социология. Лекции 3. Лекция тема Социальная стратификация и социальная мобильность план сущность социальной стратификации
Скачать 57.5 Kb.
|
Тема 2. Социально-этническая структура общества ПЛАН 1. Этнические общности 2. Национально-этнические отношения 3. Этносоциальные закономерности и процессы 1. Этнические общности Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности (этносы). Они могут быть представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология – дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Главная цель этой дисциплины – анализ этнического многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта, культуры и т. п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельности людей. Ее предметом выступают: социальная структура этнических обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосознание и национальные отношения. Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов. К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах Земли. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности – народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все части той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Французский ученый Ж. Э. Ренан (1823–1892) утверждал, что нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей, которая обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой важный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. Духовные признаки нации отмечал Г. Лебон. Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Идею «души народа» как «души нации» развивал немецкий философ В. Вундт (1832–1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю, этнологию, искусство, науку, религию, язык и обычаи. Эти особенности составляют его национальный характер. Нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Любые отношения в обществе приобретают национальный характер тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим. Понятие национальности обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств. Факторы формирования этноса. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешняя форма выражения этноса – этноним (самоназвание): русские, англичане, немцы и т. д. Важнейшей предпосылкой формирования этноса является общность территории. Она создает условия для тесного общения и объединения людей. Впоследствии этот признак отходит на второй план и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему миру, хотя до создания в 1948 г. государства Израиль он не имел единой территории. Другое важное условие формирования этноса – общность языка. Но и этот признак нельзя абсолютизировать. В этнической общности наибольшее влияние имеет единство компонентов духовной культуры: ценности, нормы, стереотипы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания людей. Значительную роль в формировании этноса играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. В качестве примера расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Огромное влияние на формирование всех этносов оказывает религия, выступающая как комплексное социокультурное и духовное образование. Признаком этнической общности служит этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу. В этническом самосознании фиксируется представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей. Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм. Он исторически воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Более сильный этнос ассимилирует слабые. Этнос всегда стремится к созданию своей социально-территориальной организации военного или государственного типа. История знает примеры, когда этнос может быть разделен государственными границами, но сохраняет идентичность. Элементом любого этноса являются также мировосприятие, миросознание (мифологические и религиозные представления, в которых объединяются природное и духовно-нравственное начала). Русский этнос. Мировосприятие русского этноса начало складываться на основе языческих верований. Они нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах. П. А. Сорокин считал, что русская нация возникла как социально-культурная система в IX в. Основные черты русской нации: ее долгая жизнь, жизнеспособность, стойкость, готовность идти на жертвы, необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост, расовое и этническое разнообразие, единство, сравнительно мирная экспансия, ведение преимущественно оборонительных войн. На формирование русской нации большое влияние оказало принятие в 988 г. православия в качестве государственной религии Киевской Руси. Основные элементы русской культуры и социальной организации представляли собой идеологическую и материальную реализацию установок православия. Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея единения русских земель. Первоначально она рассматривалась как идея преодоления феодальной раздробленности. Наиболее ярко она была отражена в «Слове о полку Игореве», «Задонщине», новгородских летописях. Развитие духовно-нравственных основ русской нации связано с собиранием русских земель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, сдерживанием набегов степняков, формированием самостоятельного государства. Начиная с XIV в., русским удалось создать великую православную державу от Карпат до стен Китая. С реформами Петра началось влияние на формирование русской нации западной культуры. П. А. Сорокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не дают нации. Только когда группа индивидов принадлежит к единому государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию. Нация является многообразной (многофункциональной), солидарной, организованной, полузакрытой социально-культурной группой. Она осознает факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую систему культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. 2. Национально-этнические отношения Специфика национальных отношений. Национальные отношения всегда связаны с решением определенных проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов): территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и т. д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения. Национальные отношения носят комплексный характер, не существуют в чистом виде и проявляются в других социальных отношениях (политических, духовных, экономических). Особенность проявления национально-этнических отношений между народами заключается в их духовном содержании, этническом сознании и самосознании. Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы), представители этносов (наций), социальные группы и слои населения. Среди этносов существуют более или менее развитые с точки зрения уровня развития экономики, государственности, культуры. Данное обстоятельство породило проблему социальной справедливости в национальных отношениях. Эта проблема возникает в отношениях между коренными и некоренными нациями (народами). К коренным относят нации, которые компактно проживают на тех или иных территориях с государственным образованием. К некоренным нациям относят национальные группы, проживающие на территориях коренных наций. Отсюда возникла проблема национальных меньшинств, осуществления их прав и свобод в условиях национальных государственных образований. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений имеет свое специфическое содержание. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития торговых связей между народами, так и на уровне межгосударственных отношений, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т. д. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении важнейших проблем. Здесь важно, является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства на государственном уровне интересов отдельных наций, или же федеративным, в котором такие механизмы имеются. Политические межнациональные отношения направлены на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. Национальные отношения также проявляются на уровне межгосударственных отношений народов. Они касаются практической реализации национальной независимости и суверенитета, их экономического, политического и культурного сотрудничества. Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры, на сохранение и развитие их национальной самобытности. Национальная духовная культура, будучи весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, испытывает на себе влияние экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура. Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие в связи с охраной природы, воспроизводством природных ресурсов. Цивилизованное решение данных проблем становится все более важным условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Они должны решаться как на государственном, так и на общественном уровне, на уровне общественного и семейного воспитания каждого человека, формирования у него современной экологической культуры. Необходимо самое тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учетом национальных интересов каждого из них. Межнациональные отношения возникают и на межличностном уровне в процессе повседневного общения. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом духовной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей. Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных народов служат межнациональные браки. Одной из фундаментальных предпосылок этого является формирование у каждого человека культуры межнационального общения в соответствии с требованиями современного цивилизованного общества. Национальные интересы. Национально-этнические отношения направлены на реализацию соответствующих интересов тех или иных этносов. Национальные интересы народов касаются различных сторон их выживания, сохранения самобытности, развития их экономики, государственности, культуры. В интересах каждого народа (этноса, нации) такое развитие событий, которое способствует упрочению его положения в системе отношений с другими народами, решению экономических и политических проблем, развитию духовной культуры. Национальные интересы затрагивают разные стороны национального самоутверждения того или иного народа. Для этого необходимо осознать те обстоятельства, которые способствуют его национальному самоутверждению. Такое возможно только при наличии глубокого понимания содержания межнациональных отношений и направленности их развития. Это очень трудная задача, ведь межнациональные отношения весьма сложны. К тому же они складываются во многом стихийно, действуют иррациональные силы, связанные с глубинами психического склада этносов. Ход развития межнациональных отношений зависит от многих объективных и субъективных факторов. Народ должен осознать не только текущие интересы своей нации (народа), но и долговременные, коренные интересы, которые касаются сохранения и развития нации, упрочения ее экономических, политических и культурных позиций в системе межнациональных отношений как в настоящее время, так и в будущем. Понимание долговременных национальных интересов означает понимание подлинного значения для определенных наций деятельности тех или иных политиков, политических партий и движений, выступающих от имени этих наций (народов). То, что выгодно им, не всегда выгодно народу, не всегда ведет к действительному улучшению экономических, политических и духовных условий его жизни. Поэтому очень важно, чтобы народы полнее и глубже осознавали свои общие национальные интересы и сами активно боролись за их осуществление. Сознательное регулирование национальных отношений есть согласование интересов различных этносов (наций). Эти проблемы решаются чаще всего на государственном уровне. Максимальное согласование национальных интересов – это процесс, при котором интересы нации реализуются не в ущерб другим. Для выполнения этой задачи нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти их точки соприкосновения. Необходимо уметь находить компромиссные решения различных проблем, так как многие народы, в силу географических, исторически сложившихся экономических и других условий могут нормально существовать и развиваться лишь в сотрудничестве и мире друг с другом. Гармонизация межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений между народами, а также демократизации и гуманизации их национального сознания и деятельности политических институтов. Развитие демократизма по всем этим направлениям отвечает подлинным интересам всех народов и расширяет возможности действия объективных тенденций развития межнациональных отношений. Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государственности, развитии духовной культуры. Другая – во взаимном сближении больших и малых народов, углублении их сотрудничества, интеграции экономических и политических структур. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Важно осуществлять государственную национальную политику с учетом этих взаимосвязанных тенденций. В рамках современных межнациональных отношений можно выделить следующие характерные процессы: 1) этническую консолидацию народов, развитие их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности; 2) межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей; 3) ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило, ассимилируются малочисленные народы, утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру. Данные процессы происходят во всем современном мире, и необходимо учитывать при осуществлении национальной политики. Мы вплотную подошли к национальному вопросу, теоретическим и практическим аспектам его решения в современных условиях. Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных проблем развития наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического осуществления и регулирования этих процессов: территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические. Национальный вопрос не остается неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержания реально сложившихся межнациональных отношений. В современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов. |