Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Законодательная база лингвистической экспертизы по делам об экстремизме

  • 2.2. Возбуждение расовой, национальной вражды

  • Унижение национального достоинства

  • 2.3. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой принадлежности

  • 2.4. Призывы к возбуждению расовой, национальной вражды Призыв

  • Лингвистические способы выражения призывов

  • Прямые формы выражения призыва

  • Косвенные формы выражения призыва

  • 2.5. Обоснование или оправдание необходимости осуществления возбуждения расовой, национальной вражды Обоснование

  • 2.6. Типовые вопросы и алгоритм проведения экспертизы экстремистских текстов

  • Лингвистическая экспертиза


    Скачать 464.44 Kb.
    НазваниеЛингвистическая экспертиза
    Дата10.01.2022
    Размер464.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла-...docx
    ТипУчебное пособие
    #326994
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    ТЕМА 2.
    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О РАЗЖИГАНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ РОЗНИ
    И ПРИЗЫВАМ К ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    2.1. Законодательная база лингвистической экспертизы по делам об экстремизме

    Состав преступления по делам об экстремизме обозначен в Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 года, № 114-ФЗ), а также в статьях 280 («Публичные призывы к экстремистской деятельности») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») Уголовного кодекса РФ.

    Конституция РФ (статья 29) запрещает пропаганду и агитацию, возбуждение расовой, социальной, религиозной и национальной ненависти и вражды, превосходства одного языка, религии или нации над другой.

    Закон «О средствах массовой информации»10 (ст. 4) не допускает использование СМИ для разжигания национальной, социальной нетерпимости.

    Статья 63 часть «e» Уголовного кодекса Российской Федерации определяет случаи наступления уголовной ответственности за совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы11.

    Исходя из положений ст. 282 УК РФ, к числу преступлений экстремистской направленности «преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса»12.

    Под публичными призывами (ст. 280 УК РФ), согласно правовой позиции Верховного суда РФ, сформулированной в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности» следует понимать «выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности»13.

    При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а именно содержащиеся в нём понятия экстремистской деятельности (экстремизма) и экстремистских материалов.

    Так, согласно статье 1 указанного закона, под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:

    • «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

    • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

    • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

    • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

    • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

    • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

    • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

    • использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

    • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

    • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

    • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

    • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг»14.

    Экстремистские материалы, согласно закону,– это «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы»15.

    Задачи, которые ставятся перед экспертом-лингвистом по делам, регулируемым нормами 280 и 282 УК РФ, представляется возможным объединить в один раздел, так как считаем, что с точки зрения решаемых лингвистических задач эти дела эквивалентны.

    2.2. Возбуждение расовой, национальной вражды

    Как нами было отмечено выше, статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации16.

    Следовательно, представляется необходимым рассмотрение следующих основных понятий.

    Действие в контексте данной нормы  – это любой целенаправленный акт внешней, практической деятельности, включая речевое изложение мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами. Такими действиями являются использование публичных высказываний, печатных изданий, иных средств массовой информации (радио, телевидение) для передачи устных, письменных или аудиовизуальных сообщений, которые направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды17. Таким образом, действием является, в частности, использование высказываний, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

    Направленность действий  – определяет смысл информации, её содержание (например, призывы к еврейским погромам), которое потенциально может спровоцировать межнациональные или межконфессиональные конфликты, но не предусматривает фактическое наступление таких последствий. В процессе производства лингвистической экспертизы направленность действий устанавливается экспертом с помощью семантического анализа высказываний, результатом которого является определение тех слов, словосочетаний или предложений, которые негативно характеризуют ту или иную этническую (национальную), расовую, религиозную (конфессиональную) группу пли отдельных лиц как членов этой группы, призывают к ущемлению их прав и свобод и потенциально способных спровоцировать межнациональные или межконфессиональные конфликты.

    Возбуждение (розни, вражды), согласно ст. 282 УК РФ, содержится в такой информации, которая имеет отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении конкретной этнической (национальной), расовой, религиозной группы или отдельных лиц  – представителей данной группы, подстрекает к ограничению их прав или к насильственным действиям против них. Данная информация провоцирует напряжённость общества, нетерпимость к сосуществованию людей разных рас, национальностей и вероисповеданий.

    В ходе лингвистической экспертизы выявление факта возбуждения национальной, расовой или религиозной розни, производится семантическим анализом высказываний.

    Факт возбуждения национальной, расовой, религиозной вражды считается установленным, если в тексте выявлены высказывания, содержащие:

    • отрицательную эмоциональную оценку определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных её представителей;

    • подстрекательство к ограничению прав определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы или к насильственным действиям против них.

    Вражда, как правило, проявляется в неприязни, сильной антипатии, ненависти, в стремлении ущемить чьи-либо права и интересы.

    В тексте вражда выявляется в тех высказываниях, которые семантически выражают:

    • неприязнь, ненависть, антипатию в отношении как всей этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы, так и её отдельных представителей;

    • желание или стремление ущемить права и законные интересы определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы и (или) отдельных её представителей.

    Унижение национального достоинства выражается в распространении ложных измышлений, извращённых или тенденциозно подобранных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, входящих в число национальных или религиозных ценностей, позорящих или оскорбляющих национальную, этническую или религиозную группу либо её отдельных членов, заключающих в себе издёвку, отвращение или презрение к ним18.

    В ходе лингвистической экспертизы в целях выявления унижения национального достоинства той или иной группы лиц эксперт выявляет высказывания, в которых содержатся:

    • ложные измышления, извращённые или тенденциозно подобранные сведения об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, входящих в число национальных ценностей определённой этнической группы;

    • с утверждения, позорящие, оскорбляющие этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей, а именно указание на совершение этими лицами аморальных поступков или нарушений, обусловленных их этнической или национальной принадлежностью;

    • издёвку, выражающую отвращение или презрение к этнической группе в целом либо к её отдельным представителям. Это, например, использование оскорбительных, презрительных наименований по этническому признаку (жиды, косоглазые, черножопые, чурки, хачики, азеры и др.).

    К обобщающим признакам, позволяющим диагностировать спорный текст как направленный на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, относятся:

    • формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии;

    • перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу;

    • приписывание всем представителям этнической или религиозной группы стремления следовать тем древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;

    • утверждения о природном превосходстве одной нации, расы, религии и неполноценности или порочности других;

    • приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, расе, религии по отношению к другим;

    • возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную группу;

    • утверждения об изначальной враждебности определенной нации, расы по отношению к другим;

    • утверждения, о полярной противоположности и несовместимости интересов одной этнической или религиозной группы с интересами других;

    • объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определённых этнических, расовых, религиозных групп;

    • побуждение к действиям против какой-либо нации, расы, религии;

    • поощрение, оправдание геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии;

    • требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определённой национальности, расы, конфессиональной принадлежности;

    • требования ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному признаку;

    • угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определённой национальности, расы или по признаку религиозной принадлежности.

    Если при анализе текста выявляются один или несколько вышеперечисленных признаков, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

    Текст может быть направлен на формирование у адресата страха перед определённой национальной группой, её представителями. А страх создаёт психологическую базу для агрессии в отношении вызывающих его лиц как представителей социальной, национальной, религиозной группы. Это, например, формирование в обществе страха перед иммигрантами, что перерастает в идею борьбы с ними. Данная информация реконструируется адресатом по когнитивной схеме  – «если некая группа организованно действует против интересов нашей группы, с ней надо вести борьбу»19.

    Особенность рассматриваемого преступления состоит в том, что оно совершается публично или с использованием средств массовой информации.

    Таким образом, наличие в тексте высказываний, формирующих у адресата страх перед отдельной этнической группой, национальностью, даёт основание положительно ответить на вопрос о присутствии в тексте выражений, направленных на возбуждение расовой, национальной вражды.

    Высказывания, направленные на возбуждение расовой, национальной розни, предполагают наличие умысла, который не может быть установлен в ходе лингвистической экспертизы, умысел устанавливается судом.

    2.3. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой принадлежности

    ПРОПАГАНДА -ы; ж. [от лат. propaganda  – то, что следует распространить]

    1. Распространение и углублённое разъяснение каких-л. идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов. Научная, научно-техническая п. Антиалкогольная п. П. физкультуры и спорта. П. новой технологии производства.

    2. Политическое или идеологическое воздействие на широкие массы; органы и средства такого воздействия. Коммунистическая п. Буржуазная п. Предвыборная п. Агитация и п. Вести пропаганду, заниматься пропагандой20.

    Применительно к предмету исследования пропаганда  – это распространение среди широкого круга лиц идей, взглядов, представлений или побуждений к действиям, направленным на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Она может выражаться в форме призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз и т.п.21

    Следовательно, с точки зрения лингвистической экспертизы пропаганду определяют следующие признаки:

    • распространение информации (идей, взглядов, представлений, побуждений к действиям);

    • выражение языковыми средствами (устными, письменными или аудиовизуальными);

    • направленность на широкий круг людей;

    • воздействие (манипуляция) на общественное сознание и поведение;

    • сознательный предварительный отбор фактов и аргументов;

    • игнорирование важными фактами, их искажение, использование ложных фактов;

    • выраженность посредством формы призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз.


    Призывы к действиям, направленным на пропаганду

    исключительности, превосходства или неполноценности граждан по

    признаку их национальной, расовой принадлежности
    Само понятие национальная, религиозная, расовая исключительность или превосходство означает «преобладание по каким-либо признакам одной группы людей над другими в силу несовершенства последних, т. е. якобы их природной, биологической, социальной, нравственной ущербности или порочности»22.

    Обнаружение пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой принадлежности предполагает, что в тексте имеются высказывания, в которых в явной или неявной языковой форме содержатся утверждения, которые:

    • формируют противопоставление, контраст позитивных качеств одной этнической группы, национальности и негативных качеств другой этнической группы или национальности;

    • утверждают природное (биологическое, генетическое, антропологическое) превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей;

    • утверждают природную (биологическую, генетическую, антропологическую) неполноценность представителей определённой этнической, национальной группы людей;

    • утверждают социальное превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей;

    • утверждают социальную неполноценность представителей определённой этнической, национальной группы людей;

    • утверждают нравственное превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей;

    • утверждают нравственную неполноценность представителей определённой этнической, национальной группы людей.


    2.4. Призывы к возбуждению расовой, национальной вражды

    Призыв  – это «речевой акт, обращённый к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть общественно значимой деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своём повседневном поведении эти идеалы, причём говорящий и адресат являются политическими субъектами или их представителями, а сам речевой акт рассматривается как часть общественно-политической коммуникации»23.

    «В отличие от обычных побуждений, призыв не требует немедленного выполнения и, скорее, является рекомендацией к поведению, основанной на тех или иных морально-этических, идеологических, ценностных категориях. Например, призывы Вперед, к победе коммунизма! Превратим Москву в город-сад! не предполагают немедленного совершения каких-либо действий»24.

    Призывы выражают побуждение, они являются разновидностью речевого акта побуждения (наряду с приказом, распоряжением, предложением, просьбой, угрозой, предупреждением, запрещением, советом, рекомендацией и др.).

    В целях выделения в тексте высказывания, представляющего собой призыв, нужно, прежде всего, установить, выражают ли предполагаемые побуждения смысл «я хочу, чтобы ты нечто сделал».

    Лингвистические способы выражения призывов

    При анализе текста могут быть выявлены призывы, выраженные как прямо (в прямой форме, прямые призывы), так и косвенно (в косвенной форме, косвенные призывы).

    Информация, содержащаяся в любом тексте, может быть выражена несколькими способами (в нескольких формах):

    «1. Открытая вербальная (словесная) форма, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причём новая информация дана в предикативной части высказывания (является, предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

    2. Скрытая вербальная форма, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются  – как что-то уже известное  – в группе подлежащего. Например, только что приведённое высказывание содержит не только информацию о краже дубинки, но и информацию о том, что сделавший это  – вор.

    3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) её знают.

    4. Подтекстовая форма, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приёмы. Например, прямой оценки нет, но факт даётся в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: интересно, совпадение случайно или нет? т.е. так называемый риторический вопрос), который на самом деле является скрытым утверждение (конечно, это совпадение не случайно!)»25.

    В ходе лингвистической экспертизы анализу подлежит информация, передаваемая текстом или отдельными языковыми единицами в любой её форме.

    Прямые формы выражения призыва

    Прямые призывы выражаются через прямое значение составляющих высказывание слов, использование формальных языковых маркеров призыва. Они требуют от адресата простого понимания смысла высказывания.

    Косвенные выраженные призывы требуют от адресата мыслительной реконструкции скрытого смысла высказывания слушателем или читателем), то есть осуществления определённой мыслительной операции.

    Выделяются следующие формальные языковые маркеры призыва:

      • Стандартные грамматические формы побуждения  – 2 лицо ед. или мн. число повелительного наклонения: Беги! Читайте! Рисуйте! Борис, не боись! Правительство, дай работу!

      • Императив 1 л. мн. ч., когда призыв предполагает совместное действие: Догоним и перегоним Америку! Превратим Москву в образцовый коммунистический город!

      • Вспомогательный глагол быть в форме 1 лица мн. ч., 2 лица ед. и мн. числа: Будем людьми! Будем великодушны! Будьте вежливы! Будьте верны присяге! Будьте осторожны!

      • Глагол призывать  – эксплицитная перформативная формула призыва: Мы призываем всех прийти на Пушкинскую площадь, Я призываю вас к спокойствию!

      • Глаголы даёшь! давай, давайте;

      • Форма Долой!

      • Слова пусть, пускай, вон (Вон из России!), да (Содружеству  – да!).

      • Номинализации (смысловые свёртки ситуаций):Никакой поддержки Временному правительству! Слово поддержка является номинализацией ситуации «кто-то поддерживает кого-то».

      • Имена, приобретающие свойства номинализаций: Смерть  – Смерть немецким оккупантам! Смерть жидам!

      • Фразы, начинающиеся предлогом к: К делу! К оружию! К барьеру! К ответу! Банду Ельцина к суду! Здесь существительные  – неноминализации, но семантические свёртки, например оружие  – семантическая свёртка конструкции «кто-то берёт оружие и использует его против кого-то».

      • Инфинитивные предложения в сочетании с императивной интонацией: Не отступать! Не трусить!

      • Именные восклицательные предложения: Хлеба и зрелищ! Свободу узникам совести!

      • Отрицательная частица в сочетании с императивной интонацией: Ни шагу назад  – позади Москва! Не позволим задушить армию! Никакой поддержки временному правительству!

      • Использование модальных глаголов с семантикой долженствования типа необходимо, следует, требуется, нужно: Нужно уступать места старшим! в значении «Уступайте места старшим!», «На переходе требуется внимание!» в значении «Будьте внимательны на переходе».

    Косвенные формы выражения призыва

    Косвенное выражение призывов осуществляется через намёк, то есть использование выражений, при восприятии которых реципиентом легко реконструируются определённые, регулярно актуализируемые в данной культуре мыслительные (когнитивные) схемы интерпретации того или иного типа высказываний, устанавливающие содержательную эквивалентность выраженного в тексте и реконструируемого реципиентом смысла.

    В основе косвенного призыва лежит мыслительная схема: напоминание кому-либо, что у него есть Х, что аналогично указанию этому лицу на необходимость использовать Х. Например: «Армия, у тебя есть оружие!», «Люди, у вас есть право на протест», «Головоломка-то простая, вспомни, что у тебя есть ещё шнурок, т.е. «используй шнурок», «Да здравствуют люди, в груди которых один призыв звучит: «К оружию, товарищи!».

    Важным условием понимания скрытого смысла призыва, как и любого высказывания или текста, является, как нам представляется, общеизвестность, регулярность использования в данной культуре или субкультуре мыслительной схемы реконструкции типового смысла определённого вида высказываний. Если такая схема не общеизвестна, намёк, подтекст может быть не понят, скрытый смысл не воспринят.

    Таким образом, призывы в тексте могут иметь явную и скрытую форму языкового выражения и, соответственно, быть явными и скрытыми. В лингвистическом анализе текста должны анализироваться как явные, так и скрытые призывы.

    Подводя итог вышеизложенному, представляется возможным констатировать, что наличие в тексте призывов диагностируется наличием в тексте высказываний, обладающих следующими признаками (характеристиками):

    1. семантика побуждения (то есть, наличие общего смысла «я хочу, чтобы ты сделал Х»);

    2. наличие формальных или косвенных языковых маркеров призыва;

    3. направленность на достижение или учёт в повседневном поведении некоторых идеалов, ценностей;

    4. наличие описания будущих действий адресата;

    5. принадлежность к сфере общественно-значимой деятельности; функционирование в сфере общественно-политической коммуникации;

    6. автор и адресат  – политические субъекты, субъекты политической деятельности.

    Для диагностики наличия в тексте призыва необходимо соответствие спорного высказывания всем шести признакам призыва.

    Виды призывов

    • Призывы-лозунги (Слава КПСС!).

    • Призывы-апелляции (например, к общественному мнению).

    • Призывы-обращения (президент к народу).

    • Призывы-воззвания (обращение к деперсонифицированному адресату).

    А. Н. Баранов выделяет следующие виды призывов.

    • Оценочно-немотивированные. Например: «Россия для русских! Кавказцев  – на Кавказ! Мигранты  – вон из России!». В них нет прямой оценки, выраженной в семантике использованных слов. «Для призывов такого рода существен анализ предикации  – действия, выполнение которого предполагается призывом, и самого адресата действия. Предикация в рассматриваемых случаях контрастивна, то есть в ситуации (контексте) использования соответствующих призывов обязательно имеется национальная, расовая и/или религиозная группа, на которую данная предикация не распространяется»26.

    • Оценочно-мотивированные призывы (например, «Гнать хачиков, азеров и прочее дерьмо! Чеченская мафия  – вон из Москвы! Вон из Москвы, хохляцкие уроды!). В данных высказываниях есть лексика оценочного характера  – дерьмо, мафия, уроды и проч.

    Как первый, так и второй тип призыва имеет прямую направленность на возбуждение расовой, национальной вражды.

    2.5. Обоснование или оправдание необходимости осуществления возбуждения расовой, национальной вражды

    Обоснование  – к Обосновать.

    Обосновать  – подтвердить убедительными доказательствами, привести серьезные доводы в пользу чего-н.27

    Оправдание  – к Оправдать.

    Оправдать 3. что чем. Признать что-либо допустимым, возможным, непредосудительным. О. чьи-то действия. Трудно о. его поступок. Жестокость нельзя о. О. поступок молодостью О. преступление его непреднамеренностью28.

    Следовательно, обоснование или оправдание необходимости осуществления возбуждения расовой, национальной вражды предполагает, что в спорном тексте выявлены высказывания, в которых:

    • приводятся доказательства (аргументы, факты, доводы), свидетельствующие о необходимости возбуждения расовой и национальной вражды;

    • приводятся доказательства (аргументы, факты, доводы), оправдывающие необходимость возбуждения расовой и национальной вражды, характеризующие возбуждение национальной вражды как допустимое, возможное действие, не являющееся предосудительным.

    2.6. Типовые вопросы и алгоритм проведения экспертизы экстремистских текстов

    1) Имеются ли в представленных текстах высказывания, направленные на возбуждение расовой, национальной вражды?

    Положительный ответ даётся, если в тексте имеются высказывания, в которых в явной или неявной языковой форме содержатся утверждения, которые:

    • выражают неприязнь, ненависть, антипатию в отношении определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы;

    • содержат издёвку, выражают отвращение или презрение к этнической группе в целом либо к её отдельным представителям как членам этой группы;

    • содержат оскорбительные, презрительные, негативно-эмоциональные и негативно-оценочные наименования лиц определённых национальностей, этнических групп, их отдельных представителей;

    • содержат ложные измышления, извращённые или тенденциозно подобранные сведения об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, входящих в число национальных ценностей определённой этнической группы; ложные измышления, извращённые или тенденциозно подобранные сведения о деятельности определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы;

    • порочат этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей как членов этой группы (то есть указывают на совершение ими аморальных поступков или нарушений закона, обусловленных их этнической или конфессиональной принадлежностью); переносят различного рода негативные характеристики и пороки отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу; возлагают вину и ответственность за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную группу;

    • приписывают всем представителям этнической или религиозной группы стремление следовать тем древним обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;

    • утверждают природное превосходство одной нации, расы, религии и неполноценность или порочность других;

    • приписывают враждебные действия и опасные намерения одной нации, расе, религии по отношению к другим;

    • формируют у адресата страх перед деятельностью определённых этнических, расовых, религиозных групп;

    • выражают идею об изначальной враждебности определённой нации, расы по отношению к другим; о наличии тайных планов, заговоров одной национальной или религиозной группы против других;

    • выражают идею о полярной противоположности и несовместимости интересов одной этнической или религиозной группы с интересами других;

    • объясняют бедствия и неблагополучие в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определённых этнических, расовых, религиозных групп;

    • поощряют и оправдывают геноцид, депортацию, репрессии в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии;

    • призывают к вытеснению из различных сфер деятельности лиц определённой национальности, расы, конфессиональной принадлежности;

    • выражают желание, стремление каким-либо способом ущемить права и законные интересы определённой этнической (национальной), расовой(антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы, ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному признаку;

    • содержат угрозы (то есть обещания причинить зло, неприятность) определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы;

    • содержат подстрекательство, то есть побуждение к недозволенным поступкам, преступным действиям в отношении определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы;

    • содержат подстрекательство к ограничению прав определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы;

    • содержат призывы к насильственным действиям против какой-либо определённой этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы;

    • общей смысловой направленностью текста формируют и подкрепляют негативные этнические стереотипы, отрицательный образ нации, расы, религии.

    Наличие в спорном тексте любых признаков из приведённого списка позволяет положительно ответить на поставленный вопрос.

    2. Имеются ли в представленных текстах высказывания, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой принадлежности?

    Положительный ответ даётся, если в тексте имеются высказывания, в которых в явной или неявной языковой форме содержатся высказывания, которые:

    • формируют противопоставление, контраст позитивных качеств одной этнической группы, национальности и негативных качеств другой этнической группы или национальности;

    • утверждают природное (биологическое, генетическое, антропологическое) превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей; утверждают природную (биологическую, генетическую, антропологическую) неполноценность представителей определённой этнической, национальной группы людей;

    • утверждают социальное превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей; утверждают социальную неполноценность представителей определенной этнической, национальной группы людей;

    • утверждают нравственное превосходство или исключительность представителей определённой этнической, национальной группы над другими группами людей; утверждают нравственную неполноценность представителей определенной этнической, национальной группы людей;

    • текст содержит признаки пропаганды:

    · распространение информации (идей, взглядов, представлений, побуждений к действиям),

    · выражаемое языковыми средствами (устными, письменными или аудиовизуальными),

    · направленное на широкий круг людей,

    · имеющее целью воздействие (манипуляцию) на общественное сознание и поведение,

    · предполагающее сознательный предварительный отбор фактов и аргументов,

    · допускающее отбрасывание некоторых важных фактов, искажение отдельных фактов или использование ложных фактов,

    · имеющее форму призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз.

    Наличие в спорном тексте любых признаков из четырёх в совокупности с положительным ответом на вопрос 5 позволяет положительно ответить на поставленный вопрос.

    3. Имеются ли в представленных текстах высказывания, содержащие призывы к возбуждению расовой, национальной вражды?

    Положительный ответ даётся, если в тексте имеются высказывания, для которых характерны:

    • семантика побуждения (то есть, наличие общего смысла «я хочу, чтобы ты сделал Х»);

    • наличие формальных или косвенных языковых маркеров призыва;

    • направленность на достижение или учёт в повседневном поведении некоторых идеалов, ценностей;

    • наличие описания будущих действий адресата;

    • принадлежность к сфере общественно-значимой деятельности; функционирование в сфере общественно-политической коммуникации;

    • автор и адресат  – политические субъекты, субъекты политической деятельности.

    Для диагностики наличия в тексте призыва необходимо соответствие спорного высказывания всем шести признакам призыва.

    Более того, выявленные призывы:

    • побуждают адресата к действию или совокупности действий, направленных на возбуждение расовой, национальной вражды;

    • побуждают адресата в своём повседневном поведении учитывать идеи, возбуждающие расовую, национальную вражду.

    Наличие в выявленных призывах любого из этих признаков позволяет положительно ответить на поставленный вопрос.

    4. Содержится ли в представленных текстах информация, обосновывающая или оправдывающая необходимость осуществления возбуждения расовой, национальной вражды?

    Положительный ответ даётся, если в тексте имеются высказывания, в которых в явной или неявной языковой форме содержатся утверждения, в которых:

    • приводятся доказательства (аргументы, факты, доводы), свидетельствующие о необходимости возбуждения расовой и национальной вражды;

    • приводятся доказательства (аргументы, факты, доводы), оправдывающие необходимость возбуждения расовой и национальной вражды, характеризующие возбуждение национальной вражды как допустимое, возможное действие, не являющееся предосудительным.

    Наличие в спорном тексте любого из этих признаков позволяет положительно ответить на поставленный вопрос.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта