Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Скачать 498 Kb.
|
Лекция 5РАСТВОРИТЕЛИРастворители Удаление олифы Удаление лака Удаление записей Взаимодействие растворителей с укрепляющими материалами и элементами живо- писи Как известно в практике реставрации растворители используются на (разных этапах рес- таврационного процесса и играют двоякую роль: они выступают в роли жидких компонентов при изготовлении художественных лаков, рабочих растворов синтетических реставрационных материалов и воско-смоляных компо- зиций; играют самостоятельную роль при расчистке произведений искусства от поздних за- писей, для удаления состаренной олифы в процессе реставрации икон, для удаления или утоньшения состаренного лака станковой темперной и масляной живописи. Растворители классифицируются в соответствии с химическим строением, которое и оп- ределяет их свойства и способность растворять те или иные вещества. В качестве раство- рителей в реставрации используют следующие классы соединений: спирты - этиловый, денатурированный этиловый, пропиловый, изопропиловый; простые эфиры - диоксан, диоксолан (формальгликоль); сложные эфиры - этилацетат, бутилацетат, амилацетат; ароматические - толуол, ксилол, реже бензол, сольвент; азот- и серусодержащие растворители - диметилацетамид (ДМАА), диметилформамид (ДМФА), диметилсульфоксид (ДМСО); альдегиды и кетоны - ацетон, метилэтилкетон (МЭК); продукты перегонки нефти - бензин, уайт-спирит; продукты перегонки дерева - пинен, скипидар. Спирты, простые и сложные эфиры, азот и серусодержащие растворители, альдегиды и кетоны относятся кполярнымрастворителям, так как содержат полярные группы СО, ОН, СООН, NH, SH. Ароматические углеводороды, продукты перегонки дерева и нефти относятся к неполяр- ным растворителям. В соответствии с полярностью или ее отсутствием растворители спо- собны растворять полярные или неполярные вещества. Растворители характеризуются температуройкипенияи летучестью.Температура кипе- ния определяет их способность к испарению: чем выше температура кипения, тем мед- леннее испаряется растворитель; чем выше летучесть и ниже температура кипения, тем быстрее испаряется растворитель. Растворители характеризуются предельнодопустимойконцентрациейвещества в воздухе (ПДК): чем меньше величина ПДК, тем опаснее для человеческого организма раствори- тель. Все без исключения растворители вредны для здоровья. Отсутствие ПДК еще не означает, что растворитель безвреден: он может обладать низкой летучестью и в этом случае пора- жать не органы дыхания, а кожу (ДМФА). Реставраторы должны соблюдать общие прави- ла работы с растворителями: работать под вытяжкой или в хорошо проветриваемом по- мещении, ватные тампоны после работы помещать в бюкс с плотно закрывающейся крышкой. В древности летучие растворители и разбавители для красок были практически неизвест- ны. Первые упоминания о растворителях совпадают с открытием процессов перегонки нефти и древесной смолы и относятся к XVb. Тогда же были сформулированы основные требования, предъявляемые к растворителям, предназначенным для использования в рес- таврации: они должны полностью испаряться в разумный промежуток времени; растворители не должны воздействовать на живописный или другой авторский мате- риал; пары растворителей не должны быть опасными для здоровья человека. В Таблице 5 приведены формулы и свойства растворителей, наиболее часто употребляю- щихся в реставрации живописи, их температуры кипения, характеризующие скорость ис- парения, и значения ПДК, дающие информацию о вреде тех или иных растворителей для здоровья человека. Для того, чтобы приблизительно сопоставить растворители по скорости испарения, пред- лагается таблица 1, в которой растворители расположены в порядке уменьшения скорости испарения, причем за единицу принята скорость испарения наиболее низкокипящего рас- творителя - эфира. Таблица1.Сравнительная скорость испарения растворителей
Поскольку растворители всегда взаимодействуют со связующим красочного слоя, и все без исключения растворители в той или иной степени оказывают вредное воздействие на здоровье человека, выбор растворителя является компромиссной задачей и сводится к возможности провести реставрационную операцию с наименьшим ущербом для реставри- руемого объекта и здоровья самого реставратора. При выборе растворителя необходимо учитывать не только природу удаляемого и автор- ского материала, но и их состояние. Так например, в случае удаления олифы или лака с поверхности живописи выбор эффективного растворителя определяется не только приро- дой лака или олифы, но и степенью их состаренности. В случае удаления записей выбор растворителя производится в соответствии с природой связующих и пигментов того кра- сочного слоя, который должен быть удален. Это значит, что в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подбор раство- рителей, основанный на предварительном анализе элементов живописи, позволяющем оп- ределить природу вещества, подлежащего удалению. Экспериментальным путем установ- лено, что спирты растворяют масла, канифоль, частично даммару, шеллак, сандарак. Дам- мара хорошо растворяется в ароматических углеводородах, уайт-спирите, диоксане. Для растворения восков в Методических рекомендациях по реставрации икон (изд. ВХНРЦ им. Грабаря) рекомендуются такие растворители, как уайт-спирит, скипидар, пинен, одна- ко, в некоторых случаях эффективными оказываются хлорсодержащие растворители, та- кие как перхлорэтилен или четыреххлористый углерод. Подбор растворителей производится с соблюдением основного правила - от мягкого рас- творителя к более сильному. В процессе расчистки растворитель воздействует не только на покровные материалы (лак или олифу), но и на авторский красочный слой, поэтому в случае использования слишком сильных растворителей или при длительной экспозиции компресса может не только изме- ниться тональность красочного слоя, но и возможна утрата верхних слоев красочного слоя. Неправильный выбор растворителей в процессе расчистки живописного произведе- ния может самым пагубным образом отразиться на результатах реставрации, вплоть до потери фрагментов живописи. Удаление олифы.В результате воздействия растворителей на олифу, лежащую на поверхности темперной живописи, пленка олифы набухает, и ее удаляют с помощью скальпеля или тампона. Реставраторы знают, что с разных участков одного и того же произведения олифа снима- ется по-разному, что объясняется ее взаимодействием с некоторыми пигментами. Особен- но трудно снять олифу, лежащую на зеленых пигментах; анализ показывает, что в олифе, удаленной с зеленых пигментов в больших количествах присутствует медь, в то время как в олифе, удаленной с других пигментов, никаких примесей не обнаруживается. В Государственном Эрмитаже для расчистки олифы на темперной живописи предпочте- ние отдается метилцеллозольву, который был рекомендован в качестве универсального растворителя, однако нужно иметь в виду, что этот растворитель обладает повышенной токсичностью. Учитывая разнообразие вариантов составов олиф, наличие в масляных пленках разных смол и сиккативов, вряд ли можно подобрать какой-то один универсаль- ный растворитель, эффективный для всех случаев. В методическом пособии по реставрации икон ВХНРЦ им. Грабаря для удаления олифы и записей рекомендуется использовать смесевые растворители. Для расчистки темперной живописи Г.Н. Томашевич разработала 5 смесевых составов растворителей, известных под марками РТ-1, 2, 3, 4, 5, 5а. В Таблице 2 приведены составы для расчистки темперной живописи. Таблица2Состав композиций для удаления записей при реставрации темперной живописи
В настоящее время в Московских реставрационных организациях для удаления олифы ус- пешно применяют диметилсульфоксид (ДМСО), доступный и достаточно безвредный для здоровья эффективный растворитель. Удаление олифы осуществляется с помощью компрессов или пульп. Время наложения компресса составляет от 5 до 15 минут. Пульпы приготавливают путем смешения раство- рителя с каким-либо загустителем (коллоксилин, карбоксиметилцеллтолоза). Удаление лакаДля удаления лака с поверхности картин используют комбинации пинена (или скипидара) с этиловым спиртом, часто к этой смеси добавляют этилцеллозольв, формальгликоль, аце- тон, воду (если лак содержит остатки водорастворимого клея). Если спирто-пиненовая смесь не удаляет лаковую пленку, это свидетельствует о том, что в состав лака входит масло и требуется добавка растворителя, в котором растворяется масло, например, бензи- на или уайт-спирита. Также как и во всех остальных случаях, выбор растворителя произ- водится индивидуально для каждого произведения с соблюдением основного правила - от мягкого растворителя к более сильному. Удаление записейЧаще всего задачу удаления записей с произведений станковой масляной живописи не удается решить путем использования какого-либо одного растворителя, так как скорость набухания масляного связующего в различных красках не одинакова, она зависит от прочности связи пигмента и связующего и различна для разных пигментов. В случае уда- ления записей с пастозной живописи или живописи с тонкими лессировками не рекомен- дуется примененять слишком активные растворители и использовать компрессы, так как в первом случае исчезает фактура мазка, а во втором существует опасность смыть лессиро- вочные слои красочного слоя. Для расчистки труднорастворимых записей настенной живописи В.В. Филатов рекомен- дует смывки АФТ-1 или СМ-1 с добавлением толуола и ДМФА. Эти смывки загущены коллоксилином и парафином, поэтому ими удобно работать на криволинейных поверхно- стях. Нередко реставраторы решают проблему расчистки живописи от трудноудалимых запи- сей с помощью коммерческих растворителей бытового назначения - растворителей №646 и 647, в состав которых входят токсичные ароматические углеводороды и ацетаты, очень вредные для здоровья и небезопасные для живописи. Таблица3Состав промышленных комбинационных растворителей и смывок
В процессе расчистки растворители с различной скоростью проникают в красочный слой и удерживаются в нем разное время. Как следует из Таблицы 4, для полного удаления рас- творителей из картины после ее расчистки требуется от 30 до 70 суток. Таблица4Содержание растворителя и время удержания в красочном слое
Взаимодействие растворителей с укрепляющими материалами и элементами живо- писи.В процессе реставрации станковой темперной живописи процессу удаления лакового по- крытия, олифы или поздних записей предшествует операция укрепления красочного слоя глютиновыми клеями. Для расчистки используют такие органические растворители, как диметилформамид, этилцеллозольв, комбинацию этилового спирта и этилацетата (1:1), формальгликоль. Естественно возникает вопрос, как эти растворители влияют на свойства укрепляющего материала, в.частности на пленку осетрового клея. В работе И.В. Назаровой и Е.Л. Малачевской изучали влияние вышеперечисленных рас- творителей на свойства пленок осетрового клея, пластифицировнного медом и ПВС; при этом оказалось, что в результате обработки растворителями пленок, сформированных из 5 и 10% растворов чистого, непластифицированного осетрового клея, нe наблюдалось сколько-нибудь существенного изменения их физико-механических свойств (прочности при разрыве и величины относительного удлинения), однако отмечалось небольшое рас- творение пленки в ДМФА (до 3,5%). Пленки, пластифицированные медом, сформированные из растворов таких же концен- траций и содержащие мед в соотношении 1:1, претерпевают более существенные измене- ния: в результате их обработки ДМФА почти в 2 раза возрастает жесткость пленок, при этом 'вес пленок уменьшается на 44%; этилцеллоцольв увеличивает жесткость пленок в 1,5 раза и вымывает из нее 26% растворимой фракции; смесь этилацетата со спиртом, на- оборот, снижает жесткость пленок почти в 2 раза и вымывает лишь 6%; формальгликоль снижает жестксость и вымывает 1,4%. Если же содержание меда меньше 20% (соотношение 4:1), изменение свойств пленок и количество вымываемой фракции существенно занижается, что указывает на взаимодей- ствие растворителя лишь с пластификатором, в данном случае с медом. Если в качестве пластификатора применяется поливиниловый спирт (в соотношении 1:1), свойства пленки также изменяются (в случае ДМФА жесткость увеличивается на 60%, а количество вымы- ваемой фракции составляет 3,2%). Комбинация пластификаторов - меда и ПВС ( соотно- шение осетрового клея, меда и ПВС - 2:2:1) обеспечивает устойчивость свойств пленок по отношению к растворителям, в этом случае количество вымываемого вещества составляет около 1%. Наиболее агрессивным растворителем, влияющим на свойства пленок, оказался ДМФА, остальные растворители в порядке уменьшения влияния на клеевую пленку рас- полагаются в ряд: этилцеллозольв, этилацетат, этиловый спирт, формальгликоль. Таким образом, при расчистке темперной живописи, укрепленной глютиновыми клеями, следует иметь ввиду, что при использовании сильных растворителей может происходить вымывание пластификатора (меда).Проведенные во ВНИИРе исследования воздействия растворителей на красочные слои показали, что растворители не оказывают влияния на чистые пигменты, а воздействуют преимущественно на связующее. В том случае, когда действию растворителей подвергали не содержащую пигментов желтковую темперу, по нарастанию степени воздействия на нее растворители располагаются в следующий ряд: этилцеллозольв, формальгликоль, ди- метилсульфоксид, этилацетат, диметилформамид, смесевые составы РТ-5, РТ-1. Изучение изменения цвета накрасок под действием растворителей методами объективной инструментальной калориметрии выявило неустойчивость темперных накрасок охры, ум- бры, киновари и санкири только к смесевым растворителям РТ-5 и РТ-1, а ультрамарино- вые накраски изменили цвет при действии на них смесевых растворителей, формальгли- коля и этилацетата. Количественная обработка результатов, полученных при исследова- нии взаимодействия растворителей с разными накрасками, позволила составить ряд по степени увеличения воздействия на накраски всех исследованных пигментов (степень воздействия оценивалась в баллах - чем выше балл, тем сильнее воздействует раствори- тель на накраску): этилцеллозольв - 51,5 балла, этилацетат - 68,0, формальгликоль - 72,5, диметилсульфоксид - 73,5, диметилформамид - 85,5, РТ-5 - 117,0 и РТ-1 - 120баллов. Растворители взаимодействуют со связующим темперной живописи, в результате чего тональность живописи изменяется.Растворители применяются для удаления состаренной олифы, лака и поздних записей. Кроме того на основе растворителей приготавливают растворы покровных материалов и синтетических адгезивов. Все растворители вредны для здоровья, поэтому при работе с ними требуется выпол- нять основные требования техники безопасности. Литература Реставрация икон. Методические рекомендации. М., 1993. Томашевич Г.Н., Новое в реставрации темперной живописи, Вопросы консервации произведений изобразительного искусства, М., I960, с49-64. Назарова И .В., Малачевская Е.Л., О некоторых свойствах пленок осетрового клея, Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей, Научный реферативный сборник, М., 1979, вып. 1, с 6-12. Малачевская Е.Л. Влияние органических растворителей на темперные накраски // Му- зееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей, М., 1983, в.6, сб-12. Dauchot-Dehon M. Влияние растворителей на красочные слои. Institut royal du patrimoine artistique, Bulletin, 1973/74, t XIV. Таблица5Характеристики растворителей, применяющихся при реставрации живописи
|