Главная страница
Навигация по странице:

  • Смальта — стекло СоО •nK

  • Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


    Скачать 498 Kb.
    НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
    Дата20.04.2022
    Размер498 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #487208
    страница19 из 27
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27

    2. Синие пигменты



    Александрийская фрита силикат кальция и меди CaCuSi4O10

    Синонимы:египетская синяя, александрийская лазурь.
    Древнейший синий пигмент получали искусственным путем сплавлением медной соли, песка и соды. В природе существует редкий минерал аналогичного состава — купрорева- ит, но в живописи не использовался.
    Александрийская фритта — синий пигмент, обнаружен в различных произведениях Древ- него Египта — в роспиях саркофагов, масок, в фаюмских портретах, настенных росписях гробниц, скифских саркофагов и в настенных росписях древнего царства Урарту (VII в. до н. э.). С VIII в. александрийская фритта не встречается в живописи.
    Аналитическоеопределение:


    1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Сu2+




    1. Термический тест: не изменяется


    Надежная идентификация с помощью методов структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракции.

    Ультрамарин алюмосиликат натрия и серы Na8-10Al6Si6O24S24



    Синонимы: натуральный ультрамарин: лазурный камень, ляпис-лазурь, восточная си- няя.3* (англ.:Natural ultramarine, Sky blue; нем.:Ultramarin; франц.:Blue d'azure; лат.:lapis lazuli, lazurium).
    Искусственныйультрамарин:лазурная синяя, новая синяя, ультра синяя, ультрамарино- вая синь, универсальная синяя (англ.: Ultramarine blue; нем.: kunstliches Ultramarin; франц.: Outremer).
    Натуральный ультрамарин получают из природного минерала лазурита (или ляпис- лазури). Самые ранние письменные свидетельства об использовании этого минерала для живописных целях содержатся в трактате Теофраста ( IV-III вв. до н.э.) и в "Натуральной

    истории" Плиния (I в. н.э.). В Европу минерал привозили из Бадахшана, расположенного на территории современного Афганистана. Отсюда происхождение слова "ультрамарин"

    — в переводе с арабского — "из-за моря". Дальний путь, сложный процесс переработки исходного сырья для освобождения от пустой породы и получения максимально обога- щенного синими частицами пигмента, красивый синий с фиолетовым оттенком цвет, а также стойкость, свойственная силикатам, способствовали высокой стоимости пигмента, который во все времена ценился на вес золота. В XI-XVI вв. был одной из самых люби- мых живописцами, но и самых дорогих синих красок. Чаще использовался в Италии, чем на севере Европы. Применялся без каких-либо ограничений в различных техниках и во всех видах живописи как в западноевропейской, так и в древнерусской — в книжной ми- ниатюре, в станковой живописи, в иконописи, в настенной живописи.
    Самые ранние примеры использования этого пигмента — в энкаустических иконах VII- VIII вв., в иконе XI в. "Петр и Павел (Новгородский художественный музей), в византий- ских иконах XII-XIV вв. (Музеи Московского Кремля, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Ярослав- ский художественный музей), в настенных росписях новгородских соборов: например, Софийского собора XII в., церкви Покрова на Нередице XII в.; в церкви Рождества Бого- родицы XIII в. (Ахтала, Армения).
    В 1822 получен искусственный ультрамарин, не отличающийся по составу от природного, но уступающий по цвету и значительно более дешевый. С 1829 —

    промышленное производство искусственного пигмента и с этого момента широкое употребление в живописи. Аналитическое определение:


    1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах, обесцвечиваясь, с выделением сероводорода H2S; микрохимическая реакция на S2-.

    2. Термический тест: не изменяется


    Для отличия природного пигмента от искусственного необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного ультрамарина — очень мелкие с округлыми краями в отличие от частиц природного минерала, имеющих вид стекловидных осколков с острыми краями. Азурит — основной карбонат меди 2СuСО3 Си(ОН)2
    Синонимы: азуро, горная синяя, медная синяя (англ.: Azurile, Lapis Ar-menius, Mineral blue, Mountain blue; нем.:Azurit; франц.:Bleu Paul Veronese, Cendre bleu), искусственный азурит: голубой вердитер (англ.: blue verditer).
    Один из самых распространенных синих пигментов. Получали из природного минерала азурита. Известен с античных времен. Имел широкое употребление в Древнем Египте. К ранним произведениям, в которых был обнаружен азурит, относятся, например, — энкау- стическая икона "Богоматерь с младенцем"(VI в.), икона "Спас Златые Власы( XIII в.); на- стенные росписи церкви Федора Стратилата (XIV в., Новгород), церковь Рождества Бого- родицы (XIII в., Ахтала, Армения).
    Натуральный пигмент использовался во всех видах живописных техник без ограничения.
    Искусственный аналог природного азурита появляется в произведениях живописи, начи- ная с XVII в. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хло- рида меди. Этот пигмент обнаруживают при исследованиях как произведений станковой, так и настенной живописи. В отличие от природного азурита, искусственный пигмент в

    настенной живописи не стабилен. Долгое время в среде реставраторов бытовало пред- ставление о перерождении азурита в малахит. Современные исследования установили факт химического изменения искусственного азурита в настенных росписях, но основной карбонат меди превращается не в малахит, а в зеленый хлорид меди — атакамит. Синие участки росписей, написанных искусственным азуритом, покрываются со временем зеле- ными пятнами, которые являются результатом постепенного замещение азурита атаками- том.
    Искусственный азурит химически стабилен в иконописи и в произведениях, выполненных в технике масляной живописи.
    Необходимо еще раз подчеркнуть, что подобные изменения происходят только с искусст- венным азуритом и только в настенной живописи. Пигмент из натурального азурита в на- стенных росписях химически стабилен.
    В XIX в. натуральный азурит не используется художниками, а искусственный азурит про- мышленно не производится. Аналитическое определение:


    1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах с бурным выделени- ем СО2; микрохимическая реакция на ион Сu2+ .

    2. Термический тест: азурит 2СuСО3 .Сu(ОН)2 —> тенорит СuО


    синий >черный
    Для отличия природного азурита от искусственного, необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного пигмента имеют округлую сферическую форм)1. Смальта — стекло СоОnK2SiO3

    Синонимы:азуритовая синяя, богемская синяя, пепельная, кобальтовое стекло, королев- ская синяя, саксонская синяя, шмельть (англ: Smalt; нем.: Smalte; франц.: Bleu d-email).
    Смальта — по составу стекло, окрашенное кобальтом в синий цвет. Ее получали сплавле- нием песка, поташа с оксидом кобальта. Пигмент, не имеющей интенсивной окраски, все- гда относился к дешевым материалам. Использовался в разных техниках и в разных видах живописи. Наиболее ранние случаи идентификации XI-XIII вв. в настенной живописи в Монголии, в иконах XV в. из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мона- стыря, в европейской станковой живописи XV в. Наиболее широкое распространение — в живописи XVI-XVIII вв. Как правило, смальту использовали для написания неба, в подго- товительных красочных слоях под последующие слои из азурита или ультармарина. На сегодня нет подтвержденных данных об ее использовании в XIX в.


    1. Аналитическоеопределение:Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Со2+.




    1. Термический тест: не меняется



    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


    написать администратору сайта