Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница13 из 27
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

Лекция 8

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ ЗА РУБЕЖОМ




    • Адгезивы

    • Консолиданты

    • Защитные покрытия

    • Новые технологии


Как уже упоминалось в предыдущих лекциях, за рубежом существует несколько крупных фирм, обеспечивающих отрасль синтетическими материалами, разработанными специ- ально для реставрационных целей. Крупнейшими поставщиками материалов и оборудова- ния являются фирмы Lascaux Restauro (Швейцария), Maimairi (Италия), Windsore (Вели- кобритания), Hercules. (Германия).
Фирма Lascaux Restauro предлагает пять марок адгезивов для дублирования, десять видов дисперсий и растворов синтетических смол для укрепления красочного слоя и склейки экспонатов из дерева, бумаги, ткани, кости, стекла, фарфора, керамики, различные типы покровных лаков, материалы для грунтов, мастиковок, пасты для имитации фактуры кра- сочного слоя, растворители, наполнители, пигменты и др. Кроме того, все эти фирмы предлагают реставраторам широкий ассортимент вспомогательных материалов — хлопча- тобумажные, льняные и синтетические (из полиэфирных волокон и стекловолокна) хол- сты разной толщины, нетканые полиамидные материалы типа микалентной бумаги, а так- же различные виды пленок, липкие ленты, бумагу с гидрофобным покрытием и др.

Адгезивы



В зарубежной практике для дублирования картин на новую основу и укрепления красоч- ного слоя используют два типа адгезивов — синтетические аналоги воско-смоляных мас- тик и загущенные акриловые дисперсии. Американская фирма Adam Chemical Co. разра- ботала материал Beva371, представляющий собой термопластичный обратимый компози- ционный материал на основе сополимера этилена с винилацетатом, содержащий парафин и синтетическую смолу, обеспечивающую липкость. После сплавления компонентов рас- плав растворяется в смеси бензина и толуола, так что в готовом виде материал представ- ляет собой 40-50% раствор и имеет вазелиноподобную консистенцию. В случае необхо- димости вязкость материала можно уменьшить до требуемой величины путем разбавле- ния чистым бензином или толуолом или же их смесью.
Технология дублирования с помощью Beva371 достаточна проста, но требует точного со- блюдения температуры и толщины адгезионного шва. Дублирование производится на ва- куумном столе, который обеспечивает поддержание температуры с точностью до ± 1°С при степени разряжения 25 мм рт.ст. Исходный продукт Beva371 разбавляют до 20% кон- центрации, перед нанесением подогревают на водяной бане до прозрачного состояния, за- тем с помощью ролика или валика с губчатым покрытием наносят на дублировочную ткань в несколько слоев, каждый последующий слой наносят через б часов после преды-

дущего, а перед склеиванием ткань с нанесенными слоями нужно выдержать в течении 24

часов.
В случае редких холстов дублировочную ткань перед нанесением Beva371 нужно прокле- ить 20% раствором ParaloidB-72 в ксилоле. Температура, при которой достигаются мак- симальные значения адгезии, составляет 52°С; для этого адгезива требуется очень точное соблюдение температурного режима, так как незначительное отклонение от заданной температуры может привести к существенному изменению прочности связи. Для раздуб- лирования картины достаточно теплового воздействия — либо проглаживания утюжком, либо нагревания феном.
Другой аналог воско-смоляной мастики также поставляется фирмой LascauxRestauroи но- сит название AdhesiveWax443-95, он представляет собой сплав микрокристаллического воска и политерпеновой смолы.
В Художественном институте г.Дрезден бывшей ГДР в начале 80-х годов был разработан аналог Beva371под названием "Salie83"на основе тех же компонентов, но выпускавшихся промышленностью ГДР: клей приготавливали смешением двух марок сополимера этилена с винилацететом "MiravitenD37" и "MiravitenD47 ХА" (в соотношении 1:1), эти марки от- личаются соотношением мономеров, а в качестве смолы использовали смесь двух марок модифицированной канифоли "М-канифоль D80" и "М-канифоль XI00" (в соотношении 1:1); парафин был выбран с температурой плавления 56-58°С. Все три компонента в соот- ношении 53%, 30%, 17% последовательно расплавляли (сначала Miraviten, затем смолы и парафин), а затем расплавленную композицию разбавляли смесью бензина и толуола (2:1) до достижения 40% концентрации. Технология дублирования аналогична технологии ра- боты с Beva371: трехкратное нанесение тонких слоев адгезива с интервалом в 20 минут с последующим нагреванием при температуре 55-60°С. Для всех типов адгезивов охлажде- ние следует проводить под давлением груза (мешочек с песком или вакуумный стол).
В Государственной Третьяковской галерее в Москве А.П. Ковалев выполнил дублирова- ние театральных декораций, написанных Шагалом на тонком полотне, применив разбав- ленные растворы Beva371, которые наносились с помощью пульверизатора. В зарубежной практике широко применяют этот материал для быстрого и надежного укрепления ветхих кромок картин.
Второй тип адгезивов, применяющихся за рубежом для дублирования картин на новую основу, представляет собой водные полимерные акриловые дисперсии на основе бутило- вых эфиров акриловой и метакриловой кислот: LascauxAcrylicAdhesive360 HV,PlextolP550, PlextolB500, PlextolD360, PrimalАС33и АС643.
Lascaux Acrylic Adhesive 360 HV — фирма-изготовитель и поставщик Lascaux Restauro (Швейцария) представляет собой водную дисперсию на основе сополимера бутилакрилата и метилметакрилата, загущенную полиметакриловой кислотой. Разбавляется водой до требуемой концентрации, после высыхания образует влагостойкую пленку, которая ха- рактеризуется высокой эластичностью. Кроме дублирования картин на новую основу, этот материал рекомендуется в качестве адгезива для склеивания бумаги, тканей, холста с кар- тоном, деревом, штукатуркой и цементом (отечественные аналоги АК-202,211 и 253).
Lascaux Acrylic Adhesive 498 20Х — водная полимерная дисперсия на основе бутилакрила- та, размер частиц 0,1-0,2 мкм, загущенная ксилолом (20%). Рекомендуется для полужест- кого склеивания бумаги, картона, дерева, наклеивания холста на картон, дерево, штука- турку и цемент. Быстро сохнет и обладает хорошей исходной липкостью.

Plextol B500 — фирма-изготовитель Rohm & Haas (Германия). Водная дисперсия на осно- ве сополимера бутилакрилата и метилметакрилата с акриловой кислотой, которая является внутренним пластификатором; молекулярная масса 100 000, размер частиц — 10-4 см, ко- личество макромолекул в частице 107. Этот адгезив рекомендуется для дублирования хол- стов, для укладки жесткого кракелюра и вздутий красочного слоя. В США выпускаемый фирмой Rohm & Haas адгезив продается под маркой RohamereB500, этот материал являет- ся аналогом дисперсии Lascaux 360HV, но выпускается без загустителя.
Plextol D360 и D498 — водная дисперсия на основе н-бутилакрилата и метилметакрилата, разбавляются водой, рекомендуются для дублирования картин на новую основу.
Primal AC643 — водная дисперсия сополимера этилакрилата с метилакрилатом, выпуска- ется фирмой Rohm & Haas (Германия), продается также под названием RhoplexAC643.
Lascaux Hydro Primer750 — водная акриловая дисперсия (30%) с размером частиц 0,06 мкм, без растворителя и пластификатора, РН 8-9, разбавляется водой. Характеризуется высокой проникающей способностью, образует полупрозрачные пленки. Рекомендуется для укрепления красочного слоя настенной живописи и живописи на холсте, а также для укрепления разрушенных грунтов. Смешивается с такими растворителями, как спирты, целлозольвы и др.
Для укрепления красочных слоев масляной живописи на масляных грунтах предлагаются акриловые полимеры в растворах — ParaloidB-72, PlexisolP550.
Следует отметить, что за рубежом, например, во Франции клеи для реставрационных це- лей имеют маркировку "Musee". Такую маркировку имеет ПВА клей Flexiple, имеющий нейтральные значения РН и образующий, в отличие от отечественных клеев, эластичную пленку.

Консолиданты



Для укрепления пористых и сильно деструктированных объектов (камня, кирпича, штука- турки, дерева) за рубежом широко применяются кремнийорганические продукты классов силанов, силоксанов и силазанов, выпускающиеся фирмой Wacker (Германия).
Итальянские исследователи предложили для защиты камня от влаги новый класс фтори- рованных акриловых полимеров — они обеспечивают эффекивную защиту от влаги, воз- действия УФ-лучей и агрессивных загрязнителей воздуха в промышленных городах, но в отличии от кремнийорганических материалов, вступающих в химическое взаимодействие с авторским материалом, эти полимеры частично обратимы. Для укрепления пористых и порошащих объектов применяют диизоцианаты. Японские ученые предложили для укре- пления камня комбинацию из акриловых полимеров и силазанов.

Защитные покрытия



В качестве замены природных смол — мастикса и даммары, использующихся для приго- товления лаков, рекомендуют использовать низкомолекулярные синтетические смолы класса циклогексанонов (ResinК, ResinN), полибутилметакриловые полимеры (Elvacite2044, 2045, фирма Du Pont — Франция, AcryloidB67, фирма Rohm & Haas — Гер- мания, LascauxVarnish575 — фирма Lascaux Restauro — Швейцария), а также гидрогене- зированные углеводородные смолы (ArconP90, фирма Arakawa, Regalrez1094, фирма Hercules — Германия).

Новые технологии



В последнее время за рубежом наблюдается тенденция не столько к расширению ассорти- мента реставрационных материалов (он в основном уже сформирован, и в рамках сущест- вующего ассортимента можно решить практически любые реставрационные задачи), сколько к усовершенствованию методов и внедрению новых сложных технологий.
В качестве примера можно привести уникальную технологию напыления в вакууме на руинированные объекты пленки параксилилена, которая образуется в результате полиме- ризации димера из газовой фазы, что позволяет сформировать тончайшую полимерную пленку, названную "Parylene" и имеющую толщину от 0,25 до 20 мкм; эта технология бы- ла успешно опробована при реставрации таких хрупких объектов, как ископаемые расте- ния и насекомые, археологическая кость, изделия из шелка, поврежденные при пожаре книги и в других случаях, когда имеющиеся в распоряжении реставраторов материалы и методы оказываются неэффективными.
В Чехии аналогичная методика использовалась для укрепления разрушенных археологи- ческих материалов ("Полифан"). В Петербурге эта методика также была опробована при реставрации пострадавшей при пожаре бумаги.
В заключении следует сказать, что расширение ассортимента реставрационных материа- лов не является самоцелью, а диктуется конкретными реставрационными задачами, кото- рые сегодня невозможно решить с использованием существующих адгезивов, консоли- дантов и покровных материалов, и поскольку такие задачи существуют и будут появлять- ся в дальнейшем, ассортимент неизбежно будет пополняться новыми современными син- тетическими материалами, которые смогут обеспечить решение реставрационных про- блем на новом, качественно более высоком уровне.

* * *


  • За рубежом наиболее часто применяющимися в практике реставрации синтетическими материалами являются адгезивы на основе полибутилметакрилата и поливинилацетата и сополимеры на их основе. Широко применяются сополимерные водные дисперсии на ос- нове бутилакрилата.




  • Специально для реставрационных целей разработаны синтетические аналоги воско- смоляной мастики на основе сополимера винилацетата и этилена.




  • Взамен природных смол предложены синтетические лаки.




  • В качестве косолидантов применяются кремнийорганические материалы различных классов.

Литература.




  1. Aglietto M., Passaglia E., Taburoni E., Ciardelli F. Новый класс фторирован ных акрило- вых полимеров: материалы для защиты камня. 10th Triennial Meeting; Washington; UAS- 1993; vol.1, p553 558.




  1. Berger G.A. Дублирование термопластичным клеем Beva 371 живописи с прорывами. Study in Conservation, 1975, 20.3, p 126 — 131.




  1. Hawker J- ICOM Commitee for Conservation, 8th Triennial Meeting — Sydney, 1986. vl.p161-168.




  1. Hering В. Использование термопластичных клеев в реставрации и консервации. Между- народное совещание группы стран-участниц СЭВ. Тезисы докладов. Москва, 1986., с3.




  1. Hering В., Термопластичный клей "Salie 83". Neue Museums Kunge 1986, 3, S218-224.




  1. Ketnath К. Использование акриловых смол и метода теплового склеивания для консер- вации станковой масляной живописи на холстах. Maltechnik Restauro. 1983, №4, р257-268.




  1. Pheuix A., Hedley G., Дублирование без применения тепла и влаги. ICOM Commitee for Conservation, 7th Triennial Meeting — Copenhagen, 1984, 84.2., p38 — 44.




  1. Raft A. und K., Beva 371 новыйклей для реставрации, Maltechnik Restauro, 1973, №1, s 31- 38.




  1. Sander I., Bemalte Holzdecken und Tafelungen in Sachen und Probleme ihrer Konservierung. Ulrich Schiessl. Bemalte Holzdecken und Tafelungen. 125s. Verlag Paul Haupt Bern und Stutt- gart, 1987.




  1. Krystunek J. Применение полифана для укрепления поврежденных архивных и архео- логических материалов. Musejni a vlastivednapra.ee. 1992. 2, s95-96.




  1. Вивденко СВ., Синтетические материалы в реставрации и консервации лессовых па- мятников. Критерии оценки качества реставрации музейных художественных ценностей. Тезисы докладов М., 1990, с63.




  1. Федосеева Т.С. Применение синтетических материалов в практике реставрации стан- ковой масляной живописи. Консервация и реставрация музейных художественных ценно- стей. Обзорная информация М., Информкультура, 1988, вып.5,с 1-39.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


написать администратору сайта