Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3. Социальные институты ПЛАН

  • 1. Социальные институты: сущность, признаки

  • социология. Лекции 3. Лекция тема Социальная стратификация и социальная мобильность план сущность социальной стратификации


    Скачать 57.5 Kb.
    НазваниеЛекция тема Социальная стратификация и социальная мобильность план сущность социальной стратификации
    Анкорсоциология
    Дата21.10.2022
    Размер57.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции 3.docx
    ТипЛекция
    #747153
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    3. Этносоциальные закономерности и процессы
    Этносоциальные закономерности. От рода и племени – к народностям – народу до наций-государств – таков путь развития этнических общностей. В современном мире идет процесс глобализации, но сказать, что идет унификация всех этносов, было бы неверно. С одной стороны, деятельность транснациональных корпораций объективно интегрирует экономики, финансы, информационно-технологические связи стран и народов, а с другой стороны, растут национальное самосознание, интеллектуальный уровень членов даже сравнительно небольших этносов. Система представлений, жизнедеятельности, национальные образы бытия, борьба за территорию, ресурсы, рынки сбыта стали реальностью наших дней. Система представлений, традиций, культур и т. д. разных народов настолько устойчива, что даже в условиях глобальной унификации каждый народ сохраняет память о своей истории и культуре, язык, этнический тип.

    Две обозначенные тенденции действуют не только на межгосударственном, но и на внутригосударственном уровне. Можно назвать много примеров, когда в одном государстве-нации идет ассимиляция (порой жестокая, насильственная, с применением всех возможных средств). Другая часть государств-наций старается сохранить себя, свой язык, самобытную культуру, свое «объективированное прошлое». Нация и национальный вопрос – это система, которая еще долго будет иметь большое значение в государственном и планетарном смыслах. Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит во всех регионах мира: в странах Азии, Африки, Латинской Америки, бывшем СССР, а сегодня Содружестве Независимых Государств (СНГ).

    Среди основных причин этнического возрождения народов и повышения их политической активности называют следующие:

    1) стремление народов устранить элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых федеративных государств;

    2) реакция этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой массовой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате их национальной самобытности;

    3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территориях и играющие важную роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

    Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами можно лишь на основе взаимного признания и уважения их основных прав. Они закреплены во многих документах международных организаций, ООН:

    1) право на существование, запрещающее геноцид и этноцид, т. е. уничтожение в какой-либо форме какого бы то ни было народа и его культуры;

    2) право на самоидентификацию, т. е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

    3) право на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

    4) право на сохранение культурной самобытности, включая язык и образование, культурное наследие и народные традиции;

    5) право на контроль за использованием природных богатств и ресурсов их территорий.

    Практическое осуществление названных выше прав всех народов означает существенный шаг на пути к оптимальному решению национального вопроса. Наряду с положительными явлениями в развитии народов существуют и негативные. Националистическая и сепаратистская политика, великодержавный шовинизм ведут к национальным конфликтам, так как изначально направлены на противопоставление одних наций другим, развал сотрудничества, создание недоверия и вражды, конфликтов, обострение противоречий между нациями (народами) в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать на социально-психологическом, идеологическом уровнях, на уровне государственных институтов, законодательной и исполнительной власти. Наибольшей остроты национальные конфликты достигают на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики. Межнациональные конфликты имеют объективные причины, нередко коренящиеся в исторических условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Способность многонационального общества предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты – важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства – важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса.

    Социально-этнические проблемы в России. На многие из этих противоречий и трудностей натолкнулась реформа политической системы в России. Так, естественное и вполне объяснимое стремление народов к самостоятельности при его практическом осуществлении породило сильные и во многом непредсказуемые центробежные тенденции, приведшие к неожиданному распаду Советского Союза. Многие негативные последствия в настоящее время непредсказуемы и вызывают тревогу. Ряд входивших в СССР республик (членов СНГ) ставят вопрос о создании структур, которые регулировали бы межгосударственные отношения в области экономики, экологии, культурного обмена и т. д. Налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами СНГ потребует решения многих вопросов, включая психологические и идеологические, связанные с преодолением национализма и шовинизма в сознании и поведении людей, политиков.

    По-своему остро стоит национальный вопрос в Российской Федерации. Здесь есть свои достижения и пока еще нерешенные проблемы. Фактически все бывшие автономные республики своими решениями изменили свой национально-государственный статус. Ряд автономных областей также провозгласили себя самостоятельными и независимыми республиками в составе России.

    Повышение государственной самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации иногда соседствует с проявлениями национализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и целостность. Как показывает опыт, националистическая и сепаратистская политика отдельных лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб экономическому развитию республик, материальным, политическим и духовным интересам народов России, которые связаны между собой экономическими узами, общей судьбой, кровным родством.

    Сегодня перед руководством страны стоит задача усовершенствования национального и государственного устройства, чтобы построить эффективную систему власти с реальным равенством субъектов Федерации и обеспечить условия для безболезненной интеграции в единую русскую языковую и культурную систему представителей национальных диаспор. Первый этап правового регулирования – приведение законодательства территорий и национальных республик в соответствие с Конституцией РФ. Во главу угла должен быть поставлен принцип постепенности и осторожности при соблюдении главенства Конституции. Второй этап – пересмотр с точки зрения конституционности отдельных законов и других правовых норм. Третий этап – отказ от практики заключения неконституционных договоров: «Центр – субъект Федерации» и возврат к заключению нового федеративного договора как неотъемлемой части Конституции.

    Задача новой демократической России – обеспечить условия для того, чтобы каждый индивид, каждая этническая группа чувствовали принадлежность к Российскому государству, стали частью русской культуры и языкового пространства. Путь России и ее культуры к возрождению и державной мощи пролегает, как в лучшие времена царской России и СССР, через использование творческой энергии населяющих нашу страну народов, с тем чтобы они использовали свои силы не на конфликты друг с другом, гибельные для страны, а на созидание. Необходимо разработать программу межнационального сотрудничества народов России, в которой необходимо учитывать интересы каждого народа страны, формировать общие идеалы и ценности, развивать сотрудничество вокруг общенациональной идеи могучей России.

    При решении национального вопроса невозможно механически выравнивать нации в экономическом, социальном и духовно-нравственном плане. Всестороннее развитие гражданского общества, демократической политической системы и создание правового государства – важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.
    Тема 3. Социальные институты
    ПЛАН

    1. Социальные институты: сущность, признаки

    2. Виды социальных институтов

    3. Социальный контроль и его механизмы
    1. Социальные институты: сущность, признаки
    Понятие социального института. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил термин «социальный институт» английский социолог Г. Спенсер, подробно описавший шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Кроме того, они упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое – общество, обеспечивая его прогрессивное развитие.

    Он проанализировал функционирование следующих социальных институтов:

    1) домашних учреждений (различные виды брака, семьи, их историю);

    2) обрядовых учреждений (приветствия, ритуалы, знаки отличия);

    3) политических учреждений (политические организации, законы);

    4) церковных учреждений (история церковной системы);

    5) профессиональных учреждений (анализ деятельности самых различных профессий);

    6) промышленных учреждений.

    Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Впоследствии в социологии под социальным институтом стали понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

    Социальные институты (лат. – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т. д. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

    • постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

    • четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие участников связи;

    • регламентация и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих работу социальных институтов, и т. д.

    Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для регулирования поведения других членов групп.

    Итак, социальные институты – это относительно устойчивые типы, формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Для деятельности социальных институтов характерны:

    1) набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения;

    2) интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;

    3) осуществление социального контроля над типами действий;

    4) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний.

    Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры и внутренней (анализа их деятельности).

    Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние и внешние факторы. Среди внешних важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены накоплением новых знаний. Также большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают ценностные ориентации и способы оценки объективной реальности, формирующие мировоззрение конкретной культурной общности. Большое влияние на социальный институт могут оказать выдающиеся личности, действия которых часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т. п.

    Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т. е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

    Институционализация и ее компоненты. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической, духовной – условий для их реализации. Каждый институт включает в себя:

    1) определенную сферу деятельности;

    2) группу лиц для выполнения общественных, организационных, управленческих функций на основе прав и обязанностей;

    3) организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный и т. д.);

    4) материальные средства (общественные здания, оборудование и т. п.), необходимые для решения поставленных задач.

    Социальные институты включают в себя системы ценностей, норм, идеалов, образцов деятельности. Они обусловливают сходное поведение индивидов, согласовывают их стремления, устанавливают формы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, обеспечивают состояние равновесия в рамках социальной общности. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы. Процесс формирования ценностных ориентаций личности – важнейший компонент институционализации. Еще один важный компонент институционализации – организационное формирование социального института, создание его материальной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными и финансовыми средствами для выполнения определенных социальных функций.

    Рассмотрим структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, библиотеки и т. п.). Основная цель (функция) высшей школы – удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т. д.

    Процесс институционализации состоит из нескольких этапов:

    1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

    2) формирование общих целей;

    3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;

    4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

    5) институционализация норм и правил, процедур, т. е. их практическое применение;

    6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

    7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Я. Щепаньский указывает следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

    1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, функций (если функции института определены нечетко, он не может бесконфликтно включиться в систему институтов данного общества);

    2) рациональное разделение труда и рациональная его организация;

    3) деперсонализация действий (официальные лица выполняют свои функции в соответствии с предписаниями, использование общественных институтов в личных целях называется «бюрократизацией»);

    4) признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах группы, общества;

    5) бесконфликтное включение в общую систему институтов.

    Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с родовыми или клановыми социальными связями.

    История развития социальных институтов – это постепенное превращение институтов традиционного типа в современные институты. Традиционные институты отличаются от современных жестко прописанными ритуалами, обычаями, родственными связями и отношениями. Социальные институты зарождаются и погибают. Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям и в зависимости от их важности занимали в обществе ведущее положение: церковь, государство и т. д. Процесс индустриализации общества привел к повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд функций семьи (Э. Чэпл и К. Кун). Социологи Т. Парсонс, Ф. Шилз утверждают, что в более развитых обществах не структуры родства, а государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации играют решающую роль.

    Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов. Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и развития общества как целого.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта