Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница1 из 27
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Лекция 3.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "


  • Классификация реставрационных материалов

  • Требования, предъявляемые к реставрационным материалам

  • Термины и определения


Конечной целью любого реставрационного процесса является сохранение реставрируемо- го объекта в течение максимально длительного времени. При реставрации живописи и предметов прикладного искусства это достигается путем осуществления таких операций, как соединение отдельных частей реставрируемого объекта, консолидация деструктиро- ванного авторского материала, восполнение утраченных фрагментов, удаление загрязне- ний, расчистка от поздних записей и поновлений, устранение деформаций, нанесение за- щитных покрытий и др. Для выполнения этих операций требуется большой ассортимент реставрационных материалов.


Выбор реставрационного материала является одним из важнейших этапов реставрацион- ного процесса, поскольку мы имеем многочисленные свидетельства того, как в результате применения непригодных материалов или неправильной технологии их использования ценнейшие памятники культуры либо безвозвратно утрачены, либо находятся в аварий- ном состоянии. В качестве примеров можно привести неудачный опыт применения для реставрации настенных росписей казеина во многих памятниках древнерусского зодчест- ва, в том числе в соборах Московского Кремля. Неудачными были первые попытки при- менения синтетических полимерных материалов в реставрационных целях, например рас- творов полибутилметакрилата для укрепления настенной темперной живописи в Софий- ском соборе г. Вологды. В Государственной библиотеке им. Ленина в 60-х годах для ук- репления бумаги пытались использовать растворы полиметилметакрилата (ПММА), что привело к слипанию листов книг. Известны случаи растрескивания кожи, укрепленной клеем ПФЭ-2/10. В настоящее время широко используется бытовой клей ПВА (поливи- нилацетатная водная дисперсия), абсолютно непригодный для реставрационных целей. Этот печальный список можно продолжить, однако более подробно мы будем говорить об ограничениях применения тех или иных материалов в последующих лекциях.


Задача правильного выбора материала очень сложна даже для опытного реставратора по ряду причин: во-первых, практически не бывает совершенно одинаковых реставрацион- ных ситуаций, и в каждом конкретном случае приходится корректировать известные, ра- нее апробированные методики. Во-вторых, ассортимент материалов, которые можно рас- сматривать как реставрационные, невелик, а требования, предъявляемые к таким материа- лам, являются достаточно жесткими, а зачастую и противоречивыми. Для правильного выбора материала и способа его применения реставратор не только должен пропустить

через свои руки как можно больше материалов, но и располагать исчерпывающими сведе- ниями об их свойствах.

Классификация реставрационных материалов



Материалы для реставрации любых видов живописи и предметов прикладного искусства можно классифицировать различным образом:


  • по реставрационным операциям,




  • в зависимости от вида повреждений.


По реставрационным операциям материалы делятся на основные и вспомогательные. Ос- новными мы будем называть те из них, с помощью которых осуществляется реставраци- онный процесс и которые по завершении его находятся в постоянном контакте с автор- ским материалом вплоть до повторной реставрации. К ним относятся - адгезивы, консоли- данты,композиции длявосполненияутраченных фрагментов иматериалыдлязащитных покрытий.

К вспомогательным мы будем относить материалы с помощью которых осуществляются реставрационные операции и которые находятся в контакте с авторским материалом лишь временно. Это фильтровальная, микалентная, папиросная и крафт-бумага, картон, раз- личные пленки - полиэтиленовая (ПЭ), полиэтилентерефталевая (ПЭТФ), тефлоновая, растворители, составы и пульпы для удаления загрязнений и др.


Для реставрации объектов, выполненных из различных авторских материалов, могут ис- пользоваться как одинаковые, так и специфические для данного вида объектов реставра- ционные материалы; например, для проведения одной и той же операции склейки при реставрации бумаги и пергамента используют разные адгезивы - в первом случае мучной, а во втором - пергаментный клей.


Использующийся для реставрации станковой масляной живописи осетровый клей из-за низкой биостойкости непригоден для укрепления настенной живописи в неотапливаемых памятниках. В то же время с помощью осетрового клея осуществляются практически лю- бые операции при реставрации всех видов живописи и многих предметов прикладного ис- кусства из самых различных материалов. Специфическими являются материалы для рес- таврации экспонатов из стекла, керамики, фарфора, текстиля, кожи.


Выбор материала зависит от того, какие авторские материалы использовались при изго- товлении экспоната, от вида повреждений и степени сохранности объекта.

В качестве примера можно привести укрепление красочных слоев - шелушащегося и рас- пыленного, лишенного связующего. В первом случае адгезив должен формировать сплошной адгезионный шов между склеиваемыми поверхностями, во втором - пропиты- вать укрепляемый участок на максимально возможную глубину и консолидировать дест- руктированный авторский материал.

Требования, предъявляемые к реставрационным материалам



Ко всем материалам, независимо от вида объекта реставрации, предъявляются четыре ос- новополагающих требования:


  • Долговечность, то-есть все материалы, предназначенные для использования в контакте с музейными объектами, должны сохранять стабильность свойств в течение по крайней мере пятидесяти лет после реставрации. Это значит, что в процессе естественного старе- ния, которому подвержены все без исключения предметы материального мира, не должна нарушаться связь между авторским и реставрационным материалами и не должны изме- няться свойства самого реставрационного материала — он не должен изменять цвет, ста- новиться жестким или хрупким и т.д.


  • Материалы не должны искажать первоначального замысла художника, то-есть не должны изменять фактуры и тональности авторского материала.


  • Материал должен быть обратимым, точнее — он не должен препятствовать повторной реставрации.


  • Прочность реставрационного материала не должна превышать прочность автор- ского.


Что касается требования обратимости, которое по определению предполагает возмож- ность полного удаления реставрационного материала из объекта в случае необходимости повторной реставрации, то это требование в большинстве случаев невыполнимо, так как количественное извлечение вещества, адсорбированного в объеме пористой структуры, проблематично, если вообще возможно.

Кроме вышеперечисленных требований для каждого вида объектов реставрации сущест- вуют свои специфические требования, связанные чаще всего с условиями их бытования, например, к материалам для реставрации живописи в неотапливаемых памятниках или скульптуры, находящейся на открытом воздухе, предъявляются жесткие требования по атмосферо-, влаго- и биостойкости, для предметов музейного хранения эти требования не столь жестки, но если они находятся в постоянной экспозиции в музеях или на выставках, для их реставрации необходимы материалы, характеризующиеся повышенной свето- стойкостью.

Термины и определения



Адгезивы — клеи, предназначенные для обеспечения прочной и долговечной связи между элементами реставрируемого объекта.


Консолиданты — материалы, обеспечивающие прочную и долговечную связь между час- тицами деструктированного авторского материала.


Композиции для восполнения утраченных фрагментов — как правило, двухкомпонентные системы, состоящие из наполнителя и связующего; после отверждения эти составы долж- ны максимально приближаться по свойствам и внешнему виду к авторскому материалу.


Покровные материалы — лаки матовые или глянцевые, олифы, матирующие составы, за- щитные покрытия.


По происхождению и химическому составу материалы принято делить на синтетические и природные. Природные материалы, наиболее часто применяющиеся в практике реставра- ции в качестве клеев, делятся на клеи животного и растительного происхождения. Жи- вотные клеи, в свою очередь, в соответствии с типом белка, составляющего основу клея, делятся на глютиновые, казеиновые и белки куриного яйца.


Основу глютиновых клеев составляет белок коллаген. К глютиновым клеям относятся - костный (столярный), кожный (мездровый, телячий, кроличий, пергаментный), рыбий - из кожи и плавательных пузырей рыб, в частности осетровых (осетровый клей); к глюти- новым клеям относится также желатин (желатина) пищевой и фотожелатин.

Казеиновые клеи. Казеин является главным белковым компонентом молока; химическую основу казеина, получаемого из молочной сыворотки, составляют фосфопротеиды.


Эмульсия желтка куриного яйца - органическую основу желтка составляют белки и жиры (сочетание различных фосфолипидов), а также витамины А, Б и Д; минеральную основу составляют фосфорная кислота и различные элементы - кальций, магний, хлор и др.


К клеям растительного происхождения относятся камеди и отвары злаков. Камедь - это затвердевший сок деревьев и кустарников, вытекающий из пораженных участков коры. В литературе упоминаются камеди черешни, вишни, сливы, абрикоса, миндаля, персика, а также камеди тропических растений, объединенных под общим названием гумми-арабик, представляющие собой сок различных видов акаций, произрастающих в тропических ле- сах Азии, Африки, Австралии (например, Penaca Sarcocola африканская или персидская, Elemi, акация Senegali Kordofan, Varek). По химическому составу - это калиевые, кальцие- вые и магниевые соли арабиновой кислоты. В реставрации камеди находят ограниченное применение, их используют в качестве связующего при изготовлении акварельных красок.


К отварамзлаковотносятся известный всем мучной клей и крахмальный клейстер.


По химическому составу адгезивы растительного происхождения в большинстве случаев относятся к классу углеводов.


Широко используются в реставрационной практике в качестве адгезивов воско- смоляные композиции, состоящие из пчелиного воска и различных природных смол - канифоли, даммаровой смолы, шеллака, мастикса и др.


Ассортимент реставрационных материалов, применяющихся в отечественной и зарубеж- ной практике, на сегодняшний день сформировался. Он достаточно широк и включает как природные, так и синтетические материалы; в ассортименте синтетических материалов присутствуют не только клеи, широко используются синтетические грунты, покровные материалы, холсты и всевозможные поделочные композиции. В ассортименте реставраци- онных материалов отечественного и зарубежного производства есть такие, которые спе- циально разработаны для реставрационных целей, но есть и другие, выпускающиеся про- мышленностью для других нужд, но отвечающие жестким требованиям, предъявляемым к ним реставрацией.

В дальнейшем обсуждение природных и синтетических реставрационных материалов бу- дет проводится по следующей схеме: химическое строение, физико-химические и физико- механические свойства, области применения. К физико-химическим свойствам относятся такие, как молекулярная масса, вязкость растворов, паропроницаемость; физико- механические свойства включают прочность пленок при растяжении, относительное и остаточное удлинение, твердость; важными для реставрационных материалов являются такие свойства как водостойкость и влагостойкость,атмосферостойкостъ и долговеч- ность в условиях ускоренного тепло-влажностного старения. Мы также будем обсуж- дать деформационные свойства материалов, подразумевая под ними способность мате- риала противостоять различным переменным и постоянным механическим нагрузкам.


* * *


  • Выбор материала является важнейшим этапом реставрационного процесса.


  • Реставрационные материалы классифицируются в соответствии с реставрационными операциями, природой и состоянием авторского материала, видом повреждений.


  • По химическому составу и способу получения материалы подразделяются на природ- ные и синтетические.


  • Реставрационные материалы должны быть долговечными, обратимыми и не искажать тональности и фактуры авторского материала.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта