Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
Лекция 6СИНТЕТИЧЕСКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫВведение Классификация синтетических материалов Химическое строение, свойства и области применения Полимеры на основе поливинилацетата Поливинилацетат (ПВА) Сополимер винилацетата с этиленом (СВЭД, СВЭД-50, СЭВ) Поливиниловый спирт (ПВС) Поливинилбутираль (ПВБ) Полиакриламид (ПАЛ) Полимеры класса акрилатов Полибутилметакрилат (ПБМА) Сополимер бутилметакрилата с метакриловой кислотой (БМК-5) Паралоид В-72 Акриловые дисперсии Кремнийорганические материалы Фторсодержащие полимеры Эпоксидные смолы Полиуретановые клеи Введение.Исторически первые серьезные опыты применения синтетических материалов в отечест- венной реставрационной практике относятся к концу 60-х началу 70-х годов, когда их на- чали применять в самых различных областях, начиная от склейки и пропитки фрагментов археологических предметов в Эрмитаже и Русском музее до тотального увлечения синте- тическими водными дисперсиями при реставрации настенной живописи. В то время, когда реставраторы обратились к синтетическим материалам, развитие химии полимеров в на- шей стране находилось в зачаточном состоянии: в промышленном масштабе выпускали 2- 3 десятка наименований полимеров — полиэтилены разных марок, полиметилметакрилат (оргстекло), бытовые клеи и полимеры, разработанные для использования в авиационной и ракетной технике. Естественно сначала опробовали бытовые клеи БФ-6, ПФЭ-2/10, эпоксидный клей. Отрицательные результаты не замедлили сказаться. Как уже упомина- лось в первой лекции, на склеенной эпоксидным клеем скульптуре проявились окрашен- ные в красный цвет швы, склеенные с помощью БФ-6 экспонаты разрушились по клеево- му шву, кожа, обработанная клеем ПФЭ-2-10 стала хрупкой и растрескалась. По мере расширения ассортимента полимеров, выпускавшихся для промышленных целей, появилась возможность более широкого выбора, а следовательно, возможность решения реставрационных проблем на более качественном уровне. В результате сформировался круг проблем, которые решаются с использованием преимущественно синтетических ма- териалов: реставрация предметов прикладного искусства из стекла, фарфора, керамики, скульптуры из камня, резного золоченого декора, археологических предметов, иллюмини- рованных рукописей. Современные полимерные материалы в этих случаях используются не только для склейки фрагментов, но и в качестве пропиточных укрепляющих материа- лов, связующих для доделочных масс и в качестве защитных покрытий. В реставрации настенной и станковой живописи успешно сосуществуют методы с исполь- зованием природных и синтетических материалов, и окончательный выбор в пользу тех или других диктуется конкретной реставрационной ситуацией и личными пристрастиями реставратора. В практике реставрации станковой темперной живописи и предметов прикладного искус- ства из тканей подавляющее большинство операций выполняется природными материа- лами. Это диктуется особенностями техники живописи или фактурой и свойствами тек- стиля. В зарубежной практике отчетливо просматривается тенденция к переходу от природных к синтетическим реставрационным материалам почти во всех областях реставрации по сле- дующим причинам: во-первых, использование синтетических материалов не требует вы- сокой квалификации реставратора, с ними проще работать; во-вторых, отдельные опера- ции требуют меньше времени, что ускоряет процесс реставрации в целом, и что абсолют- но невозможно в случае работы с природными клеями; в-третьих, они характеризуются повышенной биостойкостью, в результате чего требования, предъявляемые к условиям их хранения и экспонирования не столь жесткие, как для экспонатов, реставрированных при- родными материалами. Ассортимент синтетических материалов, нашедших применение в отечественной рестав- рационной практике пока невелик и включает не более двух- трех десятков наименований; к сожалению, современная экономическая ситуация не позволяет сформировать стабиль- ный ассортимент на базе даже тех материалов, которые получили одобрение реставрато- ров и выдержали проверку временем. В США и в странах Европы ассортимент синтети- ческих реставрационных материалов насчитывает сотни наименований и непрерывно расширяется. |