаться от ряда привычных стереотипов и научиться реально оценивать вызовы современного мира, принимать все лучшее, что он дает для развития как страны, так и каждого человека в отдельности, быть готовым к технологическим инновациям, развивать конкурентоспособность и культ знаний. Однако для того, чтобы в стремительно меняющемся мире не утратить свою национальную идентичность, необходимо, чтобы модернизация общественного сознания носила прагматический характер. Это означает, что, отказываясь от некоторых традиций, привычек, которые противоречат требованиям современного общества, необходимо сохранять и укреплять то, что составляет культурный код нации, основу ее духовности. Это язык, достижения культуры, традиции и обычаи, составляющие духовную основу нации, ее уникальную ментальность, уважительное отношение к истории страны, к людям, составляющим ее гордость, к своей малой родине. |