Главная страница
Навигация по странице:

  • Пчелиный воск

  • Карнаубский воск

  • Мягкий копал

  • Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


    Скачать 498 Kb.
    НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
    Дата20.04.2022
    Размер498 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #487208
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Лекция 3

    ВОСКИ, СМОЛЫ И ВОСКО-СМОЛЯНЫЕ КОМПОЗИЦИИ. ПОКРОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


      • Воски

      • Смолы

      • Воско-смоляные композиции

    Воски



    По химическому составу воски представляют собой смесь сложных эфиров жирных ки- слот и одно- или двух-атомных высших спиртов. Воски бывают животного и раститель- ного происхождения. Животные пчелиный, спермацет, ланолин; растительный карнаубский воск, кроме того существует ряд восков минерального происхождения — ис- копаемых или продуктов перегонки нефти (озокерит). Почти все воски имеют аморфную структуру, плавятся при температуре 35-

    100°С, растворяются в большинстве органических растворителей. Помимо терпеновых углеводородов (пинен и скипидар) они растворяются в хлорированных углеводородах (дихлорэтане, трихлорэтилене! хлористом метиле, четыреххлористом углероде), бензи- не и ароматических углеводородах (ксилоле, толуоле, бензоле).

    Пчелиный воск— содержит около 72% эфиров высших жирных кислот и высших спиртов (33% миристилпальмитата), до 13,5% свободных кислот, 12-12,5% углеводородов. Темпе- ратура плавления 62-70°С; растворяется в хлороформе, бензине, четыреххлористом угле- роде, плохо растворяется в спирте. Получается из пчелиных сот.
    Парафинсмесь предельных углеводородов C18 С35; температура плавления 40-65°С; не растворим в воде и спиртах, растворим в ароматических углеводородах. Получается из нефти; применяется в смеси с церезином для изготовления свечей.

    Озокерит— горный воск, природный продукт, добывающийся в разломах и трещинах горных пород. Содержит парафиновые углеводороды, температура плавления 65-100°С; растворяется в бензине, керосине, бензоле, хлороформе.

    Церезин— смесь предельных углеводородов С35 -C55 (алифатического изостроения); тем- пература плавления 65-88°С; растворим в бензоле. Получается из озокерита, петролатума, парафиновых пробок (отложения на стенках трубопроводов при добыче и перекачке неф- ти). Применяется при изготовлении свечей, при производстве кремов, в качестве оболочек для сыров.

    Спермацет— кристаллический воск с температурой плавления 43-54°С; растворяется в эфире, ацетоне, трихлорэтилене, горячем этаноле. Получается из спермацетового жира при переработке китов. Применяется в косметической промышленности и в качестве смягчающего материала при реставрации переплетов.
    Ланолин— содержит смесь диэфиров α, β - алкандиолов и жирных кислот С18 — С24, около 10% стеринов. Желтая мазеобразная масса, Тпл 35-37° С. Растворим в бензоле, хло-

    роформе, эфирах. Получается экстракцией из шерсти овец, применяется в косметической промышленности.
    Карнаубский воск— содержит более 80% эфиров жирных кислот и высших спиртов, Тразм 84-86° С, растворяется в эфире, горячем спирте, растворах щелочей. Получают из листьев бразильской восковой пальмы. Применяется как компонент полировочных паст, при вы- делки кожи, в производстве копировальной бумаги.

    В воско-смоляных композициях, использующихся для реставрации, применяется исклю- чительно пчелиный воск. Пчелиный воск содержит большое количество примесей — ос- татков меда, механические примеси пыльцы растений, поэтому перед приготовлением воско-смоляных композиций воск очищают путем промывки водой расплавленного воска с последующим фильтрованием механических примесей. Отбеливание воска производит- ся путем выдержки промытого и отфильтрованного воска на солнце с периодическим смачиванием его водой.
    Очищенный пчелиный воск размягчается при температуре 30-40°С, плавится при 61-63оC. Воски, как и все природные материалы, характеризуются чрезвычайной стабильностью, их состав не изменяется в течение столетий, доказательством чему является сохранность картин, написанных в технике энкаустики задолго до нашей эры. По данным Ю.И.Гренберга, в чистой энкаустике связующими пигментов были чистый пчелиный или пунический воск, проваренные с морской водой или раствором соды. Кроме того, в каче- стве связующих использовались смеси воска с небольшим количеством оливкового масла (восковая темпера) или со смолой — хиосским бальзамом или мастиксом.

    Следует отметить склонность восков к кристаллизации при низких температурах, что приводит к изменению физической структуры воска и утрате адгезионных свойств.

    В некоторых случаях воск, предназначенный для реставрационных целей модифицируют, добавляя при промывке в воду квасцы, в результате чего увеличивается их твердость и повышается температура плавления.


    Смолы



    Смолы представляют собой твердые аморфные вещества, не растворимые в воде и раство- римые в полярных и ароматических органических растворителях. Они размягчаются при температурах от 55 до 100°С и плавятся при 80-190°С.

    Канифоль— температура размягчения 45-75°С, плавления — 100-140°С; не растворяется в воде, растворима в скипидаре, пинене, ацетоне, этиловом эфире, абсолютном спирте, бензоле, хуже — в бензине, керосине. Кроме того канифоль растворяется в водных рас- творах щелочей и концентрированной уксусной кислоте. Содержится в древесине сосны, ели, кедра, лиственницы. Канифоль содержит 90% свободных смоляных кислот (абиети- новой, пимаровой, неоабиетиновой), что обуславливает высокое кислотное число канифо- ли (150-175 единиц). В результате окисления этих кислот образуются хиноидные структу- ры, окрашенные в коричневый цвет. Канифоль имеет низкую влагостойкость и повышен- ную хрупкость, поэтому ее и используют в смеси с воском, лишенным этих недостатков.
    Даммара— содержится в растениях вида даммара, рода Schorea, семейства араукариевых, произрастающих на островах Малазийского архипелага. Имеет более низкие, чем у кани- фоли значения температур размягчения и плавления (75-80 и 85-100°С соответственно),

    растворяется в тех же растворителях, что и канифоль. Имеет самое низкое кислотное чис- ло (20-30 единиц), так как содержит мало свободных кислот. В ее состав входит 23% дам- маровой кислоты, 40% альфа-даммары (растворимой в этиловом спирте) и 22% бета- даммары (нерастворимой в этиловом спирте). Благодаря низкому содержанию кислот она менее склонна к пожелтению, однако, как и большинство смол, характеризуется низкой влагостойкостью, при соприкосновении с влагой и при старении мутнеет.

    Мастикс— температура плавления 90-95°С, растворяется в скипидаре, пинене, этиловом спирте, ацетоне и частично в петролейном эфире. Содержится в мастиковом дереве се- мейства сумаховых Pistacia lentiscus, произрастающем в Греции, Индии, Южной Америке. В состав мастикса входит эфирное масло 2-3%, смоляные кислоты, около 42%, горькое вещество мастицин 5% и около 50% смолистых углеводородов. В результате старения смола желтеет и коричневеет, становится хрупкой, от влаги мутнеет и деструктируется. Кислотное число в 2 раза выше, чем у даммары и составляет 50-75; при добавлении воска или высыхающего масла повышается прочность и влагостойкость, однако воско-смоляные композиции с использованием мастикса по всем характеристикам уступают воско- даммарным и воско-канифольным.
    Мягкий копал— в отличие от копаловых смол, представляющих собой твердую нераство- римую смолу, является смолистым соком-бальзамом. Температура плавления манильского копала 103-120°С. Австралийский, Новозеландский копалы называются "каури'', их тем- пература плавления составляет от 111 — 115°С до 140°С. Они размягчаются в воде при нагревании до 75-80°С. Растворяются в маслах при нагревании, и лишь некоторые из них

    — в органических растворителях.

    Шеллак— смола, выделяемая молодыми побегами некоторых растений при участии лако- вых червецов. По мнению некоторых ученых шеллак выделяют сами червецы. Шеллак представляет собой тонкие хрупкие чещуйки от светло-желтого до коричневого цвета. В состав шеллака входят: кислоты, шеллачный воск до 5%, вода — 12% и более, примеси до 9%, водорастворимый краситель 5%, белки, углеводы, соли, полимерные компоненты.
    Лаки на основе шеллака дают хрупкую пленку; по влагостойкости превосходят лаки из даммары, мастикса и мягких манильских копалов. В процессе старения на свету быстро желтеют.

    Сандарак— бесцветная или светло-желтая душистая смола; стеклообразное вещество с температурой размягчения 100-130°С, плотность 1,05-1,09 г/см3, кислотное число -- 117-

    155. Не растворяется в воде, растворяется в низших спиртах. Получается из коры сандара- кового дерева или каллитриса Tetraclinis articulata (Callitris quadrivalis) из семейства кипа- рисовых, произрастающих в Северной Африке. Сандарак имеет вид желтоватых с белым или буроватым налетом хрупких зерен, комочков,палочек.
    В состав сандарака входят три смоляные кислоты, резен, эфирное масло. Лаки на основе сандарака прочные (только в сочетании с пластификатором), окрашенные в оранжевый или коричневый цвет.

    Для удобства сравнения свойства восков и смол представлены в Таблицах 1 и 2.
    Таблица1.Состав и свойства восков


    Название

    Химический состав

    Температура

    плавления,"С

    Растворители

    Карнаубский

    воск

    Смесь сложных

    эфиров

    84-86

    Хлороформ.бензин

    Ланолин

    Смесь диэфиров

    35-37

    бензол, хлороформ,

    эфиры

    Парафин

    Смесь предельных

    углеводоро-

    65-100

    бензин, керосин,

    бензол,




    дов C18-C35




    хлороформ

    Пчелиный

    воск

    сложные эфиры,

    свободные

    62-70

    хлороформ, бензин,

    четырех-




    кислоты, углеводо-

    роды




    хлористый углерод,

    пинен,










    скипидар

    Спермацет

    Кристаллический

    воск

    43-54

    эфир, ацетон, три-

    хлорэтилен,










    горячий этанол

    Церезин

    Смесь предельных

    углеводоро-

    65-88

    бензол




    дов С35-С55









    Таблица2.Состав и свойства смол.


    Название

    Кислотное число

    Температура размягчения,

    °С

    Температура плавления,

    °С

    Растворители

    Даммара

    20-30

    75-80

    85-100

    а- даммара-этиловый

    спирт, (3 -













    даммара -скипидар,

    пинен, ацетон

    Канифоль

    150-175

    45-75

    100-140

    скипидар, пи- нен,ацетон, этило-

    вый













    эфир, абсолютный

    спирт, бензол

    Мастике

    50-75




    90-95

    скипидар, пинен,

    этиловый спирт,













    ацетон

    Мягкий копал "каури"




    75-80

    111-140

    в маслах при нагре- вании, в органи- ческих растворите-

    лях

    Сандарак

    117-155

    100-130




    в низших спиртах

    Шеллак

    55-75

    77-85




    частично в спирте

    Воско-смоляные композиции



    Технология приготовления всех воско-смоляных композиций одинакова и осуществляет- ся в две стадии: сначала растворяют каждую составляющую по отдельности, а затем со- единяют в заданных соотношениях. Очищенный и измельченный воск помещают в сосуд, закрытый крышкой, растворяют в пинене или скипидаре при нагревании на водяной бане. Таким же образом растворяют смолу, предварительно измельченную в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния, раствор фильтруют в горячем состоянии. Затем раствор воска вливают в раствор смолы при постоянном перемешивании, после чего композицию нагревают на водяной бане до получения гомогенной массы. В монографии под ред. И.П.Горина рекомендуется иной способ: воск расплавляется при температуре не выше 70°С, а смола расплавляется на песчаной бане и соединяется с пиненом при комнатной температуре при постоянном перемешивании; затем оба компоненнта соединяются и тща- тельно перемешиваются в процессе нагревания на водяной бане.

    До появления синтетических адгезивов воско-смоляные мастики были единственными ма- териалами, способными укрепить живопись, написанную на гладких поверхностях. Ос- новные случаи применения воско-смоляных составов перечислены в статье сотрудника ВХНРЦ В.Н.Карасевой:


    • при расслоении многослойной живописи;

    • при отслаивании масляного красочного слоя от масляного или эмульсионного грунта с большим содержанием масла или от фабричного грунта, с которого не удален тальк;

    • в случае необходимости размягчения жесткого масляного грунта;

    • в том случае, когда красочный слои и грунт сильно деструктированы и имеется опас- ность проникновения раствора рыбьего клея через разрушенные элементы структуры в холст;

    • в том случае, когда в результате усадки холста произошло сморщивание красочного слоя вместе с грунтом;

    • при ожогах красочного слоя, в результате чего он становится очень хрупким;

    • при вздутиях и осыпях красочного слоя на картинах, выполненных на металле, дереве, на картинах, ранее укрепленных воском и на картинах, пораженных плесенью.



    Для реставрации станковой масляной живописи В.Н.Карасева рекомендует воско- даммарные композиции следующего состава: отбеленный воск: даммара: пинен — 2:1:1.
    Для приготовления этой композиции она рекомендует 100 м.ч воска расплавить в эмали- рованной или фарфоровой посуде на закрытом огне; 50 м.ч высушенной мелко истолчен- ной даммары помещают в фарфоровый стакан, заливают 50 м.ч пинена, фильтруют через ткань и нагревают на водяной бане до полного растворения.
    Для приготовления воско-канифольной мастики автор рекомендует на 100 м.ч воска — 30 м.ч канифоли и 50 м.ч пинена. Вместо пинена можно использовать венецианский тер- пентин, у которого тепература кипения ниже, чем у пинена, поэтому воско-смоляные композиции быстрее сохнут, кроме того он повышает липкость мастики. Приведенные со- отношения компонентов могут вариироваться в зависимости от конкретной реставраци- онной ситуации.
    Отмечается нецелесообразность применения в качестве смоляного компонента копала, так как он долго остается липким, размягчает красочный слой и со временем темнеет.

    Технология применения воско-смоляных мастик для реставрации станковой масляной жи- вописи предусматривает нанесение с помощью флейца горячей мастики на бумажную кальку, которую переносят на укрепляемый участок и тщательно приглаживают руками; через два часа кальку проглаживают утюжком, нагретым до 60-70°С; проглаживание про- изводят в несколько приемов, поскольку при длительном прогревании воск может потем- неть. Кальку удаляют через 5-7 часов после окончания проглаживания. Оставшуюся на поверхности мастику удаляют смоченным бензином ватным тампоном.
    Воско-канифольные мастики уступают по свойствам воско-даммарным, однако нужно иметь ввиду, что при контакте с влажным воздухом даммарный воск белеет.

    Наблюдения за картинами, реставрированными с помощью: воско-смоляных композиций показали, что последствия этого способа реставрации могут быть самыми негативными.
    Оказалось, что, во-первых, воскпропитываетвсеэлементыживописногоматериала,во- вторых, он взаимодействует со структурными элементами живописи, что приводит к необратимым последствиям.

    Объективные доказательства этому были представлены шестью! авторитетными исследо- вателями, независимо друг от друга. Они отмечают, что в ряде случаев воск окрашивал или изменял цвет живописных слоев и грунта; в ряде случаев наблюдалось размягчение красочного слоя живописи на масляном связующем; часто наблюдалось набухание и рас- трескивание красочного слоя, укрепленного пчелиным воском. По свидетельству многих реставраторов дублирование картин с помощью воско-смоляных композиций сопровож- дается окрашиванием белого грунта в местах утрат красочного слоя, прорывов и царапин, цветовая гамма картины при этом непредсказуемо изменяется. Г. Бергер приводит свиде- тельства того, что пропитка красочного слоя воском или содержащими пчелиный воск композициями вызывает образование вздутий красочного слоя, которые затем образуют кракелюр определенной конфигурации, часто наблюдающийся на старых картинах, сдуб- лированных с помощью воско-смоляных мастик.
    Таким образом, взаимодействие воска с красочным слоем приводит, с одной стороны, к окрашиванию адсорбирующих воск материалов живописи, с другой, — к разрушению красочного слоя.

    Другим не менее важным негативным воздействием воска на материал картины являет- ся пропитка воском нитей холста. Г. Бергер и Х. Зелигер представили убедительные доказательства взаимодействия воска и смолы с целлюлозой, ускоряющего процесс дест- рукции целлюлозных молекул.
    Большие трудности встречает также операция удаления воска перед использованием дру- гих типов адгезивов при повторном дублировании.

    Наконец, отмечаются случаи разрушения большемерных картин, дублированных с приме- нением воско-смоляных композиций, вследствии того, что утяжеленный холст обнаружи-

    вает склонность к вязко-эластичному течению под нагрузкой (весом дублировочного хол- ста), что приводит к повреждению всех элементов живописи.
    На основании наблюдений за поведением картин и опираясь на результаты специальных научных исследований, следует считать доказанным, что:


    • воск окрашивает грунты;

    • изменяет цвет и фактуру красочного слоя;

    • ряд восков изменяет свою окраску при старении;

    • красочные слои на маслянном или смоляном связующем набухают в восках, что созда- ет опасность травмирования красочного слоя при механическом удалении воска с поверх- ности живописи;

    • пчелиный воск в некоторых случаях вызывает растрескивание красочного слоя; воск окрашивает все содержащие целлюлозу подложки, такие как холст, картон, бумагу;

    • некоторые из восков ускоряют деструктивные процессы, происходящие при старении целлюлозных материалов; низкая структурная прочность восков делает неэффективным любое последующее реставрационное вмешательство;

    • воскосодержащие адгезивы способствуют развитию значительных пластических де- формаций, протекающих под действием собственного веса картин;

    • холст, пропитанный воском, становится более хрупким;

    • если воск проник на оборот холста, он адсорбирует пылевые загрязнения, которые трудно удалить;

    • воско-смоляные композиции непригодны для реставрации живописи на клее-меловых грунтах и склейки фарфора, так как грунт темнеет, а клеевые швы становятся отличимы- ми;

    • воско-смоляными мастиками нежелательно пользоваться в тех случаях, когда укреп- ленный объект находится в регионах с жарким климатом или подвергается действию пря- мых солнечных лучей;

    • нежелательно также использование этого материала в неотапливаемых памятниках, расположенных в условиях воздействия низких температур, поскольку из-за кристаллиза- ции воска может произойти нарушение адгезионной связи;

    • наиболее существенным недостатком этого материала является невозможность прове- дения повторной реставрации каким бы то ни было другим реставрационным материалом.



    Учитывая представленные неопровержимые свидетельства пагубного влияния воска и воско-смоляных композиций, на конференции ICOM (Международного Совета Музеев) в 1975 году было принято решение о нежелательности использования восксодержащих ма- териалов для дублирования и укрепления красочного слоя произведений станковой мас- ляной живописи.
    Несмотря на запрет использования воска и воско-смоляных композиций для реставрации станковой масляной живописи, в некоторых странах (Франция, Германия) эта технология до сих пор находит широкое применение, особенно при реставрации поздней живописи; в России встречаются случаи использования воско-смоляные мастик для реставрации сте- нописей, выполненных маслом.

    В Таблице 6 приведены соотношения компонентов воско-смоляных композиций, наиболее часто применяющихся в реставрации настенной масляной живописи.

    Таблица6.Состав воско-смоляных композиций, рекомендуемых В.В.Филатовым для рес- таврации настенной живописи.





    Наименование компо- нентов

    Содержание компонентов в смеси, г

    1

    2

    3

    4

    1

    Воск

    100

    60

    100

    100

    2

    Пинен

    100

    100

    100

    100

    3

    Канифоль

    50-60

    60







    4

    Дамарный лак 30%







    100




    5

    Копаловый лак










    100



    Соотношение компонентов может измениться в сторону увеличения или уменьшения со- держания воска, в зависимости от конкретной реставрационной ситуации.

    Разогретую до 60°С массу рекомендуется наносить на укрепляемый участок с помощью кисти или подводить под отставшие участки шприцом, затем на укрепляемый участок на- кладывают фторопластовую пленку и проглаживают утюжком или обогреваемым шпате- лем.
    Для укрепления позолоты сотрудники ГЦХРМ им.Грабаря рекомендовали использовать очищенный воск, растворенный в пинене или скипидаре, без добавления смолы.

    Воско-смоляные композиции широко использовались в отечественной практике реставра- ции станковой и настенной масляной живописи, предметов прикладного искусства из ке- рамики и фарфора, дерева, камня, реставрации резного золоченого декора вплоть до появ- ления синтетических материалов, заменивших их полностью или частично.


    • Воски представляют собой аморфные вещества, состоящие из смеси сложных эфиров жирных кислот и одно-двухатомных спиртов; плавятся в интервале температур 45-100°С, растворяются в терпеновых углеводородах (пинен, скипидар), хлорированных соединени- ях (дихлорэтан, трихлорэтилен, хлористый метил, четыреххлористый углерод), бензине, ароматических углеводородах (ксилол, толуол, бензол).




    • Смолы — аморфные вещества, образующиеся в стволах и корнях некоторых растений, основными компонентами которых являются смоляные кислоты, одно- или многоатомные спирты (резинолы), эфиры смоляных кислот и резинолов, инертные углеводороды (резе- ны). Смолы размягчаются и плавятся в интервале температур 20 — 175°С, растворяются в спиртах, терпеновых и ароматических углеводородах, ацетоне.




    • Воско-смоляные композиции, широко применявшиеся для реставрации живописи, приготавливаются путем сплавления воска и смолы и растворении в пинене либо смеси, либо каждого компонента в отдельности.

    • Экспериментально доказано негативное влияние воска на все элементы живописного произведения, в связи с чем на конференции ICOM в 1975 году применение воска для рес- таврации станковой масляной живописи было признано нежелательным.

    Литература


    1. Алексеева М.Н., Черкасова, Рецептура водных растворов осетрового клея для дублиро- вания станковой масляной живописи, Сообщения ВЦНИЛКР, 1974, №20,с19-26.




    1. Вейсс Артур, Макромолекулярная химия желатины, 1971, изд. Пищевая промышлен- ность.




    1. Гренберг Ю.И. Технология, исследование и хранение произведений станковой и на- стенной живописи. М., Изобразительное искусство, 1987 г.




    1. Изопольская Н.В. Применение глютиновых клеев в реставрации темперной живописи. Культура и искусство в СССР. Серия: Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс-информация, М., ГБЛ, в.6, 1985, cl-15.




    1. Карасева В.Н. Укрепление красочного слоя и грунта воско-смоляными мастиками. "Во- просы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства", М.,1960, с27-28.




    1. Лелекова О.В. Современное состояние реставрации древнерусской темперной живопи- си: проблемы и перспективы. Обзорная информация, Реставрация, исследование и хране- ние музейных художественных ценностей, вып.2, М., ГБЛ, 1985. cl-40.




    1. Лелекова О.В., Укрепление произведений древнерусской живописи, Сообщения ВЦНИЛКР №17-18, 1966, с 97-112.




    1. Любавская Е.А. Исследование глютиновых клеев. Культура и искусство в СССР, Серия: Реставрация и консервация музейных художественных ценностей. Экспресс-информация, 1985, в 6, М, ГБЛ, с 6-10.




    1. Марготьева А.Р., Быкова Г.З., Способ изготовления пергаментного клея и его примене- ние в реставрации древних рукописей. Художественное наследие. Хранение, исследова- ние, реставрация., ВНИИР, М., 1983, в.8(38), С144-148.




    1. Назарова И.В., Малачевская Е.Л., О некоторых свойствах пленок осетрового клея. В кн.: Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Ин- формкультура, ГБЛ.Реф.сб. -М., 1979, в.1, с 6-12.




    1. Назарова И.В., Малачевская Е.Л., Изучение процессов, происходящих при раскрытии темперной живописи с помощью органических растворителей, Культура и искусство в СССР. Серия: Музейное дело и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. М., ГБЛ, 1985, в.2, с 6-12.




    1. Назарова О.Н. Изучение физико-механических и физико-химических свойств рыбьего клея с добавками катамина АБ и меда, Экспресс-информация. Культура и искусство в СССР. Серия: Музейное дело и охрана памяткиков. Реставрация и консервация музейных ценностей. М., ГБЛ, 1984, в.9 с27-28.

    2. Назарова О.Н., Потапов Е.Э., Исследование методом ИК-спектроскопии; процессов старения рыбного клея, содержащего катамин АБ и мед, Музейное дело и охрана памят- ников. Реставрация и консервация музейных! ценностей. М., ГБЛ, 1984, в.7, с 6-8.




    1. Петушкова Ю.П., Определение влагосодержания и состояния воды в пергаментах и коже методом ядерного магнитного резонанса. Серия: Реставрация, исследования и хра- нение художественных ценностей". Экспресс-информация, в.З, 1982, М., ГБЛ. с .




    1. Плендерлис Г. Дж. Консервация древностей и произведений искусства. В сб. Сообще- ния ВЦНИЛКР, в.10-11, М., 1961, с .




    1. Реставрация икон. Методические рекомендации. Всероссийский Художе ственно- Реставрационный Центр им. академика И.Э.Грабаря, М., 1993 226 с.




    1. "Реставрация произведений графики", Методические рекомендации. Мин культуры РФ, ВХНРЦ им.акад. И.Э.Грабаря.М., 1995, 183с.




    1. Рылов М.А. Приготовление мездрового клея, костяного и желатина. М. 1905,7 с.




    1. Сорокина У.В., Сравнительные данные по пластификации животных юге ев, употреб- ляемых в реставрационной практике, Сообщения ГЦХРМ № 1968, сЗб-42.




    1. Тростянская Е.Б., Томашевич , Сорокина Е.В., Клеевые составы для дублирования, Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства, М., Изд. Академии Художеств СССР, 1960, с 173-182.




    1. Филатов В.В. Русская станковая темпера. Техника и реставрация. М. 1964. 222с.




    1. Филатов В.В., Методы и способы раскрытия первоначального слоя древнерусской станковой живописи. Сообщения ВЦНИЛКР, 1964, приложение 3, вып.1, с 53-75.




    1. Филатов В.В.," Техника и реставрация темперной живописи." М., 1990.




    1. Федосеева Т.С, Алексеева Л.Д., Пищик И.И. Метод оценки эффекта гота стификации осетрового клея добавками водной сополимерной дисперсии Культура и искусство в СССР. Серия: Реставрация и консервация музей ных ценностей, в.6, М., 1985, с 14-16.




    1. Федосеева Т.С. Применение синтетических материалов в практике реставрации стан- ковой масляной живописи. Обзорная информация. Консервация и реставрация музейных художественных ценностей. М., 1989. в.5, с 15-19.




    1. Федосеева Т.С, Малачевская Е.Л., Проблемы использования современных материалов для реставрации памятников культуры и искусства. Доклад на конференции "Современ- ные принципы реставрации. Конечный ре зультат реставрации", Тезисы докладов, М., 1995, с 81.




    1. Яброва P.P. Использование фракционной растворимости для оценки влияния физиче- ских и химических факторов на глютиновые клеи, Сообщения ВЦНИЛКР, в. 1(31), 1975, М„ с. 20-26.

    2. Яброва P.P. Изучение эффектовности пластификации глютинового осетрового клея, пластификация медом и подбор новых пластификаторов, Сообщения ВЦНИЛКР, М., в.1(31), 1975, с 3-20.




    1. Berger G.A., Zeliger H.J., Вредное и необратимое влияние воска на произведения стан- ковой масляной живописи (ICOM Committee for Conservators, 4th Triennal Meeting. Venice, 1975. 75/11/2, p 146).




    1. Berger G.A., Роль напряжений в процессе сохранности живописи на холстах. Исследо- вания некоторых понорам. ICOM Committee for Conservators 5th Triennal Meeting, — Ot- tawa, 1981. — 81/ 2/ 3.- p 1 — 12.




    1. Berger G.A., Russel W.H. Новые исследования в области напряжений в произведениях масляной живописи на холстах и их вклад в проблему сохранности живописи, ICOM Committee for Conservators 7th Triennal Meeting. Copenhagen, 1984. -84.2., p 7-9.




    1. Berger G.A., Russel W.H. Некоторые реставрационные операции в свете новейших ис- следований напряжений. ICOM Committee for Conservators 8th Triennal Meeting.— Sydney, 1986.-v.l — p 127-136.




    1. Karpowicz А., Старение и разрушение белковых сред, Studies in Concervation, 1981, v 26, #4, p 153-160.


    34,Resin in Concervation. ICOM Committee for Conservators 11 th Triennal Meeting. Edinburg, 1996. 35. Raymond H., Lafontain, Понижение скорости пожелтения даммарового лака пу- тем использования антиоксидантов, Studies in Concervation, 1979, v 24, №l,p 14-22.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта