Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 8. Творчество Гавриила Романовича Державина (1743-1816).

  • А.Н. Радищев

  • Опорные слова

  • история русской литературы 18в. История_русской_литературы_18_века_Лекц_материал. Литература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)


    Скачать 143.54 Kb.
    НазваниеЛитература 1 периода (конец xvii первые десятилетия xviii в.). Творчество Феофана Прокоповича (1681 1736)
    Анкористория русской литературы 18в
    Дата16.06.2020
    Размер143.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория_русской_литературы_18_века_Лекц_материал.docx
    ТипЛекция
    #130554
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Литература:

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.2. Фонвизин Д.И. Драматургия. Поэзия. Проза. М., 1989.

    4. Макогоненко Р.П. Денис Иванович Фонвизин. М., 1961.
    Лекция 8. Творчество Гавриила Романовича Державина (1743-1816).

    План

    1. Ранние произведения.

    2. Торжественные (хвалебные) оды.

    3. Философские стихи.

    4. Победно- патриотические оды.

    5. Сатирические стихи.

    6. Анакреонтика.

    7. Художественно - изобразительные средства в произведениях Г.Р.Державина.


    Творчество Гавриила Романовича Державина явилось поистине ярчайшим событием в литературе 18 века. Необычайна и богата событиями жизнь поэта. Родился в семье бедного мелкопоместного дворянина. Несмотря на скудность в средствах, отец будущего поэта очень хотел дать достойное образование сыну. Шести лет был отдан в школу Иосифа Розе в Оренбурге. Затем в петербургский кадетский корпус, где он не мог закончить образование и лишь в 1759 году он поступает в только открытую Казанскую гимназию.

    Будущий поэт сразу же оказался в числе лучших учеников. К этому времени относятся его первые литературные опыты: он пробует сочинять стихи, романы и сказки.

    Окончить гимназию ему не удалось: в 1762 году он начинает военную службу в Преображенском полку, в отличие от большинства дворянских детей, рядовым. Почти десять лет он тянул солдатскую лямку (в 1762 году он участвует в перевороте, возведшем на престол Екатерину II) и лишь в начале 1772 года он получает первый офицерский чин - прапорщика. В конце 1773 года Державин добивается назначения в войска под командованием генерала Бибикова для подавления пугачевского восстания. Нисколько не сомневаясь в справедливости действий правительства, Державин, тем не менее, оказался достаточно проницательным. Он отмечал в письме казанскому губернатору Л.Л.Бранту среди причин крестьянской войны «грабительство» и «беспричинное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей».

    Несмотря на то, что Державин около трех лет участвовал в военной компании против Пугачева, он был обойден наградами и в конце концов выходит в отставку.

    Обласканный Екатериной II после появления “Фелицы” (1783), и отправленный губернатором в Олонецкую губернию, он там рассорился с наместником Тутолминым, из-за того, что тот исказил положение крестьян в описании края. Также не приняли вышестоящие начальники губернаторскую деятельность Державина и в Тамбове (1786-1788), хотя Державин сделал очень много для развития просвещения и культуры в губернии (вечера, театральные представления, первая в России губернская газета – “Губерниские ведомости”).

    В 1791 году Державина назначают личным секретарем Екатерины II по принятию прошений. Но близость по службе не способствовала пониманию этих двух незаурядных людей, наоборот, Державин, слуа при дворце, уже не написал таких стихов, как «Фелица».

    В 1794 году он становится президентом коммерц- коллегии, а после воцарения Павла Державин получает несколько высоких постов, но очень быстро их теряет. Александр I, его воспитанник, делает поэта министром юстиции, а заем увольняет его от службы окончательно.

    Последние годы жизни Державин прожил богатым барином в Петербурге или в новгородском имении Званка. Умер Гавриил Романович Державин 2 июня 1816 года.

    Писать стихи Державин начал очень рано, еще в стенах Казанской гимназии. Литературными учителями его были Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Херасков. Ломоносовские мотивы звучат в стихотворении “Монумент Петра Великого” (1776). Свое восхищение Ломоносовым он выражает в “Надписи” к его портрету (1779). Влияние Сумарокова чувствуется в любовных песенках 70-х годов, написанных тоже от лица женщины.

    Первая книга Державина, изданная в 1726 году, без имени автора, называлась “Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года”. В ней можно выделить оды “На великость” и “На знатность”. Вторая впоследствии легла в основу знаменитого стихотворения “Вельможа”.

    Переломным моментом в творчестве Державина стал 1779 год. Поэт понял, что нужно сблизить поэзию с жизнью. В его произведениях впервые перед русским читателем предстают картины сельской жизни, политические события, придворный и усадебный быт. Рамки классицизма оказались тесными для Державина, и сохранив характерное для данного направления представление о воспитательном значении искусства, он в своей практике отвергает учение о жанровой иерархии. Низкое и высокое, печальное и смешное соединились в одном и том же произведении, отразив жизнь в ее единстве контрастов. Как образец можно привести стихотворение “На рождение в Севере порфирородного отрока” (1779). По теме – поздравительная ода (на рождение Александра I), по форме шутливая песенка. Написана хореем, придающим плясовой ритм.

    Программным стихотворением Державина, принесшим ему признание, была “Ода к премудрой киргиз - кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт- Петербурге”. Ода была напечатана в 1783 году в журнале “Собеседник любителей российского слова”. По словам В.Г.Белинского, “Фелица” – одно из лучших произведений Державина. В ней полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне. Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки”. “Фелица” – наглядный пример нарушения классицистской нормативности, прежде всего благодаря сочетанию оды с сатирой, образу просвещенного монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя- полусерьезно говорится о заслугах Фелицы; весело смеется автор над самим собой. Слог стихотворения представляет собой “Соединение слов самых высоких с самыми низкими” (Н.В.Гоголь).

    “Музам твоим не подражая,

    Почасту ходишь ты пешком,

    И пища самая простая

    Бывает за твоим столом”

    В оде “Фелица” появляется новый образ типизации – собирательный оьраз мурзы, отражающий конкретные черты екатерининских вельмож. Мурза роскошествует, как Потемкин; уходит со службы на охоту, как П.И.Панин, не дает спать по ночам соседям роговой музыкой, как С.К.Нарышкин; веселит свой дух кулачными боями, как А.Г.Орлов, просвещает свой ум чтением Полкана и Бовы, как Вяземский. Много из автобиографического: бытовые картины описания домашних забав с юной женой Пленирой – Екатериной Яковлевной:

    Иль, сидя дома, я прокажу,

    Играя в дураки с женой;

    То с ней на голубятню лажу,

    То в жмурки резвимся порой;

    То в свайку с нею веселюся,

    То ею в голове ищуся.

    Нововведением явилось и то, что в оду включен поэтический натюрморт:

    Там славный окорок вестфальской,

    Там звенья рыбы астраханской,

    Там плов и пироги стоят...

    К хвалебным одам также относится “Видение мурзы”.

    Ряд произведений Державина образует философский цикл. О законах природы и человеческого бытия поэт писал еще в элегии “На смерть князя Мещерского”. Эти темы поднимает он и в своих стихотворениях “Бог”, “Водопад”, “Река времени” и т.д. В стихотворении “Бог” Державин подходит к понятию божества как деист. Бог для него – начало начал, по существу это вся природа, все мироздание:

    Как капля в море опущенна,

    Вся твердь перед тобой сия.

    Но что мной зримая вселенна?

    И что пред тобою я?

    В стихотворении “Водопад” Державин снова возвращается к теме скоротечности бытия и задает вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Стихотворение аллегорично: водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, - злоба, кротость, гордость:

    Не жизнь ли человеков нам

    Сей водопад изображает?..

    Служение “пользе общей”, соблюдение долга перед человечеством – вот в чем смысл жизни, отдельного человека, таков вывод Державина.

    Таким образом, тема скоротечности бытия, впервые затронутая в “Смерти князя Мещерского”, получает новое философское осмысление: там преодоление смерти, победу над ней поэт видит в наслаждении жизнью, в земных удовольствиях, здесь средством преодоления небытия является “польза общая”. По- разному Державин пытается осмыслить философскую проблему места человека в обществе и в мире: в оде “Бог” человек интересует его как часть природы, в “Водопаде” – как член общества.

    Особое место в творчестве Державина занимает победно- патриотическая тема. Боевые подвиги русского народа, начиная с русско- турецкой войны в 80- х годах и кончая победой над Наполеоном – вот тема стихотворений поэта. Это такие произведения, как “Осень во время осады Очакова” (1788), “На взятие Измаила” (1790), “На возвращение графа Зубова из Персии” (1797), “На победы в Италии” (1799), “На переход альпийских гор” (1799), “Снигирь” (1800), “Заздравный орел” (1791- 1801), надгробие “На смерть графа Суворова” (1800) и др.

    Много героев в этих стихотворениях, но главный герой в них все же “росс”, обобщенный образ русского воина. Следуя ломоносовской традиции, Державин показывает храбрость, отвагу, воинское мастерство русского солдата:

    “Седые бури презирает,

    На льды, на рвы, на гром летит,

    В водах и в пламе помышляет: или умрет, иль победит”.

    В патриотической лирике Державина мы видим влияние народной поэзии, например, в песне “Заздравный орел”:

    О! исполать ребяты,

    Вам, русские солдаты!

    Что вы неустрашимы,

    Никем не победимы:

    За здравье ваше пьем.

    Стихотворение “Атаману и войску донскому” (1807), близко “Слову о полку Игореве”.

    С особой любовью поэт описывает образ Суворова, которого глубоко уважал как полководца и был в близких дружеских отношениях. Реально обрисовывая портрет полководца, поэт показывает его человеческие черты – простоту, доступность, уважение к солдату, порой показывает и чудачества:

    “Кто перед ратью будет, пылая,

    Ездить на кляче, есть сухари,

    В стуже и зное меч закаляя,

    Спать на соломе, бдеть до зари;

    Тысячи воинств, стен и затворов,

    С горстью россиян все побеждать?”

    Важное место в творчестве Державина занимают гражданско- обличительные стихотворения, остро- сатирически высмеивающие сильных мира сего. Среди них особенно выделяются “Вельможа” (1794), и “Властителям и судиям” (посл.редакция 1795 г.).

    Стихотворение “Вельможа” построено на противопоставлении идеального образа честного, неподкупного образа государственного деятеля и собирательного образа царского любимца, грабящего народ и страну. Тема вельможи начинается с саркастической характеристики:

    “Осел останется ослом,

    Хотя осыпь его звездами;

    Где должно действовать умом,

    Он только хлопает ушами”.

    Автор скорбит о том, как иногда слепое счастье возносит на высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством.

    “О! тщетно счастия рука,

    против естественного чина,

    безумца рядит в господина

    Или в шутиху дурака.”

    Державин, утверждая внесословную ценность человека, однако остается в рамках дворянского мировоззрения:

    “Блажен народ, где царь главой,

    Вельможи- здравы члены тела,

    Прилежно долг все правят свой,

    Чужого не касаясь дела.”

    Идеальной формой правления для поэта остается крепостническая сословная монархия. Но тем не менее его стихотворение “Властителям и судиям” было воспринято Екатериной II как якобинские стихи. Стихотворное переложение 81 –го псалма прозвучало как прямое, гневное обращение к “земным богам”. Державин не только свел их с пьедесталов, но и гневно судит их, напоминая им об их обязанностях. Ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы благодаря антитезе “царь – раб”:

    И вы подобно так падете,

    Как с древа увядший лист падет!

    И вы подобно так умрете,

    Как ваш последний раб умрет!

    В конце стихотворения поэт призывает всевышнего покарать “царей земли”, “Властителям и судиям” дало впоследствии право Рылееву воскликнуть:
    “Он выше всех на свете благ

    Общественное благо ставил.

    И в пламенных своих стихах

    Одну лишь добродетель славил.”

    Большой раздел поэзии Державина составляют так называемые анакреонтические стихи, над которыми он работал, в основном, в 90-х годах, а в 1804 году издал отдельной книгой. В сборнике были представлены излюбленные мотивы анакреонтики: радость любви, застольное веселье, женское очарование, красота природы.

    С замечательным мастерством Державин рисует прелесть юной девушки в стихотворении “Русские девушки” (1799):

    Как сквозь жилки голубые

    Льется розовая кровь,

    На ланитах огневые

    Ямки врезала любовь;

    К наиболее традиционным анакреонтическим стихотворениям относятся: “Спящий эрот”, “К Эвтерис”, “Анакреон у почки”, “Купидон”, “Люси”, “К женщине”. Но среди анакреонтических стихотворений есть и гражданская лирика, например: “Дар”, “К лире”, “Желание”, “Тишина”, “Свобода” и другие. В стихотворении “К лире”, написанном по мотивам первой оды Анакреонта, Державин, в отличие от Ломоносова, вроде бы отдает предпочтение любви, но подчеркивает, что отказывается от “звучных строев” не потому, что его лира не способна к торжественной похвале, а потому, что герой его – в царской опале. Анакреонтические стихи Державина – не дословные переводы, а переложения, переделка на русский лад. Имена античных богов часто заменяются славянскими. Очень сильно влияние русского фольклора.

    Успехи русского театра вдохновили Державина на создание драматических произведений. Но они по сравнению с его стихотворениями не отличались высокими литературными достоинствами и не имели успеха. Он написал трагедию “Ирод и Мариамна”, “Евпраксия”, “Темный”. Жанр одного из своих драматических произведений – “Пожарский, или освобождение Москвы” – он определяет как “героическое представление”. Державин создал и комедию “Кутерьма от Кондратьев”. Также он создал и комические оперы: “Дурочка умнее умных”, “Рудокопы”, “Грозный или Покорение Казани”, “Добрыня”.

    Справедливо изображение поэзии Державина как “говорящая живопись”. Он действительно придает большое значение не только колористической, но и звуковой стороне своих стихов – их “сладкогласию” и звукоподражательности. В “Рассуждении о лирической поэзии или об оде” он пишет: “Знаток тотчас приметит, согласна ли поэзия с музыкою в своих понятиях, в своих чувствах, в своих картинах, и, наконец, в подражании природе. Например, свистит ли выговор стиха и тон музыки при изображении свистящего или шипящего змия подобно ему; грохочет ли гром, журчит ли источник, бушует ли лес, смеется ли роща – при описании раздающегося гула первого, тихо – бормочущего течения второго, мрачно – унылого завывания третьего и веселых отголосков четвертой”. Этот принцип подражания природе присутствует во многих произведениях поэта. Так, например, картина осенней природыв оде “Осень во время осады Очакова” оживает благодаря упоминанию о шуршащих листьях:

    Шумящи красно- желты листьи

    Расстлались всюду по тропам.

    Подбор шипящих и свистящих звуков позволяет передать шелест высохших листьев. Блестящие примеры звукоподражания в стихотворениях “Соловей во сне”, “Мой истукан” и других.

    Среди изобразительных средств Державина особенно богата его эпитетика. “Эпитеты Державина разнообразны. Самые употребительные эпитеты – чувственные, и среди них первое место принадлежит зрительному эпитету... С помощью зрительных эпитетов Державин рисует картины природы, описывает животных, делает бытовые зарисовки, дает портреты людей. И не просто перечисляет все, увиденное им, но, как художник, насыщает свои полотна цветом”, - пишет Русанова. Любимый эпитет поэта - “золотой”. “Иногда, стемясь как можно точнее передать краски, - указывает исследовательница, - поэт использует сложные эпитеты, составленные из сочетания не только двух (черно- зелены), но и трех (лазурно- сизо- бирюзовы) красок. При этом, сочетая цвета, он тщательно продумывал их подбор. Как правило, вторая часть эпитета ярче первой и направлена на то, чтобы оживить краску, сгустить и сделать ее ярче: бело- румяный, черно- багровый, красно- желтый, сребро- розовый и т.д.”

    Вот как дано описание павлина:

    “Черно- зелены в искрах перья

    Со рассыпною бахромой

    Позадь чешуйной груди кажет,

    Как некий круглый, дивный щит?

    Лазурно- сине- бирюзовы

    На каждого конце пера”

    С помощью зрительных, цветовых эпитетов Державину удается конкретизировать внешний облик человека. Так, если его предшественник Ломоносов смог заметить у своих героев лишь глаза небесные, светлые и пресветлые, а также “зрак прекраснее рая”, то Державин разглядел очи голубые богини красоты, страстные взоры Сафо, Дашу чернооку, яхонтовые взоры Варюшки, жадные глаза бриллиантщика младого, и полный искр соколий взгляд русских девушек. Он разглядел черные, как у сокола, глаза пуделя милорда, желтоглазого сыча, солнцеокого осетра.

    Державин не только прекрасно “видел” природу, но и хорошо ее “слышал”. Поэтому не удивительно, что в его поэзии жизненный мир оказался и многоцветным, и многозвучным. Оптимистический по преимуществу настрой творчества поэта привел к преобладанию “громких” звуковых эпитетов над “тихими” (как и “ярких” над “бледными”). Державин слышит резкий трубный звук, веселый глаз, пылкий тон. Но шумящие, гремящие, , бранные звуки не заглушили для него роя жужжащих пчел, тихострунного согласья волшебного звука арфы, скорбного стона.

    Немало у Державина эпитетов метафорических: бледная зависть, сизый гром, хрупкий лист, горькие и сладкие слезы, черствое сердце, сладкий сон, смрадный позор.

    В области эпитетики Державин выступил подлинным новатором. Его усилиями и талантом рационалистические определения поэзии классицистов были заменены эмоциональными, полнокровными эпитетами.

    В русской поэзии до Державина использовался ограниченный круг рифм. Образцы распространенных рифм таковы: Россия – златыя – святыя – злыя; держава – слава – отрава; лира – зефира – мира и др. Кроме того, отдельные типы рифм, в соответствии с теорией и практикой классицизма, закрепились за определенными “штилями” и жанрами. Державин от рифменных стандартов. Он значительно расширил число сочетаний в окончаниях стихов и разрушил жанровые градации в использовании рифмы. Рифмовка Державина всегда точно связана с содержанием. “В зависимости от контекста один и тот же тип рифмы может приобретать разные функции, но всегда определенно- выразительные”(Западов В. А. “Державин и русская рифма 18 века).

    Оригинален Державин и в области метрики. Он использует самые разнообразные размеры, нередко допускает “смешение мер”, как, например, в стихотворении “Ласточка”:

    О домовитая ласточка!

    О милосизая птичка!

    Грудь красно- бела, касаточка,

    Летняя гостья, певичка!

    Исторической заслугой Державина явилось введение им в поэзию “обыкновенного поэтического слова”. Державин охотно употребляет народные формы глаголов – пужать, пущать, деепричастий – блистаючи, побеждаючи, улыбаючись, деепричастия прошедшего времени употребляются иногда в сокращенной форме – наклоншись, сшед; у него встречаются народные слова – ведро, издевка, растабары, помочь, тазать шашки, шлендать.

    Рядом с народными речениями Державин нередко ставит славянизмы, причем, по наблюдению Я.К.Грота, “часто церковнославянское слово является у Державина в народной форме и, наоборот, народное облечено в форму церковнославянского”. Державин пользуется словами вои (воины), воскликновение, живот (жизнь), зерцало, клас (колос), собор (собрание), тысяща, а также и такими уже для его времени архаизмами, как заразы (соблазны), позор (зрелище), прохлада (наслаждение), правы (законы) и т.д. Иностранных слов у Державина мало, и только те, которые в его время уже вошли в основной словарный фонд русского языка: аромат, глянец, маскарад, монумент, обелиск, эхо и др.

    Державин создал новые слова, не все из них привились, но некоторые вошли в русский язык. Так, в “Фелице” он образовал глагол от имени героя романа Сервантеса “Дон Кихот”: “не донкишотствуешь собой”, после чего появилось и прочно вошло в русский язы слово “донкихотство”.

    Державин сыграл выдающуюся роль в истории руской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий 19 века. Обновлению поэзии способствовал “забавный русский слог” Державина. Соединяя слова “высокие” и “низкие”, Державин открывал дорогу развитию реалистического языка.

    Место поэта в русской литературе точно определил В.Г.Белинский: “С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был ее первым именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед”.

    Опорные слова:

    добродетель, вельможа, фаворит, государственный человек, личность автора, собирательный образ, образ автора, организующий центр произведения, обличать, иронизировать.

    Литература.

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.

    4. А.В.Западов. «Мастерство Державина». М.1978 г.

    5. Г.Р.Державин. «Стихотворения». М. 1965 г.


    Лекция 9. Сентиментализм. Эстетика и поэтика литературного направления. Классицизм и сентиментализм: проблема преемственности и новаторства. Возникновение русского сентиментализма. Творчество Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826).
    План

    1. Сентиментализм.

    2. А.Н.Радищев. Биографические сведения.

    3. «Дневник одной недели» – образец сентиментальной прозы.

    4. «Путешествие из Петербурга в Москву»- энциклопедия русской жизни 18 века.

    5. Творчество Н.М.Карамзина. Биографические сведения.

    6.Издательская деятельность Н. М. Карамзина. «Письма русского путешественника».

    4.Повести.

    5.Значение творчества Н. М. Карамзина.
    Во второй половине 18 века возникает и утверждается новое литературное направление – сентиментализм («сантиман» – чувство, франц.). Первоначально сентиментализм возник в английской и французской литературах: странах, где раньше создались условия для его развития.

    Русский же сентиментализм связан с русской национальной культурой. Он был подготовлен условиями общественной жизни и предшествовавшим развитием отечественной литературы.

    В отличие от классицистов, сентименталисты уделяют основное внимание не подчинению интересов личности государству, а внутреннему миру человека. Они подчеркивают значение отдельной человеческой личности, ее душевное богатство. В их произведениях появляется не «человек вообще», а живое, мыслящее и чувствующее по-своему существо, имеющее право на участие и внимание. Если классицисты требовали от писателя ясности ума, холодного расчета, то сентименталисты, наоборот, утверждали, что художник воспринимает жизнь не умом, а сердцем.

    Классицисты пытались создать «вечные» характеры, лишенные индивидуального своеобразия. Сентименталисты, напротив, стремятся уловить то особенное, неповторимое, что свойственно только данному человеку или общественному явлению.

    Писатели-сентименталисты отказались от разделения высокого и низкого, комического и трагического. Они хотели передать жизнь человека во всей полноте, внутреннем содержании, не сковывая себя никакими условиями и нормами. Этим самым сентименталисты сделали шаг к реализму.

    Русский сентиментализм не был однородным направлением. В его рамках развернулось и ограниченное дворянской идеологией творчество Н.М.Карамзина, и писательская деятельность революционера А.Н.Радищева, уверенно прокладывавшего путь реализму.

    А.Н. Радищев родился в 1749 году в семье богатого помещика в Москве. Детство он провел в селе Верхнее Аблязово, Саратовской губернии.

    Семья Радищевых относилась к крепостным крестьянам лучше, чем другие помещики.

    Первыми воспитателями Радищева были крепостные: дядька Петр Мамонов, по прозвищу Сума, и нянюшка Прасковья Клементьевна. Сума обучил мальчика грамоте, Клементьевна растила его. Оба они познакомили ребенка с замечательными произведениями русского устного народного творчества, привили ему любовь к русским сказкам, песням, пословицам. Любовь к своему народу, знание его усиливались и общением с крестьянскими детьми, товарищами его игр.

    Для продолжения образования мальчика родители отправили его в Москву, в дом дяди – Михаила Федоровича Аргамакова. Вместе с детьми Аргамакова Радищев обучался на дому. Преподавали учителя гимназии и профессора университета.

    Осенью 1762 г. в Москве состоялась коронация Екатерины Второй. Несколько мальчиков из московских дворянских семей были взяты на придворную службу. В ноябре 1762 года был пожалован в пажи и Александр Радищев.

    Летом 1763 года Радищев с другими пажами приехал в Петербург и поступил в Пажеский корпус. Программа этого учебного заведения была многопредметной, но учили там плохо. У пажей было много свободного времени. Многие из них кутили, совершали безнравственные поступки. Радищев же пошел по совершенно иному пути. Он сблизился здесь со своим соучеником Алексеем Кутузовым. Они много читали, делились мыслями о прочитанном. Несомненно, им были известны появившиеся к тому времени произведения Ломоносова, Сумарокова, Лукина, Эмина, первые произведения Фонвизина.

    Во дворце Радищев узнал многое из политической жизни.

    В 1766 г. двенадцать наиболее подготовленных пажей были отправлены Екатериной для завершения образования в Лейпциг. В Лейпциге Радищев пробыл с 1766 по 1771 год. Екатерина хотела, чтобы направленные за границу молодые люди изучали юридические науки. Это желание царицы было связано с ее обещанием изменить законы. Однако Радищев, кроме права, изучал литературу, естественные науки, медицину.

    Но главным для идейного развития Радищева являлось самостоятельное чтение книг зарубежных просветителей, споры и рассуждения о прочитанном в дружеском кружке, главой которого был старший по возрасту и наиболее тогда образованный Федор Ушаков.

    Вернувшись в Россию, Радищев быстро убедился в том, что его знания правительству не нужны. К тому времени уже была распущена Комиссия по составлению нового Уложения, были запрещены сатирические журналы, императрица стала на путь открытой борьбы с прогрессивными русскими деятелями. Радищев поступил на скромную должность протоколиста в Сенат.

    Здесь он многое узнает о беззакониях помещиков, о произволе чиновников, казнокрадстве и взяточничестве.

    Сблизившись с Н.Н.Новиковым, Радищев в 1773 году опубликовал в Новиковском издательстве перевод книги французского просветителя Мабли «размышление о греческой истории». В примечаниях Радищева в этой книге проявилась его ненависть к самодержавию.

    Радищев писал: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

    В том, вероятно, 1773 году, было создано Радищевым его первое художественное произведение «Дневник одной недели». В нем отстаиваются права человека на личную жизнь, рисуется мир интимных чувств и переживаний.

    В период создания «Дневника» Радищев занимался и поэзией. Это было время поисков своего пути в литературе.

    В 1773 году Радищев оставил службу в Сенате и перешел обер-аудитором (прокурором) в штаб главнокомандующего в Петербурге. Несмотря на хорошее к себе отношение, Радищев вскоре оставил службу, так как по роду своих обязанностей вынужден был осуществлять карательную политику самодержавия.

    К восстанию Пугачева Радищев сразу же отнесся сочувственно.

    События крестьянской войны 1773 – 1775 годов оказали решающее влияние на взгляды писателя. Они показали путь насильственной ликвидации крепостничества и «самодержавства». Радищев стал первым глашатаем крестьянской революции.

    В эти годы Радищев завязывает знакомство с демократическими кругами, вступает в «Общество словесных наук», куда входили мелкие чиновники, дворяне, поповичи, офицеры – разночинцы, как их стали называть позже. Вступив в «Общество», Радищев занял в нем руководящее положение, сосредоточив внимание участников на общественных вопросах.

    В 1782 году Радищев пишет «Письмо другу, жительствующему в Тобольске». Внешним поводом для написания этого произведения явилось торжественное открытие в Петербурге 7 августа 1782 г. памятника Петру Первому. Радищев пользуется этим поводом для того, чтобы дать оценку деятельности Петра.

    Указав на значение деятельности великого преобразователя, писатель возражает против идеализации Петра: он не прощает ему окончательного закабаления крестьянства, отметив, что царь «... истребил последние признаки дикой вольности своего отечества». Радищев приходит к выводу: «...нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти, седяй на престоле».

    Не случайно Екатерина, прочтя это место, заметила, что, как видно из «Письма», «давно мысль» Радищева «готовилась по взятому пути».

    В «Письме» Радищев дает свое определение патриотизма: патриотизм – это борьба за освобождение крестьян от рабства, за свободу сограждан.

    В декабре 1789 года была опубликована статья Радищева «Беседа о том, что есть сын отечества» (в журнале «Беседующий гражданин»). Здесь Радищев утверждает, что только свободный человек может быть истинным сыном отечества – патриотом.

    В 1788 году написана повесть «Житие Федора Ушакова», в которой обобщен жизненный опыт писателя и его мысли о неизбежности революции в России.

    Невыносимый гнет неминуемо ведет к революции – к этому выводу приходит в «Житии Федора Ушакова» Радищев. Повесть свидетельствовала, что Радищев идейно и творчески готов к созданию наиболее революционной книги 18 века «Путешествие из Петербурга в Москву».

    После издания этой книги Радищев был арестован. Его приговорили к смертной казни по указанию Екатерины, но царица заменила этот приговор десятилетней ссылкой в Сибирь, желая казаться милосердной. В Сибири Радищев пробыл шесть лет, до смерти Екатерины, но ссылка не изменила его революционных убеждений.

    После того, как царем стал Александр Первый, старавшийся казаться либеральным правителем, Радищеву разрешили вернуться в Петербург и дали ему место в комиссии по составлению законов. Но его предложения не принимались, и вскоре ему было сказано, что если он не изменит своих взглядов, то ему угрожает повторение наказания. У измученного ссылкой и потерявшего здоровье Радищева не было сил продолжать борьбу. 12 сентября 1802 года он покончил жизнь самоубийством, приняв яд.

    Так «либеральный» царь расправился с первым русским революционером, защитником народа.

    «Путешествие из Петербурга в Москву» вышла в свет в мае 1790 года. В ней писатель с огромной смелостью и глубиной поставил и разрешил основные общественные и политические вопросы современной действительности. Главными из них были вопросы о характере государственной власти и о роли и правах народа.

    Радищев подошел к их решению с более революционных позиций, чем западные мыслители того времени. Он мужественно обличал крепостничество, самодержавие и церковь. Екатерина назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева», потому что Пугачев поддерживал веру народа в возможность существования «доброго царя», а Радищев утверждал, что всякая царская власть враждебна народу.

    В начале своей книги автор говорит о том, что побудило его написать «Путешествие»: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Стремление облегчить эти страдания, глубокое сочувствие угнетенным явилось причиной создания книги, ставшей вершиной революционной мысли 18 века. Эпиграфом Радищев взял слова из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (чудовище толстое, наглое, огромное, имеющее сто пастей и лающее). «Чудищем» писатель назвал самодержавно-крепостнический строй, опорой которого служило дворянство, существовавшее за счет крепостного права.

    Основной удар в своей книге Радищев направляет против крепостничества. Он осуждает закабаление крестьян как гуманист, человеколюбец, доказывая несправедливость порядков, попирающих достоинство народа.

    Писатель выступает как политик, указывая на опасность существования крепостного права для государства, потому что в любой момент возмущение крестьянства может стать причиной страшных общественных потрясений.

    Наконец, Радищев высказывает свои соображения как экономист, убеждая в том, что труд крепостных непроизводителен и невыгоден.

    В «Путешествии» развернута широкая картина современной русской действительности. Форма путевых записок потому и избрана Радищевым, что она позволяет показать жизнь народа в разных местах и этим убедить читателя, что крестьянину везде плохо, что дело не в том – хорош помещик или нет: дело в самом принципе крепостного права.

    «Путешествие» было первой в русской литературе книгой, в которой тема народа стала главной. Радищев взглянул здесь на русскую жизнь с точки зрения порабощенного крестьянства.

    В главе «Любани» изображен крестьянин, который работает в воскресенье, потому что все остальное время вынужден трудиться на барина. Только праздники и лунные ночи остаются для работы у себя в хозяйстве.

    Несмотря на то, что крестьянин работает в праздник, он трудится очень старательно. Путешественник делает вывод: «Нива, конечно, не господская». Этим Радищев хочет показать, что на помещика крестьянин не может работать с охотой. Труд крепостного на помещика нельзя сравнить по качеству с тем, как трудится человек для себя. Так Радищев доказывает непроизводительность труда крепостных.

    В главе «Вышний Волочок» рассказано о том, как помещик сделал свое имение образцовым хозяйством: он совершенно разорил своих крестьян и довел их до полного истощения.

    В главе «Зайцово» изображен помещик, который отнял у крестьян всю землю и «заставил работать на себя, а дабы они не умерли с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день». Тех крепостных, которые трудились с недостаточным усердием, этот помещик «сек розгами, батожьем или кошками, смотря по мере лености».

    Крестьянка обращается к Путешественнику со словами: «Не слезы ли ты крестьян пьешь, когда они едят такой же хлеб, как и мы?», и показывает ему хлеб, состоящий «из трех четвертей мякины и одной части несеянной муки». «Да и то слава богу при нынешних неурожаях, - радуется эта женщина, - у многих соседей наших и того хуже» (глава «Пешки»).

    Радищев гневно осуждает торговлю людьми. В главе «Медное» показана сцена продажи крепостных. Продают целые семьи, разделяя мужей и жен, сестер и братьев, родителей и детей.

    Несчастьем для крепостных семей была и рекрутчина. В главе «Городня» автор рассказывает о рекрутском наборе, горе крестьян, провожающих молодых парней на царскую службу.

    Даже «добрый барин» не может изменить положения крепостных. Один из рекрутов принадлежал «хорошему помещику». Барин дал крестьянскому мальчику такое же воспитание, как и своему сыну. Он собирался отпустить своего любимца на волю, но умер, не успев этого сделать. После смерти старого барина его сын женился и не захотел отпускать своего крепостного на волю. Вместе со своей женой молодой барин доводит крепостного до мыслей о самоубийстве. Уход в рекруты для него становится единственным средством избавиться от мучений.

    Радищев сумел понять, какие замечательные качества свойственны русским крестьянам. Несмотря на нищету, невежество и страшное угнетение крестьяне честны, трудолюбивы, отличаются развитым чувством собственного достоинства, высокими нравственными качествами.

    На станции Едрово Путешественник знакомится с семьей крепостной девушки Анюты. Анюта любит молодого крестьянского парня Ивана, но не может выйти за него замуж, потому что для этого ей нужно сто рублей. Путешественник предлагает матери Анюты эти деньги, но та отказывается – «лихие люди ало ли что подумают», отказался от денег и жених Анюты.

    Радищев увидел, что крестьяне смотрят на помещиков как на врагов, хотя большая часть их пока покоряется.

    В главе «Зайцово» изображено, как крепостные, которых издевательства помещика довели до отчаяния, убивают своего барина. Друг Путешественника, Крестьянкин, говорит: «Крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не имеют». Это мнение и Радищева.

    В отличие от других просветителей 18 века, Радищев не думает, что крестьянская революция приведет к упадку культуры и ослаблению русского государства. Он верит в творческие силы народа. По его убеждению, из среды восставших выйдут талантливые деятели, которые приведут страну к невиданному расцвету во всех областях жизни. В «Путешествии» появляется и образ представителя нарождающейся разночинной интеллигенции – Крестьянкина, сочувствующего народу. Но Радищев показывает, что отдельные передовые люди не могут добиться решительных изменений в положении народа до тех пор, пока существует самодержавно-крепостнический строй. Крестьянкин был вынужден уйти со службы из-за преследований.

    В «Путешествии показаны различные представители царской власти. Все они изображены как жестокие люди, равнодушные ко всему, кроме собственной наживы и продвижения в чинах. В главе «Хотилов» Радищев предупреждает: «Чем медлительнее и упорнее вы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем».

    В оде «Вольность», написанной около 1783 года, Радищев еще более углубил критику самодержавия и высказал мысль о том, что церковь является надежной поддержкой самодержавия (ода «Вольность» включена в главу «Тверь»)

    Власть царска веру охраняет,

    Власть царску вера утверждает;

    Союзно общество гнетут.

    «Путешествие» состоит из 26 глав, которые названы по именам станций, расположенных по дороге из Петербурга в Москву. в каждой из глав Путешественник не только описывает дорожные наблюдения, но и делится своими мыслями, приводит рассказы встречных лиц, излагает содержание различных документов и т.д.

    Образ Путешественника не совсем совпадает с личностью автора. Путешественник за время своей поездки изменяет свои представления о жизни. От мыслей о возможности постепенных преобразований он приходит к убеждению в неизбежности революции. Автор же держался этого мнения с самого начала.

    Главы построены таким образом, что вслед за мыслями Путешественника на какую-либо тему перед ним возникает жизненный факт, на основании которого он приходит к правильным выводам. Иногда происходит наоборот: жизненный факт заставляет Путешественника задуматься о нем и сделать вывод.

    Для выражения своих взглядов Радищев использует различные приемы: он включает в повествование политический трактат («Хотилов»), стихи (ода «Вольность»), вставной рассказ встречного лица, аллегорический сон («Спасская полесть»).

    В языке и стиле «Путешествия» использованы различные речевые средства. В зависимости от характера сообщения Радищев прибегает то к языку, близкому к разговорному, то к торжественной ораторской речи, то к народному просторечью, когда передает речь героев из крестьянской среды.

    В произведении использованы достижения всей русской литературы того времени.

    Произведения А.Н.Радищева имели огромное значение для дальнейшего развития русской литературы.

    Опорные слова:

    Персонаж, литературный персонаж, предисловие, тема, рассказ, стиль, стилевая манера, повествование, авторское повествование, приём, авторский приём, образ, главный образ произведения, второстепенный образ произведения.
    Литература.

    1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. – М.,2009.

    2. Гуковский Г.А. История русской литературы XVIII в. – М.,2011.

    3. Ужанков Н.О. О специфике развития русской литературы XI – первой трети XVIII века. – М.,2009.

    4. П.А.Орлов. Радищев и сентиментализм. М. 1976

    5. 2. Г.П.Макогоненко. Радищев. Биография. М.-Л. 1965

    6. Д.С.Бабкин. Проблема радищевской психологии. «Русская литература», 1969 г., №3.


    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта