Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница15 из 27
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

1. Белые пигменты


Свинцовые белила основной карбонат свинца 2РbСОз.Рb(ОН)2
Синонимы:кремницкие белила, серебристые белила, венецианская белая
(англ.:Chremnitz white, Flake white, Lead white; нем.:BleiweiB; франц.:Blanc d' argent, Blanc de plombe; lat.: cerosa, cerussa).
Данное соединение существует в природе в виде минерала гидроцеруссита, но в живописи использовался искусственный продукт. Самый ранний рецепт приготовления свинцовых белил содержится в трактате Теофраста камнях" IV-III вв. до н.э. Свинцовые пластинки или стружки обливали виноградным уксусом и помещали их в плотно закупоренном сосу- де в теплое место. Спустя некоторое время на поверхности металла образовывался белый порошкообразный налет. Его счищали и использовали в качестве белого пигмента.
Свинцовые белила — это единственный белый пигмент станковой живописи с древней- ших времен вплоть до начала XIX в. Он обнаружен при исследовании различных произве- дений станковой живописи, живописи книжных миниатюр, иконописи. Этот пигмент не рекомендовалось использовать для настенной живописи. Благодаря современным иссле- дованиям установлено, что в условиях открытой атмосферы основной карбонат свинца претерпевает химическое изменение, превращаясь в темно-коричневый оксид РbО2. До конца механизм данной реакции не изучен. Визуально такие участки воспринимаются черными. Это явление было обнаружено, например, в монастыре Давид Гареджа, в Гру- зии, где в настенных росписях XIV в. использовались свинцовые белила, в настоящее время практически полностью превратившиеся в темно-коричневое соединение. Все лица и обнаженные участки тела изображенных персонажей выглядят в настоящее время чер- ными, что долго вызывало недоумение и послужило источником различных домыслов об эстетической концепции данной школы живописи. Подобное явление отмечено и при ис- следовании живописи церкви Иоанна Богослова в Кремле Ростова Великого. Росписи

XVII века были поновлены в XIX в. с использованием свинцовых белил. Эти участки так- же "почернели" вследствие превращения основного карбоната свинца в диоксид свинца.
В XIX в. был объявлен конкурс на разработку технологии белого пигмента, позволяющего заменить свинцовые белила, производство которых всегда было очень вредным. Несмотря на появление новых белых пигментов, свинцовые белила не были вытеснены, так как об- ладали определенными преимуществами: во-первых, сильными светоотражающими свой- ствами, а во-вторых, свинец, являясь сиккативом, способствует активному высыханию масляного связующего, а следовательно, быстрому образованию прочной красочной пленки.
Аналитическое определение свинцовых белил:

Микрохимические тесты:
растворяются в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; микрохи- мическая реакция на ион Рb2+* Микрохимические реакции подробно описаны в учебном пособии:"Технология,исследованиеихранениепроизведенийстанковойинастеннойжи- вописи". М., 1987. С.161-168.
Термический тест (прокаливание до 1000°С):
гидроцеруссит 2РbСО3.Рb(ОН)2 -> массикот РbО белый —> желтый
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


написать администратору сайта