Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница24 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

4. Красные пигменты



Красная охра оксид железа Fe2O3
Синонимы: красный болюс, рубрика, терра поццуоли, терра росса, английская, чешская красная, красная земля (англ.: ochre, нем.: rote Erdpigmente). Широко распространенный природный материал. Используется в живописи со времен пещерных росписей. Помимо природных месторождений, красный оксид железа получали с помощью термической об- работки желтой охры или зеленого глауконита. Современные марсы — это искусственно приготовленные охры.

Красная охра — самый широко используемый красный пигмент. Он использовался в раз- личных живописных техниках и произведениях живописи. Это основной красный пигмент настенной живописи. В настенных росписях он присутствует не только в красочных сло- ях, но с его помощью намечалась композиция и первоначальный рисунок. Аналитическое определение:


  1. Микрохимические тесты: практически не растворяется в минеральных кислотах; мик- рохимическая реакция на ион Fe 3+




  1. Термический тест: не меняется



Киноварь сульфид ртути HgS.


Синонимы: горная киноварь, ртутная красная, миний, вермильон (англ.: Cinnabar, Vermilion deep, Vermilion light; нем.:Zinnober; франц.:Vermilion clair, Vermilion fonce; лат.: cinnabaris, minium5).

В качестве пигмента использовался как природный минерал — цинабарит, так и искусст- венно получаемый сульфид ртути аналогичного состава. Киноварь как пигмент известна с древнейших времен. Искусственную киноварь впервые получили в Древнем Китае, нагре- вая ртуть и серу, а промышленно начали производить в Европе с 1778 г.
Киноварь широко использовалась в живописи без каких-либо ограничений. Существует бытующее в среде реставраторов мнение, что киноварь в настенной живописи "перерож- дается" — чернеет и объясняют это тем, что красный сульфид ртути переходит черный. В исторических письменных источниках, в частности, у Ченнино Ченнини (1400 г.), есть указание на то, что киноварь нельзя применять в чистом виде, а также на тех участках стены, куда падает свет луны или солнца. А для того, чтобы с киноварью ничего не случи- лось, ее необходимо смешивать либо с охрой, либо с белилами.
Как показали современные исследования, киноварь в древнерусской настенной живописи не претерпела каких-либо изменений не только, когда она, как предписывалось старин- ными руководствами, смешана с охрой или с известковыми белилами, но и когда она ис- пользовалась в чистом виде.
Аналитическоеопределение:


  1. Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Hg2+.




  1. Термический тест: возгоняется (исчезает)



Сурик двойной оксид свинца Рb3О4.


Синонимы: свинцовая красная, золотая киноварь, оранжевая минеральная, парижская красная (англ.:Red lead, Saturn red; нем.:Mennige; франц.:Minium; лат.: minium, minium secundarium6)
Пигмент, известный с античных времен. Получается нагреванием свинцовых белил при

480°С.

Чаще всего использовался в живописи книжных миниатюр. Судя по аналитическим дан- ным, не очень часто применялся в станковой европейской живописи и в иконописи. Наи- более ранние примеры обнаружения сурика — в фаюмских портретах и энкаустических иконах. Не рекомендовалось его использовать в настенной живописи по той же причине, что и свинцовые белила: сурик так же превращается в коричневый диоксид свинца. При исследовании настенных росписей XVII века в церкви Рождества Богородицы в Арбанаси (Болгария) было установлено, что черные пятна на оранжевых участках — результат хи- мического изменения сурика. Однако в тех случаях, когда сурик перекрыт другим красоч- ным слоем (в росписях центрального барабана Софийского собора Новгорода, XII в.), ли- бо смешан с известковыми белилами ( изображение румянца в лицах Константина и Еле- ны, в том же соборе, XII в.), никаких изменений в составе пигмента не наблюдается.
Сурик также стабилен в масляном связующем.

Аналитическоеопределение:


  1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; при растворении в соляной кислоте НСl образуется белый осадок РbСl2; микрохимическая реакция на ион Рb2+.




  1. Термический тест: сурик Рb3О4 -> массикот РbО


оранжевый >желтый

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта