Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
Лекция 7МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ РУКОПИСЕЙ НА ПЕРГАМЕНТЕСтроение пергамента Виды повреждений пергамента Технология варки пергаментного клея Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаменте Материалы для реставрации кожаных переплетов Закономерности формирования клеевого шва при использовании синтетических адгезивов Удаление загрязнений с пергамента Методы реставрации пергаментных рукописей в значительной степени зависят от качест- ва пергамента, которое в свою очередь определяется способом его выделки, временем и регионом его изготовления, а также условиями его хранения. Античные пергаменты Греции и Рима были очень высокого качества (достаточно тонкие и светлые), однако в V-VIII вв. искусство изготовления пергамента на территории Римской империи пришло в упадок, а в Северной и Средней Европе его еще не научились делать, поэтому рукописи VI-Х вв написаны на жестком пергаменте желтоватого цвета, напоми- нающем толстую глянцевую бумагу. В ХIV — ХV вв появилась светская литература, поэтому изготовление пергамента пере- шло из рук монастырей в руки городских ремесленников; появились различные сорта пер- гамента, в том числе тонкий бархатистый велен. Из дошедших до нашего времени источ- ников известно, что пергамент выделывался из шкур баранов, овец, телят; самый тонкий — из мертворожденных ягнят и телят. Шкуры подвергались различным операциям, в ходе которых сначала удалялись волосы и верхний слой кожи — эпидермис, затем жировая прослойка и прилежащие к ним участки подкожной клетчатки, после этого кожу шлифовали и выглаживали ее поверхность. В не- которых областях выделывали только одну сторону кожи — со стороны бахтармы, в Се- верной Европе в целях экономии выделывали обе стороны; часто в поверхность пергамен- та втирали мел, который впитывал остатки жира, не удаленного в предшествующих опе- рациях. Материал, который мы называем словом "пергамент", представляет собой весьма неодно- родный материал неопределенного химического и физического строения, что и обуслав- ливает разнообразие материалов и методических подходов к реставрации и консервации рукописей на пергаменте. Строение пергаментаКак показали микроскопические исследования, основным компонентом пергамента, изго- товленного из дермы животных, является белок коллаген, содержание которого составля- ет около 90% от веса сухого вещества дермы. Молекулы коллагена, сформированные в виде фибрилл, образуют волокна, в промежутке между которыми — пустоты. Рельеф по- верхности пергамента, как волосяной, так и мездровой стороны, образован коллагеновыми волокнами и фибриллами, ориентированными в различных направлениях. Виды повреждений пергамента.Пергамент является очень прочным и долговечным материалом, поэтому сравнительно большое количество рукописей дошло до нас в хорошем состоянии. Отмечаются деформации и механические прорывы листов пергамента, но чаще всего по- вреждения вызваны жизнедеятельностью микроорганизмов, приводящей к полной утрате аморфной части и разрыву коллагеновых волокон. Характерными свойствами пергамента является его щелочность и высокая гигроскопич- ность. Первое свойство обуславливает его повышенную стабильность, так как в условиях избыточной щелочности материал меньше подвергается воздействию кислой окружающей среды, содержащей кислые оксиды серы и азота, и лучше противостоит разрушительному действию микроорганизмов. Второе же обстоятельство является основной причиной по- вреждения рукописей и документов. При этом для пергамента губительна как избыточная, так и пониженная влажность воздуха. В условиях пониженной влажности (менее 40%) в результате потери воды материал претерпевает значительное изменение объема (усадки), вследствие чего листы рукописей деформируются, что часто приводит к осыпанию чернил и красочного слоя. Особенно драматические последствия наступают при необратимой ут- рате связанной гидратной воды (см. лецию №2). Хранение рукописей в условиях повышенной влажности (свыше 70%) также приводит к повреждению пергаментных рукописей: вследствие анизотропии пергамента адсорбиро- ванная влага неравномерно распределяется в объеме, что приводит к деформации листов рукописей, их сморщиванию, а иногда и слипанию; книги, подвергавшиеся действию влажного воздуха часто не закрываются, так как края страниц набухают в большей степе- ни, чем внутренние части листов, кроме того, в условиях повышенной влажности активно развивают свою деятельность микроорганизмы, которые необратимо разрушают матери- ал. Наиболее часто встречающиеся виды повреждения пергамента можно разделить на меха- нические, биологические и химические, в результате которых наблюдаются: коробление листов без потери эластичности; коробление с одновременной склейкой листов, ороговение и потеря эластичности; прорывы, чаще в местах, прилегающих к корешку; прозрачность; осыпание красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей, осыпание чер- нил; утрата отдельных фрагментов, биоповреждения, порезы, кружево-подобное выпадение пергамента под кислыми железо-галловыми чернилами, а также зелеными и синими пиг- ментами, содержащими медь. Технология варки пергаментного клеяОсновным адгезивом для реставрации пергамента является пергаментный клей. Упомина- ния о пергаментном клее относятся к X в.; предполагается, что в качестве связующего грунта для миниатюр он применялся даже ранее — в VI в. Систематические исследования свойств пергаментного клея, в зависимости от технологии его изготовления, были прове- дены в ГосНИИРеставрации А.Р. Марготьевой. Для этих исследований пергаментный клей варили из современного пергамента, изготовленного из телячьей кожи на Москов- ском предприятии "Москожобъединение" по ТУ-РСФСР-12-7692-82 "Пергамент для рес- таврации рукописей и перплетов ценных и редких книг". Операция замачивания. Исследования показали, что в процессе набухания в воде увеличи- вается только толщина образца пергамента, линейные размеры остаются неизменными. Скорость поглощения воды изменяется во времени: в течении первого часа поглощается основное количество воды (90-100% к исходному весу образца), в последующий интервал времени скорость набухания уменьшается и достигает постоянной величины через 4-6 ча- сов. Температура и продолжительность варки. В трактате Ченнино Ченнини оптимальной продолжительностью варки пергаментного клея считается время, по истечении которого остается треть первоначального объема воды. По данным Д.Вехтера клей нужно варить в течении 24 часов при 70°С. Исследования А.Р.Марготьевой показали, что наилучшие адгезионные свойства получа- ются при варке в течении 6 часов при температуре 70°С. Процесс варки осуществляется в стеклянной или керамической посуде на водяной бане. Выход клея зависит от температуры и продолжительности варки: так, в результате варки клея при температуре 40°С в течении 5 часов получается клей, концентрация которого со- ставляет 0,3%; при 50°С — 0,5%; при 60°С — 0,95%. Следует отметить, что температура перехода коллагена в растворимое состояния для разного сырья различна: для кожи те- ленка она составляет 63°С, коровы — 65°С, овцы — 58-62°С, козы — 64-66°С, кролика — 59-60°С. Выход клея пропорционален загрузке, чем выше загрузка, тем выше концентра- ция полученного клея, наибольшая концентрация достигается при содержании 6-7 г сухо- го вещества на 100мл воды. Д.Вехтер разработал состав пергаментного клея с добавлением виноградного уксуса и этилового спирта, приготовление которого рекомендуется осуществлять по следующей методике: кусочки пергамента размером 10x2 мм помещают в сосуде водой и прогревают на водяной бане в течении 24 часов (в 3 приема, по 8 часов в день). На 500 мл воды — 30 г пергамента, после чего к двум частям горячего раствора добавляют 1г винного уксуса (5%) и одну часть 96% этилового спирта. Полученный таким образом клей имеет низкую вязкость при комнатной температуре и более биостоек, чем клей, сваренный по стандарт- ной методике. Стандартный пергаментный клей, как и все глютиновые клеи, небиостоек, поэтому для сохранения клея в течение длительного времени в него добавляют 3-5% Катамина АБ. Также как и в случае применения осетрового клея, антисептированного Катамином, эта операция приводит к некоторому снижению адгезионной прочности. Без Катамина вод- ный раствор пергаментного клея может храниться в холодильнике 2-3 недели, при этом емкость, в которой хранится клей не следует закрывать плотной крышкой, достаточно прикрыть ее слоем марли или фильтровальной бумагой. Хорошо высушенные пленки мо- гут храниться в условиях пониженной влажности в течении длительного времени. С целью снижения вязкости клея и улучшения его смачивающей способности, в клей це- лесообразно добавлять этиловый спирт. Основныеправилаприготовленияпергаментногоклея: для приготовления клея лучше использовать тонкий (толщиной 70-90 мкм), эластич- ный пергамент; для получения клея рабочей концентрации (3-4%) загрузка сухого пергамента должна быть не менее 7г на 100 мл воды; для достижения оптимальных эксплуатационных свойств клеевого шва тонкий перга- мент следует варить на водяной бане при температуре 75-80°С в течении 5-ти часов; пер- гамент средней толщины, а так- же более толстый и жесткий следует варить при температуре 75-80°С в течении 8 часов (два дня по 4 часа). Недостатки пергаментного клея: высокая вязкость при малых концентрациях, склон- ность к гелеобразованию, необходимость подогрева, гигроскопичность и большое содер- жание воды в готовом клее. Материалы для реставрации живописи миниатюр на пергаментеВ отечественной и зарубежной практике наиболее привычным материалом для укрепле- ния красочного слоя миниатюр иллюминированных рукописей является пергаментный клей. В национальной библиотеке в Вене (Австрия) Д.Вехтер предложил для укрепления красочного слоя миниатюр модифицированный уксусом и спиртом клей, который наноси- ли на миниатюру с помощью пульверизатора, после чего покрывали лист шелковкой и помещали пергамент в пресс. По аналогии с укреплением распыленного и шелушащегося слоя станковой темперной живописи, укрепление которого ранее производилось с помощью воско-даммаровой мас- тики, В.В.Филатов в 1963г предложил модифицированную методику укрепления красоч- ного слоя миниатюр на пергаменте воско-смоляными композициями, заменив даммарный лак на фисташковый. Этот способ дал хорошие результаты, но требовал очень высокой квалификации реставратора, поскольку, во-первых, существует опасность проникновения мастики на оборот живописи, и во-вторых, проглаживание утюжком может привести к появлению блеска на поверхности миниатюры. Кроме пергаментного клея и воско-смоляных композиций в качестве адгезивов и консо- лидантов красочного слоя применяли желтковые и белковые эмульсии, растворы камедей и другие природные материалы. Однако к началу 70-х годов стало ясно, что ни один из известных способов не только не решает проблемы реставрации живописи на пергаменте, но зачастую приводит к таким нагативным последствиям, как изменение тональности и фактуры живописи, при том, что технология применения вышеописанных способов слож- на и неудобна. По мнению таких высокопрофессиональных реставраторов, как Г.З.Быкова, работать с растворами глютиновых клеев даже низкой концентрации неудоб- но из-за их высокой вязкости, склонности к гелеобразованию и необходимости постоян- ного подогрева. Но особенно драматичными являются последствия, проявляющиеся при длительном хранении, эксплуатации или экспонировании рукописей в условиях перемен- ной влажности. Эти особенности поведения глютиновых клеев являются следствием их повышенной гидрофильности и различной способности клея и пергаментной подложки поглощать воду или водяные пары, поэтому несмотря на высокие физико-механические (прочность клеевой пленки при растяжении по данным А.Р. Марготьевой составляет 80-90 МПа) и адгезионные свойства пергаментного клея, вы- сокую стабильность и родственную природу с субстратом, в условиях неблагоприятного температурно-влажностного режима вероятность повторного разрушения укрепленной живописи очень велика. В начале 70-х годов в институте реставрации были начаты работы по изысканию синтети- ческих материалов, способных решить задачу надежной и долговременной реставрации живописи на пергаменте без ущерба для ее эстетического восприятия, однако лишенных вышеперечисленных недостатков. Одними из первых материалов, оказавшихся пригод- ными для использования в реставрационных целях, были фторсодержащие полимеры, на- зываемые фторлонами — сополимеры фтористого винилидена с гесафторпропиленом (Ф- 26), или трифторхлорэтиленом (Ф-32) или тетрафторэтиленом (Ф-42); в Эрмитаже для этих целей использовали фторлон марки Ф-42л, который является фтор-эпоксидным ла- ком (ТУ-6-05-1884-80). Во ВНИИРе для укрепления распыленного красочного слоя миниатюр, для закрепления водорастворимых чернил и раскрашенных инициалов, а также для реставрации пергамен- та, разрушенного биоагентами был рекомендован и успешно применен фторлон марки Ф- 26 в виде 1-2 % (для укрепления распыленного красочного слоя и чернил) и 3.-5% (для реставрации разрушенного микроорганизмами пергамента) растворов в смеси растворите- лей — ацетона, этилацетата и бутил-или амилацетата в соотношении 1:1:1; Обработка чувствительного к воде текста и цветных инициалов 1-2% раствором фторлона позволяет в дальнейшем осуществлять удаление загрязнений с листов пергамента с по- мощью водных препаратов. Кроме того, с использованием фторлонов в ВНИИРе была разработана методика укрепле- ния пергамента, разрушенного в результате воздействия микроорганизмов, либо чернил или пигментов. За рубежом для устранения такого рода повреждений применяют метод доливки пульпой, состоящей из пергаментной крошки и связующего, с применением ва- куумных столов. В качестве связующего в этом случае применяют пергаментный клей, растворы эфиров целлюлозы и др. Этот метод дает хорошие результаты, однако неприме- ним в том случае, когда пергамент темнеет от воды или от нее остаются ореолы. Для укрепления деструктированного пергамента по методике ВНИИР пергаментную стружку смешивают с 5% раствором фторлона марки Ф-26л, наносят эту смесь на пора- женный участок, накладывают тефлоновую пленку и кладут груз. Разрывы пергамента по сгибам листов можно склеить фторлоном без наполнителя. Применение безводного клея позволяет избежать деформаций, матовая пленка фторлона практически незаметна. Однако с помощью фторлонов материалов не удается решить проблему укрепления кра- сочного слоя с повреждениями типа жесткого шелушения, так как растворы в органиче- ских растворителях не способны размягчить жесткий кракелюр красочного слоя темпер- ной живописи или позолоты и не могут обеспечить надежной подклейки вследствии пло- хих адгезионных свойств этого класса соединений. Для решения этой проблемы был рекомендован материал СЭВ (см. лекцию № 6), специ- ально разработанный в НПО "Пластполимер" (Ленинград) по техническому заданию ВНИИР. Поскольку этот полимер растворяется в смеси воды и спирта (30:70), с помощью 3% растворов удается устранить жесткое шелушение красочного слоя, сохранив при этом неизменным цвет и фактуру живописи. В работе А.В.Ивановой и М.В.Юсуповой было по- казано, что СЭВ, как и фторлоны, не влияет на гигроскопичность и влагоотдачу пергамен- та и не препятствует проведению повторной реставрации. |