Главная страница
Навигация по странице:

  • К-42

  • ОК-72 фт/15, ОК -72 фт / 5.

  • Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


    Скачать 498 Kb.
    НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
    Дата20.04.2022
    Размер498 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #487208
    страница11 из 27
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27

    Кремнийорганические материалы



    Это очень широкий круг материалов, включающий разные по химическому составу и мо- лекулярной массе полимеры, олигомеры и низкомолекулярные соединения (кремнийорга- нические жидкости).
    Общими для этих соединений свойствами является их свето-, влаго-и атмосферостой- кость, пропитывающая способность, паропроницаемость. В зависимости от химического строения основной цепи эти соединения делятся на три группы:




    В промышленности эти соединения используют в качестве гидрофобизирующих жидко- стей, клеев, лаков, связующих для пластмасс.
    В реставрационной практике кремнийорганические олигомеры применяются более 30 лет для гидрофобизации авторского материала с целью придания ему водоотталкивающих свойств, а также в качестве укрепляющих материалов для реставрации объектов из порис- тых материалов, таких как скульптура или архитектурные детали из камня, мрамора, кир- пича, известняка и песчаника, штукатурного основания живописи, наружных росписей, музейных экспонатов из дерева, камня, керамики.

    Свойства кремнийорганических материалов





    • гидрофобизирующие свойства;




    • высокая атмосферостойкость — стойкость к действию влаги и перепаду температур, од- нако эти соединения подвергаются кислотному и щелочному гидролизу, поэтому объ- екты, укрепленные кремнийорганическими материалами и находящиеся в атмосфере


    промышленных городов, богатой оксидами азота и серы, необходимо повторно реставри- ровать через каждые 15-20 лет;


    • более низкое, чем у акрилатов, грязеудержание;




    • низкая вязкость и поверхностное натяжение, обуславливающие высо- кую проникающую способность, что позволяет проводить структурное укрепление руи- нированных пористых объектов на глубину до 50 мм растворами высокой концентрации или 100% жидкостями;




    • сохранение паропроницаемости укрепляемых объектов, это свойство делает этот класс материалов незаменимыми при реставрации стенописей, дерева и скульптуры из камня;




    • высокая биостойкость — поскольку кремнийорганические продукты сообщают объек- там гидрофобные свойства, они абсолютно стерильны, на них не обнаруживается роста грибов и водорослей. Основным недостатком этого класса материалов является их полная необратимость, поскольку укрепляющий эффект достигается в результа- те реакции поликонденсации олигомеров с образованием трехмерных структур, нерас- творимых ни в одном растворителе. Более того, в большинстве случаев имеет место хими- ческое взаимодействие с авторским материалом, что, с точки зрения теории реставрации, является абсолютно недопустимым.

    Тем не менее в отечественной и зарубежной практике эти материалы наряду с акрилатами являются наиболее популярными и потребляются в больших количествах. Все материалы, использующиеся в реставрационных целях, промышленного изготовления; наиболее часто употребляющиеся — метилтриэтоксисиланы (МТЭОС), этилсиликаты ( КУС,ЭТС-40), по- лиметил- и полиметилфенилсилоксановые жидкости (ГКЖ-8, 8М), кремнийорганические лаки КО-979 и др., силазановые олигомеры МСН-7, силазановые смолы марок 174-74 (К- 15/3) и 141-50К.
    За рубежом применяются аналогичные материалы, выпускающиеся фирмами Wacker (Германия), Rhon Paulence (Франция), Bayer (Германия), General Electric (США), Dow Corningf США)
    Областиприменения


    • структурное укрепление основы настенной живописи — штукатурки, кирпичной клад- ки, кладочного раствора (смола 174-74 в виде раствора в уайт-спирите или бензине 5% концентрации);




    • структурное укрепление резного белокаменного декора, архитектурных деталей из кирпича, известняка, песчаника (КУС, МСН-7 или растворы смолы 174-74);




    • структурное укрепление скульптуры из камня (МСН-7, силазановые смолы фирмы

    Wacker);


    • реставрация изразцов, керамики, майолики, стекла, эмалей, витражей — для структур- ного укрепления, а также в качестве покровных лаков и связующего для доделочных масс (КО-979);




    • гидрофобизация и структурное укрепление деструктированного красочного слоя на- ружных росписей (смола К-42 и смола 174-74);




    • гидрофобизация предметов прикладного искусства из дерева и оборота холстов стан- ковой масляной живописи ( смола К-42 и продукт 141-50К).



    1. Фторсодержащие полимеры



    В реставрационной практике используются сополимеры на основе тетрафторэтилена

    (тефлона), известные под названием фторлоны.
    Материалы этого класса используются для получения термостойких лаковых покрытий; они характеризуются высокой термо- и химической стойкостью, атмосферостойкостью, гидрофобностью, не изменяют тональности и фактуры живописи. В реставрационной практике используются две марки фторлонов Ф-26 и Ф-42. Ф-26 — сополимер тетрафто- рэтилена с гексафторпропиленом, Тпл=270-290°С, плотность 2,14-2,15 г/см3. Прочность пленки при растяжении 22-27 МПа, относительное удлинение 280-400%. Ф-42 — сополи- мер тетрафторэтилена с винилиденфторидом, Тпл=150-160°С, плотность 1,9-1,93 г/см3. Прочность пленки при растяжении 34-49 МПа, относительное удлинение 400-500%.
    Эти материалы применяются в виде растворов 1-2% концентрации в смеси растворителей амилацетат, ацетон, этилацетат (1:2:2).
    Областиприменения:

    • укрепление слабых распыленных пигментов произведений живописи, выполненных в технике пастели, углем или карандашных рисунков;




    • реставрация ветхих тканей и бумаг (3% растворы в ацетоне или смеси растворителей); после обработки фторлонами возможно проведение любых операций, в частности очистки от загрязнений водой или водными растворами детергентов;




    • закрепление цветных инициалов и железо-галловых чернил рукописей перед удалени- ем загрязнений.



    1. Эпоксидные смолы



    К эпоксидным смолам относятся олигомеры или полимеры, содержащие эпокси-группы в цепи или концевые.




    Эпоксиды — это жидкие или твердые вещества с м.м. 5 00-1000 Применяющиеся в рес- таврации эпоксидные клеи, как правило, двухкомпонентные системы, состоящие из смолы и отвердителя: в качестве отвердителей чаще всего используют полиэтиленполиамин (ПЭПА), реже многоосновные кислоты и их ангидриды, фенолформальдегидные смолы и др.
    Эпоксидные клеи характеризуются следующими свойствами:


    • очень высокой адгезией практически к любым подложкам (металлам, стеклу, бетону и др., прочность на сдвиг составляет более 45 МПа);




    • высокой химической стойкостью, влагостойкостью, атмосферостойкостью;




    • очень высокой прочностью клеевого шва;




    • при отверждении дают незначительные усадки.


    К отрицательным свойствам следует отнести абсолютную необратимость после отвержде- ния и потемнение клеевого шва в процессе старения. Именно последнее обстоятельство и делает эти соединения непригодными для склеивания фрагментов экспонатов из мрамора, белого камня, фарфора и др. предметов из светлоокрашенных материалов. В случае склейки эпоксидным клеем руинированных предметов, высокая прочность клеевого шва является причиной разрушения по авторскому материалу.
    Эпоксидные клеи нашли ограниченное применение при реставрации стекла, витражей, эмалей, в отдельных случаях возможно их применение для склейки фрагментов каменной скульптуры из окрашенного материала.

    Можно избежать окрашивания клеевых швов, если использовать оптические эпоксидные клеи, разработанные в промышленности специально для склеивания деталей оптических приборов. Нами рекомендованы клеи марок ОК-72 фт/15, ОК -72 фт / 5.
    Клеи следует применять сразу же после смешения, время отверждения и жизнеспособ- ность клея после введения отвердителя определяется типом последнего, например, в слу- чае ПЭПА жизнеспособность смеси составляет 1 — 2 часа, а время полного отверждения при комнатной температуре составляет 4 — 12 часов.

    1. Полиуретановые клеи



    Полиуретановые клеи представляют собой двухкомпонентные системы, содержащие в ос- новной цепи уретановые группы -NH-(CO)-O-. Полиуретановые смолы представляют со- бой вязкие жидкости, отверждающиеся гидроксилсодержащими соединениями в присут- ствии таких инициаторов, как вода, спирты, водные растворы солей щелочных металлов и др.
    Также как и в случае эпоксидных смол, компоненты смешиваются непосредственно перед использованием, жизнеспособность клея 1-3 часа, при условии хранения его в плотно за- крытой емкости без доступа влаги воздуха. Полное отверждение происходит через 24 часа после склеивания.
    Свойстваадгезивовкласса уретанов


    • высокая адгезия к различным подложкам;




    • устойчивость к действию воды;




    • высокая биостойкость.


    Также как и эпоксидные, клеи уретановые находят ограниченное применение при рестав- рации стекла, витражей, изразцов. В отличие от эпоксидных, уретановые клеи образуют более эластичные пленки.

    * * *


    • Синтетические материалы находят широкое применение в реставрации станковой и настенной живописи, резного золоченого декора, скульптуры, архитектурных деталей, предметов прикладного искусства из стекла, керамики, фарфора, кожи, дерева, рукопис- ных памятников на пергаменте и др.;




    • синтетические материалы применяются в качестве клеев, консолидантов, покровных материалов, связующих реставрационных грунтов и композиций для восполнения утра- ченных фрагментов;

    • синтетические материалы характеризуются хорошими адгезионными свойствами, высокой биостойкостью, влаго-, свето- и атмосферостойкостью, а главное, благодаря вы- сокой эластичности пленок, они обладают хорошими деформационными свойствами, что обеспечивает более высокую долговечность отреставрированных объектов в условиях ко- лебаний температуры и влажности;




    • первыми синтетическими материалами, нашедшими применение в отечественной рес- таврационной практике, были растворы полибутилметакрилата, водные сополимерные дисперсии СВЭД и ВА-2ЭГА, водные растворы ПВС и ПАА;




    • ассортимент синтетических реставрационных материалов в настоящее время практи- чески сформирован и включает главным образом полимеры классов акрилатов и кремний- оранические полимеры, олигомеры и низкомолекулярные соединения, кроме того находят ограниченное применение фторсодержащие полимеры, полиуретаны и полизпоксиды.


    Литература.

    Общие вопросы





    1. Балыгина Л.П., Некрасов А.П., Особенности применения синтетических материалов в практике реставрации монументальной живописи и их эффективность. Консервация и реставрация памятников истории и культуры, Экспресс-информация, в.5, М.,1994, с19.




    1. Назарова И.В. Применение синтетических полимерных материалов в реставрации про- изведений искусства, Консервация и реставрация музейных художественных ценностей, Обзорная информация, М, ГБЛ, в.5, 1990.




    1. Некрасов А.П., Балыгина Л.П., Материалы и методы реставрации монументальной жи- вописи, Изд. Пасад, Владимир, 1997.




    1. Федосеева Т.С. Материалы для реставрации настенной живописи, Консервация и рес- таврация памятников истории и культуры, Экспресс-информация, в.5, М.,1994, с9-19.




    1. Федосеева Т.С. Применение синтетических материалов в практике реставрации станко- вой масляной живописи, Консервация и реставрация музейных художественных ценно- стей, Обзорная информация, М., 1989 г., в. 5.




    1. Филатов В.В., Назначение синтетических материалов в консервации настенной живопи- си. Консервация и реставрация памятников истории и культуры, Экспресс-информация, в.5, М.,1994, с 1-9.




    1. Falvey D. Преимущества Mowiol: сравнительное исследование органических и синтети- ческих связующих для грунтов картин на холстах", Доклад на 6th Triennial Meeting, Ottawa, 1981.




    1. Rehbin S., Клеящие составы и их роль в историческом развитии реставрации, Реставра- ция, исследования и хранение музейных художественных ценностей, М., 1983, вып.2, с 4.



    Поливинилацетат и сополимеры на его основе СЭВ. СВЭД, ВА-2ЭГА.





    1. Балыгина Л.П., Некрасов А.П., Укрепление и расчистка настенной живопи-

    си, находящейся под слоем набелов и записей. Реставрация, исследование и хранение му- зейных художественных ценностей: научно-реферативный сборник М., 1982, в 2, с 18-21.


    1. Брегман Н.Г., Реставрация позднеготических алтарей из Таллина, Реставрация музей- ных ценностей с СССР. Сб.ст., М., 1982, в 7.




    1. Донской Г.Г., Донская Л.Н., Технология реставрации стенописи, Художественное на- следие. Хранение, исследование, реставрация., М., 1985. в.10,с 112-122.




    1. Некрасов А.П., Балыгина Л.П., Укрепление и расчистка настенной живописи, находя- щейся под слоем поверхностных загрязнений, Реставрация, исследование и хранение му- зейных художественных ценностей: научно-реферативный сборник М., 1982, в 2, с 14-18.



    Акриловые полимеры, ПБМА и БМК-5, сополимерные дисперсии.





    1. Абдуразаков А.А., Камбаров М.К. Реставрация настенных росписей Аф-расиаба, Таш- кент, 1975.




    1. Альбаум Л.И. Из опыта консервации стенных росписей на лессовой основе. Художе- ственное наследие, №2, 1977, cl 17.




    1. Бурый В.П., Ярош В.Н.,Полевая консервация и первичное исследование росписей из гробницы 111 тыс. до н.э. в урочище Клады (Северный Кавказ), Культура и искусство в СССР. Серия: Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, М., 1984, вып.7, с 12-15.




    1. Бурый В.П. Реставрационные работы в Национальном музее Афганистана

    \\Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей, М., 1982,

    вып.З.с 11-16.


    1. Винокурова М.Б., Герасимова Н.Г., Мельникова Е.П., Шейнина Е.Г.. Новые возмож- ности ПБМА как закрепляющего материала, Сообщения Эрмитажа, Л., 1974, вып.40, с 90- 92.




    1. Гаген Л.П. Опыт реставрации росписных статуэток из Танагры Шв.до н.э. из собрания Гос. Эрмитажа. Доклад на 6th Triennial Meeting Ottawa, 1981.




    1. Гаген Л.П. Реставрация античной фрески из Нимфея 111 в. до н.э. Реферативный сборник Bulletin of Conservation, №1, АО "Славия" С-ПБ., 1997, с 23.




    1. Иванова А.В. Укрепление фрагментов живописи на лессовой основе сополимером БМК-5. Сообщения ВЦНИЛКР, М„ 1972, вып.28, cl 15-116.




    1. Костров Т.И. Реставрация древней монументальной живописи на лессовой штукатур- ке и расписной лессовой скульптуры. В сб. Сообщения ВЦНИЛКР, М., 1964, вып.1, при- ложение 3, с67.




    1. Ковалева Н.А. Консервация фрагментов настенной живописи из Топак-кала. Реставра- ция, исследования и хранение музейных ценностей. Научно-реферативный сборник, М., 19682, вып. 4, с 8-11.

    2. Начинкина Ю.М., Шейнина Е.Г., Консервация произведений древнего Египта из поли- хромного дерева в Гос. Эрмитаже. Доклад на 6th Triennial Meeting, Ottawa, 1981.




    1. Лелекова О. В. Экспериментальная работа по отслоению записей темперной живопи- си.




    1. Лелекова О. В., Иванова А.В. Разработка методики по отслоению записей станковой и монументальной темперной живописи\\Художественное наследие. М.1981, вып. 7(37), с. 150-165.




    1. Малачевская Е.Л., Федосеева Т.С., Назарова И.В., Применение акриловых дисперсий в качестве реставрационных материалов. Консервация и реставрация художественных му- зейных ценностей, в. 4, М., 1990, с. 1-11




    1. Мельникова Е.П., Лебель М.Н., Использование полимеров в реставрации скульптуры из камня в Гос. Эрмитаже, Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс- информация, М., 1983, вып.2, с 24.




    1. Сентавитиене Я., Пинкевичюте В., Лушениене Я., Применение акриловых полимеров для дублирования музейного текстиля, Доклад на 6th Triennial Meeting, Ottawa, 1981.




    1. Филатов СВ. Отслоение записей со станковой темперной живописи с применени- ем синтетических клеев\\Художественное наследие. М. 1981, вып. 7(37), с.




    1. Шейнина Е.Г., Метод реставрации росписей на различных основах, Реферативный сборник Bulletin of Conservation, №1, АО "Славия" С-ПБ., 1997, с 37




    1. Bosshard E., Varty Ch, Крупные панарамы и их сохранность, Maltechnik Restauro., 1985 Ig. 91, №3, s 9-33.




    1. Heidingsfeld V., Vorigek J., Укрепление штукатурки дисперсиями и растворами поли- меров, Sbornik Vysokeskoly chemicko-technologicke v Praze. 1983, slO, S2O9-214.




    1. Kemkam, Применением акриловых смол и метода горячего дублирования при рестав- рации картин, выполненных на холсте. Maltechnic-Restauro, 1977,Ig83,№2, S99-1O5.




    1. Kaftanova A., Simunkova E., Обследование, укрепление и реставрация деревянной скульптуры Скорбящей Богоматери из Волыни, Sbornik Vysokee skoly chemicko- technologicke v Praze. 1983, s 1O, s 73-81.




    1. Kosova К., Скульптура "Мадонна с младенцем" из Шаришского музея в Бардейове от- реставраирована, Pamiatky-priroda., 1984. №2, s.17-20.




    1. Rady F., О реставрации настенной живописи римско-каталической приходской церкви в Кентели — Венгрия, Maltechnik — Restauro. 1885, Ig.91; №2, s 13-21.




    1. Wojtowicz R., Усиление механической прочности холста Рацлавской панарамы — дуб- лирование, Ochrona zabytkow, 1984, №4, s 269-275.




    1. Schleiermacher M., Изучение и методы консервации фрагментов римских стенных рос- писей, извлеченных из земли. Серия: Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, М., 1983, вып.2, с 11.

    Кремнийорганические материалы.





    1. Ацагорцян З.А., Исследование эффективности пропиток каменной облицовки памятни- ков. Доклад на 1-м Совещании Проблемной комиссии по теме "Научные исследования в области реставрации памятников истории, культуры и музейных ценностей", 11-17 окт 1982г. Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР, Музейное дело и охрана па- мятников, М., 1984, вып.2, с 1-13.




    1. Агеева Э.Н., Антонова Е.И. О некоторых исследованиях в области консервации мону- ментальной мраморной скульптуры, Художественное наследие. Хранение, исследования, реставрация, 1984. Вып. 9, с 152-157.




    1. Дашевская С.С., Муджири Б.Г., Брагинский Р.П, Принципы прогнозирования долговеч- ности каменных материалов, обработанных полимерными составами. Доклад на 1-м Со- вещании Проблемной комиссии по теме "Научные исследования в области реставрации памятников истории, культуры и музейных, ценностей", 11-17 окт 1982г. Экспресс- информация. Культура и искусство в СССР, Музейное дело и охрана памятников, М., 1984, вып.2, с 1-13.




    1. Клименко B.C., Кулик Л.А., Стриленко Ю.Н., Состав для консервации камня на основе эфиров ортокремниевой кислоты, Доклад на 1-м Совещании Проблемной комиссии по те- ме "Научные исследования в области реставрации памятников истории, культуры и му- зейных ценностей", 11-17 окт 1982г. Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР, Музейное дело и охрана памятников, М., 1984, вып.2, с 1-13.




    1. Маслов К.И. О реставрации настенной живописи Грановитой палаты Московского Кремля. Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценно- стей, М.,1983, вып.8, с5-7.




    1. Никитин М.К., Шадрин С.А., Полиорганосилоксаны в реставрации и консервации гипса и известняка. Доклад на 1-м Совещании Проблемной комиссии по теме "Научные иссле- дования в области реставрации памятников истории, культуры и музейных ценностей", 11-17 окт 1982г. Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР, Музейное дело и охрана памятников, М., 1984, вып.2, с 1-13.




    1. Никитин М.К. Химия в реставрации, 1988.




    1. Тимофеева, Музовская О.А., Аверкина М.М., Сизов Б.Т., Муджири Б.Г.,


    Кремнийорганические составы для структурного укрепления камня// Доклад на 1-м Сове- щании Проблемной комиссии по теме "Научные исследования в области реставрации па- мятников истории, культуры и музейных ценностей", 11-17 окт 1982г. Экспресс- информация. Культура и искусство в СССР, Музейное дело и охрана памятников, М., 1984, вып.2, с 1-13.


    1. Фомичев А.С, Аверкина М.М., Снятковская Э.Ф., Метод структурного


    укрепления и защиты каменных материалов кремнийорганическими укрепляющими со- ставамиУ/Культура и искусство в СССР, Серия: Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, 1985, Вып. 7, с 12-15.

    1. Цетлина М.М., Ветер Э.И., Исследование и реставрация сграффито Бри-гитского котела в Гродно// Художественное наследие, Хранение, исследование, реставрация. 1984, Вып. 9, с 63-67.



    Фторсодержащие полимеры.





    1. Соколовский В.М. //Монументальная живопись средневекового Шахристана. Реставра- ция, реконструкция, технико-технологическое исследование, художественные особенно- сти росписей и их место в изобразительном искусстве Средней Азии// Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. — М. 1983, 24с.




    1. Фторуглеродные пластики, Каталог-справочник 1974, г.Черкассы, с. 46.




    1. Паншин Ю.А. Фторопласты, л., 1978, с172.



    Эпоксидные смолы.





    1. Ciabach J. Пожелтение эпоксидных смол// Ochrona zabytkow, 1989, №1, s 36ь38.




    1. Kotliik P., Zelinger J., Пропитка песчаника эпоксидными смолами//, Sbornik Vysoke skoly chemicko-technologicke v Praze. 1981, s6, s 73-85.




    1. Kotlik P., Peprna E., Rathousky S., Zelinger J., Некоторые свойства искусственного песча- ника, обработанного эпоксидной смолой// Sbornik Vysoke skoly chemicko-technologicke v Praze. 1983, slO, s 165-178.




    1. Kotlik P., Zelinger J., Возможности использования эпоксидных смол для консервации и реставрации камня// Sbornik Vysoke skoly chemicko-technologicke v Praze. 1983, slO.s 145- 163.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   27


    написать администратору сайта