Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Иванович Новиков (1744-1818).

  • В. И. Майков (1728-1778)

  • «Елисей, или Раздраженный Вакх»

  • история русской литературы 18в. История_русской_литературы_18_века_Лекц_материал. Литература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)


    Скачать 143.54 Kb.
    НазваниеЛитература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)
    Анкористория русской литературы 18в
    Дата16.06.2020
    Размер143.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория_русской_литературы_18_века_Лекц_материал.docx
    ТипЛекция
    #130554
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Лекция 6. Литературное движение 60–70-х годов. Журнальная сатира. Н.И.Новиков. (1744-1818). Литература последней четверть 18 века. Поэзия. Драматургия. Творчество Я.Б.Княжнина.
    План

    1.«Всякая всячина» Екатерины.

    2. Н.И.Новиков. «Трутень» – яркая критика крепостного права. «Живописец» – реализм и сатира. «Кошелек» - критика галломании.

    3.Сатирический, пародический характер поэзии XVIII века. Творчество Майкова, Богдановича, Хераскова.

    4. Литература последней трети 18 века. Русская драматургия 70-90-х годов XVIII в.

    Расцвет русской драматургии. В. И. Лукин. В. В. Капнист, П.А.Плавильщиков.

    5.Творчество Я. Б. Княжнина. Трагедия «Вадим Новгородский».

    6.Жанр комической оперы в русской литературе 18 века
    Размах крестьянского движения и растущее недовольство правлением Екатерины широких общественных слоев заставили царицу искать способы воздействия на общественное мнение.

    Она решила, что одним из таких действенных способов может явиться развитие журналистики в угодном ей духе. С этой целью Екатерина в 1769 году стала издавать сатирический журнал «Всякая всячина».

    В первом же номере журнала были изложены взгляды его руководителя на сатиру. По мнению Екатерины, сатира не должна «целить на особы», то есть указывать на определенных носителей пороков, называть вещи своими именами. Императрица предпочитала сатиру «в улыбательном роде». Такая сатира должна быть обращена не на лиц, а на пороки. Следовательно, нужно говорить о недостатках вообще, и не общественного устройства или государственного строя, а о людских слабостях – лени, пьянстве – и о пороках – суеверии, легкомыслии, щегольстве. Эта сатира была отвлеченной, беззубой, практически бесполезной. Но совсем по-другому выступала царица на страницах журнала против всякого проявления свободной мысли. Тут она впадала в другой тон: резкий и угрожающий.

    В первом номере «Всякой всячины» Екатерина пригласила всех желающих приняться за издание журналов. Этот призыв не остался без ответа.

    Николай Иванович Новиков (1744-1818). Один за другим с 1769 года начали выходить журналы, из которых наиболее значительными явились журналы Н.И.Новикова - замечательного русского просветителя, публициста.

    Н.И.Новиков последовательно издавал (его журналы запрещались Екатериной) три сатирических журнала: «Трутень» (1769), «Живописец» (1772-1773), и «Кошелек» (1774). Обращая внимание на корень зла, писатель доказывал, что общественно полезной может быть только такая сатира, которая поднимает важные вопросы, а не копается в мелочах. Он не побоялся вступить в спор о характере сатиры с самой царицей и смело доказывал, что Екатерина страшится правды.

    В «Трутне» Новиков главной мишенью своих сатирических стрел избрал крепостничество. Об этом говорит и эпиграф к журналу:

    «Они работают, а вы их труд ядите».

    Название журнала «Трутень» тоже носит обличительный характер. Новиков вывел здесь целую галерею образов помещиков – крепостников под именами-кличками: Змеян, Безрассуд, Злорад, Стозмей, Недоум и др. Используя разнообразные формы сатиры (сатирические «рецепты», «портреты», «объявления», «подряды», «копии отписок» помещика старосте и старосты к помещику), писатель разоблачает жестокость, высокомерие, стремление помещиков к наживе за счет непосильного труда крестьян.

    О «Его превосходительстве господине Недоуме» в «Трутне» говорится, что он «желает, чтобы на всем земном шаре не было других тварей, кроме благородных, и чтобы простой народ совсем был истреблен».

    В «рецепте» господину Безрассуду, считающему, что крестьяне не люди, Новиков советует «рассматривать кости господские и крестьянские», пока Безрассуд не обнаружит различия между ними.

    В «Копии с отписки» старосты помещику дается картина ужасающей нужды крестьян, с которых помещик сдирает три шкуры: "«...да послано к тебе, государь, прошлой трети недоборных денег..., а больше собрать не могли: крестьяне скудны, взять негде, нынешним годом хлеб не родился, насилу могли семена в гумны собрать…крестьяне твои, государь, многие пошли по миру».

    Важной темой сатиры Новикова в «Трутне» была критика воспитания молодых дворян. Многие помещики приглашали в качестве воспитателей и учителей проходимцев только потому, что они были иностранцами. Борьба с низкопоклонством перед Западом, осмеяние щеголей встречается почти в каждом номере первого журнала Новикова.

    Очень едко высмеивает писатель чиновников-взяточников и неправедных судей, выступающих на страницах журнала под кличкой Забылчесть.

    В разделе «Подряды» («Трутень», №26 за 1769 г.) объявляется: «Некоторому судье потребно самой свежей и чистой совести до несколька фунтов». В разделе «Ведомости» («Трутень», №9 за 1769 г.) сообщается: «Судья некоторого приказа покривил весы правосудия: он в том не виноват, а виноват подрядчик, который на судейскую сторону так много положил кулей с мукою, что правосудие против такой тягости устоять не могло».

    В «Трутне» часто появлялись намеки на враждебность народу политики Екатерины, на лживость либеральных заявлений императрицы, на безнравственность и своекорыстие придворных.

    Например, во втором листе «Трутня» за 1770 г. высказывается новогоднее пожелание вельможам: «Будьте любимы вам подчиненными и простым народом. Располагайте свои поступки и дела так, чтобы они почитали вас предстателями в их нуждах и заступниками, а не считали бы вас тиранами, отъемлющими их благоденствие…». Сама форма новогоднего пожелания говорит о том, что издатель «Трутня» считает вельмож тиранами.

    В «Живописце» Новиков продолжал смело разоблачать помещиков – крепостников. Наиболее значительными его произведениями были «Отрывок путешествия в *** И*** Т***» и «Письма к Фалалею».

    В «Отрывке путешествия в *** И*** Т***» Новиков рисует мрачную картину бедствий крестьян деревни Разоренной. Но и по пути к ней везде путешественник видит ужасающую нищету и страдания крестьян. Он восклицает: «О господство! Ты тиранствуешь над подобными себе человеками». «Не пропускал я ни одного селения, - пишет Новиков, - чтобы не расспрашивать о причинах бедности крестьянской. И слушая их ответы, к великому огорчению, всегда находил, что помещики их сами тому виною. О человечество! Тебя не знают в сих поселениях».

    Критик Н.А.Добролюбов писал, что в этом произведении Новиков в своем изображении ужасного положения крестьянства зашел «гораздо далее всех обличителей того времени». Не случайно долгое время существовало мнение, что автором этого произведения был не Новиков, а Радищев.

    В «Письмах к Фалалею» – произведении, написанном в форме писем родных Фалалея – молодого дворянина, проживающего в Петербурге - изображена жизнь, типичный семейный уклад и быт одной провинциальной помещичьей семьи. Родители Фалалея невежественны. Они бесчеловечно обращаются с крестьянами, грубы даже в отношениях друг с другом (например, отец Фалалея поколачивает его мать, а его дядя не видит в этом ничего необычного).

    Советы, которые дают Фалалею его родные, свидетельствуют о том, что это люди, у которых нет ни совести, ни чести. Они, например, зовут Фалалея домой, соблазняя его тем, что ему приготовлено на родине такое выгодное дельце, как женитьба на дочери местного воеводы.

    Трифон Панкратьевич, отец Фалалея, говорит о выгодах, какие принесет эта женитьба: «… все наши спорные дела будут решены в нашу пользу, и мы с тобою у иных соседей землю обрежем по самые гумна».

    Жалуясь на то, что имение перестало приносить ему прежний доход, Трифон Панкратьевич пишет о своих крепостных крестьянах: «пять дней (в неделю) ходят они на мою работу, да много ли в пять дней сделают; секу их нещадно, а все прибыли нет, год от году все больше мужики нищают».

    Расхваливая Акулину Сидоровну, мать, отец Фалалея сообщает: «…я за то ее люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен (розог) двенадцать подадут».

    Родители Фалалея очень набожны, но то и дело жалуются на то, что попам приходится платить. Корыстолюбие побеждает в них религиозное чувство, да и религиозность у них чисто внешняя, напоминающая суеверие.

    Яркость характеристики этих типичных представителей «дикого барства» достигается не только точностью бытовых и психологических деталей, но и мастерством передачи их речи, воспроизводящей типичные черты речевые особенности провинциальной помещичьей среды того времени. «Письма к Фалалею» – одно из самых ярких по своему реализму и сатирической остроте произведений литературы 18 века.

    Журнал «Кошелек» был гораздо менее значительным по своей тематике и остроте сатиры. Одной из основных причин этого было усиление преследований всякого свободомыслия после подавления пугачевского восстания.

    Основной темой «Кошелька» было осмеяние подражания иностранной моде, особенно французской (галломания), характерного для дворянства. Об этом говорит и название журнала («кошелек» – это особая сетка, в которую модники-щеголи укладывали волосы парика).

    Сатирические журналы Новикова сыграли важную роль в развитии русской журналистики и сатирическо-обличительного направления в русской литературе. С этим направлением было связано проникновение в литературу элементов реализма.

    Н.А.Добролюбов высоко оценил значение творчества Новикова. Он писал: «Новиков … был первый и, может, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражающую порок сильный и господствующий».

    Значение новиковской сатиры определяется и тем, что она была адресована широкому демократическому читателю. Журналы Новикова выдержали большое количество переизданий. Их идеи и образы получили дальнейшее развитие в творчестве прогрессивных писателей – Д.А.Фонвизина, А.Н.Радищева, И.А.Крылова.

    После прекращения своей журналистской деятельности Новиков усиленно занимался просветительской работой, книгоиздательством. Еще в 1772-1773 годах он начинает издавать «Опыт исторического словаря о российских писателях», в котором содержались наиболее полные для того времени сведения о виднейших русских писателях. Затем он издает собрание лучших произведений древней русской литературы: «Древнюю российскую вивлиофику» (библиотеку) – 20 томов.

    В 1779 году Новиков снял в аренду «Университетскую типографию» и издал в ней множество различных произведений, чем способствовал распространению научных знаний и развитию художественной литературы.

    Новиков издает ряд журналов не сатирического, а просветительского типа. Он стал издателем первого русского журнала для детей.

    Екатерина, следившая за деятельностью Новикова, приказала в 1792 году заключить его в Шлиссельбургскую крепость, обвинив его в издании вредных книг. Писатель был приговорен к заключению на 15 лет. Только смерть Екатерины принесла ему освобождение. Однако, выйдя из заключения, Новиков был уже тяжелобольным человеком.

    Последние годы жизни этого замечательного деятеля русского просвещения прошли в борьбе с тяжелой болезнью и преследованиями.

    Опорные слова:

    Просветители, французские просветители, журнал – сатирический журнал, характер – невинный характер, сословие – дворянское сословие, привилегированное сословие, полемика, деятельность – издательская деятельность, русское просвещение, просветительский реализм, публицистический характер, переводы французских писателей-просветителей, задачи сатиры, распространение просвещения, распространение знаний, история русского просвещения, представители просветительского реализма.
    Литература

    1. Бабкин Д.С. К раскрытию тайны «Живописца» // Русская литература. 1974. №4. С. 109-117.

    2. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.;Л., 1952. С. 198-210.

    3. Берков П.Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н.И.Новикова // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976. С. 3-15. ( XVIII век. Сб.11 ).

    4. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. М., 1964. С. 111-141.

    5. Лихоткин Г.А. Об авторстве «Отрывка путешествия в***И***Т***» // Русская литература.1988.№1.С. 150-161.

    6. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1951. С. 227-270.

    7. Татаринцев А.Г. Идейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в***И***Т***»// Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л., 1976. С. 87-103. (XVIII век. Сб.11).



    Литература последней трети 18 века. Поэзия последней трети XVIII века. Сатирический, пародический характер поэзии XVIII века. Творчество Майкова, Богдановича, Хераскова.

    В иерархической поэтике классицизма вершиной и даже предметом национальной гордости считалась эпическая поэма. Классицисты пытались создать русскую эпопею, но ни один из опытов не был доведен до конца. Освоение жанра поэмы шло в трех направлениях: эпопеи, герое-комической и сказочной поэмы. Первый образец завершенной русской эпопеи создал М. М. Херасков, опубликовавший в 1779 г. поэму «Россияда». В 70-е же годы В. И. Майков выпускает герое-комическую поэму «Елисей, или Раздраженный Вакх». А в 1783 г. И. Ф. Богданович написал сказочную поэму «Душенька».

    В. И. Майков (1728-1778)

    Во французской литературе XVII в. различались два типа комических поэм: бурлескная, от итальянского слова burla — шутка и герое-комическая.

    Самим ярким, представителем бурлеска во Франции был автор «Комического романа» Поль Скаррон, написавший поэму «Вергилий наизнанку». Как ярый противник классицистической литературы, он решил высмеять «Энеиду» Вергилия. С этой целью он огрубляет язык и героев произведения. Поэма имела шумный успех и вызвала множество подражаний. Это вызвало возмущение у главы французского классицизма Буало, который в «Искусстве поэзии» осудил бурлеск как грубый, площадной жанр. Он написал герое-комическую поэму «Налой», где низкая материя излагалась высоким слогом. Драка двух церковников из-за места, где должен стоять налой, была описана высоким слогом и александрийскими стихами.

    Появление в России бурлескных и герое-комических поэм не было признаком разрушения классицизма. Этот жанр был узаконен Сумароковым в «Эпистоле о стихотворстве»:

    Еще есть склад смешных героических поэм,

    И нечто помянуть хочу я и о нем:

    Он в подлу женщину Дидону, превращает,

    Или нам бурлака Энеем представляет...

    Сам Сумароков не написал ни одной комической поэмы, но это сделал его ученик — Василий Иванович, Майков.

    «Елисей, или Раздраженный Вакх»

    Майкову принадлежат две героекомические поэмы — «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

    В первой из них комический эффект создается тем, что похождения карточного игрока описаны высоким, торжественным слогом. Сама игра сравнивается с Троянской битвой. В роли богов выступают карточные фигуры.

    Неизмеримо большим успехом пользовался «Елисей». Своеобразие поэмы — прежде всего в выборе главного героя. Это не мифологический персонаж, не крупный исторический деятель, а простой русский крестьянин, ямщик Елисей. Его похождения подчеркнуто грубы и даже скандальны. Они начинаются в кабаке, где Елисей разгромил весь питейный дом. Затем продолжаются в работном доме для развратных женщин, в котором он заводит «роман» с начальницей этого заведения. Последним приключением Елисея стало участие в драке ямщиков с купцами, после чего он был арестован как беглый крестьянин и сдан в солдаты.

    Поэма испытала сильное влияние фольклора. В бытовой сказке издавна был популярен образ находчивого ремесленника, торжествующего над богатыми и именитыми обидчиками и вступающего в любовную связь с их женами. Из народной сказки перенесена знаменитая шапка-невидимка, помогающая герою в трудную минуту. В описании драк «стенка на стенку» слышится былина о Василии Буслаеве, Автор даже использовал ее язык: «Где с нею он пройдет, там улица явится, //А где повернется, там площадь становится». Но Майков создавал не былину, не героический эпос, а смешную, забавную поэму. «Изнадорвать» «читателей кишки» — так сам поэт формулировал свою задачу.

    В многочисленных комических ситуациях автор проявил поистине неистощимую изобретательность: пребывание героя в работном доме, который он сначала принял за женский монастырь, любовное соперничество со старым капралом, появление Елисея в шапкеневидимке в доме откупщика и многое другое. «„Елисей” истинно смешон, писал Пушкин А. А. Бестужеву. — Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:

    Я мню и о тебе, исподняя одежда,

    Что и тебе спастись худа была надежда!...

    А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи... А разговор Зевеса с Меркурием, а герой, который упал в песок:

    И весь седалища в нем образ напечатал... —

    все это уморительно».

    Комический эффект в описании драк и любовных героя усиливается использованием торжественного слога, почерпнутого из арсенала эпической Смех вызывает несоответствие «низкого» содержания поэмы и «высокой» эпической формы, в которую облекается. Здесь Майков — достойный продолжатель Буало. Так, первая песня начинается с традиционного «пою» и краткого изложения объекта воспевания. Само повествование, в духе гомеровских поэм, неоднократно прерывалось напоминанием о смене дня и ночи. Кулачные бои с расплющенными носами, откушенными ушами, оторванными рукавами, лопнувшими портами уподобляются древним битвам, а их участники — античным героям Аяксу, Диомеду и т. п.

    Своеобразие поэмы Майкова состоит в том, что он унаследовал приемы не только Буало, но и Скаррона, имя которого неоднократно упоминается в «Елисее». От поэмы Скаррона идет другой тип комического контраста: изысканные герои совершают грубые, смехотворные поступки (Плутон вместе со жрецами пирует на поминках, Венера распутничает с Марсом, Аполлон рубит топором дрова, выдерживая при этом ритм то ямба, то хорея).

    Созданная в эпоху классицизма, поэма Майкова воспринималась как обогащение этого направления еще одним жанром. «...Она еще первая у нас такая правильная шутливая... поэма», — указывал Новиков в «Опыте исторического словаря...». Традиции скарроновского бурлеска были продолжены Н. П. Осиповым, а после его смерти — А. Котельницким в поэме «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку». Второй тип комической поэмы, идущей от Буало, был представлен в начале XIX в. «Расхищенными шубами» А. А. Шаховского и «Опасным соседом» В. Л. Пушкина. Герое-комическая поэма расширила представление о художественных возможностях жанра поэмы и показала, что она допускает ее только историческое высокое, но и современное, даже комическое содержание.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта