Главная страница
Навигация по странице:

  • «философских»

  • «похвальных одах»

  • Лекция 5. Творчество Александра Петровича Сумарокова (1717-1777).

  • история русской литературы 18в. История_русской_литературы_18_века_Лекц_материал. Литература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)


    Скачать 143.54 Kb.
    НазваниеЛитература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)
    Анкористория русской литературы 18в
    Дата16.06.2020
    Размер143.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория_русской_литературы_18_века_Лекц_материал.docx
    ТипЛекция
    #130554
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема мира, «тишины» является главным в творчестве Ломоносова. Поэт прибегает к разнообразным доказательствам той пользы, которую приносит стране мирная жизнь. Он неустанно напоминает о том, что народ жаждет мира, что жизнь без войн способствует процветанию науки и ремесел. Только справедливая оборонительная война признается Ломоносовым.

    С огромным подъемом пишет Ломоносов о науке, пропагандируя ее достижения, напоминая о ее безграничных возможностях, он видит в ней залог грядущего процветания своего отечества («Письмо о пользе стекла» 1752 г.).

    Передовые представления Ломоносова о строении Вселенной нашли яркое выражение в его т.н. «философских» одах «Утреннее размышление» и «Вечернее размышление». Здесь изложение новейших данных естествознания сочетается с высокой поэзией. Бессмертны строчки Ломоносова, рисующие ночное небо:

    Открылась бездна, звезд полна;

    Звездам числа нет, бездне – дна.

    Для изображения солнца в «Утреннем размышлении» поэт находит замечательно яркий зрительный образ, сравнивая солнце с «горящим вечно океаном».

    Воспевая в своих «похвальных одах» монарха, Ломоносов не стремился угодить царю или царице. Восхвалялся не какой-то определенный правитель, а идеальный царь. Похвала приобретала абстрактный характер. Ломоносов воспевал того монарха, который осуществит за время своего царствования все, к чему призывал поэт. В таких одах выдвигалась широкая программа государственной деятельности. До Ломоносова ни один русский поэт не решался на это.

    «Ода на день восшествия на престол» объединяет все перечисленные темы. В начале поэт прославляет Елизавету за то, что она установила «тишину». Далее Ломоносов ставит Елизавете в пример деятельность ее отца, Петра, затем поэт обращается к образу России, и завершается ода вдохновенным гимном науке, возможности которой безграничны:

    Науки юношей питают,

    Отраду старым подают.

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастный случай берегут.

    Ломоносов доказывает миру, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Эти стоки проникнуты заботой о будущем русской науки, уверенностью в том, что ей предстоит славный путь самостоятельного развития на благо народа.

    По своему пафосу и строению, риторическим сравнениям, обращениям, вопросам оды Ломоносова напоминают образцы ораторского красноречия. Язык ломоносовских од характерен для «высокого штиля». В нем часто встречаются церковнославянские слова и обороты («зиждитель мира», «в толикой праведной печали» и т.д.), употребление которых подчеркивает торжественность стиля.

    Ломоносов смело употребляет метафоры. Например, в оде 1747 года науки «простирают руки», «тишина» «сыплет щедрою рукою свое богатство по земле». Вместо слова «звезды» – «не дремлющие очи, стерегущие небесный град».

    Оды поэта насыщены гиперболами и образными сравнениями. Так, изображая битву с турками за город Хотин в оде 1739 года, поэт пишет: «В крови Молдавски горы тонут».

    Широко использует Ломоносов и метафорические эпитеты, которые не столько характеризуют реальные качества предмета, сколько выражают отношение поэта к изображаемому («пламенные звуки», «мрачная вечность», «бурные ноги коней», «багряная рука зари» и пр.).

    Сатира была второстепенным жанром в творчестве Ломоносова. Но Ломоносов в своем творчестве, так же, как и Кантемир, стремился разоблачить неприглядные стороны современной ему действительности. Сатирические стихи при жизни поэта не были напечатаны, а расходились в рукописных списках. Наиболее значительное сатирическое произведение Ломоносова - «Гимн бороде», в котором поэт в остроумной форме ядовито высмеивает реакционное духовенство, разоблачая его невежество, стремление к наживе, враждебность науке и просвещению. Издевательски он славит бороду, которая была привилегией духовного сословия:

    О прикраса золотая,

    О прикраса дорогая!

    Мать дородства и умов,

    Мать достатка и чинов,

    Корень действий невозможных,

    О завеса мнений ложных!

    За это стихотворение Ломоносов подвергался преследованию. Для того чтобы избежать сурового наказания, ему пришлось заявить, что стихотворение направлено не против служителей церкви, а против староверов, которые преследовались правительством. Кроме гимна бороде, Ломоносовым были написаны такие сатирические произведения, как «Суд бородам», «Пахомей говорит» и др.

    Для сатирических произведений Ломоносова характерны простота и доступность выражения мысли, их язык соответствует требованиям «низкого штиля».

    Творчество Ломоносова оказало глубокое и плодотворное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Замечательный талант лучшего поэта своего времени проложил новые пути в русской поэзии.
    Опорные слова:

    поэтическая форма, русское стихосложение, правильное чередование, выразительные возможности, природное свойство, примитивная форма, церковнославянские слова, разговорные слова, просторечные слова, церковные книги, высокий стиль, средний стиль, низкий стиль, античный мир, литературный язык;
    Литература.

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.

    4. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII - XVIII веках. – СПб.,2005.

    5. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. – М., 2000.

    6. М. В. Ломоносов. Стихотворения. М. «Правда», 1987г.

    7. А. А. Морозов. Ломоносов. М.1965 г.


    Лекция 5. Творчество Александра Петровича Сумарокова (1717-1777).

    План

    1.Биографические сведения.

    2.Общественно-политические взгляды.

    3.Сумароков – теоретик классицизма.

    4.Поэзия А.П.Сумарокова.

    5. А.П.Сумароков – драматург.
    А.П.Сумароков из знатного, но обедневшего дворянского рода. В 1732 году поступает в Сухопутный шляхетный кадетский корпус, т.н. «рыцарскую академию», первое светское учебное заведение элитного типа, готовившего своих питомцев к военной и штатской службе. Первые литературные опыты Сумарокова относятся ко времени учебы в этом заведении.

    С 1740 года Сумароков на военной службе. В начале адъютантом у графа М.Г.Головкина, а затем у графа А.Г.Разумовского. В 1756 году, уже в чине бригадира, Сумароков был назначен директором только что открывшегося постоянного российского театра, где он был одновременно и режиссером, и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами и даже составлял афиши и газетные объявления. В течение пяти лет Сумароков неустанно трудился в театре, но в результате ряда осложнений и столкновений с К.Сиверсом, в подчинении которого оказался театр с 1759 года, вынужден был уйти в отставку в 1761 году.

    Сумароков был также основателем литературного журнала «Трудолюбивая пчела», страницы которого заполнял главным образом собственными произведениями. Однако менее чем через год журнал был закрыт, а у поэта появилось много врагов из-за того, что он высказывал независимые взгляды, смело обличал общественные недостатки. Не только служба, но и личная жизнь Сумарокова сложилась неудачно. Даже родственники преследовали его за женитьбу на крепостной девушке. Последние годы жизни Сумароков провел в нищете. Дом и все его имущество были проданы в погашение долгов, когда он умер, то по свидетельству его племянника, не осталось денег даже на похороны, и «его схоронили на свой счет актеры московского театра» на кладбище донского монастыря.

    Сумароков был выразителем прогрессивной части дворянства. Он защищал самодержавно-крепостнический строй, но требовал, чтобы правление царя не было деспотическим. Считая дворянство первым сословием государства, Сумароков утверждал, что звания дворянина достоин лишь тот, кто образован, честен, готов служить своему отечеству. Знатное происхождение, с точки зрения Сумарокова, еще не дает права считать себя истинным дворянином.

    Выступал Сумароков и против злоупотреблений крепостным правом, но сам принцип, основы крепостного права не вызывали у него возражения. Сумароков с возмущением отзывался на попытки крестьян освободиться от угнетения. Пугачева он считал заслуживающим самого жестокого наказания.

    Сумароков является одним из теоретиков классицизма. Его стихотворные послания «О русском языке» и «О стихотворстве» (1748), а также «Наставление хотящим быти писателями» (1774) – явились последовательным изложением поэтических норм классицизма.

    Классицизм Ломоносова соответствовал задачам общегосударственного и общенационального значения. Сумароков же придавал классицизму дворянско-сословное направление.

    Сумароков призывал поэтов-классицистов к простоте и естественности. Однако простота и естественность понимались им не так, как позже писателями-реалистами. Для классициста простота и естественность – это стройность и последовательность, ясность художественных образов, соблюдение единств, отсутствие «излишних» деталей. Простота – это также точность и недвусмысленность, смысловая законченность поэтического языка.

    Источником художественного творчества Сумароков считал не поэтическое воображение, а «просвещенный ум». Он строго разграничивал жанры и требовал точного соблюдения правил, во многом следуя указаниям Буало.

    Сумароков выступал против засорения русского языка иностранными словами. Он осуждал тех, кто «русско золото французской медью медит». Однако русских поэтов Сумароков призывал следовать зарубежным, особенно французским образцам: трагедиям Расина и Вольтера, комедиям Мольера, сатирам Буало. Тем не менее, творчество самого Сумарокова было связано с русской жизнью и отражало некоторые ее стороны.

    Поэзия. Поэтическое наследие Сумарокова очень велико. Он написал 9 трагедий, 12 комедий, около 70 од, 378 басен (притчей), две оперы, около 160 песен и хоров, ряд сатир, переложения почти 150 псалмов, 97 эпиграмм, 167 различных мелких стихотворений.

    Произведения Сумарокова, с которыми вначале была связана его известность, - это любовные песни, идиллии, эклоги. Он стал основоположником русской любовной лирики.

    В своих песнях поэт часто приближается к устному народному творчеству. Песни Сумарокова живо отображают тонкие человеческие чувства. Они отличаются необычайной для того времени искренностью и непосредственностью. Популярны были песни «Напрасно я скрываю сердца скорби люты», «Где ни гуляю, где ни хожу», «Прости, моя любезная, мой свет, прости». Язык их близок к разговорному. Этим объясняется распространение его песен не только в дворянской, но и в демократической среде.

    Видное место в поэзии Сумарокова занимают сатиры. Наиболее значительны «О благородстве» и «Хор ко превратному свету».

    В сатире «О благородстве» Сумароков напоминает дворянам о том, к чему обязывает, по его мнению, дворянское звание. Он бичует, высмеивает тех дворян, которые считают, что «благородное» происхождение уже дает им право на власть в стране, право пользоваться привилегиями.

    Сумароков считает, что настоящее благородство состоит в личных заслугах дворянина, его образованности:

    Какое барина различье с мужиком?

    И тот, и тот – земли одушевленный ком.

    И если не ясней ум барский мужикова,

    Тут я различия не вижу никакова.

    В «Хоре ко превратному свету» прилетевшая из заморской страны птичка синица поет о том, как живут «за морем»:

    Со крестьян там кожи не сдирают;

    Деревень на карты там не ставят;

    За морем людьми не торгуют…

    Все дворянски дети там в школах;

    Их отцы и сами учились.

    Учатся за морем и девки…

    Здесь в иносказательной форме Сумароков обличает произвол помещиков, их издевательства над крестьянами, невежество дворянства, его рабское подражание внешним проявлениям французской культуры, продажность чиновничества, стремление купцов к наживе, несправедливость и равнодушие вельмож.

    По своей форме эта сатира напоминает народные песни.

    Басни Сумарокова высоко ценились современниками и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие басенного жанра в русской литературе. В них поэт откликается на различные явления современной жизни, продолжая и развивая тематику своих комедий и сатир.

    Содержание басен разнообразно. В них выражается отношение автора к государственному строю, его политические взгляды («Единовластие», «Совет боярский»), разоблачаются чиновники-подьячие («Волки и овцы», «Протокол», «Подьяческая дочь»), проповедуется человечное отношение к крестьянам («Мужик и кляча», «Терпение», «Безногий солдат»).

    В ряде басен Сумароков высмеивает дворянские нравы («Спорщица», «Боярин и боярыня»).

    По своему содержанию и языку басни (притчи) Сумарокова были наиболее демократическим видом его творчества. Он старался в них использовать живую разговорную речь.

    Достижение поэта – стихотворная форма его басен: разностопный ямб, придававший басням непринужденность обычной беседы и ставший с этого времени общепринятым басенным стихом.

    Сумароков прославился как автор трагедий, которые у его современников пользовались огромным успехом.

    Сумарокову принадлежат трагедии «Хорев» (1748), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Димиза» (1758), «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).

    Как драматург, Сумароков ставил перед собой общественно-воспитательные цели. На театр он смотрел, как на школу гражданских добродетелей. Театр должен воспитывать зрителя из дворянской среды, превращать его в верного и доблестного слугу отечества, носителя гражданской чести.

    В трагедиях Сумарокова соблюдены все правила классицизма. Большая часть их построена на конфликте, в основе которого лежит борьба долга и чувства, страсти и рассудка. Эта борьба обычно завершается победой разума, долга, но герой погибает.

    Характеры в трагедиях Сумарокова обрисованы односторонне. Они схематичны: каждый из персонажей является выразителем разумного начала, образцом верности долгу или жертвой своей страсти.

    Одна из важнейших тем – обличение правителя-тирана. На эту тему написаны трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец», «Гамлет».

    Сюжеты трагедий Сумарокова, в отличие от западноевропейских, заимствованы из национальной истории. Однако история служила для него лишь источником сюжетов и имен. На самом же деле ни исторические факты, ни характеры Сумароков не стремился изображать в соответствии с истиной.

    В сумароковских трагедиях выступают условные персонажи из высших классов: цари, полководцы, князья, исторические деятели. Условность изображения персонажей должна была подчеркнуть всеобщее, внеисторическое значение конфликтов, изображенных в этих пьесах.

    В произведениях Сумарокова мало действия: герои на сцене только разговаривают. О событиях, происходящих за сценой, сообщают вестники. Народ здесь изображен как молчаливый свидетель событий.

    Характерной для сумароковских трагедий пьесой является «Синав и Трувор». Синав – князь, спасший город Новгород от внутренних раздоров, любит дочь новгородского посадника (наместника князя) Гостомысла Ильмену. Гостомысл обещает отдать свою дочь Синаву как спасителю Новгорода. Но Ильмену любит и пользуется ее взаимностью брат Синава – Трувор. Узнав об их любви, Синав изгоняет Трувора из Новгорода, и женится на Ильмене. Ильмена и Трувор кончают жизнь самоубийством. Синава терзают угрызения совести.

    В образе Гостомысла олицетворен исполнитель тяжкого долга. Обещав отдать свою дочь в жены спасителю Новгорода, он выполняет свое обещание, несмотря на то, что ему горько видеть страдания Ильмены.

    Идея пагубности для монарха слепого повиновения страсти воплощена в образе Синава. Нарушив закон, Синав превращается в злейшего врага своих подданных. Ильмена, ставшая жертвой преступной страсти, близка по своему характеру к отцу. Однако, подчинившись велению долга, она не выносит разлада между долгом и чувством и гибнет.

    Ни один из этих персонажей не имеет подлинных исторических черт. Любовная интрига целиком вымышлена. Сумароков сосредоточил свое внимание лишь на показе гибельного для граждан произвола царя-тирана.

    К изображению характеров Сумароков подходит очень прямолинейно. Читатель или зритель не видел живой человеческой личности в изображенных Сумароковым персонажах; особенно безлика и бледна фигура Трувора – жертвы. Поступки и речи героев не являются выражением их характеров. Герои превращаются в рупор авторских идей.

    Сумароков далек здесь от обличения самодержавия вообще как формы правления. Он лишь показывает гибельность страсти, подчиняющей себе человека. Тем не менее, пьеса волновала зрителя. Трагедия написана звучными стихами (шестистопным ямбом). Сумароков был мастером диалога, насыщенного афористическими выражениями.

    В своих комедиях Сумароков также преследовал цели общественно-воспитательного характера. Главные персонажи комедий Сумарокова – чиновники-взяточники, легкомысленные светские щеголи, невежественные помещики, плуты, картежники.

    Ранние комедии Сумарокова являются комедиями положений («Тресотиниус», «Пустая ссора», «Чудовищи» – 1750 г.). Это грубовато-смешные пьесы, состоящие из слабо связанных между собой сцен. Многие лицо комедий написаны с известных Сумарокову людей.

    На сцену выводятся карикатурные персонажи, не представляющие собой глубоких жизненных обобщений (ученый педант, доктор-обманщик, хвастливый воин-трус, легкомысленный щеголь).

    После четырнадцатилетнего перерыва, в 1760-х годах, Сумароков написал еще шесть комедий, наиболее значительными из которых были «Опекун» и «Лихоимец». Эту группу пьес относят к комедиям характеров. В них комизм и изображение действующих лиц становится более глубоким.

    В образах этих пьес автор объединяет черты, замеченные им не у одного, а у нескольких людей. От первой группы комедий эти пьесы отличаются и своим построением. В центре действия комедии стоит один носитель пороков, а окружающие его действующие лица – положительные герои. Наиболее удачными в этих и последующих комедиях были отрицательные образы.

    Три последние комедии Сумарокова, принадлежащие к комедиям нравов, были написаны между 1769 и 1773 годами. Наиболее значительна пьеса «Рогоносец по воображению».

    Последние комедии Сумарокова явились шагом вперед по сравнению с прежде созданными им произведениями этого жанра. В них автор рисует не карикатурные портреты, а пытается создать полнокровные художественные образы.

    В «Рогоносце по воображению» в деталях воспроизводится быт мелкопоместного дворянства. В живых образах невежественного помещика ревнивого Викула и его глуповатой супруги Хавроньи осуждается дворянское невежество, отсутствие умственных интересов, полуживотное существование.

    Действия и в этой комедии мало, но в значительной мере это искупается меткой речевой характеристикой героев. Образы «Рогоносца по воображению» перекликаются с образами помещиков, созданными Д.И.Фонвизиным в его бессмертном «Недоросле», хотя значительно уступают им.

    Комедии Сумарокова не совсем соответствовали правилам классицизма. Они были написаны прозой, имели не более трех актов, в них не соблюдалось «единства действия». «Правильной» же классицисты считали комедию в пяти действиях, написанную стихами.

    В комедиях Сумарокова сказывается влияние народного театра. Они способствовали дальнейшему развитию комедийного жанра в русской литературе.

    Значение творчества Сумарокова состоит в том, что он смело разрабатывал новые литературные жанры, создал русский театральный репертуар (трагедийный и комедийный), заложил теоретические основы русского классицизма, стал первым русским журналистом и литературным критиком. Творчество поэта оказало сильное влияние на многих писателей 18 века. Плодотворной была борьба поэта за выразительность, доступность, смысловую точность русского языка, его освобождение от ненужных заимствований.
    Опорные слова:

    Национальный театр, придворный театр, классицистические пьесы, национальный репертуар, русская драматургия, публичный театр, правила классицизма, положительные и отрицательные персонажи, основной конфликт, коллизия, композиция, комедия.

    Литература.

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.

    4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. – М., 2000.

    5. А.П.Сумароков. Избранные произведения. Л.1959г.

    6. .А.В.Западов. Забытая слава. Историческая повесть. М.1965г.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта