Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница22 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

Малахит основной карбонат меди СuСО3 Си(ОН)2



Синонимы:горная зеленая, медная зеленая, малахитовая зелень (англ.:Malachite, Mountain green; нем.: Malachit; франц.: Malachite, Vert de montagne; лат.: crysocolla 4).

Искусственный малахит основной карбонат меди СuСО3 Сu(ОН)2



Пигмент из природного минерала известен в живописи с древнейших времен. Наиболее ранние произведения искусства, в которых обнаружен малахит это памятники Древне- го Египта. Малахит использовался в станковых произведениях, иконописи и в живописи книжных миниатюр. Этот пигмент не обнаружен в древнерусских настенных росписях.
Не сохранилось письменных свидетельств о том, когда началось производство искусст- венного пигмента, но одно из ранних произведений живописи, в котором был идентифи- цирован искусственный малахит — итальянская рукопись XIV века.
Современные исследования материалов конкретных произведений живописи выявили большое разнообразие медных соединений, которые использовались в качестве зеленых пигментов. Так, помимо малахита, в живописи применялись следующие минералы меди: атакамит основной хлорид меди СuСl2 3Сu(ОН)2, псевдомалахит основной фосфат

меди Cu5(PO4)•2(OH)4, познякит основной сульфат меди Cu4SO4(OH)6•H2O, калюметит

основной хлорид меди Сu(С1,ОН)2 2О
Эти пигменты обнаружены при исследовании различных произведений западноевропей- ской живописи, а также в древнерусских иконах. Хотя необходимо подчеркнуть, что ши- рокого употребления в иконописи эти медные минералы не имели. Зеленые медные со- единения, как правило, не использовались в древнерусских настенных росписях.
Уникальным памятником с точки зрения использованных в нем медных пигментов явля- ется церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанная в начале XVI в. Дионисием. Исследование живописных материалов данного памятника современными аналитическими методами выявило следующие медные соединения: искусственные мала- хит, познякит, атакамит и природный минерал — псевдомалахит.
Существовавшее раннее представление об использовании в живописи медного силиката хризоколлы современными исследованиями не подтверждено.
Аналитическоеопределение:


  1. Микрохимические тесты: все медные пигменты растворяются в минеральных кисло- тах, малахит — растворяется с бурным выделением углекислого газа; микрохимические реакции на ионы Сu2+, С1-, SO42-, РО43-.

  2. Термический тест: все медные соединения при прокаливании разлагаются до черного оксида меди тенорита СuО.


Для надежной идентификации различных соединений меди необходимо использовать структурные методы анализа, например, метод рентгеновской дифракции.
Чтобы отличить искусственный малахит от натурального, необходимо кристаллооптиче- ское исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного малахита имеют сферическую форму и называются сферолитами; в режиме "скрещенные николи" частицы пигмента пересечены черным крестом.

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта