Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 7. Творчество Дениса Ивановича Фонвизина. (1745-1792)

  • «Лисицыно нравоучение»

  • «Басен нравоучительных»

  • Басня «Лисица-кознодей»

  • «Послание к слугам»

  • Комедии.

  • «Недоросль»

  • история русской литературы 18в. История_русской_литературы_18_века_Лекц_материал. Литература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)


    Скачать 143.54 Kb.
    НазваниеЛитература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)
    Анкористория русской литературы 18в
    Дата16.06.2020
    Размер143.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория_русской_литературы_18_века_Лекц_материал.docx
    ТипЛекция
    #130554
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Жанр комической оперы в русской литературе XVIII в. (М.А. Матинский, А.О. Аблесимов, Н.П. Николев).

    Стремление к освоению национальной русской действительности наблюдалось также и в комической опере. Так назывались в XVIII в. драматические произведения с включенным в них стихотворным текстом, предназначенным для пения. Комическую оперу называли также «драмой с голосами». Главными героями в ней были представители демократических слоев: крестьяне, ремесленники, ямщики, торговцы, солдаты, матросы. Одним из законов этого жанра была обязательная благополучная развязка.

    В России было создано около 70 оригинальных комических опер, над которыми работали около 30 писателей и 20 композиторов. Сред авторов комических опер были известные литераторы той эпохи - И.А Крылов. В.И. Майков, Н.А. Львов, Г.Р. Державин, Я.Б. Княжнин, М.Б. Херасков, В.А. Левшин, Екатерина II. В создании комической оперы принимали участие не только писатели, но и композиторы: В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, М. А. Матинский, Д. С. Бортнянский и ряд других. Появление комической оперы в России было обусловлено возросшим интересом к жизни простого народа, к его устному творчеству, особенно к песне.

    Первая в России комическая опера «Анюта» (1772) принадлежала Михаилу Ивановичу Попову (1742-1790), выходцу из купеческой семьи.

    К самым значительным произведениям этого жанра относят «Анюту» М. И. Попова (1772), «Розану и Любима» Н.П. Николева (1776), «Несчастье от кареты» Я.Б. Княжнина (1779),»Мельника - колдуна, обманщика и свата» А.О. Аблесимова (1779), «Санкт-Петербургский гостиный двор» М.А. Матинского (1781). Источниками сюжетов для русских драматургов служили произведения как отечественной, так и переводной литературы

    Комическая опера развивалась по двум основным направлениям. Обличительное начало в развитии жанра было связано с осуждением злоупотреблений крепостников, с осмеянием невежества дворян и церковнослужителей, алчности чиновников и купцов (пьесы И. Крылова, М. Матинского, Н. Николева).

    Жанр комической оперы имел свою развитую типологическую систему. Различают такие виды опер, как бытовые, пасторальные, сказочно-авантюрные, дидактические и др., по форме речевого выражения - прозаические и стихотворные. Зародившись как средний жанр литературы классицизма («Анюта» М. Попова), комическая опера испытала на себе воздействие сентиментализма («Деревенский праздник» В. Майкова) и предромантизма («Новгородский богатырь Боеслаевич» Екатерины II). В ходе развития этот жанр вступал во взаимодействие с различными формами драмы и лирики - слезной комедией, трагедией, идиллией и др. При постановке комических опер использовались музыка и балет, хоровое пение и живопись. Конфликт в комической опере внешне носил социальный характер (столкновение облеченного властью и богатством человека с человеком бесправным и бедным), однако его разрешение обычно переводилось в нравственно-этический план, кончалось раскаянием злодея. В основе конфликта лежал поиск социальной гармонии, мысль о неизбежном наказании порока и торжестве добродетели. Комические оперы - своеобразные социальные утопии XVIII в.

    Сюжеты опер однотипны; для них характерны наличие любовного треугольника, мотивы сватовства и похищения невесты, изображение купеческого обмана и чиновничьих плутней, галломании и произвола дворян; однако для них обязателен счастливый конец. Представители обличительного направления в развитии жанра предпочитали разрабатывать сюжеты из современной им жизни России, в то время как для писателей охранительного направления был свойственен интерес к событиям прошлого: они часто переносили действие в условный мир рыцарских подвигов, в мир русских былин и сказок.

    Опорные понятия: сентиментализм, классицизм, бурлеск, ирои-комическая поэма, лёгкая поэзия, эпическая поэма, публицистика, пейзаж, гипербола; комическая опера, комизм.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.

    4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма// Пумпянский Л.В. Классическая традиция. – М., 2000.

    5. Русская литература XVIII в.: Хрестоматия/Составитель Г.П.Макогоненко.- М., 1970

    6. Княжнин Я. Б. «Росслав». «Вадим Новгородский».

    7. Николев Н. П. «Сорена и Замир».

    8. Лукин В. И. «Щепетильник». «Мот, любовию исправленный».

    9. Попов М. И. «Анюта».

    10. Аблесимов А. О. «Мельник, колдун, обманщик и сват».

    11. Плавильщиков П. А. «Бобыль».

    12. Русская литература: Век XVIII. Т. 1.: Лирика / Отв. ред. Н. Д. Кочеткова. М., 1990

    13. Княжнин Я. Б. Избранные произведения / Вступ. статья, подг. текста и примеч. Л. Кулаковой. 2-е изд. Л., 1961 («Б-ка поэта. Большая серия»).

    14. История русской литературы. Т. 1. Л., 1980.



    Лекция 7. Творчество Дениса Ивановича Фонвизина. (1745-1792)
    План

    1. Раннее творчество Фонвизина.

    2. Переводы басен.

    3. Сатиры.

    4. Комедии.

    Д.И.Фонвизин родился 3 апреля 1745 года в Москве. Здесь же прошли его детские и юношеские годы. Получив первоначальное образование под руководством своего отца, Фонвизин затем поступил в 1755 году в гимназию при только что открывшемся Московском университете. В 1761 г. Фонвизин и его брат были переведены студентами в университет. На него оказали влияние такие профессора и преподаватели, как Н.Н.Поповский, А.А.Барсов, М.М.Херасков. В 1762 году, когда подошло время военной службы, Фонвизин, не желая «ходить в карауле на съезжую», подал прошение о зачислении его на гражданскую службу. Вскоре он был принят переводчиком в Иностранную коллегию, а в октябре 1763 года принят под руководство И.П.Елагина, ведавшего кабинетом Екатерины второй для «принятия челобитень». Первым печатным и первым дошедшим до нас художественным произведением Фонвизина были «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга», переведенные им и изданные в 1761 году. Фонвизин подошел к переводу творчески: он стремился к лаконизму, отбрасывал подробности (особенно несвойственные русской действительности) и усилил в ряде случаев сатирическую направленность подлинника. Так, перерабатывая басню «Лисицыно нравоучение», Фонвизин отбросил латинские термины, упоминания о распрях между религиозными сектами и создал краткий, но выразительный «кодекс» подлости и низости, следуя которому, недостойные люди могли преуспевать на служебном и житейском поприще. Вот некоторые из наставлений Лисицы: «Оставляй все те добродетели, от которых пользы получить надежды нет», «Старайся собирать, по возможности, богатство, каким бы то образом ни было, рубль всегда есть рубль, хоть краденый, хоть заслуженный».

    В повторное издание «Басен нравоучительных» Гольберга 1765 (прямое доказательство их успеха у читателя) Фонвизин включил перевод еще 42 басен. Особенно интересна из них басня «Пан делает учреждение». Сильные мира звериного обратились к лесному богу Пану с просьбой «об учреждении, по которому бы всякий зверь знать мог старшинство свое и сильнейших зверей почитали бы нижайшие». Пан согласился. Но в первый (высший) класс попали пчелы, овцы, коровы, козы, лошади; во второй – верблюды, ослы, быки, кошки; в пятом, самом низком классе оказались львы, тигры, медведи орлы, ястребы вместе с крысами, клопами, змеями и т.д., так как Пан давал старшинство по приносимой зверями пользе.

    Работая над переводами басен, Фонвизин овладевал мастерством диалога, создания драматических сценок, добивался простоты и ясности языка.

    Басня «Лисица-кознодей» была написана вскоре после смерти императрицы Елизаветы (конец 1761 г.). Обычно после смерти царя в церкви произносились торжественные речи – проповеди, восхвалявшие умершего монарха. Фонвизин высмеивает в своей басне лживость таких восхвалений, раскрывает подлинное лицо и царя, и тех, кто его льстиво прославляет.

    В басне рассказывается о том, что в Ливийской стороне умер царь зверей – лев. На похороны его собрались животные.

    Лисица-проповедник произносит над гробом речь, перечисляя мнимые заслуги Льва. Крот шепчет собаке, что похвалы Льву – «лесть подлейшая»:

    Я льва коротко знал: он был пресущий скот,

    И зол, и бестолков, и силой высшей власти

    Он только насыщал свои тирански страсти.

    Оказывается, что трон Льва был сделан «из костей растерзанных зверей», что приближенные Льва драли три шкуры с невинных животных и попирали правосудие.

    Собака прерывает эти обличения, говоря Кроту, -

    …Чему дивишься ты:

    Что знатному скоту льстят подлые скоты! –

    и делает вывод:

    Так, видно, никогда не жил ты меж людьми.

    Изображая Лисицу в качестве проповедника, восхваляющего царя, Фонвизин намекает на связь самодержавия и церкви, взаимно поддерживающих друг друга. Позже эту мысль высказывает Радищев в оде «Вольность».

    Уже в этой ранней басне проявилось замечательное художественное мастерство Фонвизина. Удивительной меткостью отличается речевая характеристика персонажей басни: Лисица использует приемы церковного красноречия, прямодушный Крот употребляет грубовато-просторечные слова, но произносит их с подъемом, вызванным его возмущением; равнодушно резка речь привыкшей ко всему Собаки.

    Глубина обобщения, заключенного в этой басне, сделала ее одним из наиболее острых и значительных сатирических произведений эпохи.

    Еще большим демократизмом и смелостью отражения жизненной правды отличается «Послание к слугам» (1766). В нем проявляется отрицательное отношение Фонвизина к общественному устройству того времени, религиозное свободомыслие писателя и осуждение им церкви. Фонвизин продолжает линию антирелигиозной пропаганды, возникшую уже в повестях 17 века.

    В «Послании к слугам» поставлен один из основных вопросов – о смысле мироздания, жизни: «На что сей создан свет?». «Дядька» Шумилов отказывается ответить на этот вопрос, над которым никогда не задумывался. Он лишь перечисляет свои обязанности по отношению к барину. Психология Шумилова – рабская, он убежден, что крепостнический уклад останется нерушимым, пока будет существовать свет: «Я знаю то, что нам быть век должно слугами».

    С тем же вопросом поэт обращается к Ваньке. Умный и наблюдательный кучер вместо ответа на вопрос дает резко сатирическую характеристику эпохи:

    Попы стараются обманывать народ,

    Слуги - дворецкого, дворецкие – господ,

    Друг друга – господа, а знатные бояря

    Нередко обмануть хотят и государя.

    Затем на тот же вопрос отвечает лакей Петрушка. Свет представляется ему в виде «ребятской пирушки». Развращенный примером своих господ, Петрушка говорит, что единственное житейское правило:

    «Бери, лови, хватай все, что ни попадет».

    Выслушав своих слуг, автор говорит: «И сам не знаю я, на что сей создан свет!».

    «Послание к слугам правдиво отражает жизнь того времени. Каждый из слуг – это живой человеческий образ, говорящий по-своему. Фонвизин глубоко раскрыл психологию простых людей.

    Белинский писал, что «Послание к Шумилову» переживет все толстые поэмы того времени».

    Комедии. В начале 1769 года Фонвизин закончил свою комедию «Бригадир». Это была одна из первых русских комедий. До нее появилось только несколько новых пьес Сумарокова и драматурга Лукина. «Бригадир» несравненно выше их по глубине и силе изображения современной действительности. Основу идейно-тематического содержания комедии составляет осуждение системы воспитания, характерной для поместного дворянства.

    Сюжет комедии прост. В имение «советника» (чиновника) приезжает Бригадир со своей женой и сыном Иванушкой. Бригадир хочет, чтобы его сын женился на дочери Советника Софье. Но Софья любит молодого бедного дворянина Добролюбова. Иванушка же влюбляется в жену Советника, которая, как и он, бредит всем иностранным, низкопоклонствует перед французскими модами. Бригадир и сам начинает ухаживать за легкомысленной Советницей и становится соперником своего сына, причем дело доходит чуть ли не до дуэли. Советник начинает добиваться внимания жены Бригадира, которая понравилась ему своей хозяйственностью.

    Достоинство комедии – попытка создать типы дворянского общества, осмеять поместное дворянство – его невежество, моральную развращенность, галломанию, взяточничество, притворную набожность. Комедия написана живым и ярким языком, служащим великолепным средством характеристики персонажей: грубости Бригадира, тупости и невежества Бригадирши, ханжеской натуры Советника, легкомыслия Иванушки и Советницы, их внутренней пустоты и рабского преклонения перед всем французским.

    По-видимому, во время своих чтений «Бригадира» Фонвизин сблизился с видным политическим деятелем Н.И.Паниным. Панин возглавлял известную часть дворянства, которая была недовольна тем, что императрица Екатерина сосредоточила в своих руках всю полноту власти.

    Перед смертью Панина Фонвизин написал выражающее их совместные взгляды произведение публицистического характера: «Рассуждение о непременных государственных законах». В нем критиковалось деспотическое правление Екатерины, содержалось требование расширения прав дворянства в управлении страной. В «Рассуждении» содержится также резкая критика дворянства, которое, по мнению автора «Рассуждения», должно измениться.

    В 1777-1778 годах Фонвизин побывал во Франции и Германии. В письмах из-за границы он дал резкую критику «старого порядка» предреволюционной Франции. Однако писатель не сумел понять и тех, кто выступал во Франции на стороне революции.

    Наиболее важным произведением Фонвизина является его бессмертная комедия «Недоросль» (1782).

    В комедии «Недоросль» основными являются три темы: крепостного права, воспитания подрастающего поколения и нравов придворного общества.

    Тема воспитания здесь связана с критикой крепостнического уклада. Воспитание молодого человека показано на фоне диких нравов невежественного дворянства, крепостных отношений.

    Тринадцать действующих лиц комедии представляют четыре общественные группы: усадебное дворянство (супруги Простаковы, Скотинин и Митрофанушка), крепостные слуги (Тришка, Еремеевна), учителя (Цифиркин, Кутейкин и Вральман) и городское дворянство (Стародум, Правдин, Милон), несколько обособлен образ Софьи – племянницы Стародума.

    В центре действия комедии – семья усадебных дворян Простаковых.

    Простакова – тип грубой и невежественной помещицы. Она отбирает у крестьян последнее. Рассказывает, как ей тяжело живется: «…рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом и держится». Простакова неисправима: когда ей показалось, что Стародум простил ее подлые поступки, она восклицает: « Простил, ах батюшка, простил! Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!». Фонвизин показывает, что одна из причин грубости и зверств Простаковой – ее невежество. Ее так воспитали, даже в своей семье Простакова ведет себя, как тиран. Но характер ее раскрыт многосторонне. Жестокая помещица является в то же время нежной матерью. Но любовь к сыну у нее принимает уродливую форму. Она не замечает недостатков сына. Ради него она готова на все, даже на преступление. Такая любовь калечит Митрофана. Воспитание заменено питанием. У Митрофанушки уже проявляются ее черты.

    В характеристике Простаковой очень важную роль играет речь. Она употребляет чаще всего грубые слова и выражения. Портного Тишку она называет «вором», «скотом»; Еремеевну – «старой ведьмой», «скверной харей». Однако Простакова не со всеми так разговаривает. Ее речь становится подобострастной, заискивающей, когда Простакова разговаривает с людьми, которых она боится, или из которых надеется извлечь пользу: со Стародумом, с Правдиным. С Софьей Простакова говорит с показной лаской: « Софьюшка, душа моя».

    Сын Простаковой, Митрофанушка, напоминает свою мать. Это подчеркнуто в комедии и его именем («Митрофан» – по-гречески значит «похожий на мать»). Митрофан – неуч, обжора, лентяй, грубиян. Умственный уровень Митрофанушки очень низок. Но недоросль хитер и так же лжив и лицемерен, как и его мать. Зная, что все его благополучие зависит от матери, Митрофан старается ей льстить, делать приятное. Отца он презирает, видя, как презрительно относится мать к своему мужу. В последнем действии комедии обнаруживается, что Митрофан – черствый и неблагодарный человек. Когда Простакова, у которой отобрали имение, бросается в отчаянии к своему сыну, он грубо отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». С учителями и дворовыми будущий крепостник резок и груб. По словам Цифиркина, барчонок «завсегда без дела лаяться изволит». Но, так же, как у матери, эта резкость исчезает, когда Митрофан говорит с теми, кого он опасается или от кого зависит.

    Большой обобщающей силой отличается и портрет брата Простаковой, Скотинина – грубого и невежественного крепостника. Уже одна фамилия его говорит о качествах этого персонажа. Скотинин жить не может без свиней. Свиньи заменяют ему человеческое общество. Речь Скотинина еще грубее, чем речь Простаковой. Да и говорит он мало.

    По-иному относится Фонвизин к изображаемым в пьесе крепостным – Еремеевне и Тришке. Писатель показал, что слуги стоят выше своих господ.

    Портной Тришка имеет чувство собственного достоинства. Он осмеливается возражать своей барыне и его ответы доказывают, что это умный и остроумный человек.

    Еремеевна же – верная раба, преданная своим господам, готовая ради них на все. Когда Скотинин хочет избить Митрофана, Еремеевна выходит из себя и осмеливается угрожать Скотинину.

    Домашние учителя в комедии изображены по-разному. С наибольшим сочувствием обрисован отставной солдат Цифиркин. Это прямой, честный, трудолюбивый человек, хотя и мало знающий. Свое занятие учительским делом поясняет так: «Праздно жить не люблю». Учит он старательно, а когда выясняется, что Митрофанушка ничему не научился, он отказывается от оплаты.

    В комическом виде изображен бывший семинарист Кутейкин. В отличие от Цифиркина, Кутейкин не прочь взять деньги за обучение. Кутейкин по-своему остроумен и зло высмеивает Митрофана. В этом и заключается его назначение в комедии.

    Сатирически изображен бывший кучер, ставший учителем недоросля, немец Вральман, жулик и пройдоха. Он также высмеивает Простаковых, говорит, что чувствует себя среди них «будто среди лошадей».

    Речь каждого из учителей служит важным средством раскрытия образа. Так, Цифиркин часто употребляет военные выражения («беглый огонь» – про брань Митрофанушки). Кутейкин использует церковнославянские слова и обороты: «Зван был и прийдох», «Зубы грешников сокрушу» и т.д.

    Невежественным помещикам и крепостникам противопоставлена группа положительных героев: Стародум, Правдин, Милон, Софья.

    Стародум – центральный положительный герой комедии. Это собирательный образ, в котором отражаются взгляды Фонвизина и его мысли о современной жизни. Личность Стародума раскрывается главным образом в его разговорах с Софьей и Правдиным.

    Правдин – честный и деятельный чиновник. Увидев зверства Простаковой по отношению к крепостным, он лишает ее права управлять имением.

    Образ Софьи, племянницы Стародума, нарисован автором как идеал девушки-дворянки. Она образованна, умна, верна в любви, имеет высокие представления о чести. Воспитателем Софьи не случайно был Стародум.

    Милон – молодой представитель передового русского офицерства той поры. Он верен своему воинскому долгу, честен, решителен и мужественен.

    Язык положительных героев в комедии – правильный, книжный. Этим автор показывает, что Стародум и его друзья – культурные люди. Вообще образы отрицательных персонажей в комедии более жизненны, чем образы положительных героев.

    «Недоросль» – произведение, являющееся значительным шагом вперед в развитии русской драматургии и литературы в целом. Писатель вышел здесь за рамки классицизма, он создал произведение, в котором правдиво отразились черты жизни той эпохи. Комедия Фонвизина оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской драматургии, на творчество А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя и др.

    Среди произведений Фонвизина, написанных им после «Недоросля», были «Опыт российского сословника», «Вопросы автору Былей и Небылиц» (Екатерине), и «Челобитная Российской Минерве», в которых Фонвизин остроумно разоблачает екатерининский деспотизм и лицемерную политику, выступает как защитник просвещения, свободы личности и слова.

    После 1738 года литературная деятельность Фонвизина полностью прекратилась. Попытка писателя издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум» закончилась неудачей. Екатерина решила не давать возможности замечательному художнику слова высказывать свои мысли в печати.

    Длительная тяжелая болезнь помешала закончить писателю свою автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

    Значение творчества Фонвизина в развитии русской литературы огромно. Он содействовал развитию наиболее плодотворной линии русской литературы - реалистической, явился основоположником русской национальной комедии.

    Его комедия «Недоросль» до наших дней не сошла со сцены.

    Опорные слова:

    Обличитель, крепостничество, помещик-крепостник, психология, характеристика, интрига, родственница, наследство, уклад, среда, быт, обстановка, воспитание, служба, невежда, персонаж, пословица, традиция, драматург, новаторство.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта