Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
Реальгар — сульфид мышьяка As2S2Природный минерал, чрезвычайно редко использовавшийся в живописи. Часто его иден- тифицируют при исследованиях настенных росписей Средней Азии. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах с выделением H2S; микрохимические реакции на ионы S2- и As(V). Термический тест: возгоняется (исчезает) Для точной идентификации необходимо применять методы структурного анализа, напри- мер, метод рентгеновской дифракции. Красные органические пигменты.Существует целая группа красящих веществ, с давних времен применявшаяся для краше- ния текстильных волокон. Многие из этих красителей нашли применение и как пигменты в живописи. Ниже приводятся наиболее распространенные в живописи красные органиче- ские пигменты. Античный пурпур — красно-фиолетовый пигмент, источник: железы морских моллю- сков из родов Murex и Purpura. Крапплак — красно-вишневый пигмент, источник: корни марены красильной Rubia tinctoria. Синонимы:лак Рембрандта, турецкая красная, драконова кровь, бакан, бакан венецейский и пр (англ.: Madder lake, Rose Madder; нем.: Krapplack; франц.: Laque de clair, Laque de fonce, Laque de garance, Laque de rose; лат.: rubia). Кошениль — красно-вишневый пигмент, источник: кошениль ("канцелярское семя") — самки насекомых, живущих на кактусах (Центральная Америка). Синонимы:карминовый лак, флорентийский лак, парижский лак, кармазин, бакан (англ.: Carmine, Crimson lake; нем.:Karmin; франц.:Carmin, Laque carmine). Кермес — красно-вишневый пигмент, источники: кермес(червец) — самкинасекомых, живущие на корнях некоторых растений: на дубах (Южная Европа, Северная Африка); на различных травах в Армении и Персии; российский червец — на клубнике и ежеви- ке(Центральная Россия) и др. Красное дерево или бразильское дерево — источники: деревья вида Caesalpina (Ямайка, Бразилия, Азия, Филиппины). (англ.: Brazil wood; нем.: Rotholz, Brasilholz; франц.: Bois du Вгe sil). Красящее вещество получали экстракцией из растений или из высушенных телец насекомых. Существовал и иной способ приготовления красных органических пигментов: краситель извлекали из уже окрашенных тканей. В этом случае при исследовании пигмента обнаруживают остатки окрашенных текстильных волокон. Красные органические пигменты — пигменты станковой живописи и книжных миниатюр, в настенной живописи не использовались. В 1868 году Грэбе и Либерманн синтезировали ализарин — один из красящих компонен- тов крапплака. С этого момента натуральный крапплак вытесняется дешевым ализарино- вым пигментом, как более светостойким и дешевым. Аналитическое определение: Пигменты данной группы — органические вещества, а сле- довательно, изотропные; по этому признаку их можно отличить от минеральных кристал- лических пигментов с помощью поляризационного микроскопа. Для индивидуальной идентификации красных органических пигментов необходимо ис- пользовать методы тонкослойной хроматографии, ИК- и УФ-спектроскопии. Красный кадмий — CdS• CdSe.Открыт в 1907 году, применяется в живописи с 1912 года. Имеет разные оттенки — яр- ко-красный, оранжевый, темно-красный. До настоящего времени широко применяется для живописных красок. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: плохо растворяется в кислотах с выделением H2S; микрохи- мические реакции на ионы Cd2+; S2-, Se(II). Термический тест: коричневеет Надежное определение кадмия красного — методами элементного анализа (например, спектрального, либо микрозонда) или методами структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракции. 5. Желтые пигментыЖелтая охра — природная смесь минералов: гидроксид железа Fe2O3 • nH2О(20-70%) + глинистые минералы Синонимы:по происхождению: итальянская охра, синайская охра, греческая охра и т.д.; по цвету: желтая земля, золотая охра, оранжевая охра, прекрасная желтая (англ.: Gold ochre, Yellow ochre; нем.: gelbe Ocker; франц.: Ocre dor, Ocrejaune). Желтая охра как живописный материал известна со времен пещерных росписей. Исполь- зовалась во всех техниках без ограничения. Основной желтый пигмент настенной живо- писи. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Fe3+ Термический тест: Fe2O3 • n Н2O -> Fe2O3 желтый —>красный Аурипигмент — сульфид мышьяка As2S3.Синонимы: китайская желтая, королевская желтая, раушгельб (англ.: Auripigmentum, Kings yellow: нем.:Auripigment; лат.:auripigmentum j. Природный минерал. Как живо- писный пигмент известен с древнейших времен. Как пример наиболее раннего применения в живописи — египетские маски (VII в. до н.э.). Особенно широко применялся в живописи книжных миниатюр; значительно реже — в станковой живописи; не часто его обнаруживают при исследованиях русских икон. Этот пигмент не использовался в настенной живописи. С XIX века перестает употребляться в живописи и для промышленного производства кра- сок не используется. Аналитическоеопределение:Микрохимическое и термическое поведение аналогично ре- альгару. Для точной идентификации необходимо применять методы структурного анали- за, например, метод рентгеновской дифрации. Свинцово-оловянистая желтая — станнат свинца : тип I Pb2SnO4 и тип II PbSn2SiO7 Синонимы:ошибочные названия — массикот, неаполитанская желтая (англ.:Lead-Tin-Yellow; нем.:Blei-Zinn-Gelb; франц.Masticot; итал.:Giallolino, Giallorino). Искусственно приготовляемые пигменты. Впервые состав этих пигментов был установлен в 1940 году Якоби (Институт Дорнера, Мюнхен). До этого считалось, что желтые свинцо- вые соединения в произведениях мастеров Северной Европы — это массикот, а в итальян- ской живописи — неаполитанская желтая. Эти пигменты широко использовались в станковой живописи и в живописи книжных ми- ниатюр, в частности, в византийской книжной миниатюре. Исследование большого коли- чества произведений живописи позволило определить временной интервал их использо- вания: 1300-1750 гг. В древнерусской живописи эти пигменты не использовались. Исключение составляет ру- копись XI века "Изборник Святослава", где обнаружена свинцово-оловянистая желтая II типа. С XIX века эти пигменты не производятся. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется; микрохимические реакции на ионы Pb2+ Sn(IV). Термический тест: Pb2SnO4—>SnO2+ PbO желтый —>желтый Надежная идентификация , а также отличие I типа пигмента от II, невозможно без струк- турных методов анализа, например, метода рентгеновской дифракции. Неаполитанская желтая—антимонит свинца PbySb2-xO7 (2<у<3;0<х<1) (англ.: Antimony yellow, Naples yellow; нем.: Neapelgelb; франц.: Jaime de Naples). Несмотря на то, что в природе существует минерал идентичного состава — биндгеймит — считается, что в живописи использовалось искусственное соединение, получаемое нагре- ванием оксидов свинца и сурьмы. Наиболее ранние произведения станковой живописи, в которых обнаружена неаполитан- ская желтая, относятся к XVII веку. Наибольшего употребления этот пигмент достигает в XVIII веке. В это время свинцово-оловянистая желтая используется все реже, а неаполи- танская желтая, напротив, становится основным ярко-желтым пигментом станковой за- падноевропейской живописи. В XIX веке пигмент не используется в живописи и не производится промышленно. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется; микрохимические реакции на ионы Рb2+ и Sb(III). Термический тест: не меняется Надежная идентификация — методами структурного анализа, например, методом рентге- новской дифракцией. Шафран — растительный краситель кроцетин(англ.:Saffron; нем.:Safran; франц.Safran; лат.:croceum ( по Теофилу), croceus (по Ирак- лию). Желтый органический пигмент получали из пыльцы крокуса (Crocus sativus). Краситель известен с античных времен как пряность и как красящее вещество. Как правило, пигмент использовался в виде лака, которым лессировались желтые красочные слои, например, по слою из аурипигмента. При исследовании картин голландского художника Викторса, уче- ника Рембрандта, было установлено, что желтый красочный слой из свинцово- оловянистой желтой лессирован желтым органическим пигментом. Аполитическоеопределение: Инфракрасная спектроскопии (ИК- спектроскопия). Индийская желтая — Mg- и Са- соли эксантиновой (euxanthin) кислоты.(англ.:Indian yellow; нем.:Indischgelb; франц.:Jaune Indien puree) Настоящая индийская желтая привозилась из восточной Индии в виде больших шарооб- разных кусков. Она получалась из мочи индийских коров, которых кормили листьями манго. В результате борьбы за права животных этот пигмент с 1921 года запрещен в ми- ровой торговле. Индийская желтая использовалась в индийской живописи на бумаге XIV-XIX вв. Крайне, редко ее обнаруживают в станковой европейской живописи: по опубликованным на сего- дня данным в одной картине Вермеера, а также в двух картинах XIX в. Современная краска под названием "индийская желтая" — это либо желтый кобальт, либо синтетическое органическое вещество. Аналитическоеопределение:ИК-спектроскопия. Желтые хромовые пигменты Желтый хром — РbСгО4 или 2PbSO4 • РbСгО4(в зави- симости от способаполучения) (англ.: Crome yellow; нем.:ChromgeIb; франц.: Jaime de chrome) Пигмент открыт в 1809 г. Вокеленом, промышленное производство начато с 1820 г. в Германии. Аналитическоеоп- ределение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические ре- акции на ионы Pb2+ , Cr(III), Cr(VI) Термический тест: темнеет Цинковая желтая — ZnCrO4. Предложена в 1809 году. Широко применялась для произ- водства желтой краски со второй половины XIX в. А политическое определение: Микрохимические гесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Zn2+, Cr(III),Cr(Vl) Термический тест. ZnCrO4 -> ZnO + Сг2О3 желтый —> черный. Баритовая желтая — ВаСгО4. Предложена в 1809 году. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Ва2+, Cr(III),Cr(VI) Термический тест: не меняется Стронциановая желтая — SrCrO4. Получена в 1808 году, широко применяется с сере- дины XIX века. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы Sr2+, Cr(III),Cr(VI) Термический тест: не изменяется Надежное определение желтых хромовых пигментов невозможно без применения методов элементного анализа, например, методов спектрального анализа, а также методов струк- турного анализа, например, метода рентгеновской дифракции. Желтый кадмий — сульфид кадмия CdS.(англ.:Cadmium yellow; нем.:Kadmium gelb; франц.:Jaime de cadmium). Открыт в 1818 году и с 1825 года производится промышленно. Пигмент имеет разнообразные оттенки желтого — лимонный, светлый, средний, темный, оранжевый. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется, выделяя сероводород H2S; микрохими- ческие реакции на ионы Cd2+и S2- Термический тест: CdS -> CdO желтый —> коричневый 6. ФиолетовыепигментыДо XIX века в живописи не использовали в качестве пигментов фиолетовые соединения. Старые мастера для передачи различных оттенков фиолетового цвета пользовались двумя приемами: либо смесью нескольких пигментов (например, красного, синего и белого или красного, черного и белого), либо последовательным нанесением одного слоя на другой (например, лессировка синим пигментом по красному красочному слою). Варьируя состав смеси, количественное соотношение ингредиентов, а также толщину слоев, получали не- обходимый оттенок фиолетового цвета. Темный кобальт — фосфат кобальта Со3(Р04)2 Светлый кобальт — аммониевый фосфат CoNH4PO4 •H2O Пигменты впервые полученны в 1859 году, и с тех пор широко используются в живописи. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в кислотах ; микрохимические реакции на ионы Со2+, PO43- Термический тест: темный кобальт — не меняется; светлый кобальт — темнеет 7. Коричневые пигментыУмбра натуральная — смесь минералов: Fе2О3 • nH2О + 20%Мп4+ + глинистые минера- лы. (англ.:Burnt umber, Raw umber; нем.:Umbra; франц.:Terre d ombre). Натуральный земляной пигмент. Используется в живописи со времен пещерных росписей. Использовался без ограничения в различных техниках и видах живописи. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимические тесты на ионы Fe3+, Mn(II). Термический тест: темнеет Охра жженая — Fe2О3 + глинистые минералыСиена жженая , умбра жженая — смесь безводных оксидов Fe3+, Mn4+, глинистые мине- ралы Природные пигменты, подвергнутые термической обработке. Используются с древнейших времен как коричневые пигменты. Аналитическоеопределение: Аналитическое определение аналогично определению умбры. Термический тест: не меняется. Коричневая Ван Дейка — 90% органических веществ (гумусовая и гуминовая кислоты), оксиды железа, глинистые минералы, песок. (англ.: Cassel earth, Cologne earth; нем.: Van- Dyck-Braun; франц.: Terre de Cassel). Природный материал такого состава известен в живописи с XVI века. В XIX веке под этим названием существовал синтетический пигмент (ферроцианид меди Сг2[Fе(СN)6]) для акварели и масляных красок. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: плохо растворяется; микрохимическая реакция на ион Fe3+. Термический тест: сгорают органические вещества, остаток красно-бурого цвета — Fе2О3. Надежная идентификация, например, с помощью ИК-спектроскопии. Асфальт — природ- ная смесь углеводородов с неорганическими примесями. Синонимы: антверпенская коричневая, иудейская смола, битум, мумия (англ.:Asphaltum, Bitumen; нем.:Asphalt; франц.:Asphalte, Goudron). С древнейших времен использовался как клееющее средство и как консервант. Считается, что в живописи начинает использоваться с XVII века, хотя при исследовании более ран- них произведений его обнаруживают как добавку в темные красочные слои, в частности, в теневых участках инкарната. Асфальт — плохо сохнущий материал, поэтому его нельзя использовать в чистом виде. В XVIII — XIX вв. некоторые художники начинают активно использовать асфальт в подмалевках, а также наносить его сплошным слоем. Это послу- жило причиной серьезных разрушений красочного слоя. Так называемое "сморщивание" поверхностного слоя, как правило, результат неумеренного использования этого пигмен- та. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: не растворяется; Термический тест: сгорает без остатка или остается незначительный минеральный ос- таток. Надежное определение с помощью, например, метода ИК-спектроскопии. 8. Черные пигментыДревесный уголь — углерод С (95%). Виноградная черная, персиковая черная и т.д. — углерод С (95%). (англ.:Blue black, Vine black; нем.: Pflanzenschwarz; франц.: Noir de piche, Noir de vigne). Древнейшие черные пигменты, получающиеся путем сгорания без доступа воздуха раз- личных древесных и растительных остатков. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: в кислотах не растворяется; Термический тест: С -> CO2— сгорает без остатка Ламповая копоть (сажа) — углерод С (95-98%). (англ.:Lamp black; нем.:LampenruB; франц.:Noir de Bougie; лит.: atramentum). Ламповую сажу производили уже в Древнем Китае для туши путем неполного сгорания минеральных и растительных масел. В Европе с XVIII века сажу производят на промыш- ленных установках. Аналитическоеопределение:аналогично растительным черным пигментам. Слоновая черная, жженая кость — углерод С(10-20%)+СаСО3 +Са3(РО4)2+Mg3(PO4)2. (Англ.:Ivory black; нем.:Elfenbeinschwarz; франц.:Noir d-ivoire). Пигменты, получаемые обугливанием костей, слоновых бивней. Древнейший черный пигмент, использовавшийся, как и все углеродсодержащие черные пигменты, без ограни- чений. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: частично растворяется в минеральных кислотах; микрохи- мические реакции на ионы Са2+ РО43-. Термический тест: остаток белого цвета 9. Металлические пигментыМеталлические пигменты — тонкодисперсные порошки, либо тончайшие листки — по составу представляют собой металлы или их сплавы. В качестве металлических пигментов в старой живописи использовали в основном золото, серебро и олово. Позже начали при- менять медь, бронзовый порошок, а в XIX веке было начато производство пигментной цинковой пыли и алюминиевой пудры. Пигменты из золота (порошкообразное — творе- ное, листовое — сусальное золото) — Аu. С древнейших времен золото использовалось для золочения различных произведений ис- кусства. В живописи его часто применяли для золочения фоновых участков. Для этого ис- пользовалось, как правило, листовое золото. Это характерно для европейских станковых произведений XI-XV вв., створок готических алтарей, византийской и древнерусской ико- нописи. Твореное золото использовалось при написании книг: золотой краской писались либо отдельные буквы, либо часть текста, а также детали орнамента. Твореным золотом наносилась инокопь — изображение складок одежд — на ранних итальянских, византий- ских и русских иконах. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах, растворяется в цар- ской водке (НNО3:НСl 1:3). Термический тест: не изменяется Пигменты из серебра (порошкообразное — твореное, листовое — сусальное серебро) — Ag. Серебро в живописи чаще всего имитировало более дорогое золото. Как правило, серебро покрывалось слоем желтого лака, что создавало иллюзию золота. Частично заменяли зо- лото с помощью так называемого двойника: листочка металла, состоящего из 2-х слоев — серебра и золота. Аполитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в азотной кислоте, микрохимическая реакция на ион Ag+. Термический тест: не меняется Пигменты из меди (Сu), бронзы (сплав Сu и Sn), латуни (сплав Сu и Zn). В станковых произведениях живописи медные и бронзовые краски обнаруживают крайне редко. Чаще всего эти пигменты использовали для имитации позолоты на рамах и в дру- гих прикладных произведениях искусства. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в азотной кислоте; микрохимическая реакция на ион Cu2+, Zn2+, Sn(IV). Термический тест: Си (или сплав) -> тенорит СиО черный Пигменты из олова (оло- вянная фольга и твореное олово) — Sn. Упоминание об использовании олова для имитации золота содержится в Луккском ману- скрипте (IX в.), у Теофила (XII в.) и Ираклия ( ХП-ХШ в.) и в многочисленных более поздних руководствах по живописи. Довольно редко олово обнаруживают на фоновых участках ранних икон. Например, при исследовании иконы "Богоматерь Толгская", XIV в. (Ярославский художественный музей) было установлено, что серебристый фон написан оловом. Аналитическоеопределение: Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Sn(IV). Термический тест: не меняется Для надежной идентификации металлических пигментов рекомендуется применять мето- ды элементного анализа, например, метод эмиссионного спектрального анализа, лазерного микроанализа, электронной микроскопии (микрозонда). 10. Смеси пигментовРедки случаи, когда краска состоит из одного пигмента. Как правило, пигменты смешива- ли для получения нужного не только цвета, но и оттенка. Самые простые смеси это смеси цветных пигментов с белыми. В произведениях станковой живописи, живописи книжных миниатюр практически всегда различные цветные пигмен- ты смешивали с белым пигментом, как говорят белилами. До начала XIX века — это свинцовые белила; позднее — помимо свинцовых белил — цинковые, титановые и др. В настенной живописи для разбеливания цветных пигментов использовали известковые бе- лила. Распространенные смеси синих и желтых пигментов широко использовались во все вре- мена и в различных техниках для создания зеленого цвета. Так, в живописи книжных миниатюр зеленую краску получали, смешивая индиго и аурипигмент; в станковой живописи зеленый цвет создавали смесью, например, свинцово-оловянистой желтой и азурита. Позднее, в XVIII веке, для зеленого цвета сме- шивали берлинскую лазурь и неаполитанскую желтую. Как уже говорилось выше, в старой живописи не было фиолетовых пигментов. Этот цвет создавали, смешивая в разных пропорциях красные и синие пигменты, либо добавляли еще черные и белые. В иконописи существовал технический прием написания инкарната — лиц и обнаженных участков тела (рук, ног), когда в приделах контурного рисунка по грунту наносился тон- кий ровный слой, который далее разрабатывался нанесением последующих слоев, соз- дающих объем изображения. Этот подготовительный слой в византийской и древнерус- ской живописи получил название санкиря. Санкирь, как правило, желтовато-зеленого, ли- бо коричневато-зеленого цвета, а по составу пигментов представлял собой смесь, состоя- щую из желтой охры, черной угольной, зеленого глауконита, а также мог содержать до- бавки киновари и других пигментов. Этот же подготовительный слой использовался и при изображении инкарната в древнерусских настенных росписях. В настенных росписях использовалась смесь черной угольной и известковых белил, полу- чившая название рефть. Как правило, слой такого состава использовался как подготовка под синие красочные слои. Такая подготовка усиливала глубину синего цвета, а в случае локальных утрат верхнего синего слоя, создавала иллюзию его сохранности. Так, в церкви XVII века в Ростове по слою рефти смальтой написано синее небо. Для коричневого цвета применяли смесь черной угольной с красной охрой, а для зеленого цвета — с желтой охрой. В настенной живописи использовался прием имитации синего цвета смесью черной угольной и известковых белил. Так в росписях центрального купола Софийского собора в Новгороде написаны визуально воспринимаемые синие одежды одного из пророков. Различные оттенки старые мастера создавали не только смешением пигментов, но и по- следовательным нанесением одних слоев на другие, то есть лессировками. Например, по слою киновари наносили прозрачный слой лака из красного органического пигмента, глауконит лессировали зеленым лаком из медного резината; для получения различных от- тенков фиолетового цвета по ультрамарину или азуриту наносили тонкий слой красного органического пигмента; для усиления яркости белого цвета применяли лессировки синим пигментом по слою белил. Примечания 3В русских рецептах синие пигменты называются лазорь","лазурь","голубец". Однозначно идентифицировать эти названия с каким-нибудь конкретным пигментом невозможно. Ча- ще всего эти названия обозначали цвет. 4 По Теофрасту и Плинию 5 По Плинию и Витрувию 6 По Плинию Литература. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. М.,1982. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живопи- си. Учебное пособие для студентов художественных вузов и учащихся художественных училищ, под ред. Гренберга Ю.И. М.,1987. Лелекова О.В., Наумова М.М. Исследование красочного слоя росписи Рождественско- го собора Ферапонтова монастыря. Ферапонтовский сборник, вып.2, М, 1988. с. 208-230. Лелекова О.В., Наумова М.М. К изучению материалов и техники средневековой жи- вописи. Древнерусское искусство, С.-Петербург, 1997. с. 454-467. Голиков В.П. Природные органические красители музейных текстильных изделий. М.,1981. вып. 1. Экспресс-информация. Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. Лелекова О.В. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монасты- ря \\ Художественное наследие. М. 11,1988. |