Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Социальный контроль и его механизмы

  • социология. Лекции 3. Лекция тема Социальная стратификация и социальная мобильность план сущность социальной стратификации


    Скачать 57.5 Kb.
    НазваниеЛекция тема Социальная стратификация и социальная мобильность план сущность социальной стратификации
    Анкорсоциология
    Дата21.10.2022
    Размер57.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 3.docx
    ТипЛекция
    #747153
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    2. Виды социальных институтов
    Формы социальных институтов. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на:

    1) экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.);

    2) политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);

    3) институты воспитания и культуры (школа, наука, семья, театр и др.);

    4) социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

    Каждый институт выполняет свою специальную функцию, их совокупность составляет общие социальные функции институтов.

    В рамках государства действуют и другие институты, например, образования, средств массовой информации, в них реализуется другая важная функция – социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения. Они обеспечиваются экономическими, социальными и политическими институтами. Большая роль здесь принадлежит институтам управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предписаний. Взаимодействуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

    Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но в реальной жизни политические и социальные функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации занимаются вопросами производства, социальной защиты и санкций, регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологических ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые структуры.

    Свои специфические качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Они помогают решать проблемы социализации индивидов через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устойчивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты поддерживаются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается принудительно силой соответствующих органов, системой институтов государства, наделенного особыми полномочиями. Существуют и церемониально-символические институты. Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, межгруппового, индивидуального поведения, определяют порядок деятельность субъектов.

    В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на:

    1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам – пол, возраст, образование, вид занятия, способности;

    2) регулятивные, определяющие границы действий индивида для достижения личных целей, они же определяют санкции при выходе за эти границы.

    К таким институтам относятся все механизмы социального контроля. Институты могут быть культурными (идеологические, религиозные, образования, искусства и т. п.) и интегративными, связанными с социальными ролями для удовлетворения потребностей и интересов социальной общности.

    По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т. п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т. е. выполняются независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

    Не менее важную роль в сфере межличностного общения в малых группах играют неформальные институты (группа подростков). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго. В неформальных институтах отсутствуют закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания относительно средств и методов деятельности, но и они выполняют управленческие контрольные функции. Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, традиций, обычаев, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции – более эффективные средства контроля за поведением людей. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства негласному осуждению своих коллег и друзей.

    Функции социальных институтов. Институты выполняют ряд общих функций (внешних, внутренних) и специфических. Функция – это устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменению других. В социологии социальная функция – это роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами.

    Так как социальных институтов в любом обществе чрезвычайно много – семья, религия, право, политика, наука, образование и т. д., – то невозможно рассмотреть все их специфические функции. Обозначим наиболее важные функции:

    1) удовлетворение потребностей личности, группы, общества;

    2) регулирование (при помощи норм морали, права) взаимодействия между людьми, социальными группами, классами;

    3) социальный контроль за поведением отдельных индивидов и социальных групп (правовое регулирование социальной жизни);

    4) применение социальных санкций к субъектам девиантного (отклоняющегося) поведения;

    5) формирование ценностей, ценностных установок и ориентаций личности, социальной группы, их ожиданий.

    Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. Например, институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда, однако государство вынуждено постоянно контролировать деятельность этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т. п.

    Поскольку большинство институтов – бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни.

    Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией. Она выражается, в первую очередь, в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, понижении социального авторитета, трансформации отдельных функций в деятельность, направленную только на поддержание собственного существования. Такой институт начинает испытывать различные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.
    3. Социальный контроль и его механизмы
    Понятие социального контроля. Г. Спенсер, анализируя регулятивную систему и институты власти, обратил внимание на механизмы «социального контроля». Политическое управление он рассматривал как один из видов этого контроля. Г. Спенсер утверждал, что весь социальный контроль держится на «страхе перед живыми и перед мертвыми». Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми – церковь. Эти два института возникли и постепенно развились еще в первобытном обществе. Социальный контроль за поведением людей осуществляют «церемониальные институты», которые старше, чем церковь и государство, а действуют эффективнее.

    Впоследствии термин «социальный контроль» был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом. Он первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, был тесно увязан с процессами социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и, вследствие этого, «здоровый» социальный порядок. Р. Парк выделял три формы социального контроля:

    1) элементарные (в основном принудительные) санкции;

    2) общественное мнение;

    3) социальные институты.

    Американский социолог С. Аск выделил особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы, понуждает (принуждает) индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям и нормам. Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению. Он считал, что действие данного механизма реализуется посредством трех видов санкций: физических (наказание индивида за нарушение групповых норм), экономических (запугивание, штраф и др.), административных (освобождение от должности, арест).

    Как установил еще Э. Дюркгейм, эти нормы и правила, выработанные коллективным сознанием и существующие вне индивида, способны оказывать на индивидуальное поведение принудительное воздействие. Поэтому культура, одним из важнейших компонентов которой является совокупность действующих в обществе ценностей, норм, правил, образцов поведения, формирует наше поведение в соответствии с этими ценностями и нормами. Данные ценности и нормы и предопределяют корректирующее влияние других людей и общностей на наше поведение в процессах межличностного и межгруппового взаимодействия. Именно в таком взаимодействии и реализуется неформальный, неофициальный социальный контроль.

    Структура социального контроля. Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Социальный контроль означает совокупность усилий групп и социальных институтов, направленных на предотвращение девиации, наказание девиантов или их исправление. Направленность и содержание, способы и формы социального контроля зависят от исторической обусловленности социально-политических, экономических, идеологических, социально-этнических, социокультурных, семейно-бытовых и иных особенностей данной социальной системы.

    В каждой подсистеме общества (экономической, политической, социокультурной и т. п.), в каждой социальной общности (семье, трудовом коллективе, профессиональной группе) существует определенное согласие, нередко оформленное документально, относительно вклада, который должен вносить в общее дело каждый индивид. Индивиду отводится определенная роль в соответствии с его социальным статусом, а действующие нормы и правила определяют критерии, по которым поведение индивида оценивается как нормальное, примерное, отклоняющееся и т. д. Социальное (групповое) взаимодействие выступает в системе социального контроля в виде оценочной и регулирующей реакции на индивидуальное поведение, выполняет роль социального стимула (положительного или отрицательного), определяющего характер последующих индивидуальных действий, а в необходимых случаях (при отклонении от нормы) и их коррекцию.

    Социальный контроль в процессе функционирования в определенной социальной системе (общности, группе) представляет собой многоступенчатую иерархию. Она состоит из следующих компонентов:

    1) индивидуальное действие (поступок);

    2) реакция социального окружения (поддерживающая, осуждающая, т. п.);

    3) система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения;

    4) категоризация поступка (отнесение к определенному виду) и его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая);

    5) общественное сознание, групповое (коллективное) мнение;

    6) социальные шкалы оценок;

    7) индивидуальная шкала оценок, производная от социальной направленности личности;

    8) социальная идентификация личности (чувство общности с определенными социальными группами) и выполнение определенной социальной роли;

    9) индивидуальная самооценка и самоопределение.

    Формы осуществления социального контроля. В этой системе также действуют социальные нормы (требования, предписания, образцы, пожелания, запреты), способы социального контроля (неформальный, формальный контроль, поощрение, осуждение, удержание, устрашение, предотвращение, сдерживание, наказание) и его средства – санкции, с помощью которых общество корректирует поведение своих членов. Санкции социального контроля подразделяются на формальные, официально предписанные обществом или организацией (повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание и т. п.), и неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного взаимодействия (одобрение, негодование и др.). Они делятся на позитивные, посредством которых общество или группа стимулирует индивида за правильное поведение (признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания и т. п.), и негативные (общественное порицание, штраф, осуждение, изоляция и др.), применяемые к лицам, нарушающим нормы.

    Деятельность органов формального контроля основывается на трех принципах. Во-первых, они призваны предупреждать отклонение от нормы, устраняя возможность его совершения. Во-вторых, они обязаны удерживать людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания, дабы никому не повадно было совершать отклонения от этих норм. В-третьих, они должны применять определенные санкции (штраф, задержание и т. п.) в случае нарушения индивидом или группой действующих в обществе норм. Своеобразным способом социального контроля является удержание (устрашение), сдерживающее нарушение той или иной социальной нормы страхом наказания. Дж. Гиббс сформулировал теорию сдерживания: чем скорее, надежнее и строже будет наказание за преступление, тем ниже станут темпы роста преступности.

    В системе социального контроля специфическую роль играют специально созданные для осуществления санкций к нарушителям правовых норм социальные институты, призванные осуществлять правосудие. К ним относятся уголовное право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы. Уголовное право (как социальный институт) представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих уголовную ответственность, способы и меру применения наказаний за совершение преступления. Чем серьезнее совершенное отклонение (девиация), тем суровее санкция.

    Новым социальным институтом общественного контроля над девиацией является социальная работа, деятельность органов социального обеспечения и различных общественных организаций, благотворительных фондов. Эти организации и действующие в них сотрудники склонны рассматривать отклоняющееся от действующих в обществе норм поведение не как злой умысел, а как проблему социального неблагополучия, требующую не санкций, а сочувствия, милосердия, терпения, поддержки, а нередко и лечения. Поэтому они ориентированы не на меры пресечения преступности, а на социально-психологические, медицинские, воспитательные меры, направленные на оказание социальной помощи личности, на ее социально-психологическую реабилитацию.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта