Главная страница
Навигация по странице:

  • ХИМИЧЕСКОЕ

  • ТУ-6-05-1932-82.

  • Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


    Скачать 498 Kb.
    НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
    Дата20.04.2022
    Размер498 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #487208
    страница7 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27

    Классификация синтетических материалов.



    Основные классы соединений, широко использующихся в реставрационной практике:


    • полимеры на основе винилацетата и его сополимеры с этиленом;

    • полиспирты и полиамиды;

    • полимеры и сополимеры на основе бутилакрилата и бутилметакрилата;

    • кремнийорганические олигомеры и полимеры;

    • фторсодержащие олигомеры;

    • эпоксидные смолы;

    • полиуретаны.


    Полимеры - соединения, которые характеризуются молекулярной массой от нескольких тысяч до многих миллионов и наличием большого количества повторяющихся мономер-

    ных звеньев одинакового состава, соединенных между собой химическими связями. На- пример, полиэтилен (-СН2 - СН2-)n.
    Сополимеры - полимеры, содержащие звенья различного химического строения, напри- мер СВЭД [- (-СН2 -СН2- )(-СН2-СН(ОСОСН3-)-]n
    Олигомеры - химические соединения, занимающие по величине молекулярной массы промежуточное состояние между мономерами и полимерами, их м.м. колеблется от сотен до нескольких тысяч единиц.
    Полимеры и олигомеры применяются в виде растворов или дисперсий, поэтому нам необ- ходимо ввести определение тех и других.
    Растворы. Это однородные гомогенные смеси, в которых одним из компонентов является жидкость. Жидкий компонент называется растворителем. Реставрационные материалы, применяющиеся в виде растворов, обычно представляют собой разбавленные растворы низкой концентрации природных или синтетических полимеров и олигомеров в воде или органических растворителях. Растворы характеризуются концентрацией,т.е. содержанием сухого вещества и вязкостью, которая зависит во-первых, от концентрации и во-вторых, от строения и молекулярной массы растворенного вещества и растворителя.
    Дисперсии. Это гетерогенные системы, состоящие из двух фаз с сильно развитой поверх- ностью раздела между ними. Одна из фаз — сплошная и называется дисперсионной сре- дой, другая — распределена в первой, она называется дисперсной. Фазы не смешиваются благодаря наличию специального вещества, называемого эмульгатором.
    В отличие от растворов, для характеристики дисперсий, помимо концентрации и вязкости используют понятие размера частиц — поэтому параметру дисперсии подразделяют на тонко-дисперсные и грубо-дисперсные.
    Например, сладкий чай — это истинный раствор сахара в воде. Если мелкие частицы пес- ка или земли размешать в воде, мы получим типичную дисперсию, в которой твердые час- тицы находятся во взвешенном состоянии в воде и не смешиваются с ней. Система, в ко- торой две несмешивающиеся жидкости распределены друг в друге, называется эмульсией. Типичным примером эмульсии является молоко.
    После испарения растворителя или дисперсионной среды формируются полимерные пленки, свойства которых различаются, в зависимости от того, как сформирована пленка

    из дисперсии или из раствора.

    ХИМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

    1. Полимеры на основе поливинилацетета

      1. Поливинилацетат (ПВА). ТУ-6-05-1932-82. [-СН2 -СН-(ОСОСН3) -]n


    Клей ПВА широко применяется в промышленности и для бытовых целей, выпускается в виде водной дисперсии, сухой остаток около 50%, м.м. от 500 до 1600 тыс., плотность 1,18-1,19 г/см3, температура стеклования 28°С. Размер частиц — 1-3 мкм, содержание пластификатора — 2,5-5%.
    После испарения дисперсионной среды (воды) формируется полимерная пленка, раство- римая в кетонах, сложных эфирах, метаноле.
    ПВА дисперсия характеризуется высокой адгезией к любым подложкам, клей удобен в работе и не опасен для здоровья.
    К недостаткам этого материала следует отнести:


    • склонность к пожелтению при контакте с воздухом;







    • низкую влагостойкость;

    • низкую биостойкость;

    • склонность к усадкам;




    • наличие в дисперсии остаточной уксусной кислоты, которая обусловливает низкие значения РН,


    Для уменьшения жесткости в полимер вводят пластификатор — дибутилфталат, дибутил- малеинат или дибутилсебацинат.
    В отечественной промышленности выпускется более 20 марок ПВА: непластифицирован- ные — Д 50Н, Д 50С, Д 50В, Д 60В; пластифицированные ДФ 49-2,5, 48-5С, 48-5НЛ, 48- 5СЛ. 47-7С, 47-7В, 47-7ВП, 40-20В; модифицированные грубодисперсные — ДФ 53-2,5 ВМ, ДФ 51-7ВМ; тонкодисперсные гомополимерные — ДИ 50М, ДИБ 49-2,5М, ДИБ 48- 5М, ДИБ 47-7,5, ДИМ 30М; тонкодисперсные сополимерные — ДИМ 5025М, ДИМ 5020. В реставрационных целях чаще всего используют марки ДИМ-5020 и ДИМ-5025М.
    За рубежом производят ПВА клеи в очень большом ассортименте. В литературе, касаю- щейся проблем реставрации, чаще всего упоминаются следующие: Poliviol (фирма Wacker, Германия), Mowilith DMC2 и DM5 (фирма Hoehst, Германия), Elvanol (фирма Du Pont, Франция), Rhodoviol (фирма Rhone Poulenc, Франция), Movilith4O и Vinavil (фирма Phillips Petroleum, США), Gelvatol (фирма Shawmingan, Англия ), Gohsenol и Caparol (фирма Nippon, Япония).
    Во Франции для реставрационных целей предлагается клей ПВА под названием Colle Blanche, имееющий маркировку musee, этот клей содержит внутренний пластификатор, поэтому формирует более эластичные, чем отечественный ПВА пленки.

    В отечественной реставрационной практике клей ПВА можно применять, не опасаясь не- желательных последствий, лишь в реставрации мебели, ограниченное применение воз- можно при реставрации кожаных переплетов книг.
    В последнее время его часто используют для подклейки жесткого шелушения настенной масляной живописи и дублирования кромок станковой масляной живописи, однако, из-за низкой биостойкости его использование в неотапливаемых памятниках неоднократно приводило к образованию плесени, а кромки в результате усадки клея деформируют холст и придают ему избыточную жесткость.

      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27


    написать администратору сайта