Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые понятия темы

  • Вопросы для самоконтроля

  • ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ. ДЕВИАЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

  • лекции. Конспект лекций по Социологии. Лекция социология в понимании современного мира


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеЛекция социология в понимании современного мира
    Анкорлекции
    Дата18.10.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКонспект лекций по Социологии.pdf
    ТипЛекция
    #739476
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    это перемещение внутри социальной структуры отдельных людей. Ни один человек, ни в какой момент времени не существует вне статуса. Но при этом, если он покидает какую-либо одну свою статусную ячейку, то тут же оказывается в другой, а его освободившееся место занимается другим человеком. Индивидуальная мобильность осуществляется постоянно, является естественной и не нарушает равновесия социальной структуры общества.
    Другое дело, когда речь идет о коллективной мобильности, представляющей реальную угрозу устойчивости общества. Коллективная социальная мобильность – это массовые изменения индивидами, социальными группами своего места в социальной структуре, осуществляемые как по горизонтали, так и по вертикали. Она может быть вызвана целым рядом причин. Одной из них могут стать глубокие изменения в экономической сфере в связи с ее структурной перестройкой. Вследствие этих изменений происходит смена идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов, формируются новые социальные группы, выступающие носителями этих преобразований.
    Происходит неизбежная смена политической элиты, перемещение наверх тех политических сил, которые возглавили происходящие в обществе изменения.
    В результате осуществляется реконструкция всей социальной структуры общества, установление новых связей между социальными слоями. Кроме того, коллективная мобильность может стать следствием войн, революций, стихийных бедствий и других крупных потрясений общества, результатом которых является массовая миграция, обнищание значительной части населения и его маргинализация. Коллективная мобильность нарушает внутреннее равновесие общества, деформируя его социальную структуру, и может стать реальным фактором не только дестабилизации общества, но и его разрушения.
    Ключевые понятия темы: социальная структура, социальный
    состав, социальные связи, социальная стратификация, социальный статус,
    прирожденный (приписываемый) статус, достижимый (приобретенный)
    статус,
    социальная
    мобильность,
    горизонтальная
    мобильность,
    вертикальная мобильность, коллективная мобильность.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Что такое социальная структура общества?
    2. Какие элементы составляют социальную структуру общества?
    3. Что такое страта?
    4. Что такое социальная стратификация?

    5. Каковы критерии социальной стратификации в концепциях М.Вебера,
    Р.Дарендорфа, Т.Парсонса?
    6. Что такое социальный статус?
    7. Какие критерии лежат в основе иерархии статусов в социальной
    стратификации современного общества?
    8. Что такое социальная мобильность?
    9. что такое горизонтальная и вертикальная мобильность?
    10. Что такое межпоколенная и внутрипоколенная мобильность?
    11. Что такое социальная аномия?
    12. Что такое коллективная мобильность?
    ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ. ДЕВИАЦИЯ,
    ПРЕСТУПНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    Особое место в социальной структуре общества занимает человек. Он является основным, первичным элементом этой структуры. Без него нет и не может быть ни социальных связей, ни социальных действий, ни социальных отношений, ни социальных институтов и организаций, ни социальных общностей и групп. Человек одновременно и субъект, и объект всех общественных отношений.
    В обыденном сознании чаще всего такие понятия, как «человек»,
    «индивид»,
    «индивидуальность»,
    «личность», отождествляются.
    В социологии же, при всей своей близости и взаимосвязи, они четко разграничиваются. «Человек» – это характеристика, подчеркивающая принадлежность к такой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество. В этом смысле человек – продукт природы, представитель особого биологического рода. Понятие «индивид» характеризует единичного, конкретного представителя этого рода.
    Уникальность, неповторимость индивида обозначается категорией
    «индивидуальность».
    Для социологии важнейшее значение имеет такая характеристика, как
    «личность», поскольку ее интересует человек не как продукт природы, а как продукт общества. Личность – это социальная характеристика человека, отражающая воплощение в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Другими словами, личность – это типичный представитель большой социальной группы людей, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов, отношений. При этом, личность, как субъект социальных отношений, характеризуется известной автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу.
    Важнейшей характеристикой личности является самосознание, понимаемое как осознание человеком себя как «Я» в отличие от иного, т.е. от других субъектов и мира вообще. Самосознание трансформируется в жизненную позицию личности, ее мировоззрение, основу которого составляют социальные ценности и идеалы. Следует отметить, что именно
    ценностные ориентации составляют ядро личности. Система ценностей биологически не наследуется: она отсутствует у животных, практически отсутствует у маленьких детей. Ценностные ориентации передаются от родителей, учителей, окружения ребенка и формируются в систему ценностей человека, начиная с детства. Разрушение системы ценностей свидетельствует о деградации личности.
    Помимо этого личность характеризуют такие критерии, как самооценка и самоконтроль. Самооценка личности является показателем ее отношения к самой себе, к своим качествам и к возможностям. Она проявляется через способность человека оценивать свои поступки и действия. На формирование самооценки личности значительное влияние оказывает сравнение ею своих качеств с качествами других людей. Основой самоконтроля, понимаемого как ответственность за свои поступки, является способность личности принимать решения и осознавать их последствия.
    Таким образом, личность – это относительно поздний продукт социального развития человека. Это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. То есть личностью не рождается, ею становятся. Особенность человека как представителя биологического рода заключается в том, что в нем от рождения запрограммирована возможность превращения в личность. Однако эта возможность не абсолютна. Изоляция ребенка в силу различных причин в раннем детстве от общества (например, история Маугли) не будет препятствовать его развитию как биологического существа. Однако в социальном плане это будет означать его гибель, поскольку нереализованные в раннем детстве возможности постепенно безвозвратно утрачиваются.
    Процесс превращения человека из существа биологического в существо социальное называется социализацией. В процессе социализации индивид включается в общество и приобретает социальную природу.
    Поэтому главным содержанием социализации является формирование личности, становление социального «Я».
    Понятие «социализация» шире, чем понятия «образование»,
    «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, социально спланированных действий, целью которых является формирование у ребенка определенных навыков, качеств характера. Социализация же включает и образование, и воспитание, и, сверх того, совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности и ее включение в социальные группы. Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус, овладевает социальными ролями.
    Таким образом, социализация представляет собой процесс усвоения образцов социального поведения, социальных норм и ценностей, а также освоения социальных ролей. Следует обратить внимание на то, что в ходе этого процесса социальные нормы как предписания, требования, пожелания
    определенного типа поведения именно усваиваются, а социальные роли – осваиваются в результате каких-то практических действий. Так, девочка, играя в куклы, имитирует поведение своей матери, осваивая, тем самым, соответствующую социальную роль.
    Социализация – это процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся в течение всей жизни индивида. На различных этапах жизни человека социализация имеет свои особенности. Это связано с тем, что в ходе жизни человек приобретает новые статусы, а это, в свою очередь, требует освоения новых ролей. Поэтому процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.
    Количество и продолжительность стадий социализации в различных обществах неодинаковы. Например, чем дольше длится процесс обучения, тем больше времени уходит на такую стадию социализации, как юность.
    В процессе социализации участвуют и взаимодействуют две стороны – объект социализации и субъект социализации. Объект социализации – это тот, на кого направлен сам процесс, т.е. отдельные люди или группы людей.
    Субъект социализации – это тот, кто осуществляет этот процесс. В качестве субъекта социализации может выступать отдельная личность, социальная группа, социальный институт или организация, которые называются агентами социализации. Специфика процесса социализации проявляется в том, что один и тот же человек (например, отец) в одной связи (по отношению к детям) выступает как субъект социализации, а в другой (по отношению к социальной группе, в которую он входит) – как объект социализации. Более того, в рамках одного взаимодействия субъект (отец) не только оказывает воздействие на объект социализации (дети), но и сам испытывает обратное воздействие последнего.
    Социализация бывает первичной и вторичной.
    Первичная социализация осуществляется через прямое воздействие на человека его непосредственного окружения: семьи, друзей, родственников и др., выступающих в качестве ее агентов. Первичная социализация наиболее интенсивно осуществляется в первой половине жизни, хотя в определенной степени сохраняется и во второй. Вторичная социализация осуществляется через опосредованное воздействие на индивида. Ее агенты – представители государства, руководители предприятий, вузов, средства массовой информации и т.д. Вторичная социализация осуществляется тогда, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями.
    Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
    При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель может выступать в качестве агента первичной социализации, если ученик принимает за образец его поведение. Если же учитель воспринимается учеником как носитель формальных требований организации образования, то он становится агентом вторичной социализации.
    Следовательно, первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, а вторичная социализация – в сфере социальных отношений.

    Составляющей частью социализации является социальная идентификация (от лат.identificfre – отождествление). В ходе нее человек, осваивая те или иную роль, осознает свою принадлежность к тем или иным социальным группам (т.е. идентифицирует себя с ними). Так, уже в раннем детстве осуществляется половая идентификация, в ходе которой ребенок осознает себя девочкой или мальчиком, отождествляя себя с соответствующим полом. Несколько позже осуществляется этническая идентичность, когда ребенок начинает отождествлять свою принадлежность к этнической группе. Впоследствии расширение статусного набора и освоение соответствующего ему набора социальных ролей станет основанием для социальной идентификации с каждым статусом
    (профессиональным, образовательным, возрастным и т.д.).
    Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений предопределяют множество теоретических подходов в понимании и объяснении этого феномена, множество различных моделей и образов человека в современной социологии.
    В основе психодинамической теории личности, разработанной 3.
    Фрейдом (1856-1939), лежит идея о том, что личность образуется тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид составляет инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящиеся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. Сфера эго составляет рациональную часть личности, т.е. сферу сознания, которое находится в постоянном взаимодействии со сферой ид, пытаясь предотвратить опасные, дезадаптивные проявления двух базовых инстинктов – сексуальный инстинкт, трактуемый как инстинкт жизни, и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти. Сфера суперэго представляет собой сферу морального «Я» личности и включает в себя систему норм, ценностей, этических представлений, вытекающих из требований общества. Эта сфера является важнейшим компонентом развивающейся личности и формируется в процессе ее социализации.
    Одной из первых социально-психологических теорий личности стала теория «зеркального Я», разработанная американским социологом Чарльзом
    Хортоном Кули (1864-1929). В ее основе лежит идея о том, что человек является существом биосоциальным. При этом социальная сторона личности
    (в том числе ее самосознание и система ценностей) формируется под влиянием реакции либо воображения о возможной реакции на ее поведение окружающих людей. Общество для человека – это своеобразное зеркало
    («зеркальное-Я»), только отражаясь в котором он способен понять и оценить самого себя и свои действия. И как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на его внешность и поведение дает образ социального «Я».
    Сам механизм «зеркального Я» Ч. Кули объясняет следующими принципами: 1) в процессе взаимодействия друг с другом человек способен
    представить, как он выглядят в глазах других людей; 2) человек способен представить (вообразить) характер оценки себя другими; 3) человек развивает самопредставление (самоощущение, самооценку) в зависимости от того, как он представляет мнение о себе других людей. Следовательно, личностный «Я-образ» формируется не столько объективными фактами, сколько социально-зеркальными: в какой мере общество ценит человека, в такой мере человек ценит себя сам. Так, например, если девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой, и это утверждение повторяется достаточно часто и разными людьми, то она, в конечном счете, будет ощущать себя хорошенькой и вести себя как соответствует красавице. При этом хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком и вести себя робко, неуверенно, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут относиться к ней как к некрасивой.
    Ч. Кули отмечал, что в течение жизни индивиду неоднократно приходится менять свою самоидентичность – при переходе во взрослую жизнь, при вступлении в брак, при перемене работы и т.д. При этом он старается выбирать круг общения с теми людьми, которые поддерживают его самоидентификацию, и избегает общаться с теми, кто ее не разделяет.
    Теория «зеркального «Я» Ч. Кули была развита Дж. Мидом (1863-1931) в его концепции «обобщенного другого». В соответствии с ней,
    «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я-образ». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и представляет, что они думают о нем. Он оценивает свои действия и внешность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого». В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».
    Идеи Дж. Мида легли в основу ролевой теории личности, значительный вклад в разработку которой внесли такие американские социологи, как Р. Мертон (1910-2003) и Т. Парсонс (1902-1979). Эта теория исходит из того, что основой социального поведения личности в обществе являются требования, предъявляемые ей обществом в целом или определенной социальной группой этого общества, в зависимости от ее социального статуса. То есть, ролевая теория личности описывает социальное поведение личности через такие понятия, как социальный статус и социальная роль. В ней человек предстает как совокупность социальных ролей, выступающих в качестве поведенческой стороны социального статуса.
    Социальная роль предполагает совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим социальным статусом, а именно вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. При этом социальная роль выступает
    как динамическая сторона статуса, модель поведения, ориентированная на конкретный статус.
    Каждый человек одновременно обладает различными социальными характеристиками, формирующими его совокупный статус. Совокупность ролей, вытекающих из совокупного статуса, называется ролевым набором.
    Каждая роль из ролевого набора требует определенного поведения. Как и социальные статусы, социальные роли могут закрепляться формально
    (например, в законе), а могут носить и неформальный характер (например, моральные нормы поведения).
    Каждый человек в различной степени отождествляет себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда отождествление с одним из статусов становится настолько сильным, что человек буквально сливается с соответствующей ему ролью, перенося стереотип поведения с одного статуса на другие. Например, учитель, поучающий всех подряд. Ситуация, когда происходит максимальное слияние с ролью, называется ролевой идентификацией.
    Минимальное слияние с ролью называется дистанцированием от роли. Оно характерно для низкого уровня отождествления человека со своим социальным статусом
    Обладая большим или меньшим ролевым набором, соответствующим статусному набору, человек не со всеми ролями идентифицирует себя в равной степени. Некоторые роли для человека становятся личностно значимыми. Как правило, это те роли, которые соответствуют главному статусу. Их утрата воспринимается человеком как личностная драма
    (например, мужчина, кормилец семьи, теряет работу, становится безработным). Большинство же ролей не являются личностно значимыми, их наличие или отсутствие не переживается (например, роль покупателя, пешехода, читателя и т.д.).
    Обладая различными статусными характеристиками, человек во множестве ситуаций должен одновременно исполнять несколько ролей. Как правило, эти роли не противоречат друг другу и их исполнение не создает дискомфорта для человека. Однако в некоторых ситуациях индивид сталкивается с необходимостью удовлетворения требований двух или более несовместимых или трудно совместимых ролей (например, роль матери, хозяйки и роль работницы, сотрудницы). В этом случае возникает ролевой конфликт, создающий стрессовую ситуацию. Для того чтобы преодолеть ролевой конфликт, человек должен сделать выбор между противоречивыми ролями, определить для себя, какая из ролей является более важной.
    Социальная роль не является чистой моделью поведения. Она распадается на ролевое ожидание – поведение, которое ожидают от человека окружающие в соответствии с его социальным статусом, и на ролевое исполнение – собственно поведение конкретного индивида. Полного совпадения между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает.
    Требования социальной роли каждым конкретным человеком интерпретируются по-своему, результатом чего является различная картина поведения индивидов, обладающих одинаковым статусом. Поэтому хотя
    существующие границы ролевого поведения достаточно жесткие, они не носят абсолютный характер. Пределы, в рамках которых варьируется допустимое поведение, называется ролевым диапазоном. Таким образом, социальный статус подчеркивает сходство людей, а социальная роль – их различие.
    Социальная роль, понимаемая как ожидаемое поведение, формируется на основе следующих компонентов: а) описание типа поведения, соответствующего данной роли; б) предписания (требования), связанные с данным поведением; в) оценка исполнения предписанной роли; г) санкция, т.е. социальные последствия того или иного поведения. Оценка исполнения той или иной социальной роли, а также последствия в виде социальных санкций основываются на принятой в обществе системе ценностей и соответствующей ей системе социальных норм.
    В целях побуждения индивидов к адекватному исполнению социальной роли в обществе существует целая система социального контроля, представляющего собой особый механизм поддержания общественного порядка и стабильности общества. Основным инструментом социального контроля является система социальных санкций, которые выступают в качестве главного элемента социального регулирования, поскольку именно они побуждают человека к определенному типу поведения. Если поведение кого-то нарушает требования, предписанные социальными нормами, то со стороны общества следует негативная оценка и соответствующие ей негативные социальные санкции (например, осуждение матери, не проявляющей должной заботы о своих детях). И, наоборот, исполнение социальной роли в соответствии с общественными ожиданиями (например, сын, трогательно заботящийся о престарелых родителях) будет иметь следствием позитивные социальные санкции в виде одобрения, уважения и т.д.
    По форме реализации социальные санкции могут быть двух видов.
    Санкции, реализуемые непосредственно социальной группой через её поведение (осуждение, презрение, одобрение, восхищение и т.д.), называются моральными. Они основаны на традиционных нормах социальной группы либо общества в целом и не имеют правовых последствий. Помимо этого, санкции могут быть юридическими
    (правовыми). Они реализуются конкретными социальными институтами
    (например, органами государственной власти, администрацией организаций и учреждений) и имеют правовые последствия. Например, опоздание на работу может иметь следствием такую санкцию, как увольнение, а уклонение от уплаты налогов – привлечение к уголовной ответственности.
    Сложность и многообразие социальной жизни проявляются в том, что она включает в себя не только спокойное, стабильное, правильное течение, но и отклонение от него. Это находит свое выражение в отклоняющемся от социальных норм поведении, которое называется девиантным (от лат. deviatio) – отклонение).

    Поддевиантнымповедениемпонимается как поступок, действия отдельного человека, так и массовые формы поведения социальных групп, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
    Существуют различные теории, объясняющие девиацию, в том числе биологические, психологические, социологические, культурологические.
    Сторонники биологической теории девиации видят главную причину отклонения поведения индивида от принятых в обществе социальных норм в его биологическом складе. Так, еще в XIXв. итальянский врач Ч. Ломброзо связал предрасположенность индивида к делинквентному поведению с физиологическим строением его организма. С точки зрения Ч. Ломброзо, выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, сниженная чувствительность к боли являются характерными признаками человека, склонного к криминальному типу поведения.
    Значительное влияние биологического фактора на поведение человека отмечал в своих работах и американский психолог, врач Х. Шелдон, который связывал девиантное поведение с особенностями строения тела. Он считал, что как у собак различных пород имеется склонность следовать определенным образцам поведения, так и у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Х. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации люди, чье тело отличается силой и стройностью, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками
    Сторонники психологического подхода к объяснению девиации связывают причины девиантного поведения с различными психическими отклонениями, вызванными психологическими конфликтами и травмами, а также иными психическими проблемами, особенно пережитыми в детстве.
    Так, основоположник психоанализа З. Фрейд связывал девиацию с
    «умственными дефектами», с «дегенеративностью» и «психопатией».
    Применительно к объяснению криминогенного поведения он ввел понятие
    «преступники с чувством вины». В данном случае речь идет о людях, которые, по мнению З. Фрейда, желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению». Они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение.
    Сторонники социологических концепций видят причины девиации в социальных факторах. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом в разработанной им теории аномии (от греческого «аномос», т.е. беззаконный, безнормный). С точки зрения Э. Дюркгейма, аномия – это такое состояние общества, при котором старые нормы себя изжили, а новые еще не сложились. Результатом отсутствия в обществе общепринятых норм и ценностей становится его социальная дезорганизация. Лишенные целей и смысла жизни люди становятся равнодушными, отчужденными, подверженными стрессам и тревожности, что приводит к распространению девиантного поведения.

    Идеи Э. Дюркгейма получили развитие у Р. Мертона, видевшего причину зарождения аномии в обществе в появлении значительного числа индивидов, которые не могут следовать тем социальным нормам, которые они одобряют. Он полагал, что социальная дезорганизация общества ведет к разрыву между культурными целями и нормами общества и социально одобряемыми средствами их достижения.
    Социологический же характер носит марксистский подход к девиации, однако в ней акцент делается на ее классовых корнях. В соответствии с этой концепцией главной причиной такой, например, девиации, как преступность, является сам уклад общественных отношений, основанных на частной собственности и антагонизме классов. Отсюда делался вывод о том, что социализм, ликвидировав частную собственность, тем самым, полностью устранит социальные причины преступности.
    Сторонники культурологических теорий (Т. Селлин, У. Миллер, Э.
    Сатерленд) делают акцент на анализе культурных ценностей. В частности, представители данного направления считали, что корни девиации следует искать в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры, складывающейся в той или иной социальной группе. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
    Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы.
    Слово «норма» имеет латинское происхождение и буквально означает
    «правило, образец, стандарт». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Так, например, технические нормы устанавливают представления о стандартах строительства, охраны труда, эстетические нормы – образцы представлений о прекрасном и безобразном в искусстве, религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в священных книгах и т.д.
    Социальные нормы представляют собой общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной жизнедеятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения. Они определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть. То есть, социальная норма понимается как предел, мера допустимого
    (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей в обществе.
    В широком смысле девиантное поведение подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие принятым в обществе нормам.
    Они могут быть как положительные
    (героизм, альтруизм, самопожертвование, высочайшая преданность), так и отрицательные

    (пьянство, наркомания, самоубийство, проституция, предательство, вандализм, хулиганство и др.). Социологические исследования показывают, что на каждую из этих групп приходится 10-15% населения, в то время как
    70% составляют те, кто практически не имеет отклонений от нормы.
    Девиации, подпадающие под категорию противоправного действия (т.е. правонарушения и преступления), называются делинквентным поведением и наказуемы в соответствии с законом.
    Критериями социальной нормы или отклонения от нее считаются образцы поведения, принятые в данном обществе, в конкретной социальной группе или в социальной организации в соответствии с ценностями определенной культуры. Поэтому девиация носит относительный характер: то, что для данной группы или данного общества является отклонением, для другой группы или другого общества может быть нормой. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, кражу, разбой и т.д., однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и других видов социального поведения.
    Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе
    . В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации движения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.
    В социальной жизни может возникнуть такая ситуация, когда отклоняющееся поведение распространяется на широкие социальные слои, охватывает социальные институты. Такое состояние называется социальной аномией и означает полную разрегулированность общества, иными словами, деформацию всех структур общества, в том числе и социальной. Причиной социальной аномии становится разрушение принятых обществом системы социальных ценностей и социальных норм. Это чаще всего бывает в период глубоких кризисов, радикальных реформ, войн, революций, стихийных бедствий, носящих глобальный характер и т.д. Девиация, приобретающая всеобщий характер, разрушает социальные институты общества и угрожает, тем самым, не только обществу вообще, но и лишает уверенности и защищенности каждого его члена в отдельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта