Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
Церулеум — станнат кобальта CoO•nSnC2Синонимы:небесная голубая (англ.:Cerulean blue; нем.:Coelinblau; франц.:Bleu celeste). Впервые получен в 1805 году, промышленное производство — с 1860 года. Относительно редко используется как синий пигмент, несмотря на светостойкость, совместимость с дру- гими пигментами и связующими. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Со2+ и Sn(IV). Термический тест: не меняется Зеленые пигментыГлауконит — силикат К <1 (Fe3+,Fe2+,Al,Mg)2-3[Si3(Si, Al)O10][OH]2 • nH2О Синонимы: зеленая земля, празелень, зеленая Веронезе, английская зеленая, богемская зе- леная и т.д.- по месту происхождения ((англ.:Green earth: нем.:Grime Erden; франц.:Terre verte). Минеральный пигмент; цвет колеблется от светло-, желто- до темно-зеленого в зависимо- сти от месторождения. Использовался без ограничения в различных живописных техниках и видах живописи. Основной зеленый пигмент настенной живописи. Основной компонент зеленого подготовительного слоя verdaccio при написании инкарната в ранней итальян- ской живописи. Глауконит также зачастую присутствует в санкирных слоях древнерус- ских икон. Как правило, глауконитом написаны деревья, архитектура, изображение земли. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимиче- ская реакция на ион Fe3+ Термический тест: глауконит —>гематит Fe2O3 зеленый -> красный Ярь-медянка — ацетат меди Сu(СН3СОО)2 • Н2ОСинонимы: зеленая медная, испанская зеленая, венецианская зеленая, вердигрис, ярь ве- нецейская, ярь (англ.:Verdigris; нем.:Grunspan; франц.:Vert de gris; лат.:aerugo, verdigris, viride hispanicum). Древнейший живописный пигмент. Использовался со времен античности вплоть до XIX века. Искусственное соединение, в природе не существует. Наиболее ранний рецепт полу- чения содержится в трактате Теофраста ( IV-III в. до н.э.): на медные пластины воздейст- вуют парами винного уксуса. Образовавшиеся голубые кристаллы основного ацетата меди (основной ярь-медянки) подвергают перекристаллизации в уксусе. В результате получает- ся зеленый ацетат меди — нейтральная ярь-медянка, которая и использовалась как пиг- мент. Ярь-медянка широко применялась в станковой живописи, в живописи книжных миниа- тюр, как правило, в смеси со свинцовыми белилами, либо с желтым пигментом — свинцо- во-оловянистой желтой. Ярь-медянка никогда не использовалась в настенной живописи. Растворяя ярь-медянку в смолах, получали зеленый лак, который называется медный ре- зинат. Его использовали в лессировках по зеленым красочным слоям. Широкое примене- ние медный резинат нашел в русской иконописи XVII-XVIII вв.: его наносили по метал- лическим подложкам из серебра или золота. До наших дней сохранилось большое количество русских рецептов XVII-XIX вв., описы- вающих получение зеленых "ярей" из меди и молока. Это породило легенду об использо- вании в древнерусской живописи молочнокислой меди (лактата меди). Воспроизведение древнерусских рецептов, осуществленное в настоящее время, позволило установить со- став получающихся по данным рецептам пигментов. Оказалось, что при взаимодействии молока с медью, образуется ацетат меди, таким образом, нет принципиальной разницы между пигментом, получающимся по западноевропейской технологии с помощью винно- го уксуса, и пигментом, синтезируемым с помощью своеобразной русской рецептуры. В XIX в. художественные краски на основе медных ацетатов, по-видимому, не производи- ли, так как при исследовании картин художников этого времени их не обнаруживают. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Сu2+. Термический тест: разлагается до черного оксида меди — тенорита СuО. Для отличия ярь-медянки от медного резината необходимо кристаллооптическое исследование в поля- ризационном микроскопе. Для надежной идентификации ярь-медянки и медного резината рекомендуется метод ИК-спектроскопии. |