Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЯМИПочти все клеи, применяемые в реставрации, отличаются той или иной степенью токсич- ности. Их вредное действие может проявляться либо при непосредственном контакте клея с кожей, либо при вдыхании выделяемых клеями (или их растворителями) паров или газо- образных продуктов. Токсичность некоторых термопластов, например акриловых или ацетатных, определяется вредностью применяемых для их разбавления растворителей, так как сами смолы в большинстве случаев безвредны. Повышенной токсичностью отличаются растворы клеев в ароматических углеводородах (толуоле, ксилоле, бензоле и т. д.) и гораздо меньшей — спиртовые и ацетоновые раство- ры. Феноло-формальдегидные клеи (типа БФ) относятся к слаботоксичным, так как со- держат малые количества свободного фенола (летучего вещества высокой токсичности). Цианакрилаты также относятся к числу слаботоксичных клеев, хотя в момент затвердения выделяют летучие вещества, способные вызывать временное раздражение слизистых обо- лочек глаз и дыхательных путей. Большой осторожности в работе требуют эпоксидные клеи, в особенности их отвердители ГМДА и ПЭПА по сравнению с менее токсичными низкомолекулярными полиамидами, одинаково опасные при контакте с кожными покровами и при вдыхании их летучих ком- понентов. Для исключения или резкого ограничения вредного воздействия указанных токсичных материалов предусмотрены следующие общие меры безопасности: Все работы по приготовлению и применению клеевых составов должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, а еще лучше — в вытяжном шкафу (там же желательно производить склейку небольших фрагментов). Для защиты рук от клеев повышенной токсичности рекомендованы различные специ- альные пасты, не содержащие жира и воска (так как последние могут попасть в зону склейки и ухудшить ее качества). Состав одной из таких защитных паст (в весовых частях): ПВА-дисперсия........................................................................................................ 80 Глицерин.................................................................................................................... 10 2%-ный водный раствор какого-либо шампуня или мыла 10 Пасту наносят тонким слоем на руки и дают высохнуть, а после работы смывают теплой водой. РЕЦЕПТУРА И МАТЕРИАЛЫПри описании способов наклейки (дублировки) тканей на тюль указывалось, что нужно употреблять различные виды клейстера: жидкий, средний или густой. Иногда ткань особо закрепляли и на нее наносили защитный слой аппрета. В результате экспериментальной работы и долголетней практики была выработана рецеп- тура клейстеров, закрепителя и закрепителя-аппрета. Жидкий клейстер (№ 1)(*1 Процент указывается по отношению взятого количества дистиллированной воды. Клейстеры и закрепители применяются без подогревания, при нормальной комнатной температуре. Перед употреблением взбалтываются.) Мука пшеничная 30% первого сорта 1—2% Желатин высшего сорта 0,25% Глицерин химически чистый 2% Спирт ректификат 10—15% Бензойная кислота химически чистая или тимол……0,1—0,2% Средний клейстер (№ 2)Мука пшеничная 30% первого сорта 3—4% Желатин высшего сорта 0,25% Глицерин химически чистый 3% Спирт ректификат 10—20% Бензойная кислота химически чистая 0,1—0,2% Густой клейстер (№ 3)Мука пшеничная 30% первого сорта 18—20% Желатин высшего сорта 0,25% Глицерин химически чистый 3—4% Спирт ректификат 10—20% Бензойная кислота химически чистая 0,1—0,2% Закрепитель (№ 4)Желатин высшего сорта 0,25—0,5% Глицерин химически чистый 2% Спирт ректификат 15—20% Тимол химически чистый или бензойная кислота 0,1 % Тимол растворяется в спирту и добавляется в готовый закрепитель. Закрепитель-аппрет (№ 5)Мука пшеничная 30% 1-го сорта 1% Желатин высшего сорта 0,25% Глицерин химически чистый 2% Спирт ректификат 15—20% Тимол химически чистый или бензойная кислота 0,1 % Увлажнитель-умягчитель (№ 6)Глицерин химически чистый 10% Спирт ректификат 30% Вода 60% Примерный расход среднего клейстера (№ 2) при двукратной наклейке составляет 800—1 000 куб. см клейстера на 1 кв. м.(*1Густого клейстера — 600—800 куб. см.)Эти величины несколько завышены для гарантии того, что вся ткань будет наклеена клейстером одной варки (однородным). Качества компонентов клейстера и закрепителя: Пшеничная мука содержит до 68,7% крахмала и 12% клейковины. Они являются стой- кими веществами — клейковина придает мучному клейстеру отличные клеющие качества, стойкие ко времени. При исследовании зерен ячменя из раскопок на горе Муг в Таджикистане в 1932 г. оказа- лось, что крупные и мелкие зерна крахмала хорошо сохраняли все присущие им свойства более чем 1200 лет. То же самое показали и зерна бобов. Там же были найдены семена хлопка, покрытые волокнами, что говорит о стойкости хлопкового волокна. Желатин также стойкое вещество, ибо его исходным материалом являются кости жи- вотных, а, как известно, кости хорошо сохраняются. Так, например, при исследовании че- ловеческих костей из погребения в Монас-Супа (Киргизская ССР) установлено, что кос- ти, несмотря на то, что пролежали в кургане около двух тысяч лет, не утратили клеевых тканей (оссеин). Старинные пергамены, тряпичная бумага, проклеенная желатином, старинные поделки из дерева с применением столярного клея дошли до нас в хорошем состоянии, конечно при условии хранения их в нормальных условиях. Слегка задубленный (спиртом) желатин в условиях нормальной относительной влажности окружающей среды является, как показывает практика, весьма энергичным ингибито- ром(*Ингибитор — вещество, замедляющее протекание химических реакций или даже прекращающееих.)окислительно-восстановительных реакций; на поверхностях, покрытых таким желатином. Слегка задубленная желатиновая пленка плохо сорбирует (и очень из- бирательно) газы и тем самым исключает сорбционные явления. Небольшое количество спирта, задаваемое в раствор желатина совместно с глицерином, полного задубливания не вызывает, но всегда удается при этом создать желательную сте- пень эластичности желатиновой пленки. Желатин обладает еще двумя качествами, особенно ценными в деле реставрации тканей. Он является поверхностно активным веществом, снижающим поверхностное натяжение воды (73,3 дин/см при 35° С) довольно значительно уже при концентрациях в 0,25—0,5%, которые применяются при закреплении. Время приготовления раствора желатина не ока- зывает заметного влияния на поверхностное натяжение. Это свойство очень ценно, так как улучшает пропитку ткани. Кроме того, желатин задерживает невидимые глазом ультра- фиолетовые и инфракрасные лучи и по своему составу родственен хрусталику человече- ского глаза. Хрусталик же глаза поглощает все лучи с волной короче 313 миллимикрон и средние инфракрасные лучи с длиной волны 1000—1400 миллимикрон. Химически чистый глицерин является стойким веществом, обладающим антисептиче- скими свойствами. Определить присутствие глицерина в клейстере не сложно. Индикатор на глицерин составляется следующим образом: на белой фарфоровой плитке смешивают растворы буры (3—4 капли) и красной лакмусовой тинктуры (1—2 капли), в результате чего получается синяя жидкость. Если в нее капнуть испытуемую жидкость и индикатор покраснеет, значит, в ней присутствует глицерин. Спирт ректификат снижает поверхностное натяжение воды, улучшая этим смачивае- мость ткани, что необходимо для равномерной наклейки и проклейки ткани, закрепляю- щей волокна. Антимикологические вещества не допускают рост плесени и плескеобразования. Наи- более благоприятной средой для плеснеобразования является жидкое состояние клейсте- ра. Очень стойким антимикологическим веществом является медный купорос, но он не всегда может быть употребляем, так как окрашивает светлые ткани в голубой цвет.(*Археологам хорошо известно, что часто у раскопочных вещей те части ткани и кожи, которые со- прикасались с медными бляшками, сохранились лучше.) Поэтому можно рекомендовать цинковый купорос, дающий бесцветные растворы. Нами цинковый купорос (серно-кислый цинк) успешно применялся до 1941 г. Образцы наклейки с цинковым купоросом хорошо выдержали хранение (в условиях бло- кады Ленинграда) в помещении, где относительная влажность доходила до точки росы. Другим стойким веществом является бензойная кислота, которой мы пользуемся и в на- стоящее время. Испытания клейстера, содержащего бензойную кислоту, показали, что он оставался сте- рильным до полного высыхания (около шести месяцев). Применение вышеперечисленных веществ недопустимо в случаях, когда на тканях име- ются металлические вышивки на медной основе (главным образом вышивки XIX— XXвв.). Некоторые красители (XIX—XX вв.) так же не выдерживают подобных антими- кологических веществ. В этих случаях следует применять весьма эффективный и безопас- ный для экспоната антисептик — тимол, недостатком которого, однако, является недоста- точная стойкость. Применяя тимол, ткани по прошествии некоторого времени следует вновь пульверизиро- вать спиртовым раствором тимола. Поскольку основные компоненты являются стойкими веществами, можно утверждать, что и клейстер, и закрепитель при нормальных условиях будут долговечны. Для удаления излишка глицерина, что обнаружилось уже после наклейки, нужно вновь сварить клейстер, но без добавления глицерина и с левой стороны пропитать наклеенную ткань (как при вторичной клейке). В ткани повышается количественное содержание клеющих веществ, а глицерин остается без изменения. Не исключено на практике и об- ратное явление: при заниженной гигроскопической влажности от недостаточного количе- ства глицерина ткань после наклейки становится жесткой, грубоватой. В этом случае по- вышение содержания глицерина достигается пульверизацией увлажняющим составом (№ 6). Если жесткость еще остается (после просушки), пульверизацию повторяют до получения эффекта умягчения. Кроме того, нужно учитывать, что в музейных условиях весной и осенью бывает повы- шенная относительная влажность воздуха, вызывающая повышение гигроскопической влажности у музейных тканей. Поэтому следует мириться с некоторой жесткостью рес- таврированных тканей зимой и летом, но зато не опасаться за сохранность их в сырое время года. ВАРКА КЛЕЙСТЕРАНаилучшим сортом муки для варки клейстера является 30-процентная пшеничная мука первого сорта, содержащая большое количество клейковины. Высчитав и отвесив необхо- димое количество муки, ее просеивают через мелкое сито (для получения клейстера без комков). Жидкий клейстер (3—4%) долго сохраняется, поэтому в лабораторных условиях удобно его варить в запас в количестве 6—8 л. Для этого берут 180—240 г муки, 180—240 куб. см глицерина, 6—8 г бензойной кислоты; все смешивают в фарфоровом стакане емкостью 2—3 л и заливают 1,5—2 л дистиллированной воды. Стакан ставят в водяную баню с хо- лодной водой, которую нагревают постепенно до кипения, при постоянном помешивании стеклянной или деревянной палочкой во избежание образования мучных комков. Для кон- троля температуры в стакан подвешивают термометр таким образом, чтобы нижний конец его находился в середине варимого клейстера. При перемешивании термометр вынимают. Пока идет варка, в стакане с дистиллированной водой намокают отмеренные 15 г желати- на. Температуру клейстера доводят до 90°С, так как в горячей воде крахмальные зерна на- бухают и лопаются, превращаясь в полупрозрачный коллоидный раствор, в котором ве- щества находятся на границе между раствором и выпадением из раствора. Если клейстер продолжительное время не употреблялся, то перед пользованием его следует тщательно перемешать. Момент клейстеризации наступает у каждого вида крахмала при различной температуре: у картофельного крахмала — при 65°С, у пшеничного — при 70°С, у рисового — при 80°С. Растворимости крахмала способствуют глицерин и бензойная кислота, являющаяся одно- временно антимикологическим веществом (бензойная кислота становится растворимой в воде при 90° С). В сваренный горячий клейстер добавляют размоченную порцию желатина и размешивают деревянной палочкой. Набухший желатин быстро расходится; потом в стакан доливают воды до полной емкости и процеживают, (не фильтруют) для удаления комков. Большую стеклянную воронку покрывают тюлем в 3—4 слоя и сквозь него процеживают сваренный клейстер в эмалированную кастрюлю емкостью в 10 л. Если клейстер сварен правильно, то на тюле почти ничего не остается. После этого в кастрюлю добавляют 6—8 л дистил- лированной воды (до полного количества) и отмеренный спирт, все тщательно размеши- вают деревянной палочкой; такой клейстер готов для работы. ТЮЛЬЧем выше номер пряжи (чем тоньше пряжа), тем тюль прозрачнее, но зато менее прочен. Размер ячеек не должен быть большим, так как от величины их зависит площадь сцеп- ления с тканью и прочность наклейки. Крупные ячейки неудобны для наклейки мелких фрагментов и особенно тонкой ткани, так как структура тюля выступает на лицевой стороне. Большую роль играет цвет. Белый тюль резко выделяется на темных тканях, поэтому лучше пользоваться небеленым тюлем или подкрашивать в нейтральные цвета, например серый, кофейный или под цвет ткани. Можно тюль отварить с дубовой корой, после чего он получит коричневатый неяркий тон и будет более прочным. Благодаря своей ячеистой структуре он чрезвычайно легко и быстро окрашивается. Ширина тюля должна быть та- кой, чтобы можно было производить наклейку на целый кусок. Сшивать его не следует — он будет морщинить после наклейки. Нормальная ширина тюля после снятия с машины около 7 м. Если эта ширина недостаточна, тюль надо склеивать в процессе наклейки, но при этом на ткани места склейки будут несколько выделяться. При наклейке тюля на тюль получается муар, не всегда желательный. Положительные качества тюля: Благодаря своей структуре он чрезвычайно эластичен и поэтому не оказывает никакого влияния на естественную усадку и эластичность наклеенной ткани. Общий вес и толщина наклеенной ткани и тюля меньше, чем при наклейке ткани на ткань. У ткани, наклеенной на тюль, обе стороны находятся почти в одинаковых условиях в отношении воздействия окружающей среды, чего нельзя сказать про ткань, приштопан- ную или наклеенную на сплошную ткань. Тюль является как бы каркасом, принимающим на себя вес ткани, освобождает ветхие нити основы от механического воздействия, предохраняет от распада, соединяет отдель- ные фрагменты. Тюль делает легко распознаваемыми подлинные части ткани, не нарушая общего худо- жественного впечатления. Благодаря прозрачности тюля реставрированная ткань мало маскируется и тюль издали не заметен (рис. 66, 67). Степень маскировки тюлем рисунка заклеенной стороны ткани. Копия знамени кн. Пожарского. Реставрация 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа. Деталь заклеенной стороны полотнища копии знамени кн. Пожарского. В случае необходимости тюль легко удаляется с ткани. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЮЛЯ
Окраска тюля производится следующим способом. В эмалированном ведре (с дистиллированной водой) в течение 30—40 минут кипятят ду- бовую кору из расчета получения 2—5% отвара. После кипячения отвар процеживают и в нем замачивают в течение 2—3 часов кусок тюля; во время замочки он приобретает неко- торые противогнилостные свойства. Тюль, получивший слабооранжевый цвет (кремовый), высушивают и опускают в 2—3-процентный водный раствор соли Мора. Он сразу начина- ет окрашиваться в водостойкий серый цвет. Потом его промывают; процесс окраски еще некоторое время продолжается. Чем крепче дубовый отвар, тем темнее получается серый цвет. После промывки в воде в течение 2—3 часов (в ванне с проточной водой или со сменяе- мой водой) тюль просушивают и растягивают во все стороны до получения нормальной ширины и длины. Такой тюль не линяет и годен для дублировки без какой-либо дополни- тельной подготовки. Существует старый рецепт «дубления» тканей, состоящий в следующем: 20 г дубовой ко- ры кипятят в 1000 куб. см воды в течение 30 минут. В горячий процеженный отвар опус- кают ткань на двое суток, переворачивают, затем промывают и высушивают. После такой обработки дубовый отвар не может быть уже удален из ткани даже кипячением, и ткань становится стойкой к плесеням. Во многих случаях для улучшения качества реставрации желательно применение специ- альных сортов тюля из возможно более тонкой хлопчатобумажной пряжи (№№ 80—100). Такой тюль будет меньше маскировать наклеенную сторону ткани. |