Главная страница
Навигация по странице:

  • СН(ОСОС

  • AcryloidB72. Paraloid B-72

  • АК-224

  • АК-243

  • Plextol, Rohamere

  • PlextolD498 и D36O, Lascaux 36OHV и 498HV.

  • Станковая масляная живопись

  • (АК-211, АБВ-16, Prymal AC-643, Hydro- Prymer 75O, Plextol D498 и D36O);

  • АК-215. Предметы прикладного искусства

  • Резной золоченый декор и полихромная скульптура

  • Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


    Скачать 498 Kb.
    НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
    Дата20.04.2022
    Размер498 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 3.docx
    ТипЛекция
    #487208
    страница10 из 27
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27

    Сополимер бутилметакрилата с метакриловой кислотой (БМК-5) ОСТ 12-60-259


    иОСТ 6-01 -26-75, ТУ 6-02-115-91. [- СН2- СН(ОСОС4Н9) -]m[-СН2-СН(СООН)-]n,
    Некоторых недостатков ПБМА удалось избежать путем его замены сополимером с метак- риловой кислотой в соотношении 93:7 марки БМК-5, который характеризуется более вы- сокой поверхностной твердостью и более высокой теплостойкостью, кроме того он имеет более низкую температуру стеклования, и поэтому его пленки имеют меньшую липкость и меньшее грязеудержание.
    Этотматериалрекомендован:


    • для укрепления росписей на лессовой основе (5% раствор БМК-5 в смеси ксилола, аце- тона и этилацетата в соотношении 1:1:1 обеспечивал глубину пропитки до 10 мм);




    • для укрепления разрушенной древесины;




    • для укрепления красочного слоя полихромной скульптуры (3% раствор в смеси рас- творителей спирт-ацетон в соотношении 1:1);




    • для реставрации золоченой резьбы.



      1. Paraloid B-72



    В зарубежной реставрационной практике наиболее известным и широко применяемым материалом на основе акрилатов является ParaloidB72, который представляет собой со- полимер метилакрилата с этилметакрилатом с соотношением мономеров 30:70, в США этот материал выпускается под названием AcryloidB72.
    Paraloid B-72 выпускается в виде прозрачных гранул, растворимых в ксилоле и ИПС, применяется для укрепления красочных слоев всех видов живописи, для пропитки древе- сины, в качестве связующего в составах для восполнения утрат, для проклейки дублиро- вочного холста, в качестве адгезива при реставрации текстиля и в качестве защитных по- крытий на изделиях из металла.
      1. Акриловые дисперсии



    Акриловые дисперсии, составляющие наряду с ПВА дисперсиями основу зарубежного ассортимента реставрационных адгезивов, представляют собой полимерные синтетиче- ские клеи, в которых дисперсионной средой является вода, содержащая разного рода эмульгаторы, а в качестве дисперсной фазы — сополимеры на основе эфиров акриловой и метакриловой кислот. В отечественной практике клеи этого класса соединений находят пока ограниченное применение.
    Исторически первые опыты использования акриловых дисперсий были проделаны в нача- ле 60-х годов, когда во ВНИИР была разработана методика дублирования кромок картин на новый холст с помощью дисперсионного клея ВА-2ЭГА (сополимер винилацетата с 2- этилгексилакрилатом), хотя с точки зрения химического строения эта дисперсия скорее относится к винилацетатным, а не акриловым. Содержание акриловых групп в боковой цепи не превышало 15%, этот клей образовывал эластичный клеевой шов, обеспечивал высокую адгезию авторского и дублировочного холстов и характеризовался присущей ак- риловым полимерам высокой влаго-, свето- и биостойкостью.
    В связи с прекращением выпуска ВА-2ЭГА, в настоящее время для этой цели используют другие полимерные дисперсии, выпускающиеся в промышленном масштабе как в России, так и за рубежом.
    В отечественной промышленности производится широкий ассортимент акриловых дис- персионных клеев для нужд кожевенной, обувной, бумажной, мебельной промышленно- сти; акриловые дисперсии используются в качестве клеев-герметиков, для отделки тек- стиля, при производстве самоклеющейся пленки, ламинированной бумаги, моющихся обоев. Ниже перечислены марки и области применения в промышленности некоторых отечественных клеев, которые были выбраны и рекомендованы для реставрационных це- лей:


    • АК-202 клей-герметики, водоэмульсионные краски, влагостойкие обои;




    • АК-211 клей-герметики, производство мебели, антикоррозионные грунты, водо- эмульсионные краски;




    • АК-224 клей для кожевенно-обувной промышленности;




    • АК-231 для производства искусственных кож;




    • АК-243 материал для отделки текстиля;




    • АБВ-16 материал для производства мелованной бумаги и картона.


    В ГосНИИР в начале 80-х годов была проведена работа по выбору дисперсий для рестав- рационных целей. Выбор производили путем отбора материалов, аналогичных приме- няющимся за рубежом по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам. В зарубежной реставрационной практике имеется широкий ассортимент акриловых диспер- сионных адгезивов, поставляющихся различными зарубежными фирмами и применяю- щихся для выполнения различных операций — дублирования картин на новый холст, ук- репления красочного слоя настенной и станковой живописи, реставрации предметов при- кладного искусства из органических материалов. Марки дисперсий зарубежного произ- водства и области их применения приведены в таблице 4.

    Таблица1Коллоидно-физические свойства дисперсионных клеев отечественного производства

    Марка дисперсии

    Размер частиц,

    мм

    Концентрация диспер-

    сии,%

    АБВ-16

    0,15

    48

    АК-251

    0,09

    49,5

    АК-231

    0,3

    40

    СВЭД-50

    0,5

    53

    ПВА-м

    0,05-1

    50


    За рубежом выпускают в основном две группы акриловых дисперсий — сополимеры бу- тилакрилата с метилметакрилатом (марки Plextol, Rohamereи др.) и сополимеры этилме- такрилата с метилакрилатом (Primal, Rhoplex). Отечественные дисперсии АК-211 и АК- 202 по химическому строению и коллоидно-физическим свойствам являются аналогами зарубежных клеев PlextolD498 и D36O, Lascaux 36OHVи 498HV. Зарубежные дисперсии выпускаются в простом и загущенном варианте (индекс HV), загущение производится ли- бо толуолом (LascauxAcrylicAdhesive 498-2OX), либо метакриловой кислотой.
    В отличие от винилацетатных дисперсий, акриловые характеризуются более высокой све- то-, атмосферо- и влагостойкостью, при этом они значительно превосходят их по био- стойкости, пленки акриловых дисперсий характеризуются высокой эластичностью, вели- чина относительного удлинения для разных марок колеблется от 500 до 1000%.
    Все дисперсии имеют исходную концентрацию около 50%. Рабочие концентрации колеб- лются от 15 до 50% в зависимости от реставрационной задачи. С увеличением концентра- ции увеличивается величина адгезии и толщина клеевого шва. Например, в случае укреп- ления жесткого шелушения масляного красочного слоя настенной живописи или подклей- ки левкаса золоченой резьбы иконостасов к основе рекомендуется пользоваться клеями концентрации не менее 25%, в случае же подклейки тонкого шелушения, например, кра- сочного слоя картин, написанных на масляных грунтах, задача может быть решена с ис- пользованием клеев 12-15% концентрации, разбавление дисперсий до нужной концентра- ции производится дистиллированной или кипяченой водой.
    Как упоминалось выше, вязкость клея может быть увеличена без изменения концентрации путем загущения. Это достигается добавлением в водную дисперсию растворителя (на- пример, толуола), либо водного раствора полиметакриловой кислоты и нескольких капель аммиака.
    В реставрации станковой масляной живописи акриловые дисперсионные клеи применя- ются для осуществления следующих операций:


    • дублирование картин на новую основу;




    • укрепление красочного слоя, если на нем имеются отрытые вздутия или шелушения;




    • дублирование кромок на новый холст.


    Остановимся подробнее на склейке холстов с помощью дисперсии АК-243. Как следует из Табл.2, все три дисперсии обеспечивают хорошую адгезию, как в случае аппретированно-

    го холста, так и в случае стиранного, лишенного аппрета, однако после старения в гидро- стате прочность склейки холстов дисперсией АК-211 уменьшается на 16%. Кроме того, оказалось, что только дисперсия АК-243 не вызывает усадки холста, поэтому именно она была рекомендована для осуществления операции дублирования кромок картин на новый холст.
    Таблица2Сопротивление расслаиванию модельных образцов холста, склеенных диспер- сионными клеями



    Марка дисперсии

    Сопротивление расслаиванию, Н /см

    Холст аппрети- рованный

    Холст без аппре- та

    После старения в гидростате, W=

    100%, Т= оС

    АБВ-16

    5,3

    4,5

    +50%

    АК-211

    5,4

    10,3

    -16%

    АК-243

    5,3

    5,9

    +74%



    Пленки, сформированные из дисперсий после испарения воды, характеризуются высоки- ми значениями прочности и относительного удлинения. Это определяет высокую когези- онную прочность клеевого шва и его высокую эластичность. В таблице 3 приведены фи- зико-механические свойства пленок дисперсий, рекомендованных в качестве реставраци- онных материалов.
    Изучение глубины проникновения дисперсий в модельные образцы штукатурок показало, что при обработке таких образцов дисперсиями в исходных концентрациях, на поверхно- сти штукатурок образуется пленка, а при разбавлении дисперсий до 10% глубина проник- новения составляет менее 0,5 мм.
    Таблица3.Физико-механические и деформационные свойства пленок, сформированных из дисперсионных клеев, до / после старения в гидростате при температуре 60°С и отно- сительной влажности 100%



    Марка дисперсии

    Модули упругости при растяжении, МПа


    М100


    М200


    М300


    М400


    M500

    Напряжение

    при разры- ве, МПа

    Относительное удлинение,%

    АК-251

    0,48/0,22

    0,95/0,42

    1,4/0,67

    -

    -

    4,6/4,9

    650/500

    АК-231

    1,48

    2,7

    4,5

    2,6

    -

    8,5

    400

    АК-211

    0,85/0,77

    1,3/1,35

    2,4/1,94

    3,8/3,1

    -

    5,6/5,6

    420/400

    АБВ-16

    0,26/0,24

    0,27/0,28

    0,3/0,34

    0,33/0,4

    0,38/0,66

    2,4/2,7

    1000/1400


    Таблица4Марки дисперсий зарубежных фирм


    Марка дис- персии

    Фирма- производитель

    Химический состав

    Области при- менения

    Lascaux

    Lascaux

    Сополимер бутилак-

    Дублирование

    Acrylic

    Restauro

    рилата с метилметак-

    холстов; склей-

    Adhesive

    (Швейцария)

    рилатом, загущенный

    ка бумаги, кар-

    360HV




    полиметакриловой ки-

    тона, текстиля







    слотой (размер частиц

    0,06-0,08 мкм)




    Plextol

    D360

    Rohm & Haas

    (Германия)

    То же

    То же

    Rohamere

    D360

    (США)

    То же

    То же

    Lascaux

    Acrylic Adhesive 498HV

    Lascaux

    Restauro (Швейцария)

    Сополимер бутилак-

    рилата с метилметак- рилатом, загущенный полиметакриловой ки- слотой (размер частиц 0,1-0,2 мкм)

    Склейка холста

    с картоном, де- ревом, штука- туркой и це- ментом

    Rohamere

    D498

    Rohm & Haas

    (Германия)

    Сополимер бутилак-

    рилата с метилметак- рилатом, незагущен- ный

    Укладка жест-

    кого кракелюра красочного слоя и вздутий

    Plextol

    B500

    Rohm & Haas

    (Германия)

    Сополимер бутилак-

    рилата с метакриловой кислотой (размер час- тиц 0,1 мкм)

    То же

    Rohamere

    D500

    (США)

    То же

    То же

    Primal AC-

    643

    (США)

    Сополимер этилакри-

    лата с метилакрилатом

    Укрепление

    красочного слоя настенной живописи и живописи на холсте, укреп- ление разру- шенных грун- тов

    RhoplexAC-

    643

    Rohm & Haas

    (Германия)

    То же

    То же

    Lascaux

    Hydro- Primer 750

    Lascaux

    Restauro (Швейцария)

    30%-ная дисперсия с

    размером частиц 0,06 мкм, без растворите- лей и пластификаторов рН 8-9

    То же


    При работе с акриловыми дисперсиями следует руководствоваться следующими правила- ми:


    • клей наносится на обе склеиваемые поверхности с кисти или с помощью шприца;




    • рабочие концентрации менее 10% не обеспечивают надежной прочности связи на любых подложках. Выбор концентрации диктуется характером разрушения: для под- клейки жесткого шелушения к грунту, отставаний от грунта красочного слоя с грунтом, для дублирования грубых крупнозернистых холстов или кромок таких холстов концен- трация может достигать исходной (40-50%). Этими же соображениями диктуется выбор числа пропиток;




    • если склеиваемые поверхности имеют пористую структуру, то их следует приводить в соприкосновение сразу же после нанесения клея, в противном случае вода впитается в подложку, и высохшие полимерные пленки склеить не удастся; в том случае, когда склеи- ваемые поверхности не впитывают воду, их следует приводить в соприкосновение только после выдержки до появления отлипа;




    • место склейки проглаживают теплым утюжком (55-60°С), до полного испарения воды, охлаждение производится под давлением.




    • затеки необходимо сразу же удалить тампоном, смоченным водой. В тех случаях, когда проникновение воды вглубь склеиваемых подложек недопустимо, например, вглубь хол- ста, подложку перед нанесением дисперсии следует покрыть раствором какого- либо полимера (Paraloid B-72) в неводном растворителе (ксилоле или спирте).


    При соблюдении этих правил в максимальной степени реализуются возможности мате- риала.
    Областипримененияадгезивовклассаакриловыхдисперсий

    Станковая масляная живопись — дублирование картин на новую основу (Plextol P5OO, Plextol D36O, Lascaux Acrylic Adhesive 498 -20x);
    укрепление красочного слоя и его подклейка к грунтам, мягкое и жесткое шелушение, вздутия, расслоение и др. виды разрушений (АК-211, АБВ-16, Prymal AC-643, Hydro- Prymer 75O, Plextol D498 и D36O); контактное удаление поверхностных загрязнений с оборота холста с помощью пленки, сформированной из дисперсии с постоянной липко- стью марки АК-215.
    Предметы прикладного искусства — склейка фрагментов музейных предметов из фар- фора и керамики(АК-231), археологической керамики (АК-256, АК-259, загущенные ам- миаком), в качестве связующего композиций для восполнения утраченных фрагментов, заделки трещин и сколов, для контактного удаления загрязнений с поверхности керамики, мрамора, известняка, гипса.
    Резной золоченый декор и полихромная скульптура — подклейка левкаса к деревян- ной основе, позолоты к левкасу, красочного слоя и позолоты к грунту (АК-211, АБВ-16, Lascaux Acrylic Adhesive 498, Plextol P55O).
    Настенная масляная живопись — подклейка красочного слоя к грунту и штукатурной основе (АБВ-16, АК-211, АК-251).

    1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27


    написать администратору сайта