история русской литературы 18в. История_русской_литературы_18_века_Лекц_материал. Литература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)
Скачать 143.54 Kb.
|
Тема 11. Лекция 18-19. Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). План 1.Биографические сведения. 2.Издательская деятельность Н. М. Карамзина. 3. «Письма русского путешественника». 4.Повести. 5.Значение творчества Н.М. Карамзина. Николай Михайлович Карамзин родился в помещичьей семье. Свои детские годы он провел в деревне Михайловское недалеко от Симбирска. Уже в детстве будущий писатель полюбил чтение и увлекался им. Когда Карамзину исполнилось 14 лет, его определили в московский пансион профессора университета Шадена. Воспитание в этом пансионе было консервативным. Ученикам прививали религиозные и монархические взгляды. Однако для того времени Карамзин получил хорошее общее образование. В 18 лет он поступил на военную службу. Но из-за недостатка средств, которых требовала служба в гвардии, Карамзин через два года вышел в отставку и вернулся в Симбирск. Здесь он продолжал свои литературные занятия и в то же время вел светскую жизнь – посещал балы, был принят в обществе местных дворян. В 1785 году Карамзин переехал в Москву, где познакомился с Н.И.Новиковым и стал одним из его близких помощников. В журнале Новикова «Детское чтение» Карамзин стал помещать свои литературные произведения и переводы. Однако общественно-политические взгляды Новикова были чужды Карамзину. Карамзин считал необходимым пополнить свое образование и расширить кругозор. Он мечтал о поездке за границу для ознакомления с западноевропейской культурой и жизнью. В 1789 году писатель отправляется в заграничное путешествие. Хорошее знание западноевропейской литературы и важнейших явлений зарубежной культуры дало ему возможность во время путешествия действовать не по случайной, а по заранее продуманной программе. За границей Карамзин пробыл 18 месяцев. Он посетил Германию, Швецию, Францию и Англию. Карамзин стремился узнать жизнь и быт народов, познакомиться с выдающимися деятелями культуры: философами, писателями, учеными. Во время своего пребывания в Париже в 1790 году он стал очевидцем событий французской революции. Из путешествия Карамзин вынес множество впечатлений. Вернувшись осенью 1790 г. в Москву, Карамзин стал издателем «Московского журнала», имевшего успех у читателей. В журнале сотрудничали известные русские писатели: Державин, Капнист, Херасков. В нем были опубликованы такие произведения Карамзина, как «Записки русского путешественника» и известная повесть «Бедная Лиза». Однако из-за усиления реакции в журнале не было сатиры и не затрагивались вопросы политики. Несмотря на свои умеренно-либеральные взгляды в то время, Карамзин был человеком честным и не лишенным гражданского мужества. После ареста в 1792 году Новикова Карамзин напечатал оду «К милости», в которой выступил в защиту этого выдающегося деятеля. По-видимому, из-за разгула реакции, Карамзин был вынужден прекратить издание «Московского журнала» и стал издавать отдельные сборники, составленные из произведений различных писателей: альманахи «Аглая» и «Аониды». В 1794 году он выпустил сборник своих повестей и стихотворений «Мои безделки». Карамзин был одним из первых русских писателей-профессионалов. Литературный труд являлся единственным источником его существования. Имя писателя стало широко известным. Его произведениями зачитывались люди различных слоев общества. Роль Карамзина в расширении круга русских читателей очень велика. В 1802 году, после смерти жестокого деспота, царя Павла Первого, Карамзин вновь обращается к журнальной деятельности. Он издает журнал «Вестник Европы», ставший образцом для журналистики последующих лет. В этом журнале помещались не только художественные произведения, но и литературно-критические статьи, политические обзоры. С 1803 года Карамзин оставляет литературную деятельность и всецело посвящает себя работе над огромным многотомным трудом – «Историей Государства Российского». Всего Карамзиным было написано 12 томов «Истории». Смерть помешала ему завершить этот замечательный труд. В «Истории» отразились те изменения, которые произошли с годами в общественно-политических взглядах Карамзина. Если в начале своего творческого пути Карамзин был умеренным либералом, то после французской революции, так напугавшей русское самодержавие и дворянство, Карамзин все более склоняется к консервативному мировоззрению, противопоставляя настоящему России ее прошлое в качестве идеала. Он старается доказать, что всякие изменения в общественном и государственном строе ведут не к лучшему, а к худшему. Именно поэтому Пушкин дал политическому направлению «Истории Государства Российского» отрицательную оценку. Однако по богатству фактического материала, впервые использованного Карамзиным, его исторический труд был важным событием в культурной жизни того времени и в развитии науки. «Карамзину принадлежит честь основания новой эпохи литературы», - писал Белинский, подчеркивая, что Карамзин «первый на Руси стал писать повести, в которых действовали люди, изображаласьбы жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». В отличие от классицистов, в произведениях которых изображались представители высших классов, Карамзин изображает обитателей «смиренных хижин», людей из низших классов. Правда, это изображение было весьма далеким от жизни. Общественные столкновения, крепостное право не стали предметом внимания писателя-сентименталиста. Теоретически Карамзин принимал мысль о том, что любой человек достоин внимания и участия, а если он попал в беду, то и сострадания к нему. Совершенно отвергая революционный путь переустройства общества, Карамзин считает, что личное самоусовершенствование, просвещение и вера в бога постепенно исправят людей и устранят общественную несправедливость. В творчестве писателя, по мнению Карамзина, главное – это выражение чувства, личного отношения автора к явлениям жизни. Писатель не только должен изображать действительность, но и выражать свое отношение к жизненным явлениям. Эти взгляды Карамзина получили полное отражение в его литературных произведениях. Первым крупным произведением Карамзина были «Письма русского путешественника» (1791). В «Письмах» автор нарисовал картину жизни тех стран, которые ему довелось посетить во время своей поездки за границу. Он рассказал о встречах и беседах с видными деятелями европейской культуры: Виландом, Гердером, Лафатером и другими. Во время встреч с ними он вел беседы на философские и литературные темы. Поэтому в «Письмах» отразились художественные и философские взгляды Карамзина. В то время Карамзин называл себя «республиканцем в душе». Он восхищается республиканскими порядками в Швейцарии, привольной жизнью швейцарских крестьян, но видит в этом государстве лишь «прекрасную игрушку на земном шаре». В «Письмах» проявилась самостоятельность оценок Карамзина, который ко всему, что ему приходилось видеть, относился критически. Его замечания часто бывали очень верны. Так, проезжая через Пруссию, Карамзин разглядел спесивость и тупость прусских офицеров. Посетив в Англии парламент, он сделал правильный вывод о недостатках парламентской системы. К событиям во Франции в дни революционных боев 1790 года Карамзин сначала отнесся с некоторым сочувствием, но впоследствии резко изменил свое к ним отношение. Поэтому в первом издании «Писем» об этих событиях ничего не сказано, а в издании 1801 г. с осуждением говорится о французской революции, «пьяных бунтовщиках». По мнению Карамзина, разумны только те изменения, которые осуществляются «неприметным действием времени». У писателя нет веры в творческие силы народа, но в то же время он чувствует, что и для России началось время бурных классовых столкновений. Это приводит Карамзина к мрачному восприятию действительности, к пессимизму, пронизывающему все его творчество. В письме из Парижа (апрель 1790) Карамзин делает вывод: «Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция – отверстый гроб для добродетели и самого злодейства». «Мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо», - подчеркивает он. В «Письмах путешественника» широко освещались география, история, быт зарубежных стран, посещенных Карамзиным. Карамзин прежде всего подробно описывает увиденное им, а затем высказывает свои мысли. Его рассказ представляет собой нечто вроде дневника, и в то же время – это задушевная беседа с читателями. В «Письмах» вырисовывается личность автора: мечтательного, чувствительного, глубоко человечного и меланхолически настроенного путешественника. Патриотическое чувство писателя сказывается на каждом шагу. Все, виденное им, сравнивается с близкими и милыми его сердцу впечатлениями о родине. «Письма» явились большим достижением в развитии русской прозы. В отличие от классицистов, Карамзин стремится к раскрытию тонких человеческих переживаний, психологическому анализу. Не бурные, неистовые страсти, а обычные человеческие чувства открыл Карамзин для русской литературы. Видное место в «Письмах» занимают описания природы. Они отличаются предметностью и конкретностью и в то же время окрашены авторским чувством. Карамзин первым в русской литературе сделал пейзаж важным средством раскрытия переживаний человека, литературного героя. Достоинством «Писем русского путешественника» является живость и простота рассказа, точность описаний и характеристик, тонкий юмор, самостоятельность мнений и оценок. Язык и стиль произведения были новостью в русской литературе: Карамзин пишет просто, избегая нагромождений старославянизмов, стараясь выражать свои мысли так, как это делали в устной речи культурные люди того времени. Лиризм повествования, свойственный сентименталистам, проявляется в «Письмах» в обилии лирических монологов, вступлений, риторических вопросов, восклицаний и обращений. Но эти художественные средства имеют в прозе Карамзина совсем другое назначение, чем в произведениях классицистов. Цель Карамзина – передать переживания, волнующие путешественника, открыть его чувствительную душу. Карамзин раскрыл в «Письмах» возможности поэтического выражения, заключенные в прозаических жанрах, и нанес сильный удар классицизму. Повести. Наиболее важное место в творчестве Карамзина занимают сентиментальные повести. Повести Карамзина принято условно делить на «крестьянские», «исторические» и «романтические». Крестьянские повести. К числу крестьянских повестей относятся «Фрол Силин» (1791) и «Бедная Лиза» (1792). В повести «Фрол Силин» изображен «трудолюбивый поселянин», который был образцовым хозяином и всегда помогал в беде своим односельчанам. В голодный год Фрол раздает своим соседям хлеб, выкупает из неволи двух девушек и выдает их замуж. Карамзин идеализировал сельского кулака. Фрола Силина писатель противопоставил тем крестьянам, которые бунтовали против помещиков. Повесть «Бедная Лиза» пользовалась у читателей того времени наибольшим успехом. В ней рассказано о любви крестьянки Лизы к молодому дворянину Эрасту и об измене Эраста, вызвавшей трагическую гибель Лизы. Сюжет, основанный на любви крестьянки к дворянину, был в литературе не новым. Но Карамзин внес в него глубокое эмоциональное содержание, сумел ярко раскрыть чувства и переживания Лизы. Лиза изображена как идеальная девушка: она трудолюбива, честна, способна глубоко и преданно любить. Рано лишившись отца, девушка окружает свою мать заботой. Деньги на жизнь она зарабатывает тканьем холста, продажей цветов и ягод. Идеальными «поселянами» изображены и родители Лизы. Прогрессивным было стремление Карамзина подчеркнуть, что и крестьянам свойственны глубокие человеческие чувства. Характеристика родителей Лизы бледна и невыразительна. Это связано не только с незнанием внутреннего мира крестьян, естественным для такого автора, основной причиной такого «облегченного» подхода к изображению их жизни является то, что писателя, в силу его общественных и художественных взглядов, интересовали не социальные, а моральные вопросы. Зато Карамзин тонко изобразил зарождение и развитие чувства любви Лизы к Эрасту. Такое глубокое проникновение в психологию героини было новым для русской литературы. Именно этим объясняется небывалый успех этой повести. Карамзин сумел создать цельный характер. Правда, Лиза больше напоминает дворянскую барышню, но это уже недостаток Карамзина как сентименталиста, идеализирующего действительность. Психологически верно изображен и характер Эраста. В создании этого образа Карамзин ближе всего к жизни. Эраст – представитель образованной дворянской молодежи, наделенный присущими ей недостатками: эгоизмом, сословными дворянскими предрассудками. В то же время он имеет и индивидуальные черты: слабохарактерность, отсутствие твердой воли. Характеризуя его, Карамзин говорит, что Эраст обладал «изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Эраст мечтателен и далек от жизни. Его представления о действительности взяты из литературы. Встреча с Лизой показалась ему жизненным продолжением одной из литературных историй: «Эраст восхищался своей пастушкою, - так называл он Лизу, - и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее». Но жизнь оказалась сложнее и суровее сентиментальных литературных историй. Несмотря на любовь к Лизе, Эраст рабски подчиняется взглядам своей дворянской среды, для которой такой брак был немыслим. Свои запутавшиеся денежные дела он решает женитьбой на богатой вдове-дворянке. Карамзин не выносит сурового приговора Эрасту. Он полагает, что Эраст наказан тем, что страдает от угрызений совести, считая себя убийцей Лизы. Повесть заканчивается в сентиментально-религиозном духе: автор выражает надежду, что Эраст и Лиза помирятся в ином – загробном мире. В этой повести автор не только рассказывает о героях, но становится как бы участником событий, вмешиваясь в их ход, давая им оценку. Так, например, в том месте повести, где рассказано, как Эраст, покидая Лизу, дал ей сто рублей, автор восклицает: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту». Такие замечания придавали повестям Карамзина лирический характер, в то же время подчеркивая достоверность изображаемого. Важную роль в повести играют описания природы, оттеняющие переживания героев и настроение, которым было проникнуто повествование. Изображение Симонова монастыря, рядом с которым будто покончила с собой Лиза, окрашено в мрачные и печальные тона. «Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий...». Повести Карамзина не столько отражают типичные стороны современной действительности, сколько авторское отношение к жизненным явлениям. В «Бедной Лизе» типична судьба героини, а не сама героиня. Эта особенность проявляется и в языке повести. Речь автора не отличается существенно от речи героев повести, даже если они крестьяне. Карамзин не воспроизводит речи персонажей в ее непосредственном звучании, а как бы пересказывает ее своими словами. Для той эпохи язык Карамзина был необычайно живым и легким. В то же время на нем лежит отпечаток сословной ограниченности. Карамзин не употребляет слов, которые ему кажутся «простонародными». Вместо слов «крестьянин» у Карамзина – «поселянин», вместо «избы» - «хижина». В его языке часто встречаются уменьшительные и ласкательные формы слов. Исторические повести. К историческим повестям Карамзина относятся: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница». В повести «Наталья, боярская дочь» (1792) Карамзин выступил как основоположник прозаических произведений исторического характера в русской литературе. Однако писатель не стремился к точной передаче исторических событий и исторической обстановки. Он идеализировал старину и основное внимание уделял раскрытию психологических переживаний героев. Изображая в этой повести людей 17 века, он наделял их свойствами характера и психологией своих современников – дворян. Здесь рассказано о любви молодых людей из боярской среды – Натальи и Алексея. Алексей – сын боярина, попавшего в царскую немилость. Своей храбростью и подвигами он добивается царского прощения и разрешения на брак с Натальей. Более значительна по своему содержанию повесть «Марфа Посадница» (1803). Здесь Карамзин описывает события 16 века: присоединение вольного Новгорода к Москве. Главной героиней повести является жена новгородского посадника Марфа Борецкая. Марфа – противница присоединения Новгорода к Москве. Она призывает новгородцев не подчиняться, защищать свои вольности. Боярин Холмский – представитель московского царя Ивана Третьего – наоборот, выступает перед жителями Новгорода с призывом к присоединению, доказывая, что от этого Новгороду будет только польза. Сыновья Марфы гибнут при защите Новгорода, но Марфа мужественно принимает известие об этом. За призыв к сопротивлению Москве Марфу должны казнить, но по милости московского царя казнь отменена. Характерно, что Карамзин идеализирует самодержавие, недооценивая народ, изображая его как серую, слепо идущую за сильными вожаками массу. Несмотря на положительную оценку действий московского царя, писатель изображает и Марфу героиней, достойной восхищения за свою преданность родному Новгороду. В этой повести автор более верен истории, чем в прочих, но и здесь сказываются черты ограниченности карамзинского мировоззрения и особенности сентиментализма в изображении жизни. Психология героев повести не соответствует духу изображаемой поры. Карамзин придает мыслям и высказываниям персонажей современный характер. Часто их слова больше принадлежат писателю, чем действительным историческим личностям. Основное внимание автора приковано не к историческим событиям, а к переживаниям героев. То и дело писатель вмешивается в повествование, выражая свое отношение к происходящему. Речь героев не индивидуализирована. Их слова ничем по строю речи не отличаются от авторского изложения. Карамзина больше занимает трагический характер событий, чем их исторический смысл. Тем не менее, эта повесть испугала защитников самодержавия. В ней увидели «республиканский дух». Романтические повести. К романтическим повестям относятся «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена». В них проявились черты, развитые позже представителями консервативного романтизма: изображение необычной, таинственной и загадочной обстановки, мрачные северные пейзажи или роскошные картины южной природы. Для них характерна недосказанность, неопределенность происходящих событий, неистовые страсти, незаурядные или необыкновенные герои, сюжеты из далекого прошлого. Поэзия. Карамзин был одаренным поэтом, хотя его стихи имеют меньшее значение, чем проза. В стихах Карамзина основное внимание уделяется тонкому выражению человеческих переживаний, лирическому изображению картин природы, через которые выражается авторское настроение (например, стихотворения «Меланхолия», «Осень»). Среди стихов Карамзина главное место занимают элегии и дружеские послания. Он писал также оды, басни и стихотворения других жанров. Карамзин первым ввел в русскую литературу жанр баллады («Раиса», «Граф Гваринос»), который занял большое место в поэзии Жуковского. В поэзии Карамзина проявляется стремление уйти от жизненной борьбы и противоречий, отразить чувства, а не те жизненные явления, которые их вызвали. Его стихи отличались напевностью, музыкальностью. В ряде стихотворений Карамзин подражает устному народному творчеству, но это только внешнее подражание, потому что жизнь народа была чужда писателю. Роль Карамзина в преобразовании русского литературного языка. В 90-е годы Карамзин выступил с рядом статей, в которых писал о необходимости дальнейшего развития русского литературного языка. Он считал необходимым сблизить литературный язык с разговорным. Писатель утверждал, что русский литературный язык не использует полностью выразительных возможностей разговорного языка. Под разговорным языком он понимал то использование общенародного языка, которое было свойственно культурным представителям дворянства. Карамзин призывал к отказу от разделения литературного языка на три стиля, от языковой практики древней русской литературы. Он предостерегал от использования «грубых» слов и выражений. «Грубыми» он считал многие слова общенародного разговорного языка. Тем самым Карамзин сужал пределы возможностей литературного языка. Впоследствии этот недостаток устранил Пушкин. Карамзин чрезмерно вводил в литературный язык заимствованные слова. Он создал ряд новых слов (промышленность, будущность, человечный и др.), придал новое значение некоторым уже существующим словам. Реформа Карамзина в целом способствовала стилистическому обогащению русского литературного языка и его развитию. Значение творчества Карамзина. Карамзин явился создателем русского сентиментализма – литературного направления, отвечавшего новому этапу в развитии русского общества. Он расширил круг жизненных явлений, ставших предметом литературного изображения, обратил внимание писателей на важность раскрытия психологии человека. Карамзин ввел в русскую литературу ряд новых для нее прозаических и поэтических жанров, сделал важный вклад в развитие русского литературного языка. Он обобщил достижения предшествующей литературы. Его произведения получили распространение и на Западе, показав зарубежному читателю, что русская литература стоит на уровне современной мировой культуры. Опорные слова: Гуманитарное образование, стихотворения, сюжет, историческая повесть, художественная обработка путевых впечатлений, рассказ в форме дневника, сентиментализм, писатель-сентименталист, композиционные особенности, психологическая проза, историограф, «летописи человеческого сердца». Литература. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009. Н.М.Карамзин. Избранные произведения. М.-Л. 1964. В.П.Орлов. Русский сентиментализм.М., 1977. С.Е.Павлович. Пути развития русской сентиментальной прозы 18 в., М. 1974. |