Главная страница

Лекция 3. Лекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "


Скачать 498 Kb.
НазваниеЛекция введение в курс " материалы для реставрации живописи и предметов прикладного искусства "
Дата20.04.2022
Размер498 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция 3.docx
ТипЛекция
#487208
страница16 из 27
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27

Церуссит карбонат свинца РbСОз.



Образуется как побочный продукт при получении свинцовых белил. Это соединение часто присутствует в небольших количествах в образцах свинцовых белил старой живописи.
Природный минерал церуссит иногда использовался как белый пигмент. В частно- сти, он обнаружен при исследовании нескольких картин немецкого художника XVIII в. Дитриха.
Аналитическоеопределение:аналогично свинцовым белилам, но отличить от них можно только с помощью структурных методов анализа, например, с помощью рентгеновской дифракции.

Мел карбонат кальция СаСОз.



Синонимы:горный мел, кельнский мел. шведский мел, венская белая, мраморная мука, минеральная белая (англ.: Chalk, Powdered marble, нем.: Kreide, франц.: Craie, Marble pulverise).
Мел — природный материал. Меловая порода слагается остатками скелетов одноклеточ- ных водорослей, фрагменты которых называются кокколитами и которые хорошо видны в световом поляризационном микроскопе при увеличении 400х. Кокколиты являются диаг- ностическим признаком мела. По химическому составу мел, как и другие природные по- роды, такие как мрамор, известняк, кальцит, является углекислым кальцием или карбона- том кальция. И только специфическая форма его отдельных частиц — кокколитов или их фрагментов позволяет надежно отличить его от других идентичных по составу минера- лов.

Несмотря на то, что это древнейший живописный материал, он применялся, как правило, для приготовления грунтов в станковой живописи. Меловые грунты были распространены в северных живописных школах — в Англии, в Германии, в Голландии, Германии. Во Франции, в Византии и на Руси меловые грунты использовались наряду с гипсовыми.
Иногда мел обнаруживают в красочных слоях как добавку к красочной смеси, но не как основа белой краски.
На мел осаждали, либо смешивали с ним красные и желтые органические пигменты. При исследовании картин Я.Викторса, ученика Рембрандта, было установлено, что желтый ор- ганический пигмент смешан с мелом. В XIX в. мел — один из компонентов фабричных грунтов, иногда в смеси с цинковыми или баритовыми белилами.
Природный кристаллический карбонат кальция кальцит, как правило, не использовался в чистом виде для наполнителя грунта в отличие от мела. Самые ранние художественные объекты — это древнеегипетские саркофаги, в которых и грунт и белила — это кальцит.

При исследовании так называемых цветных или болюсных (красных и коричневых) грун- тов помимо основного компонента охры в них часто обнаруживают и кальцит.

Известковые белила СаСОз.



Как уже говорилось, в настенной живописи не использовались свинцовые белила. Белый пигмент настенной живописи — известковые белила — карбонат кальция СаСОз — про- дукт, полученный в процессе производства известкового раствора. Для приготовления из- вести исходное сырье — мел, известняк, мраморная крошка — обжигается до оксида кальция, затем заливается (гасится) водой. Образующийся при этом гидроксид кальция вступает во взаимодействие с углекислым газом воздуха, опять возвращаясь к первона- чальному химическому составу — карбонату кальция СаСОз. Но в результате форма от- дельных частиц исходного сырья меняется, поэтому несмотря на идентичность химиче- ского состава, известковые белила отличаются от исходных материалов.
Известковые белила это единственный белый пигмент настенной живописи, выполнен- ной в технике фрески или темперы. Практически все, дошедшие до нас древнерусские на- стенные росписи, написанные либо на отваре злаковых растений, либо в технике яичной темперы, в качестве белого пигмента содержат в красочных слоях известковые белила.
Если настенные росписи выполнялись на масляном связующем, то использовались и дру- гие белые пигменты. Так, "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, выполненная в технике масляной живописи, написана с использованием свинцовых белил. В настенных росписях XIX в. Грановитой палаты Московского Кремля, написанных масляными красками, иден- тифицированы свинцовые и цинковые белила.
Аналитическоеопределение:


  1. Микрохимические тесты: растворение в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; качественная реакция на ион Са2+.




  1. Термический тест: СаСО3 —> СаО


белый -> белый

Так как мел, кальцит и известковые белила имеют один и тот же химический состав, мик- рохимический анализ не позволяет отличить их друг от друга. В этом случае необходимо прибегнуть к кристаллооптическому исследованию в поляризационном микроскопе.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27


написать администратору сайта